STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка

Карагодина Анастасия Андреевна

STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карагодина Анастасия Андреевна, воспитатель

МБДОУ «детский сад «Тополек»

STEM ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время в современном обществе наблюдается тенденция к внедрению инновационных технологий. Таким образом, исследователи предполагают, что в будущем 65% нынешних дошкольников овладеют профессиями, которые в нашем обществе ещё не представлены на рынке труда.

Президент РФ В. В. Путин, отметил, что инженерное образование в РФ нужно вывести на новый, более высокий уровень. Министр образования и науки подчеркнул: «В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров». Специалисты в области образования рекомендуют утверждение STEM — образования в России, с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, которые внесут значимый вклад в развитие нашего общества и государства в целом.

Основоположниками STEM— обучения, в конце 90-х годов, выступили Соединённые Штаты Америки. В последствии данный подход к обучению внедрялся в странах, ориентированных на повышения уровня научно — технического потенциала. Так, в России, на базе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», авторами программы STEM — образования выступили Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин. В целом, аббревиатура STEM расшифровывается, как Science — естественные науки, Technology — технологии, Engineering — инжиниринг, проектирование, дизайн, Mathematics — математика.

Можно заметить, что уже в Российских ДОУ, школах и институтах применяются робототехника, конструирование, моделирование и проектирование. Важно, что в ДОУ программа STEM предполагает возможность её применения в различных видах деятельности — не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в рамках кружковой работы, в свободной деятельности самих детей.

Поэтому, учитывая актуальность вопроса применения новых информационных технологий, на педагогическом совете было принято решение о принятии направленности организации образовательного процесса посредством использования STEM — технологий. Наши педагоги успешно прошли курсы повышения квалификации «Реализация парциальной модульной программы «STEM образование детей дошкольного возраста»; оборудован кабинет и оснащён необходимой материально — технической базой.

Целью инновационной деятельности выступает создание условий для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности, вовлечения в научно — техническое творчество, посредством реализации парциальной модульной программы «STEM — образование детей дошкольного возраста».

Задачи, решаемые STEM — образованием:

  • Учиться должно быть интересно;
  • Знания должны быть применимы на практике;
  • Обучение должно быть занимательным по форме;
  • Обучение должно приносить реальные плоды в будущем.

В соответствии с программой, используются модули:

  1. Образовательные наборы Ф. Фребеля — формирование представлений математической направленности, экспериментирование, освоение пространственных отношений предметов окружающего мира, конструирование.
  2. «Экспериментирование с живой и неживой природой» — опытно — экспериментальная деятельность с целью обогащения представлений об окружающем мире, формирование экологической грамотности.
  3. «Математическое развитие» — формирование математических представлений, посредством ознакомления с величиной, формой, пространством, временем, количеством и счётом, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  4. «Лего- конструирование» — развитие творческого воображения, конструктивных навыков, способностей к планированию, экспериментированию, умение анализировать, обобщать.
  5. «Робототехника» — развитие логического, алгоритмического, индуктивного мышления, способностей к планированию, моделированию, формирование элементарных основ программирования.
  6. « Мультстудия « Я творю мир» — освоение ИКТ, мульти- медийных технологий, организация продуктивной деятельности, посредством сочетания художественного и технического творчества, развитие коммуникативных навыков.

Обобщив опыт работы  ДОУ с позиции внедрения и апробация STEM — технологий в  старшей и подготовительной группах, можно констатировать наличие положительной динамики в уровне освоения воспитанниками основной образовательной программы. Отмечаются положительные впечатления и отзывы со стороны детей, педагогов и родителей. Важно, что дети проявляют познавательный интерес, активность, творческое воображение, волевую и мотивационную направленность, самостоятельность; с удовольствием общаются, строят совместные планы, высказывают предположения, делают выводы; в контексте принятия общей идеи и решения совместных задач с использованием реальных объектов и вещей, формируется сплочённость детского коллектива.

В заключении хочется отметить, что дошкольное детство — это важный, сензитивный период в жизни человека. Важно, чтобы жизнедеятельность ребёнка не рассматривалась как подготовка к следующему, школьному этапу жизни; это время приобретения начального культурного опыта, предпосылок возникновения ориентира в развитии, направленности и самоопределении личности. STEM — технологии позволяют изучать мир системно, в доступной, увлекательной форме для детей; помочь раскрыть в подрастающем поколении потенциал будущих успешных математиков, инженеров, учёных — исследователей и изобретателей, художников, скульпторов и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» Журнал «Дошкольное образование» (разное)

Я – музыкальный руководитель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Алёнушка», хочу поделиться опытом своей работы с детьми....

Внедрение инновационных технологий педагогической деятельности воспитателя в современное дошкольное образование: проблемы и перспективы

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами....

Внедрение инновационных технологий педагогической деятельности воспитателя в современное дошкольное образование.

В последнее время воспитатели дошкольных учреждений активно начали внедрять в педагогическую деятельность инновационные технологии гарантирующие дошкольнику успешность в дальнейшей жизни. Их использов...

Муниципальный проект «Готовы к развитию!» (инновационные педагогические практики в дошкольном образовании)

Дошкольное образовательное учреждение сегодня – это сложная система, стремящаяся к совершенствованию, развитию, ищущая новые возможности, создающая необходимые условия для удовлетворения потребн...

«STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.Что такое STEАM?Если ра...

Региональная инновационная площадка Московской области в 2021 году в направлении« Образовательный потенциал STEM-технологий», региональный уровень, МБОУ Лесногородская СОШ Дошкольное отделение Детский сад № 12, 2021г.

Распоряжение Министерства образования Московской области от 11.11.2021 № Р-709 «Об утверждении Перечня победителей областного конкурса дошкольных образовательных организаций муниципальных образо...

Внедрение инновационных технологий педагогической деятельности воспитателя в современное дошкольное образование: проблемы и перспективы

Общая цель инновационной деятельности в ДОУ - улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования....