Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Хлеб, откуда ты пришёл?»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Хлеб, откуда ты пришёл?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Хлеб, откуда ты пришёл?»

Цель: формирование  представления детей о том как, выращивают и пекут хлеб.

Задачи:

-обобщить и уточнить знания детей о хлебе, о профессиях людей, связанные с ним;

- развивать речь, мыслительную деятельность, мелкую моторику, навык самостоятельной работы, расширять и активизировать словарь, поддерживать естественный интерес и любознательность детей, фантазию и инициативу;

- воспитывать бережное отношение к хлебу, и уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве;

Предварительная работа: разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе.

Демонстрационный материал: колосья зерновых культур, мука разных сортов, каравай, экспонаты хлебобулочных изделий, мяч, иллюстрации по теме, белый и ржаной хлеб.

Методы и приёмы: беседа, использование художественного слова, игровые приёмы, показ, объяснение, анализ.

Ход занятия

В: Доброе утро, ребята!

Собрались мы все в кружок

Ты мой друг, я твой дружок

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята послушайте загадку :

Рос сперва на воле, в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотился

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна в муку и тесто,

В магазине занял место!

Что это? (Хлеб)

В: Правильно хлеб, вот о нем мы сейчас и поговорим.

Хлеб издавна символизирует народное благополучие, довольство. Его употребляют все народы мира. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто невозможно.

Ни один обед, ни один завтрак и ужин не обходится без маленького кусочка хлеба. Ни один бутерброд, ни одна котлетка будет не вкусной без хлеба. А вспомните, как вкусен гороховый суп, когда в него мы кладём гренки? Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

В:  А сейчас вы хотите послушать придание, о том, как пришел к людям хлеб? Тогда усаживайтесь по-удобнее и внимательно слушайте.

Было это давным-давно, когда на свете не было ни бабушек, ни прабабушек. Людям тогда жилось очень тяжело. Они не умели приучать животных, выращивать растения, чтобы не умереть с голоду, они бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав и кореньев. И вот однажды, люди нашли такое поле, с семенами (оказалось, это был созревший ячмень). Какими вкусными показались семена людям. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто, а из теста печь хлеб. Без хлеба на Руси не обходилась ни одна трапеза (принятие пищи). Пекли пироги со всевозможными начинками, блины, оладьи, ватрушки. По этому, уместно сказать почёт и уважение хлебу.

Ребята, хлеб – главное богатство нашей Родины. Это результат работы очень многих людей. Мы не представляем ни одного дня без хлеба и не задумываемся, как он попадает к нам на стол. Давайте проследим весь путь до нашего стола.

Воспитатель показывает иллюстрацию «Поле для пахоты».

В: “Дети, что вы видите на картине?”

Д: Поле, земля, пашня

В: “Правильно – это только начало пути хлеба. А что надо сделать с этой землёй и почему?

Д: Сначала надо подготовить землю, она слежалась, в ней нет доступа к воздуху, а воздух нужен всем для дыхания. Для этого землю надо вспахать, чтобы она ожила.

В: Хорошо. Сейчас я вам зачитаю еще одну загадку.

«Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Пять плугов тащит»

Д:Трактор

В: Молодцы, а как называется профессия человека, который управляет трактором?

Д: Тракторист

В: Правильно, теперь, когда земля подготовлена, начинается посев.

Ребята, как узнать, что урожай созрел?

Д: Колоски желтые, золотые, усатые.

«Колосок».

В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок. В.Орлов

В: Но вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается жатва. И на поле выходят другие машины

А кто будет убрать урожай.

Узнаем из загадки.

«Он идёт волну сечёт

Из трубы зерно течёт»

Что это за машина?

Д: комбайн

В:Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.

В: А кто такой комбайнер?

В: Хоть и собрано зерно, да не хлеб ещё оно; куда потом повезут это зерно?

Д: На элеватор

В: А что это?

Д: помещение, где сортируют и хранят зерно)

В: Элеватор

В: С элеватора, куда зерно повезут?

Д:На мельницу. Мукомольный завод.

В: Сейчас опять зачитаю вам загадку.

«В оборот зерно берут.

В порошок его сотрут

Что это за порошок?»

Д: мука

В: А на мельнице кто работает?

Д:Мельник

Упражнение «Мукомол»

Мукомол, мукомол ты нам зерна молол (круговые движения перед собой).

А теперь из муки все что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху)

Мишке – пышки, зайке – сайки (показывают руками пышные булки).

Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).

Всех порадовали нас, веселимся мы сейчас (хлопаем в ладоши).

В: Ребята, давайте посмотрим, какая мука?

 Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где стоят тарелки с разной мукой. Дети рассматривают муку, определяют, что она разного цвета, высказывают свои предположения из какого зерна, называют пшеничная, и ржаная.

В: Какая мука получится из пшеницы, а какая изо ржи?

Д: из пшеницы – пшеничная мука, белая; а изо ржи – ржаная мука, темная

В: Мы с вами поиграли, намололи муки. Что же происходит дальше?

В: А вот дальше муку везут в пекарню.

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

Кто это?

Д:пекари.

Физкультминутка. «Тесто»

Муку в тесто замесили

И из теста мы слепили:

Пирожки и плюшки, сдобные ватрушки

Булочки и калачи

Всё мы испечем в печи!

В: На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. и пекут хлеб – хлебобулочные изделия. А потом на специальных машинах везут его в магазин.

В:Хотите поиграть в интересную игру? Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если же он не из муки нет. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки.

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем.

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Называйте, не стесняйтесь.

Выбирайте, угощайтесь! Присаживайтесь

Д/И «Какой?»

В: А теперь скажите про хлеб, как можно больше красивых слов. Какой хлеб?

Д:Пшеничный, мягкий, полезный, душистый, ароматный, пропеченный, ржаной, вкусный, пышный, пахучий, аппетитный, сухой, свежий, хрустящий, поджаристый, поджаренный, черствый.

Я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о хлебе.

Без хлеба – не будет и обеда.

Без печки холодно – без хлеба голодно.

Хлеб ногами топтать – народу голодать.

Много снега – много хлеба.

Хлеб бросать – силу терять.

Хлеб – батюшка, водица – матушка •

Ломота в спине, зато хлеб на столе.

Каждое семя знает своё время

Плох обед, когда хлеба нет

Хлеба ни куска, то и в горнице тоска

Не в пору обед, когда хлеба нет

Хлеб – наше богатство

Будет хлеб – будет песня

Где хлеб и тепло, там жить добро.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хочешь, есть калачи - не сиди на печи.

В: Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?

Д: надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

В:Сколько людей разных профессий трудятся над тем, чтобы хлеб к нам пришел на стол!

Необходимо всегда всем помнить, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей. Труд хлебороба тяжелый и длительный труд. Учитесь ценить труд других.

 В: Вот и время пришло проститься Ребята, как вы думаете, легко ли вырастить хлеб? (ответы детей)

Как надо относиться к хлебу? (ответы детей)

Что для вас было самое трудное? (ответы детей)

Что больше всего понравилось? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Хлеб всему голова»

ЦЕЛЬ:  Расширять представление о практической жизни человека.ЗАДАЧИ:Воспитывать бережному отношению к хлебу и уважение к труду хлебороба. Познакомить с культурой русского народа, земл...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб наше богатство»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб наше богатство»...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел.»

Занятие по позновательному развитию  в подготовительной группе....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Хлеб — наше богатство"

Цель: Формирование у детей представления о процессе выращивания и приготовлении хлеба...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Хлеб - всему голова»

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе«Хлеб - всему голова»Задачи:Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.Уточнить и закрепить...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Откуда пришла книга?»

Конспект занятия по познавательному развитиюв старшей группе Тема: «Откуда пришла книга?»...