Проект "Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет"
проект (средняя группа)

Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью у педагогов пользуются «Логические блоки» Дьенеша, палочки Кюизенера и кубики Никитина. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны, т.к. развивает у детей умение анализировать, классифицировать и обобщать материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx63.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет»

Актуальность: Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать  новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и в игровых действиях.

Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью у педагогов пользуются «Логические блоки» Дьенеша, палочки Кюизенера и кубики Никитина. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны, т.к. развивает у детей умение анализировать, классифицировать и обобщать материал. Овладев логическими операциями, дошкольник станет  более внимательным, научится мыслить ясно и четко.

Данные дидактические пособия, позволяют решать следующие задачи:

  • ознакомление детей с формой предметов, цветом, размером и толщиной;
  • развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, комбинировать, обобщать, абстрагировать;
  • развитие пространственного воображения, сообразительности и логического мышления;
  • развитие познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • развитие творческих способностей.
  • воспитание аккуратности, внимания, точности, усидчивости и целеустремленности.

 Исходя из этого, мы имеем возможность использовать данные дидактические пособия в организованной образовательной деятельности дошкольников, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное пособие в содержание образовательной деятельности (конструирование, развитие математических представлений). «Логические блоки» Дьенеша, палочки Кюизенера и кубики Никитина обеспечивают наглядность, системность и доступность. А также позволяют сделать игры детей разнообразней и интересней.

Проблема: дети плохо справляются с простейшими логическими задачами, не могут выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывает трудности ориентировка в пространстве, неумение комментировать свои действия.

Обоснование проблемы:

Недостаточность знаний детей и их родителей об играх с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера и кубиками Никитина.

 Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

Срок реализации проекта: сентябрь 2021 года – май 2022 года.

Тип проекта: творческий, долгосрочный, семейно – групповой, практико – ориентированный.

Гипотеза проекта: Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками Никитина дают возможность  детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Цель: создание условий и содействие интеллектуальному развитию ребёнка.

Задачи проекта для детей:

  1. Развитие визуального, аудиального и тактильного восприятия.
  2. Формирование представлений о цвете, размере.
  3. Обучение детей работе по вербальному и зрительному образцу.
  4. Развитие наглядно-образного мышления.
  5. Обучение детей соотнесению формы и образца.
  6. Развитие памяти: аудиальной, визуальной, моторной, кратковременной, долговременной и ассоциативной.
  7. Развитие концентрации и распределения внимания.
  8. Обучение детей находить нужную фигуру по заданным признакам.
  9. Развитие зрительно-пространственной ориентации.
  10. Развитие мелкой моторики руки, сенсорно-моторной координации и графических навыков.
  11. Развитие произвольных действий, обучение ребенка согласовывать свои действия с действиями взрослого и действиями других детей.

Задачи для педагогов:

  1. Ознакомиться с современной методической литературой по теме: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина;
  2. Повышать педагогическую грамотность;
  3. Повышать профессиональный уровень по проектной деятельности.

Задачи для родителей:

  1. Познакомить родителей со структурой игр с логическими блоками Дьенеша, кубиками Никитина, палочками Кюизинера их обучающими задачами, способами подачи детям.
  2. Участвовать в развитии интеллектуальных способностей детей в домашних условиях.

Основные принципы:

  1. Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
  2. Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  3. Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
  4. Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
  5. Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  7. Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Время проведения: два раза в неделю, как в первую, так и во вторую половину дня, с продолжительностью 20-25 минут.

Методическое обеспечение:

  • «Логические блоки» Дьенеша;
  • палочки Кюизенера;
  • кубики Никитина
  • карточки с изображением символов;
  • игровые поля;
  • картотеки.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный (сентябрь-октябрь 2021г.)

Мониторинг знаний детей по ФЭМП.

Определение цели и задач проекта, участников проекта.

Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

Подбор нагляднo-дидактичeских материалов и оборудования для занятий, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми вне занятий.

Наглядная информация «Блоки Дьенеша – это интересно».

Консультации для родителей: «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума», «Кубики Никитина»: родителям, педагогам, детям!»,

«Палочки Кюизенера или умные игрушки»

Диагностика элементарных математических представлений и мыслительных умений.

Наблюдение за детьми в ходе использования блоков Дьенеша, кубиков Никитина, палочек Кюизенера.

Проведение ознакомительного занятия.

Предполагаемый результат.

Первоначальная заинтересованность детей и их родителей в использовании блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина.

 2 этап. Основной (октябрь 2021г. – май 2022г.)

Перспективное планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий,

проводимых с родителями детей (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша, виды деятельности.

Сроки

Формы работы

Октябрь

№ 1 «Первое знакомство с блоками Дьенеша»

Цель: Формирование первого представления о блоках Дьенеша.

Задачи:         Освоение свойств (по форме, цвету, размеру,

толщине), развивать у        детей мыслительные операции (анализ,

сравнение, классификация, обобщение); познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение); воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Оборудование: блоки Дьенеша.

№ 2 «Первое знакомство с палочками Кюизенера»

Цель: Формирование первого представления о палочках Кюизенера.

Задачи: Освоение свойств (по цвету, размеру) развивать удетей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение); познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение); воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

        

Ноябрь

№ 3 Упражнение «Найди фигурке место»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша.

Оборудование: блоки Дьенеша

№ 4 Упражнение «Найди фигуру»

Цель: развитие восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по аудиальному образцу.

Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал».

№ 5 Упражнение «Строим дорожки»

Задачи: учить детей различать и группировать палочки по цвету. Осваивать эталоны цвета и их названия. Использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная и т.д. Развивать зрительный глазомер.

Оборудование: палочки Кюизенера

№ 6  «Путешествие в город геометрических фигур»

Задачи: Учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства. Развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине), развивать восприятие, внимание.

Упражнять в узнавании цифр от 1 до5.

Развивать внимание, воображение, логику.

Оборудование: блоки Дьенеша.

№ 7 Игра «Ленточки в подарок»

Задачи: учить детей различать и группировать палочки по цвету. Осваивать эталоны цвета и их названия. Использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная, одинаковые по цвету и по длине и т.д. Развивать зрительный глазомер. Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: палочки Кюизенера

№ 8 Знакомство с развивающей игрой « Сложи узор» кубики Никитина.

 Цель: Формирование первого представления о кубиках

Никитина.

Оборудование: кубики Никитина.

№ 9 Упражнение «Сложи картинку»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша.

Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал».

№ 10 Упражнение «Найди фигуру»

Цель: развитие восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша.

Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал».

Декабрь

№ 11 Упражнение «Моделируем квадрат»

Задачи: учить детей различать палочки по цвету. Осваивать эталоны цвета и их названия. Использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и по длине и т.д. Развивать представление о квадрате. Развивать зрительный глазомер. Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: палочки Кюизенера по 6 шт.: розового 2, голубого 3, красного 4 и желтого 5 цвета по количеству детей.

№ 12 Упражнение «Найди фигурке место»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина.

Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал».

№ 15 Упражнение «Покажи фигуру»

Цель: развитие восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал».

 № 16  Выкладываем из палочек

Цель: умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое.

Оборудование: палочки Кюизенера. Комплект игр «На золотом крыльце…»..

№ 17 Упражнение «Сложи картинку»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша.

Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал».

№ 18 Упражнение «Покажи фигуру»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша.

Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал».

№ 19 Упражнение «Найди фигурке место»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина.

Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал».

№ 20  Выкладываем из палочек

Цель: умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое.

Оборудование: палочки Кюизенера. Комплект игр «На золотом крыльце…».

Январь

№ 21 Упражнение «Моделируем прямоугольник»

Задачи: учить детей осваивать эталоны цвета и их названия. Использовать в речи слова: такая же, тоже розовая, одинаковые по цвету и по длине и т.д. Развивать представление о прямоугольнике. Развивать зрительный глазомер. Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: палочки Кюизенера по 6 шт.: розового 2, голубого 3, фиолетового 6 и черного 7 цвета по количеству детей.

№ 22 Упражнение «Найди фигурке место»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина.

Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал».

№ 23 Упражнение «Сложи картинку»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша.

Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал».

№ 24 Упражнение «Найди фигуру»

Цель: развитие восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша.

Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал».

№ 25 Упражнение «Подбираем к домику крышу»

Задачи: учить детей различать палочки по цвету. Осваивать эталоны цвета и их названия. Развивать зрительный глазомер. Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Материалы: набор домиков (см. приложение, размер домиков 4×4 см, 6×6 см, 8×8 см, 10×10 см) и палочек  по количеству детей.

№ 26 Игра-конструирование «Дом и мебель для матрешки»

Задачи: учить детей различать палочки по словесному указанию взрослого. Учить детей устанавливать соответствие между цветом и числом. Развивать воображение, зрительный глазомер. Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Материалы: матрешка или другие мелкие объемные или плоскостные игрушки, палочки: белые 1 – 2, розовые 2 - 3,  голубого 3 - 3, красные 4 – 12, желтые 5 – 3.

Февраль

№ 27 Упражнение «Найди фигурке место»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина.

Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал».

№ 28 Игра-конструирование «Собачка»

Цель: учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого. Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образца. Развивать воображение. Развивать зрительный глазомер. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Материалы: матрешка или другие мелкие игрушки, палочки: 4 розовых 2, одна  голубая 3, одна белая 1.

№ 29 Упражнение «Сложи картинку»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша.

Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал».

№ 30 Игра-конструирование «Кошечка»

Цель: учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого. Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образца. Развивать воображение. Развивать зрительный глазомер. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Материалы: шесть палочек: голубого цвета и две желтого, матрешка или другая игрушка.

№ 31 Упражнение «Найди фигурке место»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина.

Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал».

№ 32 Упражнение «Сложи картинку»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша.

Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал».

№ 33  «Спортивные соревнования»

Задачи: развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства. Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Развивать умение классифицировать. Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство – форма) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (форма, отрицание формы). Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы «не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (форма – не квадратный, не круглый, не треугольный, не прямоугольный).

Оборудование: блоки Дьенеша

№ 34  «Все выше, выше и выше»»

Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Развивать умение классифицировать. Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства – толщина и размер). Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Материалы: блоки Дьенеша – 18 шт. (по 6 шт. каждого цвета).

Карточки-символы свойств (цвет).

Картинки: самолетики – 16 шт. (красные, зеленые, синие, желтые, оранжевые), поезд, вагончики, прямоугольники коричневого цвета («дорожки») – 4,5×40 см, 4,5×30 см, 4,5×24,5 см, воздушные шары – 6 шт.

Атласная ленточка - 1,5см ×1,5 см

Таблицы – «домики» (табл. 23) – 3 шт.

Март

№ 35  «Пятачок отправился в гости»

Задачи: развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать. Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства – форма и размер). Развивать умение подбирать предметы по их контурному изображению на листе бумаги. Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форма, размер, толщина) предметов (два свойства), обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не толстый и т.п.).

Материалы: блоки Дьенеша

Картинки: геометрические фигуры черного цвета для логических таблиц (прямоугольник – 1 шт., квадрат – 2 шт., круг – 2 шт., треугольник – 2 шт.), изображение поросенка Пятачка.

Логические таблицы  (табл. 24) – 2 шт., таблицы-домики для дидактической игры «Строим город» (табл. 25) – 4 шт. У всех домиков крыши разного цвета, например желтая, голубая, розовая, зеленая.

Карточки-«накладные» (табл. 26) – 4 шт. «Накладные» должны быть такого же цвета, как и крыши домиков для игры «Строим город».

№ 36 Упражнение «Найди фигурке место»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина.

Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал».

№ 37 Рисуем цветными палочками

Цель: развивать художественные способности детей (умение воплощать свой замысел в рисунке, выбирать средства необходимые для этого). Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения, соответствующие размеру картины. Распределять их в пространстве с целью получения нужного образа. Развивать ориентировку детей в пространстве («слева», «справа», «вверху», «внизу»), воображение, зрительный глазомер. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Материалы: палочки Кюизенера.

№ 38 Упражнение «Покажи фигуру»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша.

Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал».

№ 39  «День рождения Димы»

Задачи: развивать умение классифицировать. Развивать способность к анализу, абстрагированию, умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм – «выращивание дерева»), творческое мышление, воображение. Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства – форма и толщина).

Материалы: блоки Дьенеша, карточки-символы свойств (цвет),

карточки-символы свойств машинок (модель).

Картинки: гаражи – 4 шт., мальчики (2 картинки), прямоугольник коричневого цвета («дорожки») – 4,5×60 см – 1 шт., машинки 24 шт. (машинки отличаются цветом, формой и размером), стрелки – 4 шт.

Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы (таб. 33), тарелочки, блоки Дьенеша – 9 шт., карточки-схемы разветвленного алгоритма – «Выращивание дерева» (табл. 16в).

№ 40 Упражнение «Найди фигурке место»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина.

Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал».

№ 41 Упражнение «Сложи картинку»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша.

Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал».

№ 42 Игра-конструирование «Пирамидка и лесенка»

Цель: развивать у детей: представления о цвете, представления о длине («длинный», «короткий» и т.д.), умение сравнивать полоски по длине («длиннее - короче» и т.д.), зрительный глазомер, учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно, формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Материалы: палочки Кюизенера: белого, розового, голубого, красного и желтого цвета.

Апрель

№ 43  «Расколдуем зеркала»

Задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм – «Выращивание дерева»), творческое мышление, воображение. Познакомить детей с карточками-символами видоизменения свойств (цвет, форма, размер).

Материалы: блоки Дьенеша. Логические таблицы на поиск недостающей фигуры (табл. 38) – 6 шт.

Карточки-символы видоизменения свойств (цвет, форма, размер), карточки символы свойств – размер.

«Волшебный клубочек», конверт из плотной бумаги.

Картинки: роботы – 6 шт., камни – 6 шт., волшебные бутылочки – 4 шт., звездолет, планета, злой колдун, стрелки – 4 шт.

№ 44 Упражнение «Найди фигурке место»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина.

Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал».

№ 45 Игровое упражнение «Коврик для кошки»

Задачи: учить детей различать полоски по цвету и длине. Учить детей составлять квадрат из палочек. Развивать зрительный глазомер детей. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Материалы: палочки Кюизенера не менее 4 красных палочек, и игрушечные кошки по количеству детей.

№ 46 Игровое упражнение «Коврик для собачки»

Задачи: Учить детей составлять прямоугольники и сравнивать их с квадратами. Развивать зрительный глазомер детей. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Материалы: 4 желтых палочки для каждого ребенка, игрушечная собака.

№ 47 Упражнение «Сложи картинку»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша.

Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал».

№ 48  «Кондитерская фабрика»

Задачи: развивать умение классифицировать. Развивать умение выявлять абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов (два свойства), обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.). Развивать умение рассуждать логически. Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (два свойства).

Материалы: блоки Дьенеша.

Карточки-символы  свойств (размер – по 2 шт., цвет, форма, толщина).

Прямоугольники коричневого цвета («дорожки»): 4,5×24,5 см – 4 шт., 4,5×60 см – 1 шт., коробка для игры «Угадайка».

Картинки: утенок, цыпленок, лягушонок, бабочка, медвежонок, обезьянка, домики (кондитерская фабрика) – 4 шт. К каждому домику должна быть приклеена картинка – изображение какого-либо фрукта или ягоды.

№ 49 Упражнение «Найди фигуру»

Цель: развитие восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с блоками Дьенеша.

Оборудование: блоки Дьенеша, «Демонстрационный материал».

№ 50 Упражнение «Найди фигурке место»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина.

Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал».

Май

№ 51 Дидактическая игра «Найди цветок»

Цель:        выделяет и абстрагирует цвет, форму, размер. Сравнивает предметы        по        заданным        свойствам.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Перед детьми поляна с «цветами» (из логических блоков, отличающихся цветом, формой, размером). Задание для детей: найти цветок, который цветет только в начале весны - его лепестки должны быть одинаковыми по размеру и цвету, но разными по форме. Дети отыскивают, объясняют, почему так решили. Затем загадывают другой цветок, игра продолжается.

№ 52 Упражнение «Найди фигурке место»

Цель: развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей различным способам работы с кубиками Никитина.

Оборудование: кубики Никитина, «Демонстрационный материал».

№ 53 Выкладываем сюжеты

Цель: умение работать со схемой, выкладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

Оборудование: палочки Кюизенера, игры «На золотом крыльце…»

№ 54 Дидактическая игра « Гусеница»

Цель: выделяет и абстрагирует цвет, форму, величину.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, обручи, карточки - символы.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям построить гусеницу из волшебных фигур. Для этого раскладываются в ряд обручи путем наложения одного на другой, для создания общей области. Раскладываются карточки - символы в каждый обруч.

Например:

  • 1 обруч - синее цветовое пятно;
  • 2 обруч - все маленькие;
  • 3 обруч - желтое цветовое пятно;
  • 4 обруч - все квадратные;
  • 5 обруч - все большие;
  • 6 обруч - все круглые и так далее.

Коды - символы можно располагать в любом порядке. Длина « гусеницы» любая. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

1. Дидактические и развивающие игры.

2. Подвижные игры;

3.Театрализованные игры;

4. Сюжетно-ролевая игра;

5. Конструирование;

6. Образовательные ситуации.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место в фигуре»);

в) в сюжетно-ролевых играх:

  • «Магазин» - деньги обозначаются блоками.
  • «Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками.
  • «Поезд» - билеты, места.

3 Этап. Заключительный (май 2022г)

  1. Обработка и оформление материалов проекта.
  2. Оценка результатов работы всех участников проекта.

Сотрудничество с семьями воспитанников:

  • Просветительская работа с родителями через «Уголки для родителей»,  индивидуальные и коллективные консультации.
  • Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.

Предполагаемый результат:

Возможность родителям увидеть и осмыслить результаты не только труда воспитателя, но и собственного участия в развитии детей.

Предполагаемые результаты по проекту:

для детей:

  • Предоставление детям возможности увидеть реальные результаты сотрудничества с воспитателем.
  • Появление у детей не только новых знаний, но и навыков анализировать собственные действия.
  • Повышение внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша, кубиков Никитина, палочек Кюизенера, как средства развития логического мышления.
  • Подвести детей к самостоятельному использованию игровых пособий блоки Дьенеша. кубиков Никитина, палочек Кюизенера.

для педагогов:

  • Повышение профессионального уровня по проектной деятельности;
  • Расширение и углубление знаний о блоках Дьенеша, кубиков Никитина, палочек Кюизенера.

 

для родителей:

  • Установление эмоционального контакта с детьми.
  • Возникновение у родителей мотивации к использованию блоков  Дьенеша, кубиков Никитина, палочек Кюизенера, как средства развития логического мышления.

Результат проекта

  • Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей.
  • Родители познакомились со структурой логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям.
  •  Дети чаще играют  с логическими блоками Дьенеша. кубиками Никитина, палочками Кюизенера.
  • В результате дети различают и называют основные цвета, размер, форму, величину, толщину геометрических фигур и палочек.
  • Находят нужную фигуру по заданным признакам.
  •  Умеют работать со схемами.
  • Ссоотносят форму и образец.
  • Умеют находить фигуру не только по двум свойствам, но и оперировать одновременно двумя, тремя свойствами.
  • Сравнивать, классифицировать предметы по каждому из этих свойств.
  • Определять свойства фигур на ощупь.
  • Умеют декодировать информацию.
  • Умеют обобщать объекты  одновременно по трём, четырём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.
  • Согласовывают свои действия с действиями взрослого и действиями других детей.

Материал, используемый при проведении проекта:

  • Учебный курс для детей 4-5 лет «Играем с логическими блоками Дьенеша». Н.И. Захарова.
  • Учебно-методический комплекс игровых материалов «Блоки Дьенеша для малышей».
  • Конспекты практических занятий «Интеллектуальное развитие детей». Л.И. Сорокина.
  • Игры и упражнения по обучению математике «Как работать с палочками Кюизенера?». Л.Д. Комарова.
  • Цветные счетные палочки Кюизенера для детей 3-9 лет.
  • Комплект игр и упражнений с цветными и счетными палочками Кюизенера «На золотом крыльце…».
  • Развивающая игра для детей 2-7 лет кубики Никитина «Сложи узор».
  • Карточки – символы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...