Консультация для родителей "Растить любознательных детей"
консультация

Лопухина Анастасия Сергеевна

Любознательность – это ключ к пониманию мира

Любознательность является врожденным качеством любого ребенка, но проявляется по-разному в зависимости от возраста. Пока самые маленькие создают представления о простых предметах с помощью всех своих органов чувств, дети более старшего возраста активно используют знания старших и учатся самостоятельно добывать информацию о более сложных вещах и явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Растить любознательных детей».

Подготовила:

Воспитатель Лопухина А.С.

  Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он   впервые узнает, что сосулька в руке превращается в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности. Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там  внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым,  беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Познавательная активность дошкольников выражается в заинтересованном принятии детьми информации в желании  уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Дети старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Дети рассматривают картинку, на которой изображен строитель со строительным инструментом  на фоне строящего дома. Взрослый предлагает назвать признаки, по которым ребята  определили профессию человека. Такой  элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть  причинные связи  и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Такой анализ помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения. Продолжая рассматривать картину, взрослый предлагает детям подумать:

  • зачем строителю мастерок, который он держит в руке;
  • почему подъемный кран такой высокий;
  • зачем нужно строить такой большой дом;

Задумываясь над этими вопросами, дети  начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видя то, что не изображено на картине, учатся делать самостоятельные  выводы. Ребята могут сравнивать человека и животное ( чем похожи, чем отличаются), искусство, быт, игры, пищу, поступки, проявления чувств и т. п. Во всех случаях сравнение  помогает образованию конкретных, ярких представлений. Эффективным  и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям  и явлениям социального мира. Сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнения  по подобию. Ребенок быстро находит ответ на вопрос : «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство. Чтобы группировать, анализировать, обобщать, выделять существенные признаки-все это способствует  осознанному усвоению материала и интересу к нему. Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы-в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую - врачу». С таким заданием справляются дети 4-5 лет. Дошкольникам  предлагают разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щетка, мяч, карандаши. Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке      зимой, мальчику - летом. Объясни решение. А теперь из этих предметов выбери те , которые нужны для игры, для того, чтобы быть здоровым; чтобы рассказать о себе. Следует обратить внимание на то, что прием классификации  в большей мере способствует познавательной  активности , если он не является  самоцелью, а подчинен  какой-то близкой и понятной  ребенку задаче: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определенной игры, занятия.

Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят надо научить составлять план-карту . Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, участка детского сада. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии». В моделировании и конструировании  пространства можно использовать мелкий материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители. Это развивает: мышление, воображение, и  готовит  ребенка к восприятию карты мира.  Повышению познавательной активности  способствует сочетание: словесного  объяснения, практической реализации и игровой мотивации. Дети вместе с родителями  заняты устройством детской комнаты: нужно определить место для игрового уголка, для книг, для растений и животных. Можно предложить ребенку прежде сделать из мелкого строителя модель размещения объектов и обосновать свои предложения.

В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Они различны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребенка. Умение задавать вопросы необходимо и детям, и взрослому. Прежде всего, следует продумать, как и какие вопросы вы ставите перед ребенком в беседе с ним по поводу прочитанного, просмотренного, наблюдаемого. Чаще всего в беседах преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера. От ребенка взрослый требует повторения только что услышанного, а не раздумий, рассуждений. Такие вопросы просто не имеют смысла, так как  ответ на них слишком прост для детей. Дети старшей группы рассматривают картину» Кошка с котятами» . Традиционный вопрос «кто изображен на этой картине?» бесполезен для старших, которым интересные проблемные, причинные вопросы: Почему котята резвятся, а взрослая  кошка-нет?»  или «Как одним словом можно назвать эту картину?» Если взрослый научится правильно формулировать свои вопросы, то ему  станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому. Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением «Ты хочешь еще что-нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить». Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим  школьникам, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому.  

Экспериментирования и постановка опытов, особенно эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Литература: С. В. Чирковой. « Родительские собрания в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Растить любознательных детей».

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он   впервые узнает, что сосулька в руке превращается в воду; что бумага рвется,...

Консультация для родителей «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты нормального детского поведения....

Консультация для родителей "Как развивать любознательность детей"

Дети от природы любознательны. Но как помочь им не утратить это качество? В помощь родителям нехитрые советы....

Консультация для родителей "Как развивать любознательность детей в условиях семейного воспитания?"

   Каким образом развить любознательность ребенка, чтобы он на протяжении всей жизни хотел учиться и стремился к саморазвитию? Детская любознательность проявляется с самого рождения. ...