Консультация для родителей «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»
консультация (младшая группа)

Прохоренко Снежана Викторовна

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты нормального детского поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белый медвежонок»

Консультация для родителей

«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

                                                                                       

                                                          Воспитатель: Прохоренко С. В.

с. Газ-Сале, 2018 г.

                                                             "Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам"
                                                                                                                         Ральф Уолдо Эмерсон.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже от рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования. Но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В экспериментаторстве четко представлен момент саморазвития: преобразование объекта, получение новых знаний об объекте. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

В процессе экспериментирования младший дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если...?), почувствовать себя первооткрывателем, исследователем.

Процесс познания — творческий процесс, и моя задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Опыт показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста. Они с удовольствием обследуют песок, камешки, предметы; плещутся в воде, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают кораблики, знакомятся с плавающими и тонущими предметами: ловят ветерок и пускают самолетики; пробуют делать пену и пускать мыльные пузырьки.

При выборе метода ознакомления детей раннего возраста с окружающим миром я остановилась на опытно- экспериментальной деятельности. Изучаемые предметы и явления дети должны не только наблюдать, но и подвергать их воздействиям, видоизменяя, выделять в них новые свойства и отношения. Знания о том или ином предмете, явлении ребенок должен получать не как голый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений.

Работая с детьми раннего возраста, я определила ряд проблем:

  1. Низкий уровень познавательных умений детей, как следствие неправильной организации познавательной деятельности.
  2. Низкий уровень самостоятельности детей, неумение овладеть разнообразными способами действий.

Это происходит потому, что нет благоприятных условий для развития познавательной активности детей, обогащения их представлений об окружающих предметах и явлениях.

Л.С. Выготский неоднократно говорил о том, что своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Поэтому я решила начать экспериментальную деятельность с детьми со 2 группы раннего возраста.

Проанализировав имеющуюся литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что необходима система работы по развитию у детей познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность

  • В ходе своей работы я предполагаю:
  1. Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
  2. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
  3. Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира
  4. Учить малыша выражать словами свои впечатления.

При организации экспериментальной детской деятельности моей задачей стало — создание условий для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. Обеспечение самостоятельного проведения опыта детьми при повторном возвращении к нему (с небольшой помощью или подсказкой воспитателя), соблюдение техники безопасности.

В групповой комнате выделила место, где дети занимаются опытно - экспериментальной деятельностью. Все оборудование и предметы, которыми пользуются дети, безопасны. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мною были созданы уголки экспериментирования с водой. Разграничила пространство, отведя место для хранения природного и бросового материала; для проведения опытов, для неструктурированных материалов (емкости для воды, песка, стол "песок - вода"), уголок природы для выращивания растений.

В группе детей раннего возраста нет как таковой самостоятельной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: я знакомлю детей с различными свойствами вещей: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость... С детьми играем с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдаем за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и др., используя предметы детского экспериментирования и доступные для детей данного возраста. Например, зимой на прогулке дети набирают снег совочками и насыпают в ведерки с водой. Снег тает. За время прогулки вода замерзает, образуется лед. Дети заносят ведерки в группу и наблюдают за таянием льда. Детям всегда интересно наблюдать. Пробуем делать элементарные выводы. Я сочетаю показ с активными действиями ребенка (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.), сравниваю сходные предметы по внешнему виду, использую опыт практической деятельности, игровой опыт.

Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, побуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно- экспериментальной деятельности ребенок раннего возраста учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно- следственные связи, соблюдать правила безопасности. Детям стало интересно не только наблюдать, но и исследовать. Ребенок может сам проводить несложные опыты. Эксперименты мы проводим не только кратковременные, но и длительные. Детям необходимо наблюдать, как прорастает растение, как появляются первые листочки. Мы сеем траву, замачиваем семена бобовых, наблюдаем, как они набухают, и появляется росток. Мы ставим веточку дерева в воду и ждем появления первых листочков. Детям интересно экспериментировать с луком не только его "раздевать", отделять листочки друг от друга, но и самим его проращивать и пробовать плоды своих экспериментов.

Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми раннего возраста строю на стремлении вызвать удивление от открытий. Дети этого возраста, как правило, задают множество вопросов: Отчего? Почему? Зачем?

При организации опытно — экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываю возрастные особенности детей, поэтому:

  1. Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.
  2. Для детей раннего возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаюсь в процессе работы, даже ввожу их в ранг традиционных. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательскими действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.

Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и

эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка.

Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому многие эксперименты постоянно повторяются.

Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и любознательными.

Экспериментирование с водой:

«Вода теплая – холодная».

Закрепление понятий «тёплый»«холодный»; активизировать словарь ребенка (жидкость, бесцветная, прозрачная); воспитывать аккуратность при работе с водой».Здесь у нас работает осязание. Что получится, если смешать холодную и горячею воду (теплая).

2. «Веселые пузыри».Дети опускают в воду соломинки для коктейлей и дуют в них. В воде появляются веселые пузырьки.

3. «Мыльные пузыри».

4.. «Окрашивание воды».

Используем разноцветную гуашь.

5. «Дождик».

Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду.

6. «Круги на воде».

Наливаем воду и дожидаемся, чтобы поверхность успокоилась. Дотрагиваемся до поверхности воды пальцем, по воде пойдут круги. Наблюдаем, как это происходит. Впоследствии ребенок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя «круги на воде».

7. «Разноцветные кораблики»

Ребенку предлагается опускать в воду разноцветные кораблики- В ходе этой игры можно закреплять знания детей о цвете, формировать умение группироватькораблики с опорой на цвет. Так, одному ребенку можно предложить поиграть с синими корабликами, а другому — с красными.

8. «Бросаем камешки в воду».

Взрослый предлагает ребенку бросать камешки в воду. Камешки находятся в плоской миске. Ребенок берет камешки по одному двумя-тремя пальцами и бросает их в воду. Сначала ребенок бросает одной рукой, потом другой.

9. «Собери большие и маленькие камешки».

В емкости находятся большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку достать сначала большие камешки, а потом маленькие и сложить их в миску. Усложняя игру, можно предложить ребенку складывать большие камешки в одну миску, маленькие — в другую

10. «Следы на доске».

Взрослый предлагает ребенку намочить указательные пальчики, опустив их в емкость стола-ванны с водой, и приложить их к доске. Затем намочить и приложить кулачки, те же действия произвести с ладошками. Параллельно с этим уточняется величина следов, количество пальчиков.

12. «Ловим рыбу сачком и удочкой».

Продолжать знакомить детей со свойствами воды, плавающих игрушек; развитие умения пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды взрослый обращает на них внимание ребенка, предлагая ему поймать их с помощью заранее приготовленной удочки (сачка). Рыбу необходимо складывать в специально приготовленное ведро.

Начинать эту игру следует с наиболее простого задания — поймать рыбок сачком. Затем можно предложить ловить рыбок с помощью удочки с магнитом

13. «Игра - забава заводными игрушками для воды».

Экспериментирование с песком.

Игры на поверхности сухого песка.

1 «Здравствуй, песок! (Знакомство с песком).

Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок: дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.

2. «Угадай, что спрятано в песке»(используются мелкие игрушки).

3. «Песочный дождик»

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка на ладонь взрослого, на свою ладонь.

4. «Необыкновенные следы».

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом.

Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

У них отмечается сознательное отношение к окружающим предметам, к природе, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие окружающие предметы. Малыши стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

Результативность моей работы по опытно-экспериментальной деятельности:

  • дети проявляют интерес к окружающим предметам и явлениям;
  • у них развита познавательная активность, самостоятельность, инициативность;
  • они осмысливают задания, точно выполняют их с небольшой помощью взрослого;
  • умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
  • ухаживают за растениями ближайшего окружения.

Подводя итог своему опыту работы, я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Воспитатель: Прохоренко С. В. ________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "развитие речи детей через театрализованную деятельность"

Материал предназначен для воспитателей детских садов. Материал можно поместить в родительском уголке....

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду».

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связан...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду».

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связан...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду».

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества....

Консультация для родителей. Развитие речи детей через игры детей с мячом.

Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова....