семинар-практикум
проект

Рябова Татьяна Витальевна

Помочь практически освоить приемы формирования грамматически правильной речи,

Упражнять воспитателей в выборе и поиске наиболее эффективных вариантов выполнения заданий;

Показать значимость работы логопеда в формировании грамматически правильной речи дошкольников;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenar.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар –практикум

Воспитатель: Рябова Татьяна Витальевна

Место проведения: МАДОУ  города Нижневартовска ДС№41 «Росинка» группа компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста  (от 6 лет и до прекращения образовательных отношений) 

Цель: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения.

Задачи:

Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования грамматического строя речи;

Помочь практически освоить приемы формирования грамматически правильной речи,

Упражнять воспитателей в выборе и поиске наиболее эффективных вариантов выполнения заданий;

Показать значимость работы логопеда в формировании грамматически правильной речи дошкольников;

Вовлечение воспитателей в решение проблемы, достижение единых требований к ребенку.

Оборудование: информационные компьютерные технологии, бланки заданий, таблица "Особенности развития грамматического строя речи", мяч, методическая литература по теме, "сосуды знаний", плакаты. (Приложение 10.)

Содержание семинара-практикума

Организационный момент.

Сообщение темы.

Слайд 1. (Приложение 1.)

Определение слушателями уровня знаний.

Дать возможность педагогам определить уровень знаний по теме, используя рефлексию на начало и конец консультации.

Слайд 2. (Приложение 2.)

Введение. Слайд 3.

Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, правильно излагать свои мысли. Оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, на специальных речевых занятиях и в упражнениях, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. [1].

Особенности усвоения детьми грамматического строя речи

Как развивается детская речь от появления первых слов до начала школьного возраста?

Работа по таблице. (Приложение 3).

Выполнения задания №1. (Приложение 4.).

Пути формирования грамматически правильной речи у дошкольников

Оптимальное условие для формирования полноценного развития грамматического строя речи у всех детей могут быть созданы только на специальных речевых занятиях, с использованием специальных методов и приемов. Вне такой работы в условиях стихийного формирования языковых обобщений, как показывает опыт, путь овладения грамматического строя языка оказывается не оптимальным, наблюдается широкий диапазон индивидуальных различий в речевых умениях и более или менее значительные задержки в речевом развитии детей, и гибкость, и неполноценность ряда грамматических навыков и умений детей.

На основе обследований детей и в практике речевого общения можно слышать следующие ошибки.

Слайд 4.

Педагоги приводят примеры из личного опыта группы. (Приложение 5).

Причины грамматических ошибок дошкольников определяются различными факторами.

Слайд 5.

Пути формирования грамматически правильной речи:

Слайд 6.

создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;

специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;

формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

исправление грамматических ошибок.

Как организовать деятельность по развитию грамматического строя у детей дошкольного возраста?

Создание благоприятной языковой среды

Речь окружающих может оказать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует у взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитателя. Там, где педагог говорит грамотно, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. И наоборот, если речь педагога неряшлива, если он может позволить себе сказать"Чего ты делаешь?" или "Не залазь на горку", - даже ребенок, привыкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому забота о совершенствовании своей речи может рассматриваться как профессиональная обязанность педагога. [1]. (Приложение 4. задание №2).

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в общениях на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

Слайд 7.

Специальные логопедические занятия, основное содержание которых формирование грамматически правильной речи.

2. Часть занятий по развитию речи.

1) Грамматические упражнения проводятся на материале занятия.

Например, в младшей группе в процессе рассматривания картины "Собака со щенятами".

Слайд 8 .

- Какие упражнения по формированию грамматически правильной речи можно решить?

- упражнять детей в употреблении трудных форм (щенята, щенок, у щенят);

- составление простых предложений о котятах ("Что делают щенята?").

2) грамматические упражнения могут быть частью занятия

(Приложение 4.) задание № 3.

(Приложение 6).

3. Часть занятия по другим разделам программы.

- в процессе развития элементарных математичексих представлений дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных. Педагоги приводят примеры из личной практики.

4. При ознакомлении с природой дети упражняются:

- в употреблении сравнительной и превосходной степени прилагательных: осенью дни короче, ночи - длиннее, зимой - самые короткие дни, самые длинные ночи;

- в употреблении глаголов: весной - день удлиняется, ночь укорочивается.

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.

Слайд 9.

Дидактические игры.

Благодаря дидактическим играм, их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять в повторении нужных словоформ. Использование игрушек, предметов, картинок, и без наглядного материала. Примеры из работы воспитателей.

Слайд 10, 11, 12

Специальные упражнения

Слайд 13, 14, 15, 16, 17.

Формируют грамматические навыки в области морфологии, синтаксиса и словообразования. (гнездо птицы или птичье гнездо, хвост лошади или лошадиный хвост и т.п.). Проигрывание с педагогами игр. (Приложение 7).

Методические приемы

Методические приемы для обучения грамматическим навыкам, предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова:

Слайд 18.

Образец.

Используется на первоначальном этапе обучения. Детям предлагается поучиться правильно говорить слова, запоминая их: снять (что?) - пальто, но раздеть (кого?) - куклу, надеть (что?) - шапку, но одеть (кого?) - мальчика.

Объяснение.

Как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие как "упрямые слова": пальто, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтом надо говорить: одно пальто, много пальто, на пальто меховой воротник, эти слова надо запомнить.

Указание;

Сравнение двух форм (чулок - носков; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон). Для прочного запоминания применяется многократное повторение детьми за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

Повторение.

Создание проблемной ситуации;

Подсказ нужной формы;

Исправление ошибок;

Вопросы подсказывающего и оценочного характера и др.

(Приложение 8.)

Правила исправления грамматических ошибок у дошкольников. (Приложение 9).

Выполнение задания №4. (Приложение 4).

Итог. Слайд 19.

Материал: игровое поле, фишки (по количеству играющих), кубик с делениями от 1 до 6, карточки с вопросами (3 набора).

Вопросы

Красные карточки

Теоретические задания.

1. Что изучает синтаксис? (Cловосочетания и предложения).

2. Что такое морфология? (Морфология – это раздел грамматики, изучающий части речи).

3. Отличие терминов формообразование (словоизменение) и словообразование (При формообразовании возникают только разные формы одного и того же слова, т.е. меняется окончание; при словообразовании создаются новые слова).

4. Что такое словообразование? (Это раздел языкознания, изучающий строение и способы образования слов)

5. Что такое словоизменение? (Это раздел языкознания, изучающий разные формы одного и того же слова).

6. Что означает слово аграмматизм? (Ошибки, допущенные при согласовании слов).

7. Перечислить грамматические категории существительных. (Род, число, падеж, одушевлённость – неодушевлённость)

8. Перечислить грамматические значения падежа. (Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

9.Перечислить грамматическое значение рода. (Женский, мужской, средний).

10. Перечислить грамматическое значение числа. (Единственное, множественное).

11. Что такое склонение существительных? (Изменение по падежам).

12. Что такое существительное? (Самостоятельная часть речи, выражающая предметность и отвечающая на вопросыкто?, что?).

13. Что такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы какой?, чей?).

14. Что обозначают качественные прилагательные? (Обозначают свойство самого предмета, безотносительно к другим предметам).

15. Что выражают относительные прилагательные? (Выражают признак через отношение к людям, предметам, действиям, месту…).

16. Что характеризуют притяжательные прилагательные? (Характеризуют предмет по его принадлежности к лицу, живому существу).

17. Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс, отвечает на вопросы что делать?, что сделать?).

18. Перечислить наклонение глагола, привести примеры

Изъявительное – обозначает действие, которое имеет место, имело место, будет иметь, место в действительности рисует, рисовал, будет рисовать.

Сослагательное – обозначает действие, которое возможно, при каких либо условиях нарисовал бы.

Повелительное – выражает побуждение в форме просьбы, приказа, пожелания, совета рисуй.

19. Перечислить время глагола, привести примеры. (Прошедшее, настоящее, будущее).

20. Что такое простое и сложное предложение? Какие бывают сложные предложения? (Простые предложения состоят из одной грамматической основы; Сложные из 2-х или более грамматических основ; Сложные предложения: сложносочинённые и сложноподчинённые).

Синие карточки

Все задания связаны со знанием педагогами программы по разделу “Грамматический строй речи”. Педагоги должны, определить для какого возраста детей соответствует данная задача.

1. Учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже. (с 3 до 4 лет)

2. Умение составлять предложения разных типов. (с 4 до7 лет)

3. Умение употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, в, с, со, из, из-под, над, за, из-за, перед, около. (с 6 до7 лет).

4. Умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (с 3 до 4 лет).

5. Умение употреблять глаголы в повелительном наклонении. (с 4 до 5 лет).

6. Умение согласовывать существительные и числительные в роде и числе. (с 5 до 6 лет).

7. Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов. (с 6 до 7 лет).

8. Умение образовывать название детёнышей животных (домашних и диких). (с 5 до 6 лет).

9. Умение составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым. (с 3 до 4 лет).

10. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. (с 3 до 4 лет).

11. Умение употреблять форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. (с 4 до 5 лет).

12. Умение различать и употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около.(с 4 до 5 лет).

13. Умение правильно согласовывать слова в предложении. ( с 4 до 5 лет).

14. Умение соотносить названия животных и их детёнышей, образовывать названия детёнышей в единственном и множественном числе. (с 4 до 5 лет).

15. Умение образовывать существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. (с 5 до 6 лет).

16. Умение образовывать прилагательные от существительных. (с 6 до 7 лет).

17. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. (с 5 до 6 лет).

18. Умение употреблять имена существительные в именительном падеже (единственное и множественное число). (с 3 до 4 лет).

19. Умение образовывать названия животных и их детёнышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. (с 3 до 4 лет).

20. Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание. (с 4 до 5 лет).

Зелёные карточки

Практические задания

Придумать задание к задаче

1. Уточнить и активизировать словарный запас по теме “Овощи”.2. Активизировать глагольный словарь. 3. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 4. Учить составлению трёхсловных предложений. 5. Согласовывать числительные ОДИН, ОДНА с существительными. 6. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом. 7. Составить предложения с предлогом НА. 8. Согласовывать существительные с числительными ДВА, ДВЕ. 9. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме “Домашние животные”. 10. Образовать существительные в единственном числе, в дательном падеже. 11. Согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными. 12. Уточнить активизацию словаря по теме “Фрукты”. 13. Образовать существительные в форме творительного падежа, в единственном числе. 14. Образовать существительные в предложном падеже, в единственном числе с предлогом О. 15. Составить предложения с предлогом ЗА.16. Подбор прилагательных к существительному и наоборот. 17.Составить предложения с предлогами В, НА, ПОД. 18. Подбор нескольких определений к существительному по схеме. 19. Согласовывать прилагательные и существительные по роду. 20. Расширять и активизировать словарь по теме “Дикие животные”.

В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшей группы, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления коррекционной работы и их проведение в домашних условиях.

Цель семинара-практикума:

познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы с детьми;

дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.

Оборудование: мультимедийная установка; пособия по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания; дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха, грамматического строя речи; зеркало, логопедические альбомы, тетради, книги; памятка «Как заниматься с ребенком дома».

Первый этап

Знакомство родителей с основными правилами ведения тетради и работы со звуком. Смотреть Приложение 1.

Второй этап: Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

На этом этапе родители ознакомлены с основные артикуляционными упражнениями и методическими рекомендациями к ним. СмотретьПриложение 2.

Третий этап: Игры и упражнения для развития речевого дыхания.

Знакомство родителей с основными параметрами правильного ротового выдоха и упражнениями, направленными на развитие правильной воздушной. Совместная игра. Приложение 3.

Четвертый этап: Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Краткий рассказ о развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Знакомство с упражнениями и совместная игра. Смотреть Приложение 4.

Пятый этап: Игры и упражнения для развития грамматического строя речи.

На этом этапе родители знакомятся нормами развития грамматического строя речи детей, а также с упражнениями направленными на его развитие. Совместная игра. Приложение 5.

Шестой этап: Заключительный этап.

Этап вопросов-ответов. Родителям предлагается лист обратной связи.

Литература

 

1.    Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.

2.    Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников.

3.    Бородич А.М. Методика развития речи детей.

4.    Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.

5.    Гербова В.В Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.

6.    Гербова В.В Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.

7.    Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.

8.    Занятия по развитию речи в детском саду, под ред. Ушаковой О.С.

9.    Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.

10.                      Программа воспитания и обучения в детском саду.

11.                      Развитие речи детей дошкольного возраста, под ред. Сохина.

12.                      Тихеева Е.И. Развитие речи детей.

13.                      Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

14.                      Журнал «Дошкольное воспитание».

15.                      Нефедова Е.А. Готовимся к школе.

16.                      Новотворцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду.

17.                      Узорова О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...