Консультация для воспитателя «По следам сказок»
консультация (старшая группа)
СКАЗКА – один из основных видов народного устного поэтического творчества. Она живет в устном исполнении и в книге, ее любят дети и взрослые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitatelya_3.docx | 166.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 91 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 91 Красносельского района Санкт-Петербурга)
Консультация для воспитателя
«По следам сказок»
Выполнила: воспитатель Щепелина
Надежда Максимовна
г. Санкт-Петербург 2022
СКАЗКА – один из основных видов народного устного поэтического творчества. Она живет в устном исполнении и в книге, ее любят дети и взрослые.
Сказки слушают, рассказывают и читают во всех уголках земного шара. Они выражают мечты о будущем, отношение к действительности, эстетические идеалы, мировоззрение трудового народа во всем мире.
Народная сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Русские народные сказки, как и сказки других народов мира, в жанровом отношении очень разнообразны. Одни из них в наше время уходят из народного быта, другие становятся достоянием исключительно детей, третьи продолжают и сейчас привлекать внимание взрослых слушателей.
В народной сказке отражается жизнь природы, опыт многих поколений, культура и язык народа. В основе народной сказки лежит мудрость народа, сказка обогащает детей знанием, содействует их воспитанию.
Высоко ценил народную сказку Э.Н. Успенский, он писал: «ЭТО ПЕРВЫЕ БЛЕСТЯЩИЕ ПОПЫТКИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ».
А.С. Пушкин говорил: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ, ЭТИ СКАЗКИ, КАЖДОМУ ЕСТЬ ПОЭМА».
В наши дни сказки для детей издаются из сборников Э.Н. Успенского, Л.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева и др. собирателей, а иллюстрации художников Е.М. Рачев, И.А. Кузнецов, Ю.А. Васнецов и другие.
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 3 ГРУППЫ:
Сказки о животных.
Волшебные сказки.
Социально – бытовая сказка.
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ
В русском сказочном репертуаре сказок о животных сравнительно мало. В настоящее время бытуют главным образом как детские «ребячие сказки».
Они воспринимаются либо как развлекательные смешные истории, либо как поучительные аллергические басни в прозе.
Первоначально многие сказки о животных возникли как рассказы мифологического характера, связанные с почитанием тотемного зверя – покровителя рода, как рассказы, имевшие магическое значение. Эти сказки короткие, простые, понятные, доступны младшим школьникам.
В сказках животные наделены не только человеческой речью, но и человеческими потребностями, чувствами. В русских сказках о животных перед ними возникает и чисто русская обстановка: русские морозы и снега.
Наиболее популярны в русском репертуаре, особенно в детском – это о лисе и волке.
ЛИСА – одно из основных действующих лиц в сказках. Например: «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц» и др.
Образ лисы очень стабилен – она рисуется прежде как льстивая, хитрая обманщица. Она обманывает волка, петуха, медведя, обманывает птенцов у дрозда, губит зверей в яме и тд.
Прямой противоположностью лисе в сказках рисуется волк – «дурень», «серый дурак», он все время попадает впросак, имея дело не только с хитрой лисой, но и с другими персонажами сказки о животных. Например: «Волк и семеро козлят», где он хотел съесть козлят, и у него ничего не получилось, «Как ловил волк рыбу».
Стабильны в сказках и характеристики других зверей – медведя «лесного жителя», трусливого зайки – побегайки «Машенька и медведь».
Сказки о животных высокохудожественны, образы их выразительны. Конец этих сказок счастливый. В эту группу входят сказки для самых маленьких, например: «Колобок», «Теремок», «Репка». Их называют кумулетивные, потому что, в них много повторения с добавлением какого – то персонажа, элемента. Например: «Дед за репку, бабка за дедку и т.д.» В наше время сказка о животных воспринимается и как сатирическое повествование и как детская занимательная, смешная и вместе с тем получается история.
2. ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
Слово «сказка», «сказочный», перед нашим мысленным взором возникает особый, красивый и таинственный мир, живущий согласно своим необыкновенным правилам, фантастическим героям, где свет, добро, правда побеждает тьму, зло и ложь.
Например, в русской сказке «Иван – Царевич и серый волк». Где Иван –Царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает Аленушка.
Волшебная сказка – наиболее характерный для жанра в устном типе. Недаром волшебные сказки в исследовательской литературе нередко называют собственно сказками. Необычны герои волшебной сказки и их действия, необычные сказочные животные, которые служат героям, чудесные предметы, которые им помогают. Необычна и форма этих сказок, редко отличая от сказок о животных или от бытовых. Например: сказки «Царевна – лягушка», где «Царевна – лягушка» помогает Ивану – Царевичу во всем.
В волшебной сказке мы находим представления народа, о правде, о справедливости, о красоте, определяющая мораль волшебной сказки, характер ее положительного героя. Добро в сказке всегда торжествует над злом. Например: «Кащей –Бессмертный», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди».
К волшебным сказкам можно отнести и так называемые «богатырские сказки», то есть сказки о былинных богатырях. Например: «Илья Муромец», «Садко».
У волшебных сказок стройная композиция:
- Зачин
- Основная часть.
- Концовка.
В них часто встречаются устойчивые сказочные обороты речи.
Волшебная сказка прочно держится в репертуаре детских театров, кино, радио, телевидения, продолжают радовать не только детей, но и взрослых, пленяя их гармонической прелестью своего содержания и формы.
3. СОЦИАЛЬНО – БЫТОВЫЕ СКАЗКИ.
Особенно широко распространены в русском крестьянском сказочном репертуаре бытовая сказка, близкая по своей форме к новелле или анекдоте.
Социально – бытовая сказка имеет огромное воспитательное значение, метко и зло высмеивая общие человеческие пороки – лень, глупость, праздность, скупость. Она раскрывает нравственные идеалы трудового народа и утверждает его высокие этнические нормы, высмеивает сказка – жадность, болтливость и бессмысленное упрямство. Например: «Дочь и падчерица», «Богач и бедняк», «Хитрый мужик», «Щи из топора».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"По следам сказок"
Занятие по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Занятие насыщено разнообразными речевыми упражнениями, которые позволяют в игровой форме формировать у детей необходимые лек...
По следам сказок
Конспект НОД по образовательной области "Коммуникация" с квалифицированной коррекцией недостатков речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Викторина "По следам сказок К.И.Чуковского"
В этой викторине мы с детьми закрепили и обобщили знания о сказках Корнея Ивановича Чуковского....
Консультация для воспитателей «По следам сказок...»
СКАЗКА – один из основных видов народного устного поэтического творчества. Она живет в устном исполнении и в книге, ее любят дети и взрослые.Сказки слушают, рассказывают и читают во всех уголках земно...
Консультация для воспитателей по теме «Использование русских народных сказок в работе воспитателя при формировании силы голоса».
Что такое русская народная сказка? Кто же не знает!... сказка – это «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Курочка ряба», «Конек-горбунок», «Золушка»…Язык и ритмика русской сказки...
Консультация для воспитателей " О роли сказок в воспитании детей"
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираемпо крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.(Алексей Николаевич Толстой)...
Консультация для воспитателей «Роль познавательных сказок в процессе умственного развития ребёнка»
Консультация для воспитателей...