Консультация для воспитателей «По следам сказок...»
консультация по развитию речи на тему

Афоничева Светлана Александровна

СКАЗКА – один из основных видов народного устного поэтического творчества. Она живет в устном исполнении и в книге, ее любят дети и взрослые.

Сказки слушают, рассказывают и читают во всех уголках земного шара. Они выражают мечты о будущем, отношение к действительности, эстетические идеалы, мировоззрение трудового народа во всем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx335.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей 

«По следам сказок...»

http://www.playing-field.ru/img/2015/051811/4209071

СКАЗКА – один из основных видов народного устного поэтического творчества. Она живет в устном исполнении и в книге, ее любят дети и взрослые.

Сказки слушают, рассказывают и читают во всех уголках земного шара. Они выражают мечты о будущем, отношение к действительности, эстетические идеалы, мировоззрение трудового народа во всем мире.

 

Народная сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Русские народные сказки, как и сказки других народов мира, в жанровом отношении очень разнообразны. Одни из них в наше время уходят из народного быта, другие становятся достоянием исключительно детей, третьи продолжают и сейчас привлекать внимание взрослых слушателей.

В народной сказке отражается жизнь природы, опыт многих поколений, культура и язык народа. В основе народной сказки лежит мудрость народа, сказка обогащает детей знанием, содействует их воспитанию.

Высоко ценил народную сказку Э.Н. Успенский, он писал: «ЭТО ПЕРВЫЕ БЛЕСТЯЩИЕ ПОПЫТКИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ».

А.С. Пушкин говорил: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ, ЭТИ СКАЗКИ, КАЖДОМУ ЕСТЬ ПОЭМА».

В наши дни сказки для детей издаются из сборников Э.Н. Успенского, Л.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева и др. собирателей, а иллюстрации художников Е.М. Рачев, И.А. Кузнецов, Ю.А. Васнецов и другие.

СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 3 ГРУППЫ:

  1. Сказки о животных.
  2. Волшебные сказки.
  3. Социально – бытовая сказка.
  4. СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

В русском сказочном репертуаре сказок о животных сравнительно мало. В настоящее время бытуют главным образом как детские «ребячие сказки».

Они воспринимаются либо как развлекательные смешные истории, либо как поучительные аллергические басни в прозе.

Первоначально многие сказки о животных возникли как рассказы мифологического характера, связанные с почитанием тотемного зверя – покровителя рода, как рассказы, имевшие магическое значение. Эти сказки короткие, простые, понятные, доступны младшим школьникам.

В сказках животные наделены не только человеческой речью, но и человеческими потребностями, чувствами. В русских сказках о животных перед ними возникает и чисто русская обстановка: русские морозы и снега.

Наиболее популярны в русском репертуаре, особенно в детском – это о лисе и волке.

ЛИСА – одно из основных действующих лиц в сказках. Например: «Кот, петух и лиса»«Лиса и заяц» и др.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/102/444/102444435_large_67.jpg

Образ лисы очень стабилен – она рисуется прежде как льстивая, хитрая обманщица. Она обманывает волка, петуха, медведя, обманывает птенцов у дрозда, губит зверей в яме и тд.

Прямой противоположностью лисе в сказках рисуется волк – «дурень»«серый дурак», он все время попадает впросак, имея дело не только с хитрой лисой, но и с другими персонажами сказки о животных. Например: «Волк и семеро козлят», где он хотел съесть козлят, и у него ничего не получилось, «Как ловил волк рыбу».

Стабильны в сказках и характеристики других зверей – медведя «лесного жителя», трусливого зайки – побегайки«Машенька и медведь».

Сказки о животных высокохудожественны, образы их выразительны. Конец этих сказок счастливый. В эту группу входят сказки для самых маленьких, например: «Колобок»«Теремок»«Репка». Их называют кумулетивные, потому что, в них много повторения с добавлением какого – то персонажа, элемента. Например: «Дед за репку, бабка за дедку и т.д.»

http://crosti.ru/patterns/00/02/86/d1690eca36/preview.jpg

В наше время сказка о животных воспринимается и как сатирическое повествование и как детская занимательная, смешная и вместе с тем получается история.

2. ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Слово «сказка»«сказочный», перед нашим мысленным взором возникает особый, красивый и таинственный мир, живущий согласно своим необыкновенным правилам, фантастическим героям, где свет, добро, правда побеждает тьму, зло и ложь.

Например, в русской сказке «Иван – Царевич и серый волк». Где Иван –Царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает Аленушка.

Волшебная сказка – наиболее характерный для жанра в устном типе. Недаром волшебные сказки в исследовательской литературе нередко называют собственно сказками. Необычны герои волшебной сказки и их действия, необычные сказочные животные, которые служат героям, чудесные предметы, которые им помогают. Необычна и форма этих сказок, редко отличая от сказок о животных или от бытовых. Например: сказки «Царевна – лягушка», где «Царевна – лягушка» помогает Ивану – Царевичу во всем.

В волшебной сказке мы находим представления народа, о правде, о справедливости, о красоте, определяющая мораль волшебной сказки, характер ее положительного героя. Добро в сказке всегда торжествует над злом. Например: «Кащей –Бессмертный»«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»«Гуси – лебеди».

К волшебным сказкам можно отнести и так называемые «богатырские сказки», то есть сказки о былинных богатырях. Например: «Илья Муромец»«Садко».

У волшебных сказок стройная композиция:

  1. Зачин.
  2. Основная часть.
  3. Концовка.

В них часто встречаются устойчивые сказочные обороты речи.

Волшебная сказка прочно держится в репертуаре детских театров, кино, радио, телевидения, продолжают радовать не только детей, но и взрослых, пленяя их гармонической прелестью своего содержания и формы.

3. СОЦИАЛЬНО – БЫТОВЫЕ СКАЗКИ.

Особенно широко распространены в русском крестьянском сказочном репертуаре бытовая сказка, близкая по своей форме к новелле или анекдоте.

Социально – бытовая сказка имеет огромное воспитательное значение, метко и зло высмеивая общие человеческие пороки – лень, глупость, праздность, скупость. Она раскрывает нравственные идеалы трудового народа и утверждает его высокие этнические нормы, высмеивает сказка – жадность, болтливость и бессмысленное упрямство. Например: «Дочь и падчерица»«Богач и бедняк»«Хитрый мужик»«Щи из топора».