Дополнительная программа для подготовительной группы на тему: "Эбру"
рабочая программа

Канюкова Алина Павловна

Эбру — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых Эбру просто невозможно. Эбру— древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование». Мраморирование — процесс копирования на материал изображения, которое получается из разводов красок, соприкасающихся с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ebru.docx82.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников п. Каменники

Согласовано

Педагогическим советом МДОУ д/с п. Каменники

Протокол №1

от 30. 08. 2022г.

                                       Утверждено

                           Приказом заведующей

МДОУ д/с п. Каменники

30.08.2022г. № 01.-05/96а

Программа дополнительного образования

по изобразительной деятельности в технике ЭБРУ

«Танцы красок на воде»

для детей дошкольного возраста в возрасте 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор:  Канюкова Алина Павловна, воспитатель 

П. Каменники, Рыбинский МР, 2022г.

Содержание

1.

Пояснительная записка

стр. 3

2.

Учебно-тематический план

стр. 11

3.

Содержание изучаемого курса

стр. 21

4.

Методическое обеспечение дополнительной образовательное программы

стр. 24

5.

Список литературы

стр. 26

6.

Приложение

стр. 27

Пояснительная записка

- Актуальность:

        Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой этого вида искусства, сформированных навыков и умений, приёмов работы. Очень часто отсутствие этих навыков быстро отвращает ребёнка от рисования. Любое нарушение развития ребёнка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их несогласованные. Всё это говорит о том, что с детьми целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с помощью новых нетрадиционных техник. Одной из нетрадиционных техник является техника рисования на воде – Эбру.

        Эбру – это древнее искусство рисования на воде. Процесс рисования на воде особый творческий процесс, заставляющий с трепетом наблюдать за происходящим. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике Эбру, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Для них эта техника особенно полезна, так как она помогает развивать воображение, моторику, дисциплинирует и воспитывает терпеливость и усидчивость. Кроме того, Эбру — это еще и настоящая арт- терапия. Нескольких минут контакта с водой хватает, чтобы ребенок выплеснул свои эмоции и отобразил свое настроение с помощью красок. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, когда на воде можно получить такие красивые и разнообразные узоры. С помощью воды дети учатся прислушиваться к своим желаниям, чувствуют уверенность, могут стать более раскрепощенным, а ведь это очень важно для деток, которые растут

«закрытыми». А главное, что даже тот ребенок, который никогда не интересовался рисованием и не отличался особыми достижениями на занятиях изобразительного искусства, с помощью Эбру может с легкостью создать свой маленький красочный шедевр.

- Новизна:

Новизна программы заключается в том, что она предназначена для ознакомления детей дошкольного возраста с основами уникального древневосточного рисования на воде в технике Эбру, в особой графической технике создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный, красочный отпечаток изображения с поверхности воды, например, на бумаге.

Использование        техники        «эбру»        в        изобразительной        деятельности        имеет        ряд преимуществ. Она дает ребенку возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять  ошибки, а главное быстро  достигать желаемого результата.

        Данная программа позволит решать не только образовательные задачи, но и создаст условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в

себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам других детей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.

По мере освоения техники рисования эбру обогащается и развивается внутренний мир детей.

        Программа построена на игровых приемах, способствующих формированию и  поддержанию мотивации к творчеству.

Она ориентирована на изучении техники рисования на воде – эбру, где по мере освоения техники обогащается и развивается внутренний мир ребенка.

Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах.

        В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук (поскольку рисование осуществляется постукиванием пальцами по кисти). Данная техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаза, овладение техническими умениями (регуляция силы   движений,   определенная   амплитуда,   скорость, ритмичность), умение изменять размах и направление движения руки при рисовании.

        Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет детям удовольствие. Такие свойства воды, как мягкость, тягучесть, плывучесть завораживают и создают условия для расслабления.

Техника Эбру - это замечательный способ научиться ценить процесс, а не конечный результат. Это арт - терапия – когда несколько часов занятия эбру стирают следы недельного стресса.

-Педагогическая целесообразность: определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности дошкольников, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности. В процессе работы у дошкольников повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук.

Для педагога использование техники эбру в работе с детьми:

  • является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию таких образовательных областей как речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие;
  • позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться играя);
  • позволяет формировать познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • позволяет объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Цель программы: развить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству, способствовать тому, чтобы процесс создания и сама работа вызывала чувство радости и удовлетворения.

Задачи программы:

Образовательные:

  • познакомить с историей и особенностями техники эбру;
  • обучить владению инструментами и материалами;
  • обучить древневосточным технологиям и приемам рисования на воде;
  • обучить создавать картины на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии.

Развивающие:

  • формировать логическое и креативное мышление, умение анализировать изображения в технике эбру;
  • развивать        навыки        исследовательской        деятельности,        технических, творческих способностей детей и коммуникативных качеств личности;
  • развивать системы интеллектуальных, практических умений и навыков по изучению и исполнению изображений в технике эбру;
  • развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

  • сформировать устойчивый интерес к художественному творчеству, умение
  • работать в коллективе, стремление к достижению поставленной цели и самосовершенствованию;
  • воспитывать        нравственные,        эстетические        и        личностные        качества, трудолюбие, аккуратность, терпение и ответственность;
  • воспитывать интерес к работам восточных мастеров.

Инновационность и особенность данной программы:  от уже существующих в этой области является ее практико-ориентированность, все изученное дети могут применять в дальнейшей жизни, что способствует социальной адаптации детей. Полученные основные навыки дошкольники применяют при переносе рисунка с водной поверхности не только на бумагу, но и экспериментируют с другими материалами: ткань, стекло, керамика, дерево и даже одежда.

Ценность техники эбру определяется не только результатом, но и самим процессом, который напоминает бесконечное медитативное движение, расслабляющее, успокаивающее и снимающее нервное напряжение; искусство абстракций, отражающее определенные цветовые сочетания и геометрические формы, вызывая при этом чувство полноты и завершенности композиции.

Программа дает возможность воспитанникам: познакомиться с древне- восточными технологиями рисования на воде и освоить основные технические приемы; научиться работать с различными материалами и инструментами, проектировать изображения для изделий разного функционального назначения. Простота в изложении и поэтапность, дают дошкольникам возможность намного быстрее и лучше усваивать материал.

Приоритетными методами являются практические, опытнические, экспериментальные.

Техника рисования Эбру в нашем детском саду применяется впервые, поэтому техника сама по себе является новой.

Отличительной особенностью и инновационностью является то, что:

  • в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества;
  • нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций;
  • созданы условия для использования этой техники в самостоятельной деятельности;
  • созданы условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  • существует возможность реализовать индивидуально-личностный и деятельностный подходы в обучении детей и решить проблему с быстрой утомляемостью детей;

        По мере освоения техники рисования Эбру обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования Эбру, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Возраст детей: 5-7 лет.

Сроки реализации программы

  • Программа рассчитана на 1 год обучения.
  • Режим проведения занятий 1 раз в неделю
  • Полный объем учебных часов – 35 часа
  • Продолжительность учебного часа 30 мин
  • Возраст обучающихся  – 5-7 лет
  • Количество обучающихся в группе – 5 человек.

Формы занятий:

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие –педагог знакомит детей с техникой безопасности, особенностями организации обучения.

Ознакомительное занятие–педагог знакомит детей с новыми методами работы в данной технике с различными материалами. Освоение основных приемов рисования: салют, волны, ромашки, сердечки и тюльпаны

Занятие по памяти–проводится после усвоения детьми полученных знаний, оно дает ребенку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие–детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребенка.

Занятие-импровизация–на таком занятии, дети получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребенка, раскрепощают его.

Проверочное занятие–(на закрепление) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Комбинированное занятие–проводится для решения нескольких образовательных задач. Комбинированное занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей:

  • В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
  • Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие приемы стоит использовать.
  • Основная часть-непосредственно работа красками на воде по теме.

Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности.

Можно использовать произведения классической музыки П.Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов).Обязательным является проведение физкультминутки.

  • Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и работ других ребят; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов деятельности детские работы переносятся на бумагу и фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются выставка и альбом для каждого ребенка.

Итоговое занятие–подводятся итоги работы.

Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Так же проводятся с детьми занятия-путешествия, квесты, развлечения.

Этапы работы:

  1. этап. Знакомство с инструментами и материалами, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать на воде;
  2. этап.        Освоение        основных        приемов        рисования:        салют,        волны,        ромашки, сердечки и тюльпаны.
  3. этап. Сюжетное рисование по теме и по замыслу.

Средства обучения

Наглядные Словесные

Игровые приемы – это дидактические, развивающие, подвижные игры;

Практические методы -различные упражнения на закрепление того или иного навыка или умения с последующим усложнением.

Режим занятий: одно занятие в неделю. Продолжительность одного занятия составляет- 30 минут.

Интеграция образовательных областей

  • Познавательное развитие;
  • Трудовое воспитание;
  • Речевое развитие;
  • Музыка;
  • Социализация и коммуникация;
  • Здоровье сберегающие технологии.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми техникой эбру. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах этого древнего искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами.

К концу обучения будут:

Знать:

  • основные и дополнительные цвета;
  • цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
  • понятие симметрии;
  • контрасты цвета;
  • гармонию цвета;
  • азы композиции;
  • грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
  • строить        орнаменты        в        различных        геометрических        фигурах        (круг,        квадрат, прямоугольник);

Уметь:

  • уметь        подбирать        цветовую        палитру,        правильно        использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
  • умение организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
  • выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
  • соблюдать последовательность в работе(от общего к частному);
  • работать в определенной гамме
  • доводить работу от эскиза до композиции;
  • использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, цвет).

Получат развитие личностных качеств:

  • Умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
  • Трудолюбие, самостоятельность;
  • Оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
  • Умение радоваться своим успехам и успехам товарищей.

Формы контроля и методы оценки:

Педагогическое наблюдение за:

  • проявлением устойчивости интереса детей к рисованию;
  • умением детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для получения желаемого результата;
  • умением        детей        самостоятельно        решать        образовательную        задачу,        доводить начатое дело до конца;
  • умением детей осуществлять самоконтроль и самооценку выполненного задания.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • эбру-викторины;
  • эбру-конкурсы;
  • устный опрос по отдельным темам пройденного материала;
  • анализ законченных работ;

Мониторинг

Обследование проводится по следующим направлениям:

  1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков;
  2. Ребёнок создает образы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, использования знакомых материалов и инструментов;
  3. Ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько образов;

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании в технике эбру

Низкий (1 балл)

  • у ребенка слабо выражено цветовое восприятие;
  • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого;
  • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности;
  • ребёнок рисует только при активной помощи взрослого;
  • знает изобразительные материалы и инструменты, но не умеет пользоваться ими;
  • не достаточно освоены технические навыки и умения;

Средний(2 балла)

  • у ребёнка есть интерес к цветовому восприятию;
  • проявляет внешние признаки эмоционального состояния;
  • знает способы изображения некоторых предметов и явлений;
  • правильно пользуется материалами и инструментами;
  • владеет способами и приемами в технике эбру с частичной помощью взрослого;
  • проявляет самостоятельность;

Высокий (3 балла)

  • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки;
  • быстро усваивает приёмы работы технике эбру;
  • владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования;
  • передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом;
  • обогащает образ выразительными деталями, цветом;
  • умеет создать яркий нарядный рисунок;
  • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат;
  • может объективно оценивать свою и чужую работу;

Данная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала. Она содержит методические рекомендации к использованию техники ЭБРУ в изобразительной деятельности в виде тематического планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений.

В основу моей рабочей программы легли методические рекомендации Т. Н. Дороновой, Р. Г. Казаковой, И. А. Лыковой, Г. Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и мой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Учебно–тематическое планирование:

№ п/п

Тема

              Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Знакомство с красками Эбру, инструментами.

1

1

2.

Экспериментируем.

1

0,4

0,6

3.

«Волшебство пятен»

1

0,2

0,8

4.

«Волшебные брызги»

1

0,2

0,8

5.

«Волны»

1

0,2

1,8

6.

«Море волнуется раз, море волнуется два»

1

1

7.

«Золотая осень»

1

0,2

0,8

8.

«Осенняя пора»

1

0,2

0,8

9.

Знакомство с историей происхождения Эбру.

1

1

10.

«Снежинки»

1

0,2

0,8

11.

«Рисую как умею»

1

1

12.

«Здравствуй, гостья Зима!»

1

0,2

0,8

13.

«Ёлочка»

1

0,2

0,8

14.

«Ёлочные игрушки»

2

2

15.

«Морозный узор на окне»

1

0,2

0,8

16.

«Снеговики»

1

0,2

0,8

17.

«Зимняя сказка»

2

2

18.

«Доброе сердце»

1

0,2

0,8

19.

«Красивая тарелочка»

1

0,2

0,8

20.

«Подводный мир»

1

0,2

0,8

21

«Подарок папе»

1

1

22

«Подарок маме»

2

2

23

«Фантазёры»

2

2

24

«Звёздное небо»

1

0,2

0,8

25

«Космические дали»

1

0,2

0,8

26

«Пасхальный перезвон»

1

0,2

0,8

27

«Одуванчики»

1

0,2

0,8

28

«Насекомые»

1

0,2

0,8

29

«Загадки»

1

1

30

«Подарки…»

2

2

Итого часов:

35

6

29

Перспективное планирование работы

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Предполагаемый результат

Форма проведения

занятий

Сентябрь

Знакомство с красками Эбру, инструментами.

Дать представление о красках Эбру – танцующих красках;

учить детей
работать с красками, кистью; осваивать технику работы с
ними;

Познакомить с
правилами работы.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Заинтересовать детей новым видом нетрадиционного рисования – рисование на воде Эбру. Вызвать желание овладеть приемами рисования на воде. Знают правила работы с красками.

Рассказ, беседа

Экспериментируем.

Повторить правила работы с красками Эбру:

учить детей работать с красками, кистью; осваивать технику работы с
ними;

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

знают правила техники безопасности при работе с инструментами для рисования

Наблюдение, практическое занятие

«Волшебство пятен»

Познакомить детей с техникой рисования Баттал Эбру;

Учить разбрызгивать краску по поверхности воды при помощи кисти;

Учить переносить рисунок на бумагу;

Повторить правила работы с красками Эбру;

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования Баттал Эбру. Самостоятельно  переносят рисунок на бумагу

Наблюдение, беседа, практическое занятие

«Волшебные брызги»

Продолжать

знакомить с техникой Баттал Эбру;

подготовка руки к работе;

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования Баттал Эбру. Самостоятельно  переносят рисунок на бумагу

Практическое занятие

Октябрь

«Волны»

Познакомить с одним из видов Волны или Gel-Git.  Повторить правила работы с красками  Эбру. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Закрепили знания работы с красками Эбру.

Теоретическое занятие

«Море волнуется раз, море волнуется два»

Продолжить знакомство с одним из видов Волны или Gel-Git. Повторить правила работы с красками  Эбру. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Закрепили знания работы с красками Эбру и техникой Волны или Gel-Git.

Практическое занятие

«Разноцветные мячи        для клоунов»

Закрепить знания о видах Эбру:

-Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение рисунка на бумагу.

Совершенствовать навыки работы шилом.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Закрепили знания работы с красками Эбру

Практическое занятие

«Золотая осень»

Знакомство с новым видом Эбру:

Эбру Шаль

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования Эбру Шаль-образных форм.

Практическое занятие

Ноябрь

«Осенняя пора»

Продолжать знакомить  с одним из видов Эбру – Эбру Шаль.

Учить выражать свои эмоции в рисунке через восприятие.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования Эбру Шаль-образных форм.

Практическое занятие

Знакомство с историей происхождения Эбру.

Дать представление о Эбру –«Осветленное Эбру» – так по-разному называют искусство Эбру в странах Востока.  Изучить историю происхождения техники рисования Эбру.  

Пополнить активный словарь детей терминами.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают историю происхождения техники рисования Эбру.  

Рассказ  беседа, наблюдение

«Снежинки»

Продолжать знакомить с одним из видов «Осветленное эбру», разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования Осветленное эбру. Экспериментируют в рисовании, используя 2 цвета красок белый и синий.

Практическое занятие

«Рисую как умею»

Познакомить с новым видом Эбру: «AkkaseEbr»

Закреплять правила работы с красками, кисточкой;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Закрепили знания работы с красками Эбру

Практическое занятие

Декабрь

«Здравствуй, гостья Зима!»

Использовать при выполнении работы  все виды Эбру:

-Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.

-Эбру Шаль – повторение -образных форм.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Используют при работе знакомые ими виды Эбру: Баттал Эбру, Эбру Шаль.

Практическое занятие

«Ёлочка»

Продолжать знакомить  с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, зелёный). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования Баттал Эбру. Экспериментируют в рисовании, используя 2 цвета красок белый и зеленый.

Практическое занятие

«Ёлочные игрушки»

Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 4 цвета красок (белый, зелёный, жёлтый, красный). Продолжать учить работать веерной кистью и шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ,

картон

Знают технику рисования Баттал Эбру. Экспериментируют в рисовании, используя 4 цвета красок белый, зеленый, желтый, красный. Переводят краску на картон.

Практическое занятие

Январь

«Морозный узор на окне»

Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя 2 цвета красок белый и синий.

Практическое занятие

«Снеговики»

Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя 2 цвета красок белый и синий.

Практическое занятие

«Зимняя сказка»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники.

Практическое занятие

Февраль

«Доброе сердце»

Продолжать работать в технике «БатталЭбру»

Продолжать знакомить с новым инструментом шилом.

Ввести новые правила -после каждого пользования шила нужно протирать его салфеткой;

-Не следует «утапливать» шило в воде.

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования «Приливы Отливы».

Знают правила пользования и рисования инструментом шилом.

Практическое занятие

«Красивая тарелочка»

Учить детей смешивать краски;

Развивать желание детей экспериментировать в рисовании;

Развивать фантазию.

Переводить рисунок на картонную тарелочку.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования «БатталЭбру».

Знают технику рисования ЭбруШаль

Знают правила пользования и рисования инструментом гребенкой.

Практическое занятие

«Подводный мир»

Закрепить навык рисования в технике «ЭбруШаль», «Баттал Эбру»;

Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение;

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Закрепили навык рисования в технике «ЭбруШаль», «Баттал Эбру»;

Практическое занятие

«Подарок папе»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ,

картон

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники. Переносят рисунок на картон.

Практическое занятие

Март

«Подарок маме»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ,

Белая ткань

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники. Переносят рисунок на белую ткань.

Практическое занятие

«Фантазёры»

Продолжать знакомить с одним из видов Осветленное Эбру.

Развивать фантазию, закреплять знакомые приёмы.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику Осветленное Эбру

Практическое занятие

Апрель

«Звёздное небо»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники

Практическое занятие

«Космические дали»

Побуждать к творческим замыслам и решениям, развивать фантазию.

 Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники

Практическое занятие

«Пасхальный перезвон»

Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники

Практическое занятие

«Одуванчики»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники

Практическое занятие

Май

«Насекомые»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники

Практическое занятие

«Загадки»

Совершенствовать умение и навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционной технике. Закрепить  правила работу с красками Эбру.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники

Практическое занятие

«Подарки…»

Закрепить технические навыки умения работы с гребнем, шилом и веерной кистью.

Создавать красивые композиции и дарить их людям; фантазировать без границ.

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ,

Картон, ткань белая

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники

Практическое занятие

Содержание программы

В данной Программе используются следующие нетрадиционные способы Эбру-рисования:

- Волны или Gel-Git

- AkkaseEbru

- «Эбру шаль»

- «Хатипэбру»

- «Осветленное эбру»

- «Фантазийное эбру»

- «Соловьиное гнездо»

- Эбру с надписью «Батталэбру»

1.        AkkaseEbru – когда на один и тот же бумажный лист по мере высыхания наносят, поочередно, несколько слоев краски.

2.        Волны или Gel-Git - даже новичку не составит большого труда сделать такое эбру. Техника проста: по подготовленной водной поверхности разбрызгивается краска, после чего по ней проводятся шилом или заостренной бамбуковой палочкой параллельные друг другу линии.

3.        Батталэбру- наиболее традиционная и простая техника, при которой от художника требуется только разбрызгать краску по поверхности воды, а затем, не внося каких-либо изменений, перенести рисунок на бумагу или ткань.

Батталэбру, была изобретена исламским проповедником (имам-хатибом) Мехметом Эфенди в начале XVIII столетия. Эта техника послужила переходной, от абстрактных рисунков, получаемых в баттал, к изображениям цветов. Кроме того, благодаря хатибэбру рисование на воде получило возможность создания орнамента. Техника «Батталэбру». Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя.

4.        Техника «Осветленное эбру». Рисунок, выполненный в этой технике, выглядит так, как будто его наносили легкими штрихами. Этот вид эбру еще называют «осветленным», потому что цвета на рисунке получаются очень светлыми. Такой эффект достигается за счет того, что краску разводят большим количеством воды и добавляют больше желчи.

5.        Техника «Эбрушаль». Рисунки, которые получаются в этой технике, напоминают орнаменты на традиционных анатолийских платках и шалях. Отсюда и название. Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы» — проводят им по поверхности влево-вправо или вверх-вниз, затем по этому же рисунку делают круговые движения шилом

6.        Техника «Соловьиное гнездо». Чтобы получился такой узор, краску разбрызгивают на поверхность воды, после чего берут шило и делают им круговые движения. Сначала рисуют большую окружность, затем — окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки».

7.        Техника «Эбру с надписью». Другое название — «вписанное эбру». Это одна из самых сложных техник, требует много времени и терпения. И, конечно же, высокого уровня мастерства. Вначале делается сама картинка (как фон) в технике эбру, а затем с помощью трафарета наносится надпись.

Структура программы

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

•        Вводное занятие;

•        Ознакомительное;

•        Тематическое занятие;

•        Проверочное занятие (с целью закрепления и уточнения представления детей);

•        Комбинированное занятие;

•        Итоговое занятие.

Этапы работы:

1 этап: знакомство с инструментами и материалами, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать на воде;

2 этап: освоение основных приемов рисования: салют, волны, ромашки,

сердечки и тюльпаны.

3 этап: сюжетное рисование по теме и по замыслу.

Средства обучения:

•        Наглядные, словесные и практические методы: наблюдения с детьми;

•        Объяснение, рассказ воспитателя; показ способов действия; игровые приемы;

•        Совместный анализ выполненной работы.

Методика проведения занятий

1 этап - «Создание интереса» (вступительная беседа, сообщение темы, создание проблемных и поисковых ситуаций; исследовательская деятельность и экспериментальная деятельность; игровые и сюрпризные моменты, показ слайдов по теме; дидактические и развивающие игры).

На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности материалов и инструментов, с помощью которых можно придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов и инстркментов.

2 этап - «Формирование практических навыков и умений» (показ образца, показ приёмов для создания образа или композиции, самостоятельных поиск необходимых материалов и техник).

Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков и умений с материалами и инструментами, формированию умений создавать образ и композицию. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

3 этап - «Собственное творчество» (самостоятельная работа детей, придумывание и составление композиции, сюжета, образа).

На данном этапе необходимо создавать условия для проявления детского творчества, формировать умения экспериментировать с разными техниками, материалами инструментами.

4 этап - «Развитие речевой активности» (анализ готовой работы; рассуждения).

По окончании занятий детям предлагается высказаться по поводу совершённой работы. Это может быть: беседа, рассуждения, выбор понравившегося рисунка или поделки с точки зрения технических или творческих навыков и т.п.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально      значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

На всех этапах обучения у детей будут развиваться внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия, повысится уровень развития коммуникативных навыков. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

Одним из важных условий реализации программы является широкое использование разных видов техник и материалов изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Главное, чтобы ребёнок мог всё это применять на практике для передачи какого- либо сюжета или образа; умел комбинировать техники, экспериментировать, искать недостающее. Процесс «превращения» ребенка в Волшебника очень ответственный, так как постоянно закладываются способности к творчеству, раскрываются эмоциональная и познавательная сферы, даётся толчок к развитию сознания.

Образовательный процесс на кружке строится таким образом, чтобы дети самостоятельно могли выбрать разные художественные материалы. Педагог только рекомендует, как удобнее, целесообразнее передать тот или иной образ. Знания о многообразии материалов и инструментов помогают удачно сочетать их в работе, а их разнообразие рождает оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества.

Методическое обеспечение программы

Описание форм и методов проведения занятий

В работе кружка широко используются следующие методы обучения:

- наглядный:

•информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд - программ, презентаций видеоряда;

•наблюдение - используется для первичного знакомства с объектом, а так же для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым;

•показ способов и действий изображения, последовательности выполнения рисунка - направлены на приобретение детьми умений изображения и способов построения композиции;

- словесный:

•слушание, разучивание стихов - направлен на совершенствование речевых умений, художественно - эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы;

•прослушивание музыкальных произведений - направлен на художественно-эстетическое развитие;

•беседы по представлению - направлены на решение проблемных ситуаций, а так же используется для сравнения, обобщения знаний;

•исследование предметов, материалов, явлений, способов изображения;

- практический:

•экспериментирование - направлено на помощь ребенку в приобретении новых способов изображения знакомых предметов;

•моделирование - направлено на изменение формы изображаемых предметов и разнообразных вариантов и способов построения композиции;

•сотрудничества и сотворчества - направлен на активное взаимодействие педагога и ребенка, ребенка и ребенка:

•пальчиковая гимнастика - способствует развитию мелкой моторики рук, стимулирует развитие речевых зон.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

Материально-техническое обеспечение

•        помещение изостудии;

•        стол;

•        стулья (на каждого ребенка);

•        клеенка;

•        фартуки (на каждого ребенка);

•        экран;

•        компьютер;

•        колонки;

•        лотки для индивидуального рисования (на каждого ребенка);

•        специально подготовленная вода для рисования в технике ЭБРУ;

•        краски для рисования в технике ЭБРУ;

•        пооперационные карты;

•        гребни;

•        кисти (на каждого ребенка);

•        шило (на каждого ребенка);

•        палочки (на каждого ребенка);

•        зубочистки (на каждого ребенка);

•        картон (на каждого ребенка)

•        салфетки (на каждого ребенка);

•        бумага (на каждого ребенка)

•        ткань белая хлопчатобумажная, шелк (на каждого ребенка);

•        заготовки деревянные (на каждого ребенка).

Наглядный, демонстрационный материал:

•        Подборка готовых работ;

•        Пооперационные карты;

•        Иллюстрации работ в различной технике.

Фонотека:

-сборник классической музыки;

-сборник инструментальной музыки;

-сборник детских сказок;

-сборник песен из детских кинофильмов и мультфильмов.

Список литературы.

  1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий », 2008.
  2. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс,2004.
  3. Иванова О. Л., И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
  4. Комарова        Т.        С.,        Размыслова        А.        В.        Цвет        в        детском        изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  5. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:
  6. Просвещение, 1985.
  7. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
  8. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство,2000.
  9. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс,2002.
  10. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство,1995.
  11. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
  12. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. –

13.        М.: МИПКРО, 2003.

  1. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
  2. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
  3. Полунина        В.        Н.        Солнечный        круг.        У        Лукоморья.        –        М.:        Искусство        и образование, 2001.
  4. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
  5. Цквитария        Т.А.        Нетрадиционные        техники        рисования.        Интегрированные занятия в ДОУ.-М.:ТЦСфера,2011

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

Статья С. Мамий на портале IslamTodayhttp://islam-today.ru/article/7841) www.art-alla.jimdo.com

http://www.ebrumag.ruhttp://risovanie-na-vode.ru/news/ebru-dlya-nachinayushih-novichkov

Приложение 1

Анкета для родителей.

  1. Считаете ли Вы полезными занятия по программе «Танцующие краски на воде» для вашего ребенка         

  1. Хотели бы Вы, чтоб ваш ребенок в дальнейшем посещал занятия по данной программе?         

  1. Как Вы считаете, достаточно ли Вашему ребенку 1 занятия в неделю?

  1. Отмечаете ли Вы эффективность реализации программы «Танцующие краски

на воде »?

  1. Хотели бы Вы овладеть техникой Эбру рисования?

  1. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для творческого

проявления

детей?         

  1. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к

изобразительной деятельности? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать это желание?         

  1. Знаете ли Вы, как правильно устроить рабочее место ребёнка, где он мог бы заниматься изобразительной деятельностью?

  1. Вы храните рисунки своего

ребёнка?         

  1. Требуется ли Вам помощь специалиста по вопросам творческого развития Вашего ребёнка?

  1. Ваши отзывы и предложения

Мониторинг

Обследование проводится по следующим направлениям:

  1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков;
  2. Ребёнок создает образы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, использования знакомых материалов и инструментов;
  3. Ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько образов;

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании в технике эбру Низкий (1 балл)

  • у ребенка слабо выражено цветовое восприятие;
  • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого;
  • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности;
  • ребёнок рисует только при активной помощи взрослого;
  • знает изобразительные материалы и инструменты, но не умеет пользоваться ими;
  • не достаточно освоены технические навыки и умения;

Средний(2 балла)

  • у ребёнка есть интерес к цветовому восприятию;
  • проявляет внешние признаки эмоционального состояния;
  • знает способы изображения некоторых предметов и явлений;
  • правильно пользуется материалами и инструментами;
  • владеет способами и приемами в технике эбру с частичной помощью взрослого;
  • проявляет самостоятельность;

Высокий (3 балла)

  • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки;
  • быстро усваивает приёмы работы технике эбру;
  • владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования;
  • передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом;
  • обогащает образ выразительными деталями, цветом;
  • умеет создать яркий нарядный рисунок;
  • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат;
  • может объективно оценивать свою и чужую работу;

Таблица

контроля практических умений и навыков обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года

Фамилия, имя

ребенка

Активность и самостоятельн ость

в рисовании

Уровень формирования мелкой моторики

Умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои

чувства

Оценка по 3-

балльной системе

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20

  1. балл – не усвоил, нуждается в помощи педагога;
  2. балла – частично освоил, частично нуждается в помощи педагога; 3 балла – не усвоил, нуждается в помощи педагога.

Тестовые материалы для итогового контрольного опроса

  • Где произошла техника эбру?
  • Как правильно хранить краски и раствор для эбру?
  • Как называются основные инструменты, необходимые для эбру?
  • Какие основные цвета нужно смешать, чтобы получить дополнительные?
  • Какие цвета называются теплыми и холодными?
  • Какие геометрические фигуры ты знаешь? Какие симметричные предметы вы знаете?
  • Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?
  • Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?
  • С чего нужно начинать работу?
  • Какие краски нужно использовать для передачи грустного и веселого настроения?
  • Какие линии используются в рисунке?
  • Что такое линия горизонта?
  • Какие цвета являются контрастными?
  • Что такое орнамент и ритм в орнаменте?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования в подготовительной группе «Мультик из кармана»

Лепка — увлекательное занятие. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельнос...

Программа дополнительного образования детей подготовительной группы

Программа по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет...

Программа дополнительного образования в подготовительной группе Юный математик в старшей группе

Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет  и усвоит азы математики, тем лучше. Знания  и умения,  приобретенные в дошкольном возрасте,  фундамент для дальней...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной  группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...

Рабочая программа по дополнительному образованию АБВГДЕЙКА подготовительная группа.

Рабочая программа по дополнительному образованию АБВГДЕЙКА подготовительная группа. ...

Рабочая программа кружка дополнительного образования в подготовительной группе на 2023-2024 учебный год

На занятиях танцевального кружка  дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся красиво и правильно двигаться под музыку. В кружке воспитывается коммуникабельность, трудолюбие, уме...