Программа дополнительного образования детей подготовительной группы
материал

Вихарева Светлана Леонидовна

Программа по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДОП "Пчелка"68.73 КБ
PDF icon prikaz_po_dop_na_2020-21_uch._god.pdf767.19 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования по ручному труду «Пчелка»

Автор:

воспитатель

Вихарева Светлана Леонидовна


Оглавление

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        2

1.1. Пояснительная записка        2

1.1.1.        Цели и задачи Программы        4

1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы.        4

1.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики,        6

в том числе характеристики особенностей развития детей  дошкольного возраста.        6

2.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        7

2.1.        Общие положения.        7

2.2.        Содержание образовательной деятельности по ручному труду.        8

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы        9

2.4. Взаимодействие взрослых с детьми.        10

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        12

3.1. Методическое обеспечение и средства обучения и воспитания.        12

3.2. Планирование образовательной деятельности.        12

Приложение 1. 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК        14

Приложение 2. 

Учебный план  по дополнительной образовательной программе        15

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

(В. А. Сухомлинский)

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Средний дошкольный возраст – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Актуальность и практическая значимость создания программы обусловлена рядом факторов:

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей;

Дошкольный возраст является первоначальной ступенью в художественной деятельности, которая позволяет познавать что – то новое;

Отечественными педагогами и психологами доказана роль обучения в развитии творческих процессов и необходимость использования комплексных программ, ориентированных на развитие творчества у детей;

Необходимостью совершенствования содержания и технологий образования.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства и составлена с требованиями ФГОС. Учащиеся знакомятся в течение года с видами искусства, с нетрадиционными видами деятельности, соединяя работу «ума» с работой рук. Отличительной особенностью Программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру.

Кружковая деятельность занимает особое место в образовательном процессе, так как здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Выставка детских работ дает возможность воспитанникам заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Программа составлена в соответствии с требованиями и рекомендациями к структуре программы ФГОС ДО, разработана на основе методик С.Ю.Афонькиной, Е.Ю.Афонькиной «Игрушки из бумаги», И.А. Лыковой «Художественный труд в детском саду. Средняя группа»; построена на основе главных методических принципов: учёт возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. Программа дополнительного образования по ручному труду «Пчёлка» (далее – программа) -  художественно-эстетической направленности.

  1. Цели и задачи Программы

Дошкольный  возраст от 5 до 7 лет.

Цель программы: создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у воспитанников.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с различными приемами преобразования бумаги, ткани, ваты, природного и бросового материалов;

Обучить моделированию из бумаги;

Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы;

Обучить детей владению инструментами и приспособлениями;

Познакомить с правилами техники безопасности при работе с материалами;

Формировать интерес к творческой деятельности.

Развивающие:

Развивать внимание, память, воображение, усидчивость и чувства цвета;

Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку;

Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;

Воспитать усидчивость, терпение, культуру общения.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы.

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.
  • Принцип доступности - предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
  • Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

Интегрированный подход. Сочетание образовательных областей, разных видов деятельности.

Дифференцированный подход. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе художественно-эстетического развития с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

Принципы построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

1.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики,

в том числе характеристики особенностей развития детей  дошкольного возраста.

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль. В возрасте 5-7 лет происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой.

Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Обязательно привлекайте ребенка к труду, в том числе художественному. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.

Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.

2.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.        Общие положения.

В содержательном разделе представлено содержание образовательной деятельности по ручному труду с детьми  5-7 лет. Содержание образовательной деятельности ориентировано на художественно-эстетическое развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи художественно-эстетического развития детей решаются интегрировано, с использованием игровых методов и приёмов.

Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей в образовательной области художественно-эстетического развития, а именно: в сфере ручного труда детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

2.2.        Содержание образовательной деятельности по ручному труду.

Задачи образовательной деятельности

1. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов.

2. Активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, способствовать освоению некоторых средств выразительности изобразительного искусства при помощи нетрадиционых техник.

3. Развивать художественное восприятие, умения последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом.

  1. Формировать умения и навыки изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности: развитие изобразительно-выразительных и технических умений, освоение изобразительных техник, в том числе нетрадиционных.
  2. Развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности.

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества

Развитие умений выделять общие, типичные, характерные признаки предметов и явлений природы, человека; сенсорных, эстетический свойств (разнообразие форм, размеров, пропорций); устанавливать ассоциативные связи между свойствами предметов, деталями конструктора и образами.

Развитие умений создавать изображение отдельных предметов и простые сюжеты в разных видах деятельности.

Развитие умений в сюжетном изображении, в декоративном изображении.

Умения создавать несложную композицию из изготовленных предметов. Технические умения

В аппликации: освоение доступных способов и приемов вырезания и обрывной

аппликации. Умения использовать неизобразительные материалы для создания выразительного образа.

В лепке: умения лепить из различных материалов: глины, пластилина, теста.  Освоение некоторых приемов лепки: оттягивание из целого куска, прищипывание и т. п.

В конструировании

Конструирование из бумаги: освоение обобщенных способов складывания различных поделок; приклеивание к основной форме деталей.

Конструирование из природного материала и бросового материала: умение видеть образ в природном материале, составлять образ из частей.

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

В развитии детской инициативы и самостоятельности необходимо соблюдать ряд общих требований:

  • развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
  • постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
  • ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
  • своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
  • дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
  • поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной художественной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность рисовать, лепить в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

  • самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
  • развивающие дидактические игры;
  • музыкальные подвижные игры и импровизации;
  • речевые игры, пальчиковые игры;
  • самостоятельная деятельность в музыкальном уголке;
  • самостоятельная изобразительная деятельность под музыку;
  • самостоятельные опыты и эксперименты со звуками и др.

2.4. Взаимодействие взрослых с детьми.

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

Качество работы педагога в первую очередь определяется владением личностно-ориентированными способами взаимодействия с детьми.

При личностно-ориентированном подходе ребенок учится:

  • уважать себя и других;
  • чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок;
  • быть искренним;
  • брать на себя ответственность за свои решения и поступки;
  • думать самостоятельно;
  • адекватно выражать свои чувства;
  • понимать других и сочувствовать им.

Партнерские отношения взрослого и ребенка в Организации и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний.

Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.

Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Методическое обеспечение и средства обучения и воспитания.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-  объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-  репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

 - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

 - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Коррекционные приёмы:

- создание атмосферы доброжелательности

- сюрпризные моменты

-создание ситуации успеха

-чёткие инструкции

-педагогический такт

-индивидуальный подход (учёт индивидуальных качеств ребёнка)

3.2. Планирование образовательной деятельности.

Содержание

Кол-во занятий

1

Тема: «Бумажные фантазии».

8

1.1

Основные приемы работы с различными видами бумаги и картона

1

1.2

Изготовление аппликации «Гномик на листочке»

1

1.3

Работы выполненные в технике «Квилинг»

2

1.4

Изготовление цветов в технике квилинг

2

1.5

Поделки из бумажных салфеток

1

1.6

«Бумажная мозайка» - работы по эскизу выбранному детьми, оформление работ в мягкую рамку

1

2

Тема:«Мукасольки»

20

2.1

Мы лепим круглые предметы Шар. Яблоко. Вишни

1

2.2

«На лесной полянке выросли грибы»

1

2.3

«Блюдо с фруктами и ягодами»

2

2.4

«Дерево счастья с фруктами»

2

2.5

«Золотая рыбка»

2

2.6

Птичка из теста

2

2.7

Зайчик

1

2.8

Ёлочка с игрушками

1

2.9

Снеговик с метлой

1

2.10

Медведь сидит

1

2.11

Ёжик - друг медвежонка

1

2.12

Подарок к дню защитников Отечества

1

2.13

Цветы для мамочки

1

2.14

Сказочные животные

1

2.15

Панно «Подводный мир»

1

2.16

Веточка вербы

1

3

Тема: Работа с природным материалом

4

3.1

Изготовление композиций из арбузных и тыквенных семян

1

3.2

Поделки из шишек

1

3.3

Поделки из фасоли

1

3.4

Ароматные игрушки. Изготовление поделок из семян кофе

1

4

Тема: Поделки из шерстяных ниток

4

4.1

Загадочный космос

2

4.2

Кукла «Ягодка»

2

Приложение 1.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

по дополнительной образовательной программе по ручному труду «Пчёлка»

на 2020-2021 учебный год

Содержание

Старший дошкольный возраст

(5-6 лет)

Количество человек в группе

5

Начало образовательной деятельности

01.10.2020г.

Окончание образовательной деятельности

31.05.2021г.

Продолжительность образовательного периода (всего недель, в том числе)

36

1 полугодие

16

2 полугодие

20

Форма организованной образовательной деятельности

Зянятия по художественно-эстетическому развитию

Недельная образовательная нагрузка в основной период

1/30мин

Недельная образовательная нагрузка

в летний период

0/0

Продолжительность НОД во времени

30 мин.

Регламентирование образовательного процесса (половина дня)

1 или 2

половина дня

*Примечание

 Образовательная деятельность с детьми 5-6 лет организуется в 1-ю и во 2-ю половину дня в соответствии с тем, что  в СанПиН  2.4.1.3049-13 допускается  осуществление образовательной деятельности во 2-ю половину дня с детьми от 1,5 до 3-х лет и отсутствуют требования к максимально допустимому объему образовательной нагрузки во 2-й половине дня для детей второй младшей и средней групп. СанПиН  2.4.1.3049-13 не ограничивает объем недельной образовательной нагрузки в указанных возрастных группах. Это дает право осуществлять образовательную деятельность художественно-эстетического направления в данных возрастных группах и во 2-ю половину дня.

Приложение 2.

Учебный план  по дополнительной образовательной программе

«Студия ручного труда «Пчёлка» для детей 6-7 лет на 2020-2021 учебный год

Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию  и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049 – 13). Объем нагрузки 36 недель.

Учебная нагрузка по программе «Студия ручного труда «Пчёлка»

на  2020-2021 учебный год

Длительность непосредственной образовательной деятельности

30 мин.

Количество занятий  в неделю/

Общее время в минутах.

1/ 30 мин.

Количество занятий в год/ общее время в минутах

36/1080 мин.

Количество занятий в месяц/ время в минутах

4/120 мин.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования в подготовительной группе «Мультик из кармана»

Лепка — увлекательное занятие. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельнос...

Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста по ФЭМП «Всезнайка».

Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста  по ФЭМП«Всезнайка»....

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детей подготовительной группы. Кружок «Учимся и играем»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯдетей подготовительной группы Кружок «Учимся и играем»...

Программа дополнительного образования в подготовительной группе Юный математик в старшей группе

Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет  и усвоит азы математики, тем лучше. Знания  и умения,  приобретенные в дошкольном возрасте,  фундамент для дальней...

Программа дополнительного образования детей средней группы "Умелые ручки"

Программа дополнительного образования детей средней группы "Умелые ручки". В ней представлены цели,задачи занятий,основные умения и навыки, которые приобретут воспитанники4-5 лет, необходимы...