Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста по ФЭМП «Всезнайка».
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Маракина Юлия Олеговна

Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста  по ФЭМП

«Всезнайка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_kruzhok.docx70.65 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение МДОУ «ДСКВ №62» д. Старая

Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста  по ФЭМП

«Всезнайка». 

C:\Users\Юлия\Desktop\38964_590fa1c9fdbbfe6d9ffc328ccb681a66.jpg.jpg 

Воспитатель: Маракина Юлия Олеговна.

2017- 2018 уч. год

        

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра. Образовательная деятельность построена с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей. Организованная образовательная деятельность включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно- практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений.

Уделяется внимание развитию графических навыков. В конце учебного года, в программу включены  палочки Кюизенера, что помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности. Сюжет и игровые ситуации с элементами соревнования ,  мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самовыражение , самоконтроль. Размышление , догадки, выводы обобщения , абстрагирование, освоение  математической терминологией – это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний.

Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжет занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение) (приложение № 3). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального подхода к детям.

Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится  2 раза в неделю в вечернее время длительностью 25 мин.

Основные задачи

Количество и счет:

Знакомство с образованием чисел в пределах 10.

Совершенствовать умение считать в пределах 10.

Закрепить понимание порядкового счета.

Закрепить умение выкладывать числовой ряд до 10.

Формировать понимание отношений между рядом стоящими числами (в пределах 10)

Закрепить умение составлять число из единиц в пределах 5.

Закрепить умение делать делить целое на равные части.

Учить использовать условную мерку для измерении величин.

Величина

Совершенствовать умение сравнивать до 9 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

Развивать глазомер.

Форма

Формирование в умение видеть в окружающих предметах форму знакомых  геометрических фигур.

Ориентировка в пространстве

Упражнения в умении двигаться в заданном направлении.

Учит ориентироваться на листе бумаги.

Закрепить умение обозначать словами месторасположение предметов в пространстве.

Ориентировка во времени

Расширить представления о частях суток и уточнении понятия «сутки».

Формировать представления о последовательности дней недели.

Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к обучению.

Выработать у детей привычку максимально полно включаться в образовательный процесс, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.

Привить любовь к конкретному предмету – математике.

Дать необходимые современному дошкольнику знания в области математики и развить соответствующие способности детей.

Упражнения по развитию графических навыков

Ожидаемые результаты:

 

Критерии

Количество и счет

  • считать в пределах 10, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).
  • Знать цифры от 1 до 10, соотносить цифры с количеством предметов, понимать отношения между числами в пределах 10 на основе измерения и цвета.
  • знать порядковый счет в пределах 10, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?».
  • устанавливать равенство и неравенство групп предметов, состоящих из разных предметов; формировать  правильное обобщение числовых значений на основе счета.
  • Познакомить с количественным составом числа из 1 в пределах5;

Геометрические фигуры

  • знать геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.
  • знать геометрические тела: шар, куб, цилиндр.
  • иметь представление о том, как из одной формы сделать другую.
  • уметь видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.

Величина

  • Закрепить умения устанавливать размерные отношения между 5 -10 предметами разной длины (высоты, ширины), систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем)порядке величины.
  • учить отражать в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними по размеру.
  • Развивать умения сравнивать 2 предмета по величине опосредованно – с помощью третьего (условной мерки), равного одному из сравниваемых предметов.

Ориентировка во времени

  • различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.

  • Закрепить умение устанавливать последовательность  различных событий, определять , какой день сегодня ( был вчера, будет завтра).

Ориентировка в пространстве

  • совершенствовать понимание смысла пространственных отношений, умений ориентироваться в окружающем пространстве, двигаться в заданной направлении, определять свое местоположения среди окружающих предметов.
  • Формировать умения ориентироваться на листе бумаги.

Упражнения по развитию графических навыков

Мониторинг знаний  по формированию элементарных математических представлений у  детей 5 - 6 лет

по программе «От рождения  до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы.

2 раза в год.

1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и обратном порядке.

2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.

3. Умение узнавать цифры в пределах 9,  составлять числа до 5 из единиц и двух меньших чисел.

4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать от 5до 10  предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.), пользовать условной меркой для сравнения 3 предметов.

6. Умение узнавать и называть : квадрат, круг,  овал, треугольник, прямоугольник.

7. Умение называть части суток, времен года , устанавливать их последовательность .

8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)

9. Умение делить целое на равные части ; умение измерять с помощью условной мерки.

  1. Умение ориентировать в окружающем пространстве, обозначать словами местоположение предметов в пространстве.    

 11. Упражнения по развитию графических навыков 

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя         
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

9 – 14 баллов – низкий уровень

15 – 20 – средний уровень

21 – 27 – высокий уровень

Октябрь.

  1. Цвет, форма.

Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности.

Игра: «Составим узор». (Используя Цветные счетные палочки)

  1. Размер.

Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук.

 Игра – аппликация: «Красивые флажки». (Используя мозаику).

  1. Пространственные представления

 Цель: развивать представления : «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.

  1. Формирование представлений о символическом изображении предметов

 Цель: Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».

Игра: «Концовка».

  1. Счет до 10

Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур). Игра: «обведи правильную цифру»

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. Счёт, порядковые числительные.

Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

Ноябрь.

  1. Интеллектуальная игра «Близкие по значению» 

Цель: игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов употребляя  их в речи.

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. Развитие внимания, воображения. 

Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление «Воздушные шары». (Использовать мозаику из пуговиц).

  1. Круг, квадрат, прямоугольник.

Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки).

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. Сравнение. 

Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания.

  1. Сенсорное развитие. Дидактические игры «Черный, серый, белый», «Волшебные краски», «Игра с крупой» Разбери гречку и рис»

Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра.

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

Декабрь.

  1. Игра: «Весёлые человечки».

 Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.

  1. Графические умения.

Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант).

  1. Счет.

Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам»

Цель: закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие.

  1. Задачи на смекалку.

Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. «Учит Буратино» палочки Кюизенера

Цель: совершенствовать умение называть  геометрические фигуры.

Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Развивать логическое мышление . Игра « Найди пару»

Игра «Найди недостающую фигуру»

Игра «Когда это бывает?»

Январь.

  1. Задачи на смекалку. 

Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7,3. Создать у детей радостное настроение.

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. Пирамида, цилиндр. 

Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок».

  1. Зрительно – мыслительный анализ 

Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников.

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. Сенсорное развитие. Дидактические игры «Определи на глаз», «Одинаковые или разные», «Что выше (шире)», Игра со счетными палочками». Выложи предмет по образцу.

Цель: развитие умения анализировать форму предметов, развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).,закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. «Цветы в вазе»  Пальчиковая гимнастика «Наши красные цветы»

Моделирование  «Твой любимый цветок» Упр. «Чей стебелек длиннее?»

Цель: Учить детей находить в изображаемой конструкции определенное сходство с выбранным цветком (строение, пропорции частей).

Учить сравнивать 9  предметов по длине,  обозначать результаты сравнения словами.

Февраль. 

  1. Работа с альбомами. Способы измерения. 

Цель: Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. Игры – путешествие во времени.

Цель: закрепить знания детей о днях недели. Игра: «Что сначала, что потом».

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. Предметы ближайшего окружения. ОИД по определению их свойств (тонет, плавает, горит, рвется, мнется, и т. д

Цель: развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, умение определять материал (ткань, металл, пластмасса, стекло, дерево, бумага) и их свойства, бережное отношение к предметам труда людей.

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10.

Цель: Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр .Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

Март. 

  1. Классификация.

Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей. Игра: «Сколько всего».

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. Классификация.

Цель: Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт?», «Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения.

  1. Формирование навыков сложения и вычитания. Занятие 1.

Цель: Закрепление состава числа первого десятка. Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания.

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. Формирование навыков сложения и вычитания. Занятие 2.

Цель: Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Игра: «Бегущие цифры».

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1.  Формирование навыков сложения и вычитания. Занятие 3.

Цель: Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игра «Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности.

Апрель

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. . Символы. 

Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер).

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду. Игры – путешествия во времени.

Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев.

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

        

  1. Игра: «Что сначала, что потом». Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.

 Цель:

- Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ;

- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;

- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

- Закрепить умения отгадывать математическую загадку;

- Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =

- Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших;

8. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

Май

  1. «Полет в космос» 1 палочки Кюизенера.  

Цель: упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах10). Продолжать учить понимать отношение между рядом стоящими числами в пределах 10. Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

2. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. «Полет в космос» 1 палочки Кюизенера.  

Цель:  развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы, центр листа. Учить соотносить форму предметов с геометрической фигурой.

  1. Тема: «Веселые часы».

Цель: учить различать цифры, упражнять в счете; продолжать учить работать с моделью

часов; развивать умение ориентироваться по графическому изображению;

воспитывать интерес к математике.

  1. Упражнения по развитию графических навыков

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

  1. Тема геометрические фигуры  «Раздели фигуры» «Логические блоки Дьенеша»
  2. Письмо от волшебника» 1 палочки Кюизенера. Итоговое развлечение на основе дидактических игр и упражнений.

 

Цель: Закрепить представления о том, что результат счета не зависит от размера и цвета, расположения предметов.

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине , раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами. Закрепить умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сейчас, был и будет.

  1. Мониторинг знаний детей.

Литература

1.«От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой - М.:Мозаика – Синтез 2013г.

2.«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В.П.Новикова, Л.И. Тихонова  М.: Мозаика – Синтез 2009г.

3. http://www.vershina-corp.ru/fishki-dlya-malyshki/razvivayushie-metodiki/metodika-kyuizenera/

Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».

• Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».

• Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».

• А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».

• Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька

• Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику

• .В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»

• .Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове

•. Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»

•. Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,

Структурное подразделение МДОУ «ДСКВ №62» д. Старая

Отчет

О работе по программе дополнительного образования детей, второй младшей группы дошкольного возраста

«Всезнайка»

Воспитатель: Маракина Ю.О.

2017-2018уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"

Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....

Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг ребенка»

Известно, что у дошкольников стихийно складываются свои, глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, о странах и народах мира, о нашей планете. При этом у детей появляется множеств...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие

Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...