Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с народной игрушкой
статья (старшая группа)

Опыт работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskie_chuvstva_statya.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с народной игрушкой

 Вопрос патриотического воспитания приобретает в наши дни всё большую актуальность: разобщенность между народами, желание переписать историю, эмиграция молодежи, незнание подрастающим поколением истории и традиций своего народа. Всё это ставит перед нами, педагогами, все больше задач и вопросов. Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому. От взрослого во многом зависят интересы ребенка, поэтому особенно важна активная позиция педагога, его желание и умение сформировать у детей ощущение, осознание себя частью своей Родины.  Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны, сохранение культурной самобытности своего народа.  Патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности.

Одной из форм проявления патриотических чувств является развитие интереса у детей дошкольного возраста к своей национальной культуре, искусству. Устное народное творчество, народное декоративно - прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Академик Д.С. Лихачев неоднократно отмечал, что народ живет, пока живет его культура, чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров – умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса невозможно, если мы не будем вводить детей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшее качество национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой Родине, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии – все это являют нам творения народных умельцев.

 Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой ставит перед нами следующие задачи:

- продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством, с

   изделиями народных промыслов

- расширять представления о народных игрушках, закреплять и укреплять знания о дымковской игрушке и их росписи

- предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи

-  развивать декоративное творчество детей

Среди них и такие:

- формировать умение украшать узорами (налепами) предметы  

декоративного искусства

-  формировать умение самостоятельно создавать игрушки из природного и

других   материалов

- создавать условия для творческого самовыражения, для создания новых игр

Результатом краткосрочного проекта «Народные промыслы России» было изготовлено авторское дидактическое пособие «Дымковская игрушка».

Одной из задач, поставленных перед нами, была – расширять представления детей о разнообразии народного искусства, художественных промыслов России и развивать интерес к народной игрушке, что способствует воспитанию патриотических и эстетических чувств детей, и художественно-творческих способностей.

 Пользуясь дидактическим пособием, дети могут в самостоятельной и совместной с воспитателем игровой деятельности закреплять полученные знания по теме: рассматривают и составляют узоры, разрисовывают шаблоны, лепят поделки, взаимодействуют с Куклой, а также решают задачи и других образовательных областей: ОО «Речевое развитие» (вспоминают заклички, загадывают загадки о дымковских игрушках). ОО «Познавательное развитие» (выполняют, например, задания по математике – сложение или вычитание дымковских игрушек, их сравнение, ориентируются по карте РФ, знакомятся с этапами изготовления дымковской игрушки). ОО «Физическое развитие» (физминутка, обязательно с упоминанием предметов народного творчества). Знакомя детей с творчеством мастеров дымковской игрушки, с помощью, изготовленного нами, дидактического пособия, мы обратили внимание на проявление интереса (особенно у девочек) к Игрушке-кукле, изготовленной по мотивам дымковского народного творчества из подручного материала и пластилина (яркая, вызывает положительные эмоции, хорошо ложится в руку ребенка, легкая, её удобно держать).

Конечно, каждому хотелось поиграть с готовой Игрушкой-Куклой (покупать, продавать, показывать представление), но всем не хватало. Поэтому, обсудив проблему с детьми, решили изготовить кукол из подручных материалов самостоятельно. Больше всего, по нашему мнению, подошли бутылки из-под молочных продуктов (легкие, не бьются, безопасные, по форме и цвету похожи на заготовку - юбку куклы, что решает проблему наличия времени для изготовления и начала игры, решают проблему использования бросового материала, например, для изготовления игрушек). Игрушки народных промыслов ближе нам по духу, выглядят милее, не сложны в изготовлении, знакомят с историей и традициями нашего народа.

        Дети сами могут (по желанию) раскрасить или нарисовать силуэт куклы или воспользоваться готовым. Нашим детям процесс изготовления кукол нравится, думаем, что и вашим детям понравится тоже.      

         Для изготовления игрушек попросили родителей принести пустые бутылки из-под молочных продуктов. Срезав донышко, сделали заготовки для изготовления кукол. Также заготовили верхнюю часть куклы (разные варианты: Барыня, Нянька, Водоноска, Птичница), которая крепится к горлышку бутылки с помощью двустороннего скотча или вставляется в прорезь крышки. Юбку Игрушки-куклы украшаем дымковским узором с помощью пластилина. Дымковский узор можно посмотреть на карточке-подсказке (они представлены в дидактическом пособии) или придумать самим (с элементами узора дети уже знакомы). Пластилин раскатываем тонкими колбасками или шариками. Придав нужную форму и размер, способом «налепа» прикрепляем на заготовку. Можно дополнить узор с помощью стеки, зубочистки. Немного фантазии и кукла готова. Очень хочется с ней поиграть.

В процессе изготовления кукол воспитатель поддерживает желание детей передавать характерные признаки, поощряет творчество детей, предлагает способы декорирования (прорезывание стекой, налеп), а дети проявляют творчество, учатся планировать, доводить дело до конца, реализуя свой замысел, помогают друг другу. Также развивается мелкая моторика, выдержка, усидчивость, умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, воспитываются артистические качества, развивается речь как средство общения, умение поддерживать беседу. Дети получают удовлетворение потребности в самовыражении, используя свои поделки в игровой деятельности (театрализованных, сюжетно-ролевых, режиссерских, словесных играх).

Каждый педагог знает, что, правильно подобранная игрушка, способствует развитию ребенка. По мнению д.п.н. А.Н. Леонтьева, игрушки формируют стереотипы, определенный образ жизни, мировозрение, а д.п.н., профессор МГПИ У.А. Флерина отмечала, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует. По мнению Д.В. Менджерицкой игрушка учит красоте, добру, мудрости, радости, знакомит с окружающей действительностью, традициями своего народа, способствует формированию пытливости и любознательности, воспитывает чувство симпатии и уважения.                                                                                                                        

Таким образом, мы видим, что работа с дидактическим пособием, изготовление кукол из подручного материала и использование их в игре, дает положительный результат развития ребенка в различных образовательных областях. Кроме этого, дети проявляют интерес и к другим народным промыслам, умеют составлять узоры из предложенных элементов, проявляют творчество. Лучшее качество национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой Родине, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии – все это являют нам творения народных умельцев.

Список литературы:

  1. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение,2005. с. 62
  2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.М.: Просвещение, 2002, с.150
  3. От рождения до школы Общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М.: Мозаика-Синтез, 2014. с.368
  4. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М.: Просвещение. 2003. с.23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

Проект "Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом"

Актуальность темы:Изучить историю русского народного  костюма, развивать интерес к национальной культуре, творческое развитие дошкольников....

Проект.Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами России» «Юные патриоты».

Проект.Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами России» «Юные патриоты». Патри...

Выступление на заседании педагогического Совета №3 (2018-2019 уч. год) ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЗНАМЕНИТЫМИ ЛЮДЬМИ РОДНОГО КРАЯ

         Пословица гласит: «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык». Но национальное высыхает, исчезает, если нет н...

"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с отечественными праздниками и традициями села".

Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки "Содержание и методика современного дошкольного образования в деятельности воспитателя"....

Русский народный танец, как средство воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Русский народный танец, как средство воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста...