Выступление на заседании педагогического Совета №3 (2018-2019 уч. год) ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЗНАМЕНИТЫМИ ЛЮДЬМИ РОДНОГО КРАЯ
методическая разработка

           Пословица гласит: «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык». Но национальное высыхает, исчезает, если нет национальных песен, забыты обряды, появляются Иваны не помнящие  родства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_nravstvenno_vystuplenie_oyu.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании педагогического Совета №3 (2018-2019 уч. год)

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЗНАМЕНИТЫМИ ЛЮДЬМИ РОДНОГО КРАЯ

Подготовила: старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Кислякова О.Ю.

           Пословица гласит: «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык». Но национальное высыхает, исчезает, если нет национальных песен, забыты обряды, появляются Иваны не помнящие  родства. Он не будет уважать и свою культуру (как можно уважать то, что не знаешь?), тем  более другую. Каждая нация достойна огромного уважения своей историей, самобытной философией, нравственными и эстетическими понятиями.              Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. 

     

     Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств, и активную     позицию в этом должны занять педагоги дошкольных образовательных организаций. В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоциональнопсихологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

     Целью образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта своего края, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, понимают меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

        Академик Д.С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати - поле.        

       В каждом районе, городе, поселке есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Воспитатели, формирующие душу подрастающего поколения, просто обязаны воспитать поколение людей, помнящих свое родство, любящих свой родной край, оберегающих свою природу, гордящихся своими знаменитыми земляками.

         Помочь дошкольникам ближе познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы педагогов. Необходимо понимать, что воспитание любви к своей Родине — это сложный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить у детей чувство любви к родному краю. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

                 Слово «патриот» в переводе с греческого означает «земляк», «соотечественник», поэтому в качестве одного из основных направлений в приобщении дошкольников к культуре и истории родного края, необходимо, на наш взгляд, использовать знакомство детей со знаменитыми людьми родного края. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», – говорил А.С. Пушкин. Эффективным методом реализации данного направления в патриотическом воспитании дошкольников может послужить проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. К участию в проекте привлекаются дошкольники, педагоги ДОУ, родители, работники музеев, библиотек. Проектная творческо-поисковая деятельность позволяет пополнить методическое и дидактическое сопровождение по различным образовательным областям, дополнить его региональным компонентом, приобщить и детей, и родителей к истории города, познакомить с жизнью знаменитых людей родного края через занимательный материал, использование информационно – коммуникационных и мультимедийных технологий. Проектная деятельность по знакомству дошкольников со знаменитыми людьми родного города может реализовываться как в долгосрочных, так и краткосрочных проектах, в зависимости от возраста дошкольников и поставленных педагогом целей и задач. Примером краткосрочного проекта может послужить творческо-поисковая деятельность по знакомству дошкольников с историческими личностями родного края, прославившими свою Родину в давние времена. Подобный проект целесообразно начать со знакомства с былинными героями Древней Руси, чтобы на доступном для дошкольников уровне показать значение слов «верность Отчизне», «доблесть», «патриотизм».

           Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, нужно продумать, о чем рассказать детям, особо выделив то, что характерно только для нашего края, доступно показать связь родного города со всей страной. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свой родной край, необходимо показать его с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. Ведь не зря говорится в русской поговорке – «Знать – значит любить».

        Экскурсии в библиотеку, чтение былин позволят детям больше узнать о жизни и подвигах русских героев, о их величайшей физической силе: он и ест и пьет, как существо необыкновенное, рубится с недругами по двенадцать дней и ночей, так, что враги валятся, как подкошенная трава. Былинные герои не теряются перед опасностью, нахлынувшая беда не застает их врасплох, подвиги они творят не ради корысти, а во имя справедливости, мира, ради самой Руси и ее народа. Поэтому вопросы к детям: «А вам нравятся богатыри? За что вы их полюбили? А хотите ли вы быть похожими на русских богатырей? Как такими стать?» никогда не остаются без ответов.

      Выставки рисунков, иллюстрирующие наиболее яркие былинные сюжеты, способствуют созданию яркого героического образа богатырей, желание быть на них похожими. Организация подвижных и сюжетно-ролевых игр позволяют детям реализовать себя в этих образах.

      Родители дошкольников могут помочь своим детям в подготовке различных презентаций, литературных гостиных. Изучая историю своего города, мы волей – неволей, знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле и переехавшими по каким – то причинам. В процессе краеведческой работы необходимо укреплять и развивать уважение к культуре, к творчеству композиторов, поэтов родного края. Подбор интересных фактов и событий из жизни знаменитостей, знакомство с наиболее яркими и доступными возрасту детей произведениями, организация вечеров развлечений, тематических праздников по творчеству композиторов и поэтов родного края, создание альбомов, выставок фотографий, рисунков помогут грамотной реализации проектов и воспитанию искреннего чувства уважения и любви к творчеству именитых земляков.

        В период Великой Отечественной войны наши земляки храбро сражались на различных фронтах, защищая родину от военно-фашистских захватчиков. С целью знакомства дошкольников с героическим прошлым земляков педагогам ДОО целесообразно разрабатывать тематические недели, посвященные памятным датам  - 9 мая (День Победы). В течение этих недель проходит знакомство детей с произведениями о Великой Отечественной войне, организуются встречи с ветеранами, экскурсии к памятникам. Рассказы ветеранов Великой Отечественной войны в сопровождении иллюстраций, атрибутов, фронтовых писем помогают осмыслить величие подвига, совершенного русскими людьми в суровые дни войны. Необходимо научить детей выражать ветеранам свое уважение и признательность: к торжественной встрече оформлять в группах стенгазеты или «боевые листки» с рассказами о подвигах и наградах родных, близких. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну, и Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дает возможность познакомить их с памятниками Великой Отечественной войны, находящимися в любой части нашего города. Экскурсии и прогулки к памятникам дают возможность на ярких примерах показать детям тот героизм, который проявил наш народ, защищая свою страну.

               К праздничным датам организуются выставки рисунков на военные темы: «С чего начинается Родина»,  «Салют Победы», «Мой прадедушка — ветеран Великой Отечественной войны», «Цветы победителям», «Мы за мир!». В рисунках отражаются все знания детей, полученные в ходе работы по ознакомлению с историческим прошлым нашего города и страны в годы Великой Отечественной войны. Определенное время выдвигает своих героев. В мирное время героями можно назвать тех людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Поэтому очень важно рассказывать детям о тех людях, которые прославили и до сих пор прославляют наш край своим трудом, бескорыстным отношением к своему делу.

Рассматривание альбомов, где находятся портреты знаменитых земляков – Героев труда, наверняка вызовет множество вопросов у детей о том, кто такие Герои труда, как, просто трудясь, можно стать героем, что нужно совершить, чтобы попасть на Доску почета. Задача педагога – правильно, в доступной форме объяснить воспитанникам, что такое трудовой героизм, за какие заслуги можно получить звание Героя труда. Организация встреч с именитыми земляками поможет детям понять, что желание сделать свою страну, свой город еще краше и богаче должно присутствовать у каждого человека – патриота своей Родины.

         Огромное значение в воспитании патриотизма и формировании исторического сознания играет художественная литература. Грамотно подобранные рассказы и повести позволяют, начиная со старшего дошкольного возраста, воспитывать сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, патриотам Отечества. Высокие нравственные идеалы отражаются в произведениях о Великой Отечественной войне, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людям и Отечеству. Слушая отрывки из произведений поэтов и писателей, дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

          Как показывает практика, неоценимую помощь в реализации проектной деятельности могут оказать родители. На наш взгляд, они должны стать непременными участниками и главными помощниками педагогов в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций. Участие родителей и других близких родственниках в экскурсиях, в организации встреч со знаменитостями родного края, в художественно-продуктивной деятельности, в подготовке выставок, викторин, мини-музеев придает знаниям детей о родном городе актуальность и непосредственность. Важно, чтобы родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, его истории и культуре. Ведь только совместные усилия педагогов и родителей помогут сформировать у дошкольников заботливое отношение к родному краю, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя гражданином.

Использованы Интернет - материалы

Литература:

1. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской.– Москва: Сфера, 2016.– 192 с.

2. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. / Дошкольное воспитание, 2017.– №6, с.118-121

3. Соболева И. Любить малую родину. / Дошкольное воспитание, 2005.– №10, с. 52-54.

4. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) / Н.В. Алешина – М.:УЦ «Перспектива», 2011. –98 с.

5. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста./А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

Итоговая аттестационная работа "Развитие любознательности у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с зимующими птицами родного края"

Содержание современных программ дошкольного образования обеспечивает целостное развитие личности ребенка. Задачи познавательного развития занимают центральное место и ориентируют дошкольника на целост...

Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

«С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу (поселку).Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом г...

Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»

Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории»...

"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с отечественными праздниками и традициями села".

Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки "Содержание и методика современного дошкольного образования в деятельности воспитателя"....

Проект "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе расширения представлений о родном крае"

Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Эт...