Комплекс занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников
план-конспект занятия (старшая группа)

Матаева Мария Алексеевна

Проблема подрастающего поколения отстаетмся одной из наиболее актуальных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_zanyatiy_po_patrioticheskomu_vospitanyu.docx82.03 КБ

Предварительный просмотр:

Детство - один из наиболее важных жизненных этапов, и в этот самый чувственный и нежный период жизни происходит становление человека, гражданина. Многие исследователи справедливо утверждают, что все, чем богат человек, приобретается им в детстве. Поведение взрослого человека, степень его культурной и духовной идентичности, нравственно-патриотические ценности и личностные смыслы - все это формируется в детстве. Поэтому весьма важно акцентировать внимание педагогов и родителей на особое отношение к ценностно-смысловому содержанию нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников. Безусловно, ребенок сам познает и принимает многообразие внешнего мира. Однако способность оценивать его, разумно жить, бережно и гуманно взаимодействовать с ним рождается благодаря усилиям взрослых - родителей, педагогов и тех, кто оказывается рядом с ребенком в каждый миг его жизни.

Еще четверть века тому назад в задачах воспитания дошкольника отражались такие важные направления, как формирование уважения к труду, к старшим, приоритеты доброты и честности перед материальным достатком. Установки, получаемые ребенком в детском саду, совпадали с установками семьи, с тем, что освещалось в детской литературе и транслировалось в СМИ. В государстве существовала идеология, в которой высшей ценностью признавалось общественное благо. Это способствовало воспитанию в сознании детей патриотизма, нравственных качеств, внимательного отношения к другим людям.

К сожалению, современных социально-экономических условиях получил распространение индивидуализм как ведущая позиция человека по отношению к обществу. Современные родители воспитывают ребенка не для общества, а только для себя и «для него самого», однако не учитывают, что индивидуализм мешает человеку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми.

Также стоит отметить, что важной приметой времени стала поликультурность среды - в группах детских садов появляется все больше детей различных национальностей, принадлежащих к различным вероисповеданиям, имеющим разные традиции. Каждый ребенок настаивает на соблюдении своих традиций и не имеет представления о необходимости уважения традиций других культур и народов.

Много времени современные дети проводят у экранов телевизоров и компьютеров. Такая направленность на виртуальное потребление неизбежно приводит к отрыву ребенка от реалий окружающего мира.

Современная система дошкольного образования должна помочь ребенку в познании общечеловеческих ценностей жизни - нравственности, духовности, патриотизма. При этом проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных.

Патриотизм как сложное интегральное социальное явление включает в себя такие основополагающие составляющие, как любовь к Родине, гордость за ее богатейшую культуру, знание и уважение истории своего Отечества, готовность отстаивать и защищать интересы Отечества, уважение к другим народам и культурам. Это та духовная сила, которая поддерживает единство народа. Угасание патриотизма - верный признак кризиса социума, а его искусственное разрушение - путь уничтожения народа и государства. Патриотизм является важным условием существования, развития и продуктивного функционирования общества.

Для каждого человека естественно желание гордиться своими родителями, а также народом, к которому принадлежишь. Поэтому очень важно воспитывать у детей здоровый патриотизм, нравственные и духовные черты личности, начиная с дошкольного возраста. Чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви.

         В силу политических обстоятельств, патриотическое воспитание детей в 90-е годы в нашей стране ушло на второй план. Была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс. Результат такого отношения - отсутствие любви и уважения у подрастающего поколения к родной земле, недостаток доброты и духовности. Если во времена Советского Союза в детском репертуаре было много музыкальных произведений, воспевающих любовь к родному краю, к Родине, то современные дети знают мало песен патриотического характера.  По нашему мнению, проблема патриотического воспитания в ДОО должна рассматриваться как приоритетная, и эффективным способом ее решения может стать музыкальная деятельность.

        В последние десятилетия в нашей стране был сделан ряд шагов по разработке системы механизмов, направленных на реанимацию духовно-нравственного потенциала граждан. В частности, 5 октября 2010 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 795 была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Основной целью программы является продолжение развития и совершенствования системы патриотического воспитания граждан.

Несмотря на общепризнанную значимость патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, в практике дошкольных образовательных учреждений не учитывается воспитательное значение музыкальной деятельности на формирование личности ребенка, его патриотических чувств.

Конспекты мероприятий по дополнительной программе «Моя Россия»

         Мероприятие № 1 (основная образовательная деятельность)

Тема: «Главный город нашей страны».

Цель: Расширить знание детей о Москве, воспитать у детей чувства гордости, уважения и любви к столице.

Задачи:                 

- уточнить и систематизировать знания детей о столице России.

- формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны;

- закреплять вокальные и речевые навыки, умение эмоционально петь и читать стихи.

- воспитывать у детей гражданско- патриотические чувства.

Используемый материал: открытки с видами Москвы, фотографии, музыкальный материал.

Раздаточный материал: листы, карандаши.

Предварительная работа: беседа с детьми о Москве, подбор наглядного материала, разучивание песен, танца, стихотворения (один ребенок)

Ход мероприятия:

Звучит песня «Москва» сл. и муз. О. Газманова.

Воспитатель:

- Ребята, в какой стране мы живем (В России)

- Какая наша страна (Великая, красивая, большая, богатая)

- Как называемся мы с вами, граждане России? (Россияне)

- Какие Города России вы знаете?  Дети называют города)

        Сегодня мы поговорим о главном городе нашей страны - Москве. Москва – столица нашей Родины. Столица – это главный город государства, здесь находятся правительственные учреждения и правительство страны. И еще наша столица – самый большой и красивый город России.  Москва – один из самых древних городов России.

- кто из вас был в Москве? Что вам запомнилось больше всего? (Рассказы детей).

Дети поют песню «Есть на свете город» муз М. Иорданского

сл И. Черницкой

                        Ребенок: Город чудный, город древний

                                        Ты вместил в свои концы

                                        И посады, и деревни,

                                        И палаты, и дворцы.

                                        На твоих церквах старинных

                                        Вырастали дерева.

                                        Глаз не схватит улиц длинных…

                                        Это – матушка Москва…

                                                                                     Ф. Глинка

Основание Москвы начиналось со строительства Кремля.  Так строились почти все русские города. Потом Кремль окружили высокими каменными стенами. Таким мы его видим и сегодня. (Воспитатель показывает иллюстрации). В Кремле работает президент России и правительство. Посмотрите, на главной башне Кремля, Спасской, расположены часы с боем. Это самые большие и точные часы страны. Бой именно с этих часов мы слышим по телевизору в Новый год. Называются эти часы кремлевские куранты.  Послушайте их звучание. (звучит запись боя курантов)

Главная площадь Москвы называется Красная площадь. Красная – значит красивая. Посмотрите, какая она большая! Здесь проходят праздничные парады, салюты, выступления знаменитых артистов.

- Кто-то из вас был на красной площади? (рассказы детей)

Москва – очень красивый город. Много веков трудились люди, чтоб сделать ее еще краше. Есть в Москве и прекрасные старинные памятники архитектуры, и современные здания. Посмотрите, какие красивые старинные храмы есть в Москве. Это храм Василия Блаженного, он находится на Красной площади, а это Храм Христа Спасителя. (Воспитатель показывает детям иллюстрации). Представляете, ребята, сколько людей трудились, чтоб построить такую красоту! Когда вы будете взрослыми, будете делать такие хорошие дела?

«Песенка про добрые дела» сл. В. Степанова, муз. М. Протасова

 Москва сегодня – это огромный город, в котором множество улиц и переулков, автомобильных дорог и мостов, театров и парков. В Москве самое протяженное в мире метро. Это целый город под землей, по которому бегут поезда во все стороны столицы.

 Во все времена граждане нашей большой страны искренне восхищались Москвой, любили ее глубоко и преданно. Недаром знаменитый поэт А.С. Пушкин писал: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось…»

 Современные поэты тоже восхищаются красотой Москвы.

                               Здесь Кремль,

                               Здесь Воробьевы горы

                               И площадь Красная видна.

                               Такой большой старинный город.

                                Гордится им моя страна!

                               Всем городам она глава.

                               Столица Родины – Москва.

                                                                     И. Векшегонова

Дети исполняют «Московскую кадриль»

Воспитатель предлагает нарисовать башню Кремля.

Звучит «Песня о Москве» Музыка Т. Хренникова. Слова В. Гусева Т

Мероприятие № 2 (Праздник)

Тема: «Осенины».

Занятие проводится в празднично украшенном зале, приглашаются гости.

Цель: Расширить знание детей об осени, создать праздничную атмосферу.

Задачи:

- познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осенней природе.

- формировать у детей интерес и любовь к родной природе;

-обогащать активный словарь детей прилагательными: осенины, урожай, чучело;

- закреплять вокальные и речевые навыки, умение эмоционально петь и читать стихи.

- привлечение родителей к участию в празднике.

Используемый материал: муляжи овощей и фруктов, обруч, музыкальный материал, костюмы персонажей, угощение для детей – груши, яблоки.

Предварительная работа: беседа с детьми об приметах осени, разучивание песен, хороводов, игр, задание 4 детям – выучить стихи, привлечение родителей к украшению зала, разучивание ролей – чучело и хозяин.

Ход мероприятия:

        Ведущий: Милые дети, дорогие взрослые! Сегодня мы будем праздновать осенины – осени именины! Осень – пора щедрая, богатая, хлебосольная! На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, а в лесах – грибы.  Издавна русский народ праздновал осенины как особый радостный праздник – праздник благодарности природе за щедрый урожай.

Четверо детей, одетые в фольклорные костюмы, читают стихотворение Т. Шорыгиной.

1-й ребенок.      Гроздья алые калина

               Наклонила над водой,

       Нынче праздник - осенины,

       День прозрачный, золотой

2-й ребенок.      Нашей матушке – землице

       Низкий отдадим поклон

       И речной воде – быстрице

       Мы поклонимся потом

3-й ребенок.       Солнце, что вставало рано,

Хвалим мы за урожай,

Из муки печем овсяной

 Сдобный, пышный каравай

4-й ребенок.         Угостим мы караваем

 И коровок, и коней,

   Ведь они нам помогали

И трудились много дней!

Ведущий.  Осень, осень, осень!

         Гости недель восемь!

         С громами сильными

         С дождями обильными

         Лей - ка, дождик, с неба –

         Будет больше хлеба!

Дети исполняют песню «Урожайная», муз. А. Филипенко, сл. народные.

        Ведущий: Осенью поспевают овощи на огороде, но их надо сторожить от визита непрошенных гостей. Посмотрите, кто спешит к нам на праздник?

Появляется хозяин с корзиной овощей.

                      Урожай – то мой неплох –

                      И капуста, и горох,

                      Что поспело, угадайте?

                      На вопросы отвечайте.

                      У меня на грядке

                      Выросли загадки

                      Сочные да круглые

                      Летом зеленеют,

                      Осенью краснеют.

                                                      (Помидоры)

                      Без окон, без дверей

                      Полна горница людей?

                                                           (Огурец)

                       Сто одежек

                       И все без застежек

                                                            (Капуста)

                       Сидит дед во сто шуб одет.

                       Кто его раздевает,

                       Тот слезы проливает.

                                                                    (Лук)

        На полу лежит обруч. Дети отгадывают загадки, а хозяин складывает в круг муляжи овощей. Игроки стоят за кругом. А в круге водящий – хозяин. Хозяин поет и выполняет движения по смыслу:

                           Я на камушке сижу,

                           Мелки колышки тешу,

                           Огород свой сторожу,

                           Чтоб капусту не украли

                           В огород не прибегали

                           Волк и лисица,

                           Бобер и куница,

                           Заяц усатый,

                           Медведь полосатый.

Дети стараются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин запятнает, выбывает из игры. Побеждает тот, кто унесет больше всех овощей. Во время игры звучит народная мелодия.

Ведущий: Наш хозяин устал сторожить свой урожай, а кто ему может в этом помочь?

Появляется огородное чучело.

                                 Здравствуйте, мои друзья,

                                 Слышал, звали вы меня!

                                 Игра «В огороде чучело»

Дети встают в круг, в центре – чучело. Все говорят слова и выполняют соответствующие движения.

                                  В огороде чучело

                                  Шляпу нахлобучило

                                  Рукавами машет

                                  И как будто пляшет.

                                  Чучело поставлено,

                                  Чтобы птицы не летали,

                                  Чтоб горошек не клевали.

                                  Вот какое чучело!

                                  Шляпу нахлобучило!

                                  Синий шарф на палке,

                                  Пусть боятся галки!

На последних словах дети разбегаются, чучело пытается их догнать.

Ведущий.                  Становись, честной народ

   В наш веселый хоровод.

Исполняется «Огородная- хороводная», муз. Б. Можжевеловой,

сл. А. Пассовой.

Чучело: Ребята, а какие еще песни про осень вы знаете? («Скворушка», «Падают листья», «Дождик», «Дует ветер»).

Чучело. Молодцы, ребята. Я вижу, что вы очень много знаете про осень, и за это я дарю вам осенние подарки. (Чучело под музыку раздает детям яблоки и груши).

Ведущий. Урожай мы весь собрали, песни пели, танцевали,

        А теперь пора прощаться, надо зиму в гости ждать.

        Осенины, осенины будем долго вспоминать.

Под музыку дети выходят из зала

        Мероприятие № 3 (непосредственная образовательная деятельность)

Тема: «Государственные Символы РФ – флаг, гимн».

Цель: Расширить знание детей о флаге, гимне, формировать уважительное отношение к государственным символам России.

Задачи:

- закрепить и обобщить знания детей о флаге и гимне РФ, закрепить знания детей о символическом значении цветов государственного флага России;

- формировать уважительное отношение к государственным символам России;

- воспитывать у детей гражданско- патриотические чувства.

Используемый материал: пособие «Флаг России», иллюстрации с изображением русского народного костюма, фонограмма гимна, образцы гербов и гимнов других стран.

Предварительная работа: беседа с детьми о символах РФ, подбор наглядного материала.

Ход мероприятия:

        Воспитатель. Ребята, в какой стране мы живем? (В России)

Какие вы еще знаете страны? (Ответы детей). Молодцы. Россия – самая большая и прекрасная страна в мире. Но страна – это не только природа, города и села, в которых живут люди. Россия – это государство.  А государство обязательно имеет государственные символы: герб, флаг и гимн. У России тоже есть государственные символы. Сегодня мы о них поговорим. Государственные символы – это официальные знаки отличия страны от других стран. Это символы, которые объединяют граждан одной страны, нас с вами.

         Посмотрите на флаг России. Наш флаг состоит из горизонтальных полос разного цвета. Назовите, какого цвета полосы в нашем флаге? (белый, синий, красный).  В России эти цвета почитались издавна и имели свое символическое значение: белый цвет означал благородство, синий –честность, красный – смелость и великодушие. Эти цвета русские народ считал самыми красивыми. Посмотрите на народный костюм.  Какие цвета здесь использованы? (Дети называют цвета).

         Флаг можно увидеть на государственных учреждениях, на самолетах, космических кораблях. На международных спортивных соревнованиях тоже поднимается флаг, когда наших спортсменов награждают за победу.

Проводится игра «Узнай наш флаг»

Герб России – это тоже, как и флаг, отличительный знак государства. Он изображается на флагах, монетах, печатях. Посмотрите на герб России. (Воспитатель показывает детям пособие).

 Государственный герб можно увидеть на границе нашей страны. Его помещают на пограничных столбах, и когда люди из других стран приезжают в нашу страну, то видят наш герб и флаг и сразу понимают, что попали в Россию.

 Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе? Вот золотой двухглавый орел на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе – державу. Скиперт и держава всегда были символами царской власти.  Над головой орла - золотая корона. Посмотрите на крылья орла – они тоже золотого цвета, похожи на солнце. А солнце у нас всегда было символом добра, справедливости. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне.

        - Какого цвета конь? (белого.)

        - Какого цвета плащ у всадника? (Синего.)

        - Какого цвета щит? (Красного.)

        - Что напоминают вам эти цвета: белый, синий, красный.

(Цвета государственного флага России)

Это не простой всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества! Что в руках у Георгия Победоносца? (серебряное копье.) Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Змей – символ зла. Наш герб символизирует победу добра над злом.

Игра «Узнай свой герб»

Звучит фонограмма гимна (отрывок)

Воспитатель. Есть у каждой страны особенная, самая главная песня – гимн. Гимн страны – это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях.  Гимн России очень красивый и величественный. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Гимн посвящен нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поется о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине.  Послушайте слова нашего гимна.                                                                                                                    

                                Россия – священная наша держава

                                Россия – любимая наша страна.

                                Могучая воля, великая слава –

                                Твое достоянье на все времена.

                               От южных морей до полярного края

                               Раскинулись наши леса и поля,

                               Одна ты на свете! Одна ты такая -

                               Хранимая Богом родная земля!

         Правда, красивые слова? А кто знает, как надо слушать гимн? (стоя, нельзя разговаривать). Правильно, ребята, таким образом гражданин страны проявляет уважение к гимну, к своей стране.  

Заучивается 1 куплет гимна и припев

Воспитатель.

- Для чего стране нужен флаг?

- Из каких цветов состоит российский флаг?

- Что означают эти цвета?

- Что изображено на гербе России?

- Почему орел золотого цвета?

- Что такое гимн? Как его надо слушать?

Мероприятие №4

Тема: «Многонациональная Россия»

Цель: Уточнить и закрепить представление детей Родине. Вызвать желание дружить с детьми другой национальности, развивать дружеские отношения со всеми народами, воспитание гражданских чувств и патриотизма.

Задачи:

- формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности;

- развивать мыслительную, речевую деятельность, используя проблемные ситуации;

- воспитывать толерантность.

Используемый материал: макет дерева с разноцветными конфетками, буквы, карточки с изображением разных народов.  

Раздаточный материал: медали.

Предварительная работа: беседа с детьми о дружбе, рассматривание картинок с людьми в национальных костюмах, подбор наглядного материала, методической и художественной литературы.

Ход мероприятия:

Воспитатель:

Живут в России разные народы с давних пор

Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один - черкеску носит, другой - надел халат.

Один - рыбак с рожденья, другой - готовит мед,

Одним - милее осень, другим - милей весна.

А Родина Россия у нас у всех - одна [33, с. 12].

Воспитатель: Россия - удивительная страна. У нас необычайно красивая природа, красивые города и села, замечательный многонациональный народ. Ребята, а какие национальности живут в России? (ответы детей)

По-разному люди в стране нашей жили,

Но верой и правдой Отчизне служили.

Дороже любого другого богатства

Ценились всегда у нас скромность и братство.

Есть слово такое хорошее - «наш».

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном. [34, с. 18]

(Дети исполняют «Веселый танец», еврейская народная мелодия)

Воспитатель: Ребята, в детском саду вы проводите много времени. Здесь вы и играете и рисуете, лепите, строите, соревнуетесь, занимаетесь. Вот как много у вас дел! Но самое главное, ребята - вы здесь дружите! В нашей группе дети разной национальности.   И сейчас мы проверим, умеете ли вы дружить, крепка ли ваша дружба. Поможет нам в этом вот это дерево, на котором растут цветные конфетки с заданиями. Готовы?

Дети: Да!

Педагог: Желтую конфету с дерева снимаю, что найду в конфете, я пока не знаю. Давайте постараемся! (словесная игра «Мир без друга?»). Я начну предложение, а вы должны его закончить.

Мир без друга был бы не интересным, потому что…

Дети: Не с кем играть!

Педагог: Мир без друга, был бы безрадостным, потому что…

Дети: Без друзей скучно!

Педагог: Мир без друга, был бы мрачным, потому что…

Дети: Без друзей нечем заняться!

Педагог: Молодцы, ребята! Вы прошли первое задание.

Красную конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке, я пока не знаю.

(Дети исполняют песню «Дружат дети всей Земли» сл. В.Викторова, муз. Д. Львова-Компанейца)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прошли это задание.

Педагог: Синюю конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке, я пока не знаю.

(Игра «Угадай национальность»)

А сейчас задание сложное! Я буду вам показывать картинки с людьми в национальных костюмах, а вы должны отгадать, человек какой национальности на картинке изображен (на картинках девушки и юноши в русском народном костюме, в татарском народном костюме, в белорусском народном костюме, в украинском народном костюме, в азербайджанском народном костюме и узбекском народном костюме).

Педагог: Молодцы ребята, вы верно угадали все национальности. И у нас в группе есть дети с русскими, белорусскими, украинскими, татарскими, азербайджанскими и узбекскими корнями. И мы все дружим.

Что для жизни нужно? Солнце!

Что для дружбы нужно? Сердце!

Что для сердца нужно? Счастье!

Что для счастья нужно? Мир!

Педагог: Ребята, вы прошли все задания, и в награду каждый из вас получает почетную медальку «Дружба».

Мероприятие № 5 (Досуг)

Тема: Русская зима

Цель: Расширить знание детей о зиме, познакомить с новогодними традициями России и других стран.

Задачи:                 

- уточнить и систематизировать знания детей о зиме

- формировать первоначальные представления об обычаях разных народов

- закреплять вокальные и речевые навыки, умение эмоционально петь и читать стихи.

- воспитывать у детей патриотические чувства.

Используемый материал: музыкальный материал, картинки с изображением Деда Мороза, Снегурочки, Феи Бефаны,  Юлтомтеннена.

Предварительная работа: беседа с детьми, подбор наглядного материала, разучивание песен, танца, стихов.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Здравствуй, зимушка-зима!»  Муз.А.Филиппенко

Сл.Т.Волгиной

Воспитатель:

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении? Как вы догадались? Какие еще приметы зимы вы знаете? Кто из вас, ребята, любит зиму? Почему? (ответы детей).  Давайте встретим зиму песней.

Дети поют «Здравствуй, гостья- зима», русская народная песня.

Выходит Зима,  (взрослый в костюме) выполняет под песню простые танцевальные движения.

Зима: Здравствуйте, мои друзья!

        Всех вас рада видеть я!

          Хороша красой своею

          Наша матушка зима

          Поиграть сейчас со мною!

     Собралась вся детвора.

     Разогреться предлагаю

     Приготовьтесь, детвора!

     Будет вам сейчас игра!

     Эй, скучать нам не с руки!

     Поиграем-ка в снежки!

Игра снежками

1-й ребенок    Гуляет русская зима

    Останови ее, попробуй

    Махнет рукой- бела земля

    Махнет другой – растут сугробы

        2-й ребенок   Белит деревья и дома

   Морозит, устали не зная

   Гуляет русская зима,

   Морозная, не злая!

Зима: Какой праздник вы будете отмечать совсем скоро? (Новый год). Новый год отмечают во всех странах и везде по – особому. Хотите, я вам расскажу об этом? (Да). Кто приходит к российским детям в Новый год с подарками? (Дед Мороз) Как он выглядит? (Воспитатель показывает иллюстрацию, дети отвечают) Правильно, ребята, российский Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, в нарядной красной шубе, в красной шапке, и мешком с подарками. Он приходит к нам со своей внучкой, Снегурочкой. Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великом Устюге.

В Швеции, например, вместо Деда Мороза подарки детям дарит сутулый дед с шишковатым носом. Его зовут Юлтомтеннен. Считается, что он прилетел на Землю на метеорите 300 миллионов лет назад. Вместе с ним ходит карлик Юлниссар.

В Италии к детям прилетает добрая Фея Бефана. Она появляется ночью на волшебной метле. Фея тихонько наполняет подарками детские чулки, которые подвешены к камину.

Во Франции новогоднего деда зовут Пер Ноэль. Он одет во все белое и почему то боится холода. Подарки он оставляет возле камина или печки.

Финский Дед Мороз носит шапку в форме конуса, красную куртку. Вместе с ним ходят гномы. А подарки раздает не сам Дед мороз, а его козел! Он носит лохматую красную шубу и раздает подарки только тем детям, кто себя вел хорошо весь год! А вы хорошо себя вели? Что бы хотели получить в подарок от Деда Мороза? (Дети отвечают)

Игра «Танец снежинок»

Воспитатель предлагает детям представить, как в воздухе кружатся, танцуют снежинки. Звучит музыка («Вальс цветов» П. И. Чайковского). Дети, выполняя плавные, медленные движения, придумывают и показывают танец снежинок

Воспитатель: В разных странах Деды Морозы могут выглядеть по разному, могут быть разными обычаи встречи Нового года, но самое главное то, что у всех людей на планете принято перед Новым годом прощать друг другу обиды, желать только мира, добра и здоровья. Ребята, какие общие новогодние традиции вы знаете? (Наряжать елку, дарить подарки, веселиться).

 Зима: Я желаю вам, ребята, и всем детям нашей огромной страны здоровья, счастья, чтоб вы любили свою страну. А что бы вы пожелали детям всего мира? (Ответы детей)

Песня «Что нам нравится зимой» муз. Е. Тиличеева, сл. Л,Некрасовой

        Мероприятие № 6 (непосредственная образовательная деятельность)

         Тема: Россия - наша Родина

         Цель: Расширить знание детей о своей родной стране, воспитать у детей чувства гордости, уважения и любви к России.

Задачи:

- уточнить и систематизировать знания детей о столице России.

- формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране;

- закреплять вокальные и речевые навыки, умение эмоционально петь и читать стихи.

- воспитывать у детей патриотические чувства.

Используемый материал: глобус, политическая карта мира, музыкальный материал.

Предварительная работа: беседа с детьми о России, подбор наглядного материала, разучивание песен, хоровода.

Ход мероприятия:

Звучит русская народная песня «Родина»

Воспитатель. Ребята, в какой стране мы с вами живем? (Ответы детей). Назовите столицу России. В нашей стране много удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, замечательные добрые люди.  

Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей).

Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – это место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.

Хороводная игра «Во поле березка стояла»

Наша страна имеет огромную территорию, Россия - самая большая в мире страна. Посмотрите на глобус (воспитатель показывает Россию)

Вот как много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: Европе и Азии, омывается тремя океанами: Тихим, Атлантическим и Северным Ледовитым. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, но другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другой припекать солнце.

Дети поют песню «Наш край» муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца

Россия граничит с 16 государствами.  Ни у одной страны нет такого количества соседей. Границы России проходят и по суше, и по воде.

В нашей стране более тысячи городов. Какие города вы знаете (дети перечисляют знакомые города). Какие реки России вы знаете? (ответы детей). В России очень много крупных рек – Волга, Енисей, Ока, Лена, Обь, Амур. (воспитатель показывает на карте, где находятся реки). Давайте назовем животных и птиц, обитающих в нашей стране (дети называют, воспитатель подсказывает и показывает картинки). Что вы можете рассказать о животных? (дети по желанию рассказывают). Какие из птиц зимующие, а какие- перелетные? (дети отвечают)

Ребята, вы любите свою страну? Почему? (ответы детей). Я думаю, страну свою нужно любить еще и за дружбу, которую она нам дарит, за друзей, которых у вас очень много. Правда?

Дети поют песню «Дружно все живем» сл. М. Садовского, муз. В. Мурадели.

Мероприятие № 7 (Музыкально- спортивный досуг)

 Тема: Наша армия (проходит в спортивном зале)

Цель: Создать атмосферу доброжелательности, радостных эмоций в дружеском состязании, удовольствия от общения со сверстниками, желание служить в армии.

Задачи:  

- формировать основы праздничной культуры, чувство уважения к Российской армии;

  - воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии.

  - совершенствовать двигательные навыки и умения, развивать физические качества, выразительность движений под музыку

- закреплять вокальные и речевые навыки, умение эмоционально петь и читать стихи.

Используемый материал: музыкальный материал, праздничное оформление зала, спортивный инвентарь, медали для награждения победителей.

Предварительная работа: беседа с детьми об армии, подбор конкурсов, разучивание песен, танцев.

Ход мероприятия:

Звучит торжественный марш.

1-й ребенок:   Здравствуй, праздник!

            Здравствуй, праздник!

            Праздник мальчиков и пап!

              Всех военных поздравляет

              Наш веселый детский сад!

2 ребенок:     Очень, очень я мечтаю

  Поскорей солдатом стать

  Чтобы мамочку родную

  И Россию защищать!

 3 ребенок:    День нашей армии сегодня,

   Сильней ее на свете нет!

   Привет защитникам народа!

   Всей нашей армии….привет! (хором)

Воспитатель. Ребята, какой приближается праздник? Правильно, День защитников Отечества. А вы знаете, кто они такие защитники Отечества? (ответы детей). Правильно, это те люди - военные, которые охраняют нас с вами от врагов на суше, на земле и на воде. Вы уже знаете, какая у нас огромная страна, и защищать ее надо день и ночь. Вы хотите стать защитниками Родины?

Дети исполняют песню «Бравые солдаты» муз. А. Филлипенко, сл.Т. Волгиной

Для того, чтобы служить в армии, надо быть очень сильными, смелыми и ловкими. Лентяев и хлюпиков в армию не берут. Сегодня мы проверим, готовы ли наши мальчики служить в армии.

Конкурс №1. «Полоса препятствий»

Участвуют два игрока, по залу разбросаны мины (банки из-под колы). Игроки смотрят и запоминают, где лежат мины. Затем игроки с завязанными глазами должны преодолеть полосу препятствий, не затонув мины. Побеждает игрок, собравший меньше мин.

Конкурс №2. «Разведчики».

Игроки должны проползти по-пластунски под веревками, натянутыми над полом на высоте 40 см. Разведчики должны не задеть веревки.

Конкурс№3. «Метание гранат».

На стене две мишени. Участники по команде целятся в мишени с расстояния 2-3 м с гранатами (мешочками с песком). Каждому игроку дается 5 попыток.

Конкурс №4. Танец «Яблочко»

Кто из участников лучше исполнит танец.

Воспитатель. Мальчики теперь отдохните, а девочки станцуют для мальчиков танец.

Девочки исполняют «Танец с цветами»

Воспитатель. Все наши мальчики смелые, ловкие, вы можете стать очень хорошими защитниками.

Ведущий вручает победителям медали

«Мы пока что дошколята» Муз Ю. Чичкова. Сл В. Малкова.

Мероприятие №8 (Праздник)

Тема: «А мы масленицу дожидаем».

Цель: Приобщение детей к традициям русского народа через национальный праздник «Масленица».

Задачи:

- формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы;

- прививать детям интерес с народными играми и развлечениями;

- формировать умение следовать игровым правилам в подвижных играх; способствовать обогащению игровых действий;

- закреплять вокальные и речевые навыки, умение эмоционально петь и читать стихи.

-  воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа

Используемый материал: музыкальный материал, атрибуты для конкурсов: колокольчик, платок, канат, подушки, снежки, костюмы персонажей, угощение для детей – блины.

Предварительная работа: беседы по теме «Масленица», рассматривание иллюстраций, разучивание подвижных игр, разучивание песен, хороводов.

Ход мероприятия:

Ведущая. Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы. Собирайтесь, снаряжайтесь веселый праздник справлять, широкую Масленицу встречать! А кто из вас знает, его это праздник? (Ответы детей.)                

Ну а знаете ли вы,

        Что на Масленицу нашу

Поедают все блины,

Просят у всех протеки

За обиды, оскорбленья.

Так что, дети, помиритесь

И друг с другом обнимитесь.

А чтоб весна поскорей пришла, солнце да тепло с собой привела, давайте проводим зиму!

Все встают в круг и поют русскую народную обрядовую песню «Вот уж зимушка проходит»

Проводится игра «Звонарь»

Выбираются двое играющих - одному завязывают глаза платком, другому дают в руки колокольчик.

Все дети поют: «Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон?». Водящий ловит «звенящий колокольчик».

Под аудиозапись колокольного звона появляется Весна

Дети поют песню «Весна красная»

Незаметно появляется Баба-яга, крадет Весну

Ведущая. Ребята, что творится! Баба-яга Весну утащила! Давайте Весну спасать!

Баба–яга. А я просто так вам Весну не отдам! Давайте со мной соревноваться!

Проводятся игры:

- Перетягивание каната

- Бои на подушках

- Стрельба снежками.

Баба- яга. Ну вас, детки, у меня все болит

                  Одолел радикулит

                  Забирайте свою Весну,

                  Я в лес пойду.

Весна (вносит чучело масленицы), поет.

А мы масленицу дожидаем

Красавицу весну увидаем

Ой, ладу- ладу увидаем (2р)

Наша масленица годовая

 Она гостьюшка дорогая

Ой, ладу, ладу дорогая(2р)

Она пешею да не ходит

Все на троечке разъезжает

Ой, ладу- ладу разъезжает(2р)

           У ней кони то вороные

           У ней слуги то молодые,

           Ой, ладу- ладу молодые (2р)

           Они зимушку провожают

           И блинами весну угощают

           Ой, ладу- ладу угощают(2р)

Ведущая.        Вы давно блинов не ели?

                    Вы блиночков захотели?

                    Напекли мы вам поесть - Сотен пять, а может, шесть.

                    Угощение на славу Всем ребятам на забаву.

Весна выносит блины, угощает всех.

Мероприятие №9 (Праздник)

Тема: «С праздником весенним!».

(Праздник для детей старшей группы)

Цель: Создать атмосферу веселья, доброжелательности, радостных эмоций от общения с мамами и бабушками.

Задачи:

- закрепить знания дошкольников, связанные с праздником 8 марта;

- воспитывать уважительное отношение к мамам, бабушкам;

            - развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;

- закреплять вокальные и речевые навыки, умение эмоционально петь и читать стихи;

            -  способствовать развитию положительных эмоций.

Используемое оборудование: кубики, два совка, два ведра, два веника, длинная верёвка, на середине перевязанная бантиком, два тазика с платочками разного цвета, две корзинки с прищепками, длинная шерстяная нить, которая по краям накручена на деревянные палочки

Предварительная работа: беседа о мамах, бабушках, разучивание песен, танцев, праздничное оформление зала, подготовка чаепития.

Ход мероприятия:

Звучит музыка. Дети в центре зала останавливаются полукругом перед гостями.

Ведущий. Почему всё изменилось? Почему всё заискрилось?

Засмеялось и запело… Ну, скажите, в чём тут дело?

Это так легко понять! К нам весна пришла опять!

В этот светлый день весенний мамы в гости к нам пришли –

И красивы, и пригожи, и добры, и веселы!

 Дети вместе. От души вас поздравляем, быть счастливыми желаем!

Дети.

1.  Посмотрите за окно, светом залито оно.

        Всё от солнца жмурится, ведь весна на улице.

2. Я сегодня не шалю, вовсе не проказник.

Догадались, почему? Потому что праздник!

3.  Нежный, добрый, очень милый

    Праздник женский самый!

    И весёлый, и красивый,

    С праздником вас, мамы!

4.  Поздравляем наших мам, обещаем честно вам:

Баловаться мы не будем и про ссоры позабудем!

5.  Слушай нашу песенку, мамочка любимая!

Будь всегда здоровая, будь всегда красивая!

6.Все готово к празднику, так чего мы ждем?

Мы веселой песенкой праздник наш начнем.

Дети исполняют песню «Мамина песенка»

Сл М. Пляцковский муз М. Парцхаладзе

 Ведущая. Ребята, хотите, я раскрою вам секрет? Чтобы мама всегда была молодой и красивой, нужно беречь её, помогать ей во всём! А вы, ребята, помогаете маме дома? Сейчас узнаем. Да, наши ребятишки – замечательные помощники: ловкие, умелые, заботливые! Вот и сейчас им на месте не сидится, спешат помочь вам, дорогие мамы!

Игра «Собери игрушки»

Из желающих детей формируются команды 3-5 чел. Задача каждой команды, как можно быстрее убрать мусор - кубики. Кубики руками не трогаем, метем веником, в ведро складываем совком. Побеждает та команда, которая быстрее уберет мусор.

Детям - «зверятам» в это время надевают шапочки.

  Ведущая. Есть мамы у птичек, есть мамы у кошек,

У заек, у мишек, у всех, у всех крошек.

Вразвалочку Мишка сюда к нам идёт,

Что же он маме своей принесёт?

Мишка: Мёду сладкого бочонок своей маме подарю.

                Пусть мне мама улыбнётся, скажет: «Я тебя люблю!»

Ведущая: А вот бежит Лисичка – рыжая сестричка…

Лиса: Я для мамочки своей наловила карасей!

Ведущая: Козлик мамочке несёт чуть не целый огород!

Козлик: Есть морковка и капуста – маме будет очень вкусно!  

Ведущая: По тропинке из глуши белка к мамочке бежит.

Белка: Я спешу, везу в тележке очень вкусные орешки.

Ведущая: Утром в дальнюю дорожку из деревни вышла кошка…

Кошка: Я несу издалека маме крынку молока!

 Ведущая: Ну и угощенье, всем на удивленье!

Все звери: Пусть узнает целый свет – лучше мамы в мире нет!

Дети садятся.

        Ведущая. А сейчас мы поиграем, подзадорим наших мам.

            Пусть от их улыбок ярких станет радостнее нам.

Игра «Чья мама быстрее повесит платочки».

(По сигналу две мамы или бабушки прикрепляют платочки к верёвке

прищепками. Платочки каждой участнице подаёт их ребёнок. Побеждает та участница, которая быстрее повесит все платочки.)

Ведущая: А ещё наши мальчики приготовили в подарок для мам танец.

Мальчики исполняют танец «Яблочко»                                                  

Ведущая: А сейчас, ребятки, слушайте загадку!

       Кто расскажет сказку внучке, платье новое сошьёт,

       Угостит печеньем сладким и частушки пропоёт,

       Поиграет в «ладушки», испечёт оладушки?

                           Кто же это? Отвечайте! Ну, конечно…(бабушка).

      Дети:

1.  У бабули тоже праздник! Поздравляем! Поздравляем!

             В праздник бабушек любимых удивляем, удивляем!

 2. Мы с бабуленькой – друзья!

    Ведь она совсем как я!

    Ходит в цирк на представленье,

              Любит сказки и варенье.

Ведущая: Внучата приготовили для своих любимых бабушек в подарок песню.

                Песня «Бабушка-бабуля» Музыка и слова Н.Н. Топтыгиной.

Игра «Чья бабушка быстрее смотает нитки».

(Участникам нужно намотать нить на палочки, каждому со своей стороны. Нить посередине отмечена цветной ленточкой.)

Хороводная игра «Во поле береза стояла»

                 Ведущая приглашает детей встать полукругом.

Ведущая: Собрались мы не напрасно,

       Было всё у нас прекрасно.

       А теперь пора всем нам

       Ещё раз поздравить мам!

Песня «Это мамин день».

Музыка Ю. Тугаринова. Слова М. Садовского.

Ребенок: Если солнышко проснулось – утро засияло.

                Если мама улыбнулась – так отрадно стало!

                Так пускай всегда, сверкая, светит солнце людям.

Дети (хором): Никогда тебя, родная, огорчать не будем!

Дети с мамами и воспитателями под музыку идут в группу пить чай.

          Мероприятие № 10   (Досуг)

          Тема: Венок дружбы

Цель: формировать основы гражданственности, патриотизма.

Задачи:

-дать представление о многообразии народов, проживающих на территории страны; знакомить с культурой, музыкой, играми, танцами нашей страны;

- воспитывать любовь к родному краю, Родине;

- закреплять вокальные и речевые навыки, умение эмоционально петь и читать стихи.

Используемое оборудование: атрибуты для украшения зала, плоские бумажные цветы, музыкальный материал.

Предварительная работа: беседа о друзьях, дружбе, разучивание песен, танцев, праздничное оформление зала.

Ход мероприятия:

Дети под музыку входят в зал, встают в произвольном порядке

Ведущий. Дорогие ребята, сегодня у нас необычный праздник. Посмотрите, сколько цветов нам отправили дети других стран, чтоб мы смогли с вами сплести венок дружбы.  Мы должны все вместе постараться, чтоб венок у нас получился красивый, яркий. Давайте начнем!

  1-й ребенок. Хорошо шагать с друзьями.

    Дети всех народов с нами.

    Мы горды своей страной,

    Слава Родине родной!

2 -й ребенок. Все для нас: и солнце светит,

   И цветы цветут в садах.

   Ведь заботится о детях

   Наша Родина всегда.

Дети, прочитавшие стихи, берут бумажные цветы и закрепляют на магнитной доске. В конце мероприятия получается венок из цветов.

Танец «Я, ты, он, она» сл. Р. Рождественский муз Д. Тухманова.

Ведущий. Да, ребята, нам с вами повезло, мы живем на щедрой. прекрасной земле, где в мире и дружбе проживают люди разных национальностей: Узбеки дружат с немцами, армяне - с татарами, русские - с корейцами. Многонациональна наша Родина, и все здесь живут в мире в согласии.

3 -й ребенок. Дружба народов – не просто слова

   Дружба народов навеки жива

   Дружба народов – счастливые дети

   Дружба – самое ценное, что есть на свете.

4 – й ребенок. В России дружно мы живем

    Все вместе песни русские

    Дружно поем

    Для нас Россия – родная земля

    Все мы здесь – одна большая семья

Песня «Про нашу любимую Родину» муз.А. Пахмутовой сл В.Ивенсен

Ведущий. Всем гостям мы дарим танец свой.

                           Он веселый, озорной.

Приглашение (украинская народная мелодия)

5 –й ребенок. У каждого листочка,

    У каждого ручья

    Есть главное на свете –

     Есть Родина своя.

6 –й ребенок.   И там, где мы родились.

 Где радостно живем.

 Российские просторы

 Мы Родиной зовем.

Сольное исполнение «У моей России» муз. Г Струве, сл Н. Соловьева

Ведущий. Посмотрите, ребята, как много у нас друзей. Вот какой красивый венок получился.

Дети подходят, разглядывают венок

Воспитатель. Как хорошо, что дружба есть на свете.        

   Она как воздух нам с тобой нужна.

   Так пусть шагает дружба по планете.

   Пускай, как солнце, светит нам она.

Общая песня «Солнечный круг» муз А. Островского, сл. Л. Ошанина

Мероприятие №11 (Праздник)

Тема: «Песни фронтовые».

Цель: Через песни военных лет создать атмосферу праздника; воспитывать чувство гордости за героизм своего народа, благодарности к ветеранам и павшим защитникам Отечества

Задачи:

- обогатить знания детей о празднике День Победы, познакомить детей с песенным репертуаром военных лет

- дать представления о том, что песня в суровые годы войны была для солдат постоянным спутником, вела их к Победе, сопровождала в нелёгкие времена.        

  - развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей закреплять вокальные и речевые навыки, умение эмоционально петь и читать стихи.

- воспитывать патриотические чувства, побуждать детей уважительно относится к подвигу наших соотечественников во время Великой Отечественной войны.

Используемое оборудование: атрибуты для украшения зала, флажки, письмо, костюм санитарки.

Предварительная работа: беседа о годах ВОВ, разучивание песен, танцев, праздничное оформление зала, подготовка чаепития.

Ход мероприятия:

Запись перезвона Кремлевских курантов. На фоне курантов звучит голос диктора: голос Левитана (запись) о начале войны. Исполняется первый куплет песни «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).

Воспитатель: 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну.

 Мирный труд людей был прерван. Наш народ вступил в смертельную схватку со злейшим врагом человечества – германским фашизмом. Наступил новый период в жизни нашего государства – период Великой Отечественной войны. Наши войска уходили на фронт и провожали их не только близкие люди, но и патриотические песни. Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам до самой Победы. Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить.

Сколько их, прекрасных и незабываемых песен военных лет. И у каждой своя история, своя судьба…

Звучит фонограмма 1-го куплета и припева песни "Священная война".

        Пели "Священную войну" для уходящих на фронт бойцов. Солдаты, сидевшие на деревянных сундуках, вдруг встали после первого куплета "Священной войны" и в наступившей тишине, стоя, слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены. Вновь и вновь, пять раз подряд пел ансамбль "Священную войну". Так начинался путь песни, славный и долгий. С этого дня песню пели всюду: среди солдат, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. Давайте и мы с вами исполним один куплет этой песни.

(дети исполняют 1 куплет и припев песни).

То грустная, то вольная, как ветер,

То грозная, зовущая на бой,

Подруга-песня! Нет нигде на свете

Другой такой подруги дорогой.

Я уходил от берега родного,

И смерть, и подвиг видел я в бою,

И мне открылось песенное слово.

И отдал бою песню я свою.

В ее словах душа народа бьется,

В ней мать поет о сыне на морях,

В ней всё…

В ней подвиг, удаль краснофлотца,

И молодость, окрепшая в боях.

Война... Страшное, жестокое время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа. До песен ли в такое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. Зимой 1941-42 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой. В хмурые вечера во время короткого отдыха между боями солдаты потихоньку пели эту душевную песню.

Дети исполняют песню "В землянке"

(сл. А. Суркова, муз. К. Листова).

Песня действительно родилась в "белоснежных полях под Москвой" в ноябре 1941 года во время оборонительных сражений за столицу "Землянка", подобно другим лучшим песням военной поры, стала народной песней.

Что может быть страшнее, чем война?

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучая и друзей.

Наши доблестные воины, защищая нашу Родину всегда знали, что дома их ждут матери, жёны, дети и именно своим близким посвящали они песни.

(звучит песня «Тёмная ночь», группа детей исполняют сценку по сюжету песни)

(Мальчик с гармошкой выходит и садиться на стульчик.)

        Ребёнок Только взял боец трехрядку

    Сразу видно – гармонист.

    Для начала, для порядку

    Кинул пальцы сверху вниз

    И от той гармошки старой,

   Что осталась сиротой,

    Как-то вдруг теплее стало

     На дороге фронтовой.

     Обогреться, потолкаться

     К гармонисту все идут

     Обступают

     - Стойте, братцы,

    Дайте на руки подуть.

Девочка: Кто сказал, что нужно бросить

                          Песни на войне

      После боя сердце просит

       Музыку вдвойне.

(дети под песню « Смуглянка» исполняют танец- польку)

 Воспитатель: Тяжело было солдатам на войне, в жестоких боях, но всё же они никогда не теряли надежду на победу, умели отдыхать и веселиться. День Победы- это праздник, со слезами на глазах. Труден был путь к Победе,

Жесток был смертельный бой,

Но просчитались фашисты,

Не сломлен народ войной!

Как с ревом рвались танки в бой,

Свистели снаряды, ракеты,

Пугали расправой мирных людей -

Нельзя нам вовек позабыть об этом

Дети танцуют «Майский вальс»

            1-й ребёнок: Какие песни фронтовые

    Минувшей созданы войной!

    В них чувства трепетно-живые

    Встают безудержной волной.

2-й ребёнок: Волна сильна, ей правды хватит

  Еще на много лет вперед, –

  Она и нас с собой подхватит,

  На самый гребень вознесет.

3-й ребёнок: И словно трепетное чудо

  В себе услышав, осознав,

  Что мы – причастны, мы – оттуда,

  Где клен зеленый раскудряв,

  Где синий видится платочек,

  Где соловьи поют порой,

  Где каждый Вася-Василечек

  Не просто парень, а герой…

4-й ребёнок:И надо всем – как в поднебесье,

Посмотришь – Родина видна,

Что и для тех, из давней песни,

И для поющих нас – одна.

                                                  Н. Веселовская

Дети поют песню «Солнечный круг» (муз. А. Островского,

сл. Л. Ошанина).

                       Под музыку выходят из музыкального зала.

          Мероприятие №12 (Досуг)

Тема: Проделки Бабы-яги

Цель: Обобщить знания о музыкальных пьесах из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Задачи:

- повторить и закрепить знания о «Детском альбоме» П.И. Чайковского

- развивать танцевальные навыки, чувство ритма, умение действовать в     соответствии с игровым сюжетом;

- воспитывать эстетические чувства, музыкальный вкус, эмоциональное отношение к классической музыке.

Используемый материал: музыкальный материал: «Детский альбом» П.И. Чайковского, куклы, лошадки, костюмы персонажей (шарманщика, Бабы-яги)

Предварительная работа: Слушание «Детского альбома», разучивание «Польки», изготовление подарка (альбома) атрибутов: шарманки, цветов

Ход мероприятия:

В группу к детям приходит Шарманщик с шарманкой (шарманка -большая красивая коробка с ручкой, которую Шарманщик крутит, внутри - магнитофон с записью звуков шарманки, в том числе из «Детского альбома» II. И. Чайковского)

Воспитатель. Ребята, посмотрите к нам в гости пришел настоящий Шарманщик! Какая у него красивая шарманка! (дети разглядывают шарманку со всех сторон, слушают ее звучание.) Шарманщик, что привело тебя к нам в гости?

Шарманщик. Я хочу пригласить вас, ребята, в увлекательное путешествие по «Детскому альбому». Вы знаете, кто его написал? (Ответы детей.) Правильно, автор цикла музыкальных пьес для детей замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский. Мне будет приятно, если вы еще раз вспомните эти замечательные произведения.

Шарманщик ведет детей в музыкальный зал, вход которого оформлен как большой альбом, дверь как страница альбома с нотами.

Шарманщик: Тили-бом! Тили-бом!

                        Открываем мы альбом.

                        Музыка нас в гости ждет.

                        К сказке в гости всех зовет!

Дети входят в зал под звуки «Вальса» (здесь и далее - пьесы «Детского альбома» П. И Чайковского). На полу лежат большие плоские цветы.

Шарманщик. Как красиво вокруг - цветут прекрасные цветы, звучит красивая музыка. Не хватает только... бабочек!

Бабочки-подружки.

Скорей прилетайте.

Над садом цветущим

Легко вы порхайте!

Танцевальная импровизация «Бабочки» («Сладкая греза»). Девочки

надевают крылышки из легкой ткани и импровизируют движения под музыку. С окончанием пьесы они присаживаются на понравившийся цветок и отдыхают.

Шарманщик. Что та шум? Что за гром? Да это же четко шагают игрушечные солдатики. Ребята, как называете! эта пьеса? («Марш деревянных солдатиков».)

Шарманщик. Правильно! Я сейчас превращу всех мальчиков в настоящих солдатиков.

Раз-два! Повернись!

Шаг вперед! Улыбнись!

Спинку прямо, грудь вперед!

Строй солдатиков идет!

Динамическое упражнение «Солдатики»

Под музыки "Марша деревянных солдатиков» мальчики шагают друг за другом, меняя направление движения в каждой части пьесы.

1-й солдатик. Мы отважные солдаты.

    Любим все маршировать.

2-й солдатик. Но немножко надоело

 Нам шагать, шагать, шагать.

3-й солдатик. Очень девочек мы просим

   С нами польку станцевать!

Парный танец «Полька».

Шарманщик. На солнце темный лес зардел,

                                  В долине пар белеет тонкий,

                                  И песню раннюю запел

                        В лазури жаворонок звонкий.

                        Он голосисто с вышины

                        Поет, на солнышке сверкая;

                        Весна пришла к нам молодая,

                        Я здесь пою приход весны.

                        Здесь так легко мне, так радушно,

                        Так беспредельно, так воздушно;

                        Весь божий мир здесь вижу я.

                        И славит бога песнь моя!

                                                         В. Жуковский

Песня жаворонка так прекрасна! Так чиста и красива! Присядем на ковер и послушаем посланника весны.

Слушание пьесы «Песня жаворонка». Внезапно звучание обрывается.

Воспитатель. Что случилось? Почему музыка больше не звучит?

Голос Бабы-яги (запись). Ха-ха-ха! Вы больше никогда не услышите музыку! Будете сидеть в полной тишине. Я даже птиц заколдовала, чтоб не щебетали.

Шарманщик. Погоди! Я узнал твой голос! Ребята, это же Баба-яга. Она всегда всем вредит.

Голос Бабы-яги (запись). Да, я Баба-яга. Я такая знаменитая, что даже сам Петр Ильич Чайковский про меня музыку написал. Вот послушайте!

Звучит пьеса «Баба-яга». В конце «влетает» Баба-яга

Баба-яга. Что, слышали? Эта музыка прям про меня - ведь я такая вся зловещая, вредная и не-пред-ска-зуемая! Вот так!

Шарманщик. Баба-яга, ты думаешь, что Петр Ильич только про тебя музыку писал?

Баба-яга. Конечно! Я же самая-самая-самая!

Воспитатель. Ты ошибаешься, Баба-яга. Композитор Чайковский написал для детей много произведений. Например, «Игра в лошадки».

Баба-яга. Лошадки? Нужны мне ваши лошадки! У меня ступа есть, с помелом. Я на ней кого угодно обгоню! Даже ваших «лошадок».

Воспитатель. Это мы можем сейчас проверить.

    Эй, наездники лихие, выхолите,

    Своих резвых копей сюда выводите!

Подвижная игра «Кто быстрее?»

Игра проходит под музыку пьесы «Игра в лошадки». Дети «скачут» па деревянных лошадках па палочке. Баба-яга - на метле. В конце игры Баба-яга падает от усталости, но детей обогнать не может: то ступа «летит» не в ту сторону, то без «пожалуйста» не хочет «лететь», то Баба-яга помело забывает и т. д.

Баба-яга. Эх, ваша взяла! И впрямь лошадки-то быстрее оказались.

Шарманщик. Ребята, расскажите Бабе-яге, какие еще пьесы из «Детского альбома» вы знаете.

Игра «Угадай пьесу»

Детям предлагают прослушать фрагменты пьес: «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка». «Русская песня». «Утро». «Мама».

Баба-яга. Ах, какая красивая эта музыка - «Мама»! А я, я такая вредная и некрасивая. Конечно, вы своих мамочек любите, а меня... никто не любит! А-а-а! (Плачет.)

Шарманщик. Баба-яга, не расстраивайся так! Ребята, как же нам утешить бабушку?

Баба-яга. Вот-вот, еще и старая! А-а-а! (Дети предлагают различные варианты, среди которым: «сказать Бабе-яге добрые слова»)

Воспитатель. Конечно. Каждому человеку будет приятно услышать о себе что-то хорошее.

Игра «Ручеек комплиментов»

Дети встают в «ручеек» парами: Баба-яга проходит через него, слушая комплименты детей.

Баба-яга. Ах, какая я красивая! Ах, какая я счастливая! Даже захотелось что-нибудь доброе сделать! Только вот что? (Думает.) Придумала! У меня для вас есть куклы! Так, случайно в ступе с собой привезла. (Достает из ступы несколько кукол.) Вот незадача! Кукол-то я заколдовала! Все они теперь болеют, чахнут, бедные! И колдовство мое им ничем не поможет.

Шарманщик. Ребята, колдовство, конечно, не поможет, в добрая музыка обязательно вылечит наших кукол.

Игра импровизация «Куклы»

(пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла»)

Дети держат кукол в руках и импровизируют движения, соответствующие характеру музыки: во время печальной мелодии пьесы «Болезнь куклы» дети грустят, спокойно ходят по залу, или присаживаются на ковер, качая куклу. Под звуки задорной музыки «Новая кукла» дети веселятся, прыгают, танцуют

Баба-яга. Да, музыка оказалась сильнее моих чар! Bсe, пора в лес свой дремучий отравляться! Еще птичек надо расколдовать - пусть уж чирикают на радость всем.

Воспитатель. Баба-яга, возьми на память от наших детей самодельную книжку. В ней собраны рисунки детей, иллюстрирующие полюбившиеся пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Баба-яга благодарит детей и уходит Дети прощаются с шарманщиком и под звуки «Вальса» возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание старших дошкольников

Статья посвящена вопросу воспитания любви к родному городу средствами музейной педагогики....

Календарно-тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Задачами данной работы является воспитание у старших дощкольников любви к родному краю, стране;уважение к людям разных национальностей; расширение представлений о родословной своей семьи, воспитание б...

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников "День Народного Единства"

Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – одна из актуальных задач дошкольного образовательного учреждения.Цель: Формирование гражданской позиции, чувства люб...

КРУЖКОВЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса как важнейшее направление обновления современной образовательной системы требуют в настоящий момент создания условий для развития творчески...

Доклад по патриотическому воспитанию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников»

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического...