КРУЖКОВЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (старшая, подготовительная группа)

Кондратова Ольга Викторовна

Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса как важнейшее направление обновления современной образовательной системы требуют в настоящий момент создания условий для развития творческих способностей и задатков учащихся, их саморазвития. Необходим поиск оптимальных путей воспитания подрастающих поколений. В современных условиях поликультурного мирового пространства особенно остро встает вопрос совершенствования процесса патриотического воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРУЖКОВЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого.

С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Я считаю, что наиболее эффективной формой работы, способствующей патриотическому воспитанию старших дошкольников, является кружковая работа.

Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных  социо-культурных и образовательных потребностей детей.

Наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь лишь при правильном сочетании  занятий с кружковой  работой. Занятия и кружковая работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Целью  работы кружка является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Поскольку кружковая деятельность является составной частью воспитательной работы, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Кружковая работа создает условия для приобретения опыта принятия решений на основе полученных знаний в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями. Велика роль кружковой деятельности в приобщении дошкольников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственная, что делает продуктивным процесс становлении личности.

В кружках, как правило, наиболее целенаправленно и плавно строятся дополнительные занятия. Занятия и учет интересов учащихся будет способствовать появлению у членов кружка качеств патриота: чувство патриотизма, верность Родине, способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины и т.д. Эффективность в значительной степени зависит от правильного планирования. Исходя из этого, основным документом в работе с кружком служит план учебно-воспитательной работы, итоговые занятия и проведение массовых мероприятий.

В отличие от обычных занятий, эта форма занятий строится на интересе, инициативности и добровольности. Содержание ее может выходить за пределы программы, изменяться  и корректироваться по ходу проведения занятий.

Работа детей в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в результате  этих занятий отстающие дети начинают проявлять интерес и лучше заниматься. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.

Кружковая работа дает широкое поле воспитания ответственности за порученное дело, проявление инициативы, принципиальной требовательности, взаимопомощи. В кружке вместе работают, преодолевают трудности для достижения поставленной цели.

Кружковая воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах: программа кружка не связана с рамками обязательных учебных программ; продолжительность занятий не ограничивается строго по времени, кружок имеет большие возможности для организации различных видов детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Ведущей целью по патриотическому воспитанию является создание условий для формирования патриотической культуры личности ребёнка через учебно-воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

На кружковых занятиях по патриотическому воспитанию учащиеся формируются и развиваются чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, патриотические чувства, гуманистическое отношение к окружающему миру и людям.

Всю работу по патриотическому воспитанию старших дошкольников  ведут по направлениям:

1. Историко-краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней.

2. Гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу.

По этому направлению проводятся различные беседы, сюжетно-  ролевые и подвижные игры.

3. Литературно-музыкальное направление - утренники, вечера развлечений и т.д.

В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития. Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).

4. Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.

5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.

Дети участвуют в различных акциях, изучают лекарственные растения своего края.

6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на занятиях, учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.

7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.

Учащиеся изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения.

Программа  кружка по патриотическому воспитанию старших дошкольников определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Работа, проводимая в подобных кружках, дает богатый материал для развития у детей устной и письменной речи.

Быстрая утомляемость старших дошкольников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях динамических пауз, физминуток, разнообразных гимнастик и других игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к материалу.

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусматривать и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и т.д. Активизация деятельности старших дошкольников в кружке способствует разнообразие форм и методов работы: занятия в рабочей комнате продолжается экскурсиями в музеи; коллективные творческие дела завершают выставки, встречи с интересными людьми, викторины, праздники. Кружковая работа должна привлекать старших дошкольников своей лёгкостью и простотой.

Успех работы кружка в значительной степени зависит от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов, воспевающих и прославляющий нашу Родину. Эмоциональная привлекательность, эстетичность – вот необходимые условия проведения кружковой работы со старшими дошкольниками.

Кружковая работа по патриотическому воспитанию позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени дошкольник психологически готовится к реальным жизненным ситуациям, учиться понимать взаимоотношения между людьми, выполняющими различные роли в  зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.

В целом, кружковая работа в патриотическом воспитании имеет огромное значение. Такая работа не только способствует развитию эстетического чувства, любви к природе, Родине, но и влияет на развитие и становление личности. Работа во внеурочное время строится на добровольной основе, поэтому кружок развивает инициативность и самодеятельность. Кружковая работа по патриотическому воспитанию не только значительно дополняет знания учащихся, но и позволяет воспитать настоящего гражданина Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников

В данной статье описаны способы использования удоественной литературы с детьми дошкольного возраста в целях патриотического воспитания. Представлен перечень проанализированных и подобранных в соответс...

Проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ»

1 слайд Вашему вниманию представляется педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ» Автор проекта Карнаухова Ирина Михайловна, воспитатель муници...

Экскурсия в музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников (2017 г.)

Дошкольный возраст – самый благоприятный период воспитания патриотизма, любви к Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволят вырасти дошкольнику человеком – гражданином ...

Опыт работы по теме «Декоративно - прикладное искусство и ремесла Костромского края как средство патриотического воспитания старших дошкольников»

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениям...

проект на тему "Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в МДОУ"

Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом...