Патриотическое воспитание старших дошкольников
статья (подготовительная группа) по теме

Статья посвящена вопросу воспитания любви к родному городу средствами музейной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mironovoy_g.yu_..doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание старших дошкольников (из опыта работы).

Миронова Галина Юрьевна, воспитатель МДОУ № 118 г.Комсомольска-на-Амуре.

… Самое обычное детсадовское утро. Владика, пришедшего с новой книгой, дети сразу окружили, стали с интересом рассматривать фотографии, время от времени раздавались возгласы: «А я здесь был!», «Мы ходили в этот театр!», «В этом парке так красиво!», «У Вечного огня так тихо»… Дети были очарованы книгой, потому что увидели там знакомые места родного города. Я подумала: из книги можно почерпнуть много информации, но для наших «почемучек» этого мало.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. В современных детях велика потребность в познании, желании открывать мир со всех сторон. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться на всё окружающее, новое в жизни. И это «новое» надо воплощать в жизнь. Так в нашей группе № 13 МДОУ № 118 возникла идея создания мини-музея «Родной город». Назначение мини-музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы воспитать любовь к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, своего края, города, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Почему мини-музей? Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности: поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение занятий и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях группы детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музея – участие в его создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем мини-музее не только можно, но и нужно. Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В течение двух лет экспозиции нашего мини-музея «Юный комсомольчанин» пополнялись удивительными экспонатами. Экспозиция «В нанайском стойбище» показывает изделия нанайских мастериц, предметы быта народов Приамурья, кукол в национальных костюмах. На выставке «Начало города» вы увидите макет села Пермского, выполненный детьми под руководством воспитателя М.М.Владимировой, макет «Первое жилище строителей города», изготовленный Старикович Мариной и ее папой Романом Александровичем. На стенде «Знаменитые люди города» фотографии Героя Советского Союза А.П.Маресьева, писателя-краеведа, художника П.Л.Фефелова, скульптора Н.С.Ивлевой, олимпийской чемпионки Ю.Чепаловой. Экспозиция «Комсомольск сегодня» представлена коллекцией магнитов, альбомом фотографий, макетами парка и площади Юности, сделанными семьей Лаптевой Лилии, игровым макетом от семьи Воробьева Славы, рисунками, изображающими достопримечательности города и родную природу, Угрюмовой Ульяны, Крючковой Альбины, Гулай Иры, Ищенко Полины.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, свойственные дошкольному возрасту.

Перед встречами с интересными людьми, дети узнавали о них необходимую информацию, готовили не только вопросы, но и сюрпризы. Краеведу, члену Союза художников России П.Л.Фефелову подарили свои рисунки, поэту В.М.Сикорской спели песню на ее стихи и нарисовали иллюстрации к ее стихотворениям. Познакомившись с творчеством скульптора Н.С.Ивлевой, ко Дню Победы дети и родители выполнили проект «Мемориальный комплекс нашего города», включающий информацию об истории создания памятника, макет Мемориального комплекса, выполненный семьей Кукушкиных, фотографии и рассказы-впечатления родителей о несении Почетной вахты на Посту № 1 у Вечного огня. Запомнились и встречи с родными детей. Дошкольники познакомились с трудовой династией корабелов, семьей Лаптевой Лили, рассматривали книги об АСЗ, грамоты и почетные ленты членов семьи. Также дети общались с папой Ульяны, членом ассоциации самбо, заслуженным тренером России Кирилиным Андреем Васильевичем: с удовольствием учились приемам самообороны, рассматривали медали и кубки, примеряли форму.

Посетив занятие в краеведческом музее «В нанайском стойбище», ребята подготовительной группы инсценировали нанайскую сказку «Айога», спектаклем наслаждались дети младшей и средней групп.

Результатом прогулок в парках, у набережной Амура, знакомства с хвойными деревьями стали папки-передвижки, рассказывающие о пользе ели, сосны и лиственницы, экспонаты «Кора», «Веточка», «Шишка». Продолжением работы явился проект «Животный и растительный мир Хабаровского края», предусматривающий создание Красной мини-книги Хабаровского края.

В процессе деятельности нашего мини-музея «Юный комсомольчанин» у детей появились новые, любимые, изготовленные ими дидактические и придуманные ролевые игры: «Архитектурные пазлы» (цель: собрать картинки с изображением Драмтеатра, Речного вокзала и т.д.), «План местности» (цель: пройти по заданному маршруту, показать или нарисовать план дороги от дома к детскому саду), «Экскурсовод» (цель: рассказать об экспонатах мини-музея).

Мини-музей играет большую познавательную роль в воспитании дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Создание мини-музея в нашей группе способствовало возникновению интереса, желания узнать больше как у детей, так и у взрослых. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для группового музея.

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Задачами данной работы является воспитание у старших дощкольников любви к родному краю, стране;уважение к людям разных национальностей; расширение представлений о родословной своей семьи, воспитание б...

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья

Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Доклад по патриотическому воспитанию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников»

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического...