Конспекты по истокам.
план-конспект занятия (младшая группа)

Джамбулатова Аида Данисолтановна

Конспект занятия по истокам "Дымковская игрушка".

Конспект занятия по истокам "Народные промыслы"

Конспект занятия по истокам "Нарядные матрёшки".

Конспект по ознакомлению с русским фольклором «Хороший гость — дому радость»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

   Конспект «Дымковская игрушка»

     https://cdn2.static1-sima-land.com/items/1307691/1/700-nw.jpg   

                                                                                 

                                                                       

                                                                                    Подготовила воспитатель:

                                                                                Джамбулатова А.Д.

Цель: приобщать детей к декоративному искусству.

Задачи:

Образовательные:

-формировать представление о народном промысле на примере дымковской игрушки; рассказать о процессе изготовления.

-способствовать формированию умения замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: материал, цвет, элементы узора.

Развивающие:

- развивать эстетическое восприятие и вкус;

-развивать интерес к творчеству народных умельцев.

Воспитательные:

-воспитывать отзывчивость на красоту росписи;

-воспитывать любовь к народной игрушке, уважительное отношение к народному наследию.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, картинок с дымковскими игрушками; рассматривание элементов дымковского узора; чтение русских народных потешек, стихов; пальчиковые игры,

Материал и оборудование: дымковская лошадка и козлик, образец педагогического рисунка, краски, кисти, тычки, салфетки, стаканы с водой, мольберт, листы бумаги с контуром лошадки.

             Содержание организованной   деятельности детей

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю в галерею дымковской игрушки. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные, какие они красивые.

Рассматриваем дымковские игрушки и иллюстрации с изображением дымковских игрушек.

Воспитатель: А сейчас послушайте небольшое стихотворение:

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой. Казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Ребята, все эти игрушки называются дымковские.

Воспитатель: Потрогайте игрушки, погладьте. Как вы думаете, из чего их делают? (Ответы детей)

Воспитатель: сначала игрушки вылепили из глины, потом высушили, окрасили в белый цвет и украсили узорами.

Воспитатель: Какого цвета, представленные дымковские игрушки(Ответы детей)

Воспитатель: А чем украшены игрушки, какие узоры? (Ответы детей)

Воспитатель: правильно, круг, точка, линии.

Воспитатель: Какие цвета использованы?

Дети: Красный, желтый, зеленый, оранжевый.

Воспитатель: Я тоже как мастер, разрисовала лошадку яркими, оранжевыми, кружками.

Лошадке так понравился наряд, она стала веселой. А давайте, каждый украсит лошадку или козлика. Подумайте, что вы будете раскрашивать.

Но сначала немного поиграем.

Физкультминутка "Лошадка"

Цок, цок, цок, цок! (Детки поочередно топают ножками - то одной, то другой)

Я лошадка - серый бок! (Повороты, ручки на талии)

Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.)

Если хочешь - прокачу! (Легкий бег на месте.)

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива. (Взмахи ручками в одну и в другую сторону - показывают какая красивая лошадка)

Цок, цок, цок, цок,

Я лошадка - серый бок! (Детки кружатся на месте).

Воспитатель: Молодцы ребята, садитесь, начинаем работу.

Рисование «Украсим дымковскую лошадку».

Воспитатель: Давайте мы нарисуем наряд лошадкам и козликам.

Посмотрите, как я украшаю свою лошадку.

Будем рисовать специальным инструментом – тычком.

Такой палочкой рисовать точки и кружочки гораздо быстрее. (Показ приема рисования).

Дети выполняют рисунок, воспитатель помогает тем, кто затрудняется сделать это самостоятельно.

Рефлексия

Воспитатель: посмотрите, ребята, какие красивые и нарядные получились у вас лошадки, козлики.

Молодцы! Все старались, были внимательные и дружные.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

   

     Конспект «Народные промыслы»

       https://www.culture.ru/storage/images/e6283355b52f758cbbf7358fcce702da/dd745bea537e29eab1399f9a1b898088.jpeg   

                                                                                 

                                                                             

                                                                                     Подготовила воспитатель:

                                                                             Джамбулатова А.Д.

                                                                   

Цель: создание условий для формирования познавательного интереса по теме «Народное творчество»

Программные задачи:

Образовательные: закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов, продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.

Развивающие: развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству, художественный вкус, чувства цвета, ритма. 

Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства прекрасного.

Материалы и оборудование: изделия народных промыслов (дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда - хохлома), готовые образцы рисунков, фломастеры для каждого ребёнка.

Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, рисование по образцам.

Словарная работа: закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор.

Методы и приёмы:

• Организационный момент: «Круг добра»

• Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации

• Рассказ воспитателя о народных промыслах

• Физминутка «Скоморохи»

• Художественное творчество детей: д/и «Закончи узор»

• Итог

В группе организована выставка «Народные промыслы России».

Содержание организованной   деятельности детей

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (Дети берутся за руки, улыбаются друг другу).

«Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

Доброе утро всем нам -

Добрым, хорошим друзьям».

(дети проходят, садятся на стулья)

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила сказочное письмо, давайте посмотрим, что в письме. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо)

«Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Незнайка. Мальвина дала мне очередное задание, узнать всё о народных промыслах. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста».

Ребята, а что такое народные промыслы? (это то, что мастерили русские люди)

Воспитатель: Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

Воспитатель: ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным местам.

(Показывает предмет городецкой росписи)

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовут.

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества (прялка, веретено, ткали полотно).

Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор?

Дети: цветов, листочков.

Воспитатель: (Показывает дымковскую игрушку)

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Воспитатель: как называются эти игрушки?

Дети: Дымковские игрушки.

Воспитатель: из какого материала они изготовлены?

Дети: из глины.

Воспитатель: верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.

Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки?

Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии.

Воспитатель: (Показывает хохломскую игрушку)

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И негде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

- Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда?

Дети: из дерева.

– Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор?

Дети: из травки, листочков, ягод.

Воспитатель: всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком».

Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Ребята, что такое ярмарка?

Дети: это место где продают разные товары.

Воспитатель: Ярмарка - это праздник, веселье, торговля, гуляние.

Физминутка

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём!

Раз, два, три, четыре,

Круг по уже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам. (Показывает предмет из гжели)

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

- Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды?

Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом.

Воспитатель: В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.

Воспитатель: посмотрите, ребята, существуют и другие народные промыслы. Например, каргопольская игрушка. (Показ). О них мы поговорим позже.

Д/игра «Закончи узор»

А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные образцы частей одежды. Нам надо дорисовать узоры. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).

Итог

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших мастеров игрушка яркая, красочная. (Предлагает детям выбрать работу, которая понравилась. Чем понравилась).



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

Конспект «Нарядные матрешки»

   https://cdn2.static1-sima-land.com/items/3888101/4/700-nw.jpg 

                                                                                 

                                                                             

                                                                                     Подготовила воспитатель:

                                                                                 Джамбулатова А.Д.

                                                                   

Цель: Знакомство с национальной культурой России.

Задачи: познакомить с народной игрушкой – матрёшкой; расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке;

- Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам;
- Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.
- Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества; 
- Вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно– исследовательская, изобразительная, музыкальная

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Русская матрёшка»; игры с матрёшками; заучивание потешки; отгадывание загадок.

Материалы и оборудования: Расписная матрёшка, картинки с изображением расписных матрёшек – семёновские, загорские.

Содержание организованной деятельности детей

  1. Организационный момент.

В руках у воспитателя матрешка:

-Я, матрешка-сувенир, 

 Прогремела на весь мир                                       
Русская матрешка!                             
Мастер выточил меня 
Из куска березы,                                 
До чего ж румяная,                        
Щеки, словно розы!

-Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках? 
(матрешка) 

  1. Восприятие и усвоение нового материала.

- А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Давайте расскажу, как родилась матрёшка.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
- Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку?

- Правильно, чтобы дети могли играть с ней.

- Как вы думаете, из чего сделана эта матрёшка?

- Конечно из дерева.

- Посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрёшка цветная, яркая. Как это получилось?

- Верно, её украшали красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.

- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья). Посмотрите вот ещё одна матрёшка- она поменьше. Она так же украшена, как и её сестрица.

  1. Рефлексия

- Дети, скажите, почему вам понравились матрёшки (Ответ детей).

- Для чего люди сделали матрёшку?



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

Конспект по ознакомлению с русским                фольклором «Хороший гость — дому радость»

https://www.culture.ru/storage/images/069969c1aada57eaf2803664bceae200/8fd6ba4ecf62c021a3998b5eb9ea0491.jpeg

                                                                                 

                                                                             

                                                                                     Подготовила воспитатель:

                                                                             Джамбулатова А.Д.

                                                                 

Цель: продолжать знакомить детей с русским народным фольклором. Формировать познавательную активность, внимание, память, разговорную речь. Воспитывать доброе отношение к животным.

Активизация словаря: кисонька, котик-коток, пушистый, ласковый, прянички.

Материал: игрушка-кот, клубки ниток большие и маленькие, две корзины большая и маленькая, пряники.

Содержание организованной   деятельности детей

В деревенской избе сидит бабушка (воспитатель). Входят дети.

Бабушка:

- Здравствуйте гости дорогиеГостям я всегда радаХороший гость- дому радость(дети здороваются). Проходите в избу, усаживайтесь поудобнее. Сядем рядком. Да поговорим ладком.

Дети проходят и садятся.

Бабушка:

- Какие вы молодцы, что вы ко мне пришли. Знаете, я ведь дома живу ни одна,    со мной живет мой кот Васька. Да куда же он пропал? (ходит, ищет). А давайте его позовем!

Дети: - Кис-кис-кис!

За дверью раздается мяуканье. Бабушка идет к двери, берет кота (игрушку).

Бабушка:

-Вот мой кот-Васька, он у меня хороший (гладит кота, сажает на стол).

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Дети повторяю потешку вместе с воспитателем.

Бабушка:

- А вы знаете, что умеет делать кот? (ответы детей). Правильно, коты ловкие, умеют высоко прыгать, быстро бегать. Они пушистые, ласковые. Живут вместе с детьми, ребята их кормят, ухаживают за ними.

- А еще мой кот проказник.

Украл котик клубочек,

Спрятался в уголочек, что бы бабушка ни узнала,

Серые ушки не помяла.

Бабушка:

- Ах, он, проказник! Посмотрите, все мои клубочки раскидал. Ребята, помогите мне их собрать. Маленькие клубочки собираем в маленькую корзину, а большие - в большую.

Дети собирают раскиданные клубочки.

Бабушка:

-Вот спасибо! Васька, что это ты такой грустный?

Идет кисонька из кухни

У ней глазоньки припухли.

-О чем, кисонька, ревешь,

О чем, серенька, ревешь?

- Как мне, кисоньке, не плакать,

Как больной не горевать.

Кто-то пеночку слизал,

Да на кисоньку сказал.

Бабушка успокаивает котика.

- Не плач, не плачь,

Куплю калач.

Не хнычь, не ной.

Куплю другой.

Слезы утри

Дам тебе три.

- Ребята, а кто еще хочет пожалеть котика? (выходят дети. Проговаривают потешку)

Бабушка:

- Не расстраивайся, Васька! Давай лучше с ребятами играть.

Кот:

- Что-то мне не хочется играть. На небе солнышка- нет, оно не светит и мне скучно.

Бабушка:

- А мы сейчас вместе с ребятами позовем солнышко! (Дети говорят потешку)

Солнышко-ведрышко

Взойди поскорей

Освети, обогрей

Телят, да ягнят

Еще малых ребят (выставляется солнышко)

Бабушка: -Вот и солнышко к нам в гостипришло и всем улыбнулось: и детям, и котику. Давайте и мы ему улыбнемся. Посмотрите и котик мой повеселел, и хочет с вами поиграть.

Подвижная игра: Тень-тень-потетень

Села кошка на плетень

Налетели воробьи

Хлопни им в ладоши.

Улетайте воробьи,

Берегитесь кошки.

Дети садятся на стульчики, котик шепчет что-то бабушке на ушко.

Бабушка:

- Дети мои милые, котик что-то мне говорит… А, вот оно что!

Оказывается, он побывал сегодня на мельнице, где муку делаю для хлеба (выставляется картинка мельницы).

Давайте спросим, что он там делал?

Котик-коток, где ты был?

-На мельнице

-Котик-коток, ты что там делал?

-Муку молол.

-Котик-коток, что из муки пек?

-Прянички.

-Котик-коток, с кем прянички ел?

-Один.

Дети грозят пальчиком – не ешь один, не ешь один!

Бабушка:

-Поделись лучше с детьми.

Кот:

-Конечно, у меня пряничков столько, что на всех хватит.

Бабушка:

-Проголодались, мои гости дорогие? Усаживайтесь за столы, да отведайте угощение.

Дети кушают пряники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Истоки диалога"

Программное содержание:             Развитие коммуникативных навыков детей: умение ориентироваться в различных ситуациях при общении, самостояте...

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»

Рабочая  программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое  и  худо...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе

Проект расчитан  с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....

Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества» Истоки народного творчества в ДОУ.

Актуальность проблемы.Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Без воспитания немыслима жизнь человеческого общ...

Конспект "Социокультурные истоки"

Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с...

Конспект по истокам во второй младшей группе 2020г

Конспект по истокам во второй младшей группе...