Методическая разработка «Работа с родителями»
методическая разработка

Пышненко Виктория Петровна

Как вовлечь родителей в образовательный процесс? Взаимопонимание и взаимодействие родителей и педагогов. Старые и новые формы работы с родительской общественностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_rabote_s_roditelyami.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

          Методическая разработка «Работа с родителями»

                                                     Воспитатель: Пышненко В.П.

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности — один из основных принципов дошкольного образования. Однако не следует забывать о том, что для решения задач ООП ДО большое значение имеет поддержка образовательных инициатив родителей.

Согласно ФГОС ДО взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, является одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

Практика показывает, что взаимопонимание и взаимодействие родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Результат его для педагога не столько понимание самим родителем, сколько времени он уделяет ребенку, сколько появление желания принимать участие в его воспитании, учиться играть, содержательно проводить с ним время дома и в детском саду.

К сожалению, часто родители придерживаются мнения, что с момента поступления ребенка в ДОО весь образовательный процесс ложится на педагога. Они интересуются только уходом за ребенком, уверены, что детский сад — место, где воспитатели присматривают за детьми, пока родители на работе.

Кроме того, многие мамы считают, что даже формирование у ребенка элементарных навыков по уходу за собой (умение надевать и застегивать одежду, мыть руки, пользоваться носовым платком) — задача воспитателя, что они отдают ребенка в детский сад, чтобы его там «всему научили»Родители аргументируют эту точку зрения тем, что у работников ДОО соответствующее образование и «им за это платят».

Однако согласно ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Семье принадлежит решающая роль в формировании нравственной позиции человека, которая является стержнем личности

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.

/Концепция дошкольного воспитания/

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании в Российской Федерации«, ФГОС ДО,

Суть нового подхода к взаимодействию с родителями заключается в том,что:

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощьвзаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений, учет личного опыта родителей, доверительность отношений между педагогами и родителями, вариативность содержания, форм и методов образования родителей, способность родителей к рефлексии.

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности.

По мнению известного педагога Л. А. Никитиной, «Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединил их друг с другом, давая возможности для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

Согласно исследованиям ведущих современных педагогов, психологов и ученых, 86% успешного воспитания ребенка зависит от семьи и только 14% — результат работы детских садов, влияния окружающего мира.

При этом федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Таким образом, взаимодействие ДОО с семьей должно быть основано на сотрудничестве и при условии открытости детского сада внутрь (у родителей должна быть полная картина о жизни детей в группе) и наружу (у педагогов должна быть информация о семье, условиях воспитания в ней каждого конкретного ребенка).

Работа с семьей как направление работы воспитателей:

Цель: поддержка образовательных инициатив родителей

Задачи:

1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника

2. Создание дружеской, позитивной атмосферы, общности интересов, эмоциональной поддержки

3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей

4. Поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях

Ожидаемые результаты нового взаимодействия с родителями

• Развитие компетентности родителей в вопросах воспитания и развития своего ребёнка.

• Повышение информированности об особенностях деятельности в ДОУ.

• Осознанное участие родителей в образовательном процессе.

• Развитие интереса к деятельности собственного ребенка.

Чтобы изменить ошибочное мнение родителей в отношении задач и принципов работы детского сада, а также поддержать их образовательные инициативы и привлечь к образовательной деятельности ДОО, необходимо  создать единое образовательное пространство посредством разнообразных форм взаимодействия.

При взаимодействии с семьями воспитанников и вовлечению их в жизнь группы, можно использовать разные формы взаимодействия, которые способствуют поддержке образовательных инициатив родителей и эффективному включению их в образовательную деятельность.

Инновационные формы взаимодействия с родителями:

- Страничка сайта «День за днем»

-«Родительская почта», групповые газеты

- Семинары-тренинги

- Мастер-классы.

- Семейная гостиная

- Портфолио дошкольника «Семейное»

- Традиция «Встречи с интересными людьми».

- Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

- Проект «Бабушкины сказки

- Акции «Цвети наш детский сад»«Кормушка для птиц», Благоустройство участка

Остановимся подробнее на некоторых из них

Помимо традиционной доски объявлений, в группе можно оформить страничку сайта «День за днем». На ней родители будут знакомиться с работой ДОУ, с формами взаимодействия с детьми, которые помогут родителям лучше разобраться в вопросах развития ребенка, оценить его достижения, понять сам процесс воспитания.

 «Родительская почта», куда члены семей воспитанников будут опускать просьбы и пожелания, которые в дальнейшем послужат темами для консультаций и родительских собраний, круглых столов по обмену опытом семейного воспитания.

Кроме этого, совместно с родителями можно выпускать групповые газеты, к праздникам. Инициаторами оформления будут родители и воспитатель. Цель выпуска газеты — сплочение детско-родительского коллектива посредством совместной деятельности.

В нетрадиционной форме можно провести групповые родительские собрания с показом презентаций, включением аудиозаписи с высказываниями воспитанников, а также в форме Семинара-тренинга «А как речь то говорит, словно реченька журчит. Это поспособствует созданию доверительной атмосферы. Цель родительских собраний не только ознакомительно-организационная. В ходе таких встреч затронутся разные вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников может проходить в  различных мероприятиях, например: Мастер-классы«Зимняя сказка» «Мамочка, ты тоже маленькой была». Семейная гостиная "Кулинарная книга любимых рецептов обаятельных и привлекательных мам», эти мероприятия сблизят не только родителей и детей, но и взрослых между собой.

Можно использовать такую форму как Портфолио дошкольника «Семейное», на страницах которого родители расскажут о своем ребенке. Портфолио поможет не только педагогу поближе узнать своих воспитанников, но и всем детям группы познакомиться с семьями, традициями и увлечениями других детей.

Кроме того, в группах, начиная с младшей, можно проводить «Встречи с интересными людьми», в процессе которых родители познакомят дошкольников со своей работой, сферой деятельности и дадут полезные советы по выбору будущей профессии (учитель, пожарный, почтальон и т. д.).

Родители воспитанников надо привлекать к активному участию в различных мероприятиях: совместных досугов, праздников, после участия в которых взрослые, видя результат своего вклада в общее дело, начнут активно проявлять интерес к жизни ДОО, выступать с предложением о помощи, а впоследствии и со своими творческими идеями

Среди эффективных форм взаимодействия можно выделить Включение родителей в проектную деятельность. Темы проектов могут быть самые разные, на усмотрение воспитателей.

Подводя итог, можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителями создает позитивную эмоциональную атмосферу в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Родители осознают, что вовлечение в образовательную деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это нужно для развития ребенка. Тем самым будут проявлять больше инициативы.

Чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем жизнь его будет полна позитивными впечатлениями, любовью, доверием к окружению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка : "Работа с родителями гиперактивных детей"

Родители гиперактивных детей часто испытывают огромные трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них приходится по душе поведение ребенка в общественных местах и дома. Многочисленные окрики и за...

Методическая разработка. Работа с родителями. Семейный клуб Школа вежливых наук"

В данной тематик данна разработка совместных мероприятий родителей и детей...

Методическая разработка Работа с родителями «Ранний возраст – «золотая пора» сенсорного развития».

Ранний возраст благоприятен для развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Задачей родителей и воспитателей детских садов является формирован...

Методическая разработка. Работа с родителями в подготовительной группе.

Цель работы с родителями:Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.Задачи:Установить партнерские отношения с семьей каждог...

Методическая разработка. Работа с родителями. Совместное мероприятие "Мама, поиграй со мной"

Конспект совместного мероприятия с родителями и детьми посвященное Дню Матери.Цели: Формировать семейные ценности, расширять знания о празднике "День Матери"....