Зима пришла
план-конспект занятия (старшая группа)

Короленко Нина Васильевна

Цель: Уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе, совершенствование умений детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности, чтении литературных произведений и рассматривании репродукций картин известных художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_prishla.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

«Зима пришла»

                                                                                                                                                                                               

Цель: 

- Продолжать развивать связную речь детей;

- Расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;

- Уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе, совершенствование умений детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности, чтении литературных произведений и рассматривании репродукций картин известных художников.

Задачи:

-Обобщать знания детей о зимних природных явлениях, об их взаимосвязи с жизнью человека;

- Формировать умение детей строить развёрнутые предложения на заданную тему. Обогащать активный словарь детей;

- Совершенствовать умения детей использовать полученные изобразительные и технические представления для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы;

- Вызывать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства;

- Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, связную речь, творческое воображение;

- Воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе;

- Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.

Предварительная работа:

Наблюдения за признаками зимы.

Чтение художественных произведений: «Зима» Д.Н. Мамин-Сибиряк, «Шёл первый снег» А.П. Чехов,  «На катке» В.А. Осеева,  «Здравствуй, зима!» М.В. Шолохов,  «Снеговик» В. Мохов.

Рассматривание репродукций картин: «Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан.

Пение песен о зиме, слушание музыки великого русского композитора П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Декабрь».

Оборудование:

Репродукции картин с изображением зимней природы разных авторов («Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан,  «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан), аудиозапись «Декабрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковский.

                                             

  Ход занятия

Педагог: Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и  стояли голые, часто шли дожди. Какое это время года  было?

Дети: Осень.

Педагог: А какай именно период осени?

Дети: Поздняя осень.

Педагог: А что сейчас изменилось в природе?

Дети: Выпал снег, стало холодно, люди надели зимнюю одежду, перелётные птицы улетели в тёплые края, животные сменили летние шубки на зимние, а медведи и ежи уснули до весны.

Педагог:  Так какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Педагог: Послушайте стихотворение о зиме.

      Чтение стихотворения «Зима» Ивана Сурикова

(Педагог читает стихотворение с одновременным показом электронной презентации «Зима пришла».)

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, —

Вот пришли морозцы —

Труженик-крестьянин

Вытащил санишки,

Снеговые горы

Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин

Ждал зимы и стужи,

И избу соломой

Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер

Не проник сквозь щели,

Не надули б снега

Вьюги и метели.

Он теперь покоен —

Всё кругом укрыто,

И ему не страшен

Злой мороз, сердитый.

Педагог: Понравилось вам это стихотворение?

Дети: Очень.

Педагог: Как описывает автор зиму?

Педагог: Какие слова  автор использует?

Педагог:  Вы молодцы и поэтому я предлагаю поиграть в очень интересную игру, которая поможет мне проверить,  хорошо ли вы знаете приметы зимы.

               Дидактическая игра «Я знаю 5 зимних слов».

Педагог бросает мяч одному из детей и тот, отбивая мяч об пол, произносит пять слов на зимнюю тематику.

(Снежинка, снеговик, санки, лед, снегопад, рукавички, шуба, шапка, мороз, вьюга, Снегурочка, метель, пуржит, коньки, лыжи, вьюга, мороз, зима и др.).

Педагог: А теперь попробуйте разгадать загадки о зиме.

 

                                 Отгадывание загадок.

 

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице ...  (Мороз)

 

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный ... (Снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой…  (Лыжи)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел ...  (Сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает ... (Снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим ... (Лёд)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый ...  (Дед Мороз)

Педагог: Сейчас немного отдохнём. Вставайте быстрее в круг.

                         Физкультминутка  «На дворе у нас мороз».

(Звучит фонограмма песни «Новогодний хоровод»,  муз. Г. Струве)

На дворе у нас мороз,                      Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,                   
топают ногами, хлопают в ладоши.
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,                
Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.            
хватательные движения, «ловят снежинки».
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                 
Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,            
Ходьба на месте с высоким подниманием                                                    
Поднимаем выше ноги.                   
колен.
Мы идем, идем, идем                      
Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.               
Дети садятся на свои места.

Педагог:  Ребята, скажите, пожалуйста, так как же называется самый первый месяц зимы.

Дети: Декабрь.

Педагог:  А какие зимние месяцы вы ещё знаете?

Дети: Январь и февраль.

Педагог:  Я попробую вас запутать и предлагаю ещё одну игру «Скажи наоборот».

                  Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Педагог предлагает детям назвать противоположные значения слов.

(Лето-зима, тепло-холодно, стоит-идёт, день-ночь, жара-мороз, дождь-снег, вода-лёд, летний день-зимняя ночь,  и др.).

Педагог: Ребята, а вы согласны с высказыванием, что «Зима – чудесное время года!»?

Дети: Да.

Педагог: Объясните, почему и расскажите, за что вы любите зиму.

Составление рассказов на тему «Хорошо зимой» с  помощью    мнемотаблицы.

Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Холодно на улице зимой. Надо одеться тепло, а потом идти гулять. Зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки. А ещё можно слепить весёлого снеговика. Хорошо зимой!

                                                Вопросы:

Какое наступило время года?

Какой снег?                                          

Какая погода на улице?

Как оделись дети?

Куда пошли дети?

Что делали дети на прогулке?

 Педагог: Молодцы, очень интересные рассказы у вас получились.  А сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму известные  художники.

 

                          (Показ репродукций картин)

             Рассматривание картины «Зима пришла» Р. Дункан.

(Педагог обращает внимание на одну из выставленных картин и просит детей внимательно её рассмотреть.)

Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая интересная картина. Обратите внимание, девочка вышла на улицу, она рада зиме, так как морозы еще не очень сильные, она может играть со снегом и лепить снеговиков.

Вопросы:

Что на картине изображено близко к нам, а что – на отдалении?

Какого цвета краски использовал художник?

Нравится ли вам эта картина?

Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Дидактическая игра  «Зимние слова»

(Хлопаем в ладоши, если слышим слово, связанное с зимой)

Снежинки, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавичка, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи.                         

       Прослушивание произведения  великого русского композитора П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Декабрь».

Педагог: Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков.

                          Итог занятия.

Педагог: Давайте теперь с вами вспомним, о чем мы сегодня на занятии поговорили, о каком времени года? 

Дети: Ответы детей.                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗИМА ПРИШЛА»

ТЕМА  «ЗИМА ПРИШЛА» Программное содержание:Расширять знания детей о временах года. Закреплять умение подбирать сходные по смыслу названия признаков, действий, предметов. Закреплять умение отвеча...

Инсценировка развлечения "Зима пришла - снег и радость принесла"

Инсценировка для детей старшей группы  с использованием народного фольклора расширяет знания детей о народных обычаях, приобщает к истокам народной культуры, воспитывает нравственно-патриот...

Презентация к песне Л.Олифировой "Зима пришла"

Песня, которую с радостью исполняют дети в средней группе. Ноты можно найти в журнале "Музыкальный руководитель"...

открытое занятие для средней группы "Зима пришла"

занятие для средней возрастной группы, очень интересное...

Конспект развивающего занятия с использованием элементов ТРИЗ "К нам зима пришла сама"

Конспект  занятия для детей старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ " К нам зима пришла сама "...

Конспект занятия по физкультуре на улице зимой «Пришла зима-красавица» (старший дошкольный возраст)

Конспект занятия по физкультуре  на улице зимой «Пришла зима-красавица» (старший дошкольный возраст)Цель: охрана и укрепление здоровья детей во все времена годаЗадачи:Создать услов...

НОД "Пришла зима, пришла красна. Потешки-заклички, поговорки, колядки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет (восприятие художественной литературы и фольклора) Цель: формировать у детей первичные представления о русских традициях через в...