«ЗИМА ПРИШЛА»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Пузырева Светлана Валерьевна

ТЕМА  «ЗИМА ПРИШЛА»

Программное содержание:Расширять знания детей о временах года. Закреплять умение подбирать сходные по смыслу названия признаков, действий, предметов. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Знакомить с понятием «родственные слова». Активизировать словарь в соответствие лексической темой «Зима». Совершенствовать фонематическое восприятие. Развивать мышление, внимание, память. Учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, учить составлять описательный рассказ по картине.

                                                        Ход занятия

В.Ребята к нам пришла телеграмма, только я не знаю от кого, я вам её сейчас прочитаю. Вы послушайте и отгадайте ,кто её написал.

                                    Телеграмма

Приходите ко мне в гости в зимний лес.

Подпись: Прыг-скок, трусишка!

Хвост-коротышка,

Ушки вдоль спинки,

Глаза с косинкой,

Одежда в два цвета:

На зиму и лето

В.Кто это ребята?

Дети: Заяц.

В. Сегодня мы с вами отправимся в гости к зайцу, в зимний лес. В лесу сейчас тихо и очень одиноко. Поэтому нам нужно взять с собой друзей, ведь там нам понадобятся их помощь и взаимовыручка. “Давайте за руки возьмёмся, встанем в круг, каждый человек человеку друг. Будем все дружить и дружбой дорожить”.

(Дети взявшись за руки идут в лес)

В.Ребята, а чего в лесу много зимой?

Дети. Снега.

В А какой снег?

Дети. Белый, холодный, мягкий.

В.В лесу еще много сугробов, поэтому я пойду первая, а вы за мной, шаг в шаг. Поднимаем повыше колени, чтобы не провалиться, посмотрите , какая еловая лапа над нами повисла, нагнитесь пониже, чтобы её не задеть, а теперь пойдём по дорожке. Как называется дорожка в лесу?

Дети: Тропинка. (дети идут змейкой)

В. Послушайте, какая тишина в лесу, посмотрите какая красота! В это время в лесу шуметь нельзя. Почему?

Дети: Все спят.

В.А где же наш зайчик? А вот и он. Ребята, а почему он прячется?

Дети: Он боится хищных зверей.

В.Зайчик выходи к нам, не прячься.

(Появляется зайчик)

Заяц: Какое время года сейчас?

Дети: Зима.

Заяц: Как вы догадались?

Дети: Холодно, снега много, дети тепло одеты, деревья голые и т.д.

В. Ребята, а зайчик наш правильно оделся?

Дети: Правильно. Шубка белая, теплая, помогает прятаться от волка и лисы.

Заяц. Вы загадки умеете отгадывать, отгадайте и мою загадку. “Зимой и летом одним цветом”, что это такое?

Дети: Ёлка.

В.Покажите ёлочку. А это что за дерево рядом?

Дети: Берёза.

В. Как Вы догадались?

Дети: По стволу.

В.А чем берёза отличается от ёлки?

Дети: На берёзе были листья, а на ёлке иголки.

Заяц (начинает дрожать): Ой, как же холодно в лесу

В.Замёрзли, наверное? Давайте поиграем. Игра “Холодно-Жарко” (снег, солнце, огонь, холодильник, печка, мороз)

В. Да, ребята, холодно в лесу, давайте с вами вернёмся в детский сад, погреемся. И ты зайчик с нами пойдёшь.

Заяц: Конечно, с удовольствием.(Заяц приносит с собой картину)

(Дети садятся на свои места)

Заяц. Я вам принес картину. Эту картину написал известный художник Плужников Борис Николаевич.

В. Какое время года изображено на этой картине?

Дети: Зима.

В. Почему вы так решили?

Дети: Много снега, снег на ветках и елках.

В.Какой снег зимой? Вспомните.

(Словарная работа: Снег – белый, пушистый, мягкий, холодный, искристый…)

В. Ребята подберите к слову зима – слова друзья.

Дети. Холодная, морозная, вьюжная.

В.А сейчас давайте попробуем составить по этой картине рассказ. Послушайте ещё раз на какие вопросы мы должны дать ответы:

Какое время года изображено на картине?

Какой снег зимой?

Какая бывает зима?

Заяц: Я… Я уже придумал рассказ!

В.  Давайте послушаем.

Заяц: Пришла зима. Снег белый,  пушистый, мягкий покрыл всю землю. Снег такой легкий, воздушный лежит на ветках и домах. Зима была холодная, снежная и морозная.

(Заслушать 2-3 рассказа детей)

В. Ребята, где мы сегодня побывали на занятии?

Дети: В лесу.

В.Какой рассказ мы составляли? Что мы узнали про снег, какой он бывает?

(Дети отвечают)

Заяц. Хотите поиграть в снежки?

Дети: Да.

В, У меня есть волшебная корзина. Поиграем с вами в игру “Попади в цель”. Но для этого нам с вами понадобятся снежки. Возьмите лист бумаги, сожмите его крепко, вот и получился снежок. А теперь вы будете бросать в эту волшебную корзину и говорить за что вы любите зиму.

(Дети сыграли, зайчик залезает в корзину достает  соленое тесто)

В. Ребята, а что можно слепить из снега?

Дети. Снеговика.

В. Ребята, а вы хотите слепить  для зайки снеговиков.

Дети. Да.

(Ребята лепят снеговиков и дарят зайке)

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инсценировка развлечения "Зима пришла - снег и радость принесла"

Инсценировка для детей старшей группы  с использованием народного фольклора расширяет знания детей о народных обычаях, приобщает к истокам народной культуры, воспитывает нравственно-патриот...

Презентация к песне Л.Олифировой "Зима пришла"

Песня, которую с радостью исполняют дети в средней группе. Ноты можно найти в журнале "Музыкальный руководитель"...

открытое занятие для средней группы "Зима пришла"

занятие для средней возрастной группы, очень интересное...

Конспект развивающего занятия с использованием элементов ТРИЗ "К нам зима пришла сама"

Конспект  занятия для детей старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ " К нам зима пришла сама "...

Конспект занятия по физкультуре на улице зимой «Пришла зима-красавица» (старший дошкольный возраст)

Конспект занятия по физкультуре  на улице зимой «Пришла зима-красавица» (старший дошкольный возраст)Цель: охрана и укрепление здоровья детей во все времена годаЗадачи:Создать услов...

НОД "Пришла зима, пришла красна. Потешки-заклички, поговорки, колядки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет (восприятие художественной литературы и фольклора) Цель: формировать у детей первичные представления о русских традициях через в...

Методическая разработка занятия по развитию речи для старшей группы на тему "Зима пришла. Зимующие птицы"

Рассказ о зимующих птицах, сравнение снегиря и синицы, описателоьные и сюжетные рассказы о зиме....