Методическая разработка занятия по развитию речи для старшей группы на тему "Зима пришла. Зимующие птицы"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Уланова Наталия Викторовна

Рассказ о зимующих птицах, сравнение снегиря и синицы, описателоьные и сюжетные рассказы о зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_prishla._zimuyushchie_ptitsy_5-6_let.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №388»

Конспект  занятия по развитию речи

ОО « Речевое развитие»

«Зима пришла»

Старшая группа

           Воспитатель:

                                                                                                     Уланова Н.В.

г. Нижний Новгород

2021 г.

Методическая разработка занятия по развитию речи

в старшей группе

Тема: «Зима пришла»

Задачи: 

1. Уточнить, расширить и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима», «Времена года»;

2. Активизировать предметный и глагольный словарь по теме «Зимующие птицы»;

3. Учить детей правильно отвечать на вопросы педагога по тексту рассказа; 4.Учить детей составлять рассказ по опорному плану;

5. Развивать произвольное внимание, зрительную память и словесно – логическое мышление;

6.Учить детей работать сообща, помогать друг другу.

Предварительная работа: беседа с детьми о сезонных изменениях в природе зимой, наблюдение за погодой; наблюдение за поведением птиц на участке во время прогулки, внесение в развивающую предметно-пространственную образовательную среду игрушек Зима, Снеговик, картин с изображением зимы в городе, в лесу, сюжетные картины с изображением зимующих птиц, кормушки.

Материалы и оборудование: картинки с изображением примет разных времен года, картинки с изображением примет зимы, сюжетная картина «Зима в городе», «Зима в лесу», магнитная доска, картинки – пиктограммы для составления рассказа о птицах зимой, мячик,  игрушка Зима, снеговик.

Индивидуальная работа: работа с иллюстрациями на зимнюю тему, составление короткого рассказа о снегире и синице, разучивание стихотворения на зимнюю тему с двумя детьми.

Ход занятия:

1.Мотивация образовательной деятельности.

Дети стоят полукругом перед педагогом.

Педагог: ребята, наступила зима, самое волшебное время года. Все мы ждем зимой праздник – Новый год, и вспоминаем, что же хорошего у нас  было весь год. Давайте вспомним, какие времена года уже мы знаем? У каждого времени года свои приметы. Например, осенью часто идет дождь, летом очень тепло, весной тает снег, а вот зимой главная примета  … какая? Идет снег. Давайте встанем полукругом, я буду кидать вам по очереди мяч и называть приметы времен года, а вы вспомните и назовете мне время года, когда эта примета бывает и кинете мне мяч обратно (светит солнце, идет дождь, дует сильный ветер, мы купаемся и загораем, распускаются листочки, птицы улетают на юг, тает снег, птицы возвращаются из теплых краев, часто  по небу ходят серые тучи, выпадает снег, мороз рисует на окнах узоры).

2. Основная часть.

Садимся на места.

Пальчиковая гимнастика.

«Снег»

Снег сегодня шел с утра.  Поднять руки вверх и медленно опускать их пальчиками на
                                                          стол, быстро пошевеливая пальчиками

Рада снегу детвора.                           Хлопать в ладоши

Снег на ветках, на дорожках,       поднять руки вверх и медленно опускать их на стол

На носах и на ладошках.               Дотронуться указательным пальцем до носа, а
                                                                                   затем показать ладошки

О каком времени года мы сейчас услышали в стихотворении? О зиме. У каждого времени года есть свои приметы – как мы узнаем о времени года. Как мы узнаем, что сейчас зима, какие приметы у зимы?

Поиграем сейчас с вами в игру «Приметы зимы»: у каждого из вас есть карт инка, на которой изображены разные приметы зимы, посмотрите внимательно, назовите свою примету зимы и поместите картинку на доску.

Дети берут по одной картинке и составляют свои ответы (например: на моей картинке грустное солнышко – зимой солнце светит, но не греет).

Артикуляционная гимнастика: четко произнести все слова в стихотворении.

Только выпадет снежок,

Побежим мы на лужок,

 Будем мы играть в снежки,

Строить крепость, лепить пирожки!

О каких зимних забавах вы услышали  в стихотворении? Можно строить крепость, лепить пирожки, а еще что можно делать зимой? Кататься на коньках, лыжах, санках, лепить снеговика и снежки.

На доску прикрепить большую иллюстрацию «Зима в лесу». Попросить детей назвать все приметы зимы, назвать – где происходит события? В лесу. Как вы догадались, что зима пришла в лес? Ответы детей: нет домов, машин, а есть деревья, кусты, елки и животные. Каких животных мы видим на картине? Как ведут себя животные в лесу? Ответы детей: медведь, ежик и хомяк спят; белка сменила шубку и стала серой, она скачет по деревьям; заяц тоже сменил шубку и стал белым, он прячется в снегу от лисы и волка.

Пальчиковая гимнастика:

«Во дворе»

Раз, два, три, четыре, пять         загибаем пальчики по одному, начиная с большого

Мы во двор пришли гулять    «идем» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,             «лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,    «крошим» всеми пальчиками

Сгорки мы потом катались,  Ведем указательным пальцем правой руки по ладони                                  
                                                                                              левой                                                                                

а еще в снегу валялись,        Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой                            

Все в снегу домой пришли,       Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.           Имитация еды и сна

Кто услышал, чем кормили птичек в стихотворении? Крошками. А зачем кормить птичек зимой? Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика:

Дети при помощи левой руки по очереди загибают пальцы правой, начиная с большого.

Сидит белка на тележке.

Продает она орешки:

Лисичке  - сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Какие лесные жители нам встретились в этом стишке? Ответы детей. Педагог обращает внимание, что в стихотворении говорится о воробье и синичке. Птицы тоже живут и в городе, и в лесу. Как они проводят зиму? Многие птицы улетают в теплые края (такие птицы называются перелетные), а многие птицы зимуют в городе или в лесу – таких птиц называют зимующие птицы.

На доску по одной выставлять картинки с изображением зимующих птиц: снегирь, голубь, ворона, сорока, синица, воробей.

Физкультминутка «Зимующие птицы»: дети встают полукругом и, быстро передавая мяч друг другу, называют зимующих птиц. При затруднении в назывании птиц дети могут посмотреть на доску и вспомнить названия птиц.

На доску поместить сюжетную картину «Снегири». Рассмотрите картину и послушайте рассказ: Однажды зимой Маша, Ваня и их папа гуляли в парке. Вдруг Маша воскликнула: «Смотрите, красные яблоки выросли на рябине. Пойдемте скорее посмотрим на них поближе!» Папа сказал: «Маша, зимой не растут яблоки. Это де снегири. Смотрите, какие они красивые, давайте подойдем к рябине поближе». На ветках рябины сидела стайка снегирей. У этих птичек красные грудки. Вот почему сначала Маша приняла их за яблоки. Снегири с удовольствием клевали спелые ягодки рябины. Маша и Ваня еще долго разглядывали этих необычных птичек».

Беседа по рассказу по вопросам с опорой на картину: когда произошла эта история? Где гуляли ребята и их папа? Во что одеты дети? Почему на них теплая одежда? Что необычного увидела Маша? Как объяснил необычное явление папа? Почему Маша прияла снегирей за яблоки? Что делали на рябине снегири? А что делали ребята?

Составление описательного рассказа о снегире по карточкам – подсказкам (пиктограммам) - голова, оперение, лапки, цвет.

Физкультминутка:

«У кормушки»

Ждут воробьи      ладони повернуть к себе, скрестить руки и переплести большие
                                                                      пальцы, поохать кистями рук

У кормушки кормежки.  Сложить ладони «подносом», затем выполнить движение
                                                                      ладонями к себе (подзывать)

Принес им Сережка       ходьба на месте

Зерна и крошки.    Движение пальцами «Кормление птиц»

Рассказ кормушке. Что такое кормушка? Как она выглядит? Для чего она нужна? Обратить внимание детей, что кормушка похожа на слово «корм» - то есть это место для корма птичек. Составление линейного пересказа текста по опорным картинкам: что нарисовано на первой картинке? Куда отправились папа и Ваня? Однажды зимой Ваня и его папа решили прогуляться по заснеженному парку. А теперь смотрим на вторую картинку и скажем, что на ней нарисовано? Птицы: ворона, воробей и снегирь (В парке было много зимующих птиц), а на третьей картинке – кормушка. Кто догадался, что решили сделать папа и Ваня?( Папа и Ваня насыпали  в кормушку семеек и покормили птичек). К кормушке подлетали разные птицы и с удовольствием клевали угощение.

О каких птичках мы сейчас говорили? Как они называются, раз они с нами зимуют и никуда не улетают? Зимующие птицы. Показать картинку с изображением синички, познакомить с ее внешним видом, сравнить синичку со снегирем. Вспомним, что клевали снегири? Ягоды рябины. А вот синичка любит сало, если подвесить маленький кусочек сала на ниточке к ветке, то синичка уцепится лапками за кусочек и начнет его клевать.

Знакомство с синицей.

Чтение рассказа про синичку с опорой на серию сюжетных картин.

Однажды зимой Маша нашла на снегу маленькую замерзающую синичку. Девочка взяла ее в руки. Синичка еще дышала, но почти не двигалась. Маша решила отнести синичку домой. Дома синичка отогрелась и ожила. Маша угостила птичку хлебными крошками. Синичка поклевала вкусных хлебных крошек и задремала. На следующий день Маша выпустила птичку в парк. Всю зиму вместе с братом Ваней Маша каждый день приходила в парк для того, чтобы покормить зимующих птиц и посмотреть на свою синичку.

Беседа по рассказу по вопросам: когда произошла эта история? Кого нашла Маша в снегу? Что случилось с синичкой? Куда Маша решила отнести птичку? Что стало с синичкой дома? Чем Маша угостила синичку? Что сделала Маша на следующий день? С кем Маша ходила зимой в парк? Что делали там ребята? Как вы думаете, хорошо ли поступали Ваня и Маша? Почему? Нужно ли подкармливать птиц зимой?

Составление рассказа по серии сюжетных картинок по тесту.

Физкультминутка – по ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится,

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

3. Заключительная часть.

 Какое время года наступило? Зима. Что зимой бывает? Идет снег, становится холодно, мы надеваем теплую одежду. Какие приметы зимы мы сегодня вспомнили? О каких птичках мы сейчас говорили? Как они называются, раз они с нами зимуют и никуда не улетают? Зимующие птицы. Как помочь птицам зимой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»

С помощью сказкотерапии ребенок  учится придумывать сказки и рассказы на заданную тему, у детей развивается связная речь,они учатся описывать внешний вид персонажей,их поступки, переживания, регу...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.Задачи:- закреплят...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»Тема:Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки Э. Шима "Соловей и Воронёнок"

Конспект занятия разработан по В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016, январь, занятие 6...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе " Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства"

Конспект занятия разработан по В.В. Гербовой Развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016, март, занятие 6...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе "Чтение стихотворений о зиме"

Конспект занятия разработан по В.В. Гербовой Развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016, декабрь, занятие 1...

Учебно-методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.

Учебно-методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.Составление описательного рассказа по кар...