Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе "Чтение стихотворений о зиме"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лоенко Анастасия Петровна

Конспект занятия разработан по В.В. Гербовой Развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016, декабрь, занятие 1

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по развитию речи

в старшей группе

Тема: Чтение стихотворений о зиме

(по В.В. Гербовой Развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016, декабрь, занятие 1)

Задачи:

1.Познакомить детей со стихотворениями о зиме, стимулировать познавательный интерес, отражать в речи установление причинно-следственных связей.

2.Способствовать формированию умения чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать метафоры для описания зимней природы, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

3.Создать условия для проявления интереса к художественному слову, приобщения детей к поэзии.

Предварительная работа: беседы о зиме; ежедневные наблюдения, рассматривание репродукций картин и иллюстраций о зиме, зимних явлениях, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме. Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками о зиме. Разгадывание загадок о зимних явлениях.

Материал: портрет И. Бунина, А. С. Пушкина, И. Никитина. Подбор иллюстрации на тему «Зима».

Индивидуальная работа с детьми:  с Александром, Дарьей закреплять умение подбирать метафоры для описания зимней природы, задавать вопросы познавательного характера.

С Егором, Манвелом, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, отражать причинно-следственные связи.

Ход:

Воспитатель: ребята, послушайте, я прочту вам строки стихотворения о времени года, которые вам нужно закончить

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла?..

Дети: зима.

Воспитатель: вы были внимательны, правильно, наступила зима, а декабрь -  первый зимней месяц.

В России зимой короткий световой день, холодно, снегопады, – объясняет педагог. – Обо всем этом хорошо сказано в стихах замечательных русских поэтов".

Воспитатель: ребята, мне очень нравится стихотворение о зиме И. Бунина "Первый снег" (в сокращении), послушайте:

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? Кто его написал, я говорила? Как называется человек, который пишет стихи? О чем это стихотворение? 

(ответы детей)

Предлагаю вам  о зиме послушать отрывок из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…

Воспитатель: какие строки особенно запомнились, Манвел? Зачитывает их.

Зима очень красивое время года. Всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, я предлагаю вам встать и поиграть. 

   (Дети встают со своих мест.)

Физкультурная минутка. 

Вот студеною зимой          Дети машут руками. 

Ветер дует ледяной 

Поднимает снега тучу.      Дети выполняют круговые движения руками. 

Он суровый и могучий. 

Зайцы прячутся в кустах.     Дети садятся в глубокий присед на 

Даже хитрая лиса                 несколько секунд, потом встают. 

Притаилась и сидит, 

Ну а снег летит, летит.        Дети машут руками. 

Но утихла злая вьюга, 

Солнце светит в небесах.    Потягивания — руки в стороны. 

Скачет по полю лиса.          Прыжки. 

Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба. 

И домой к себе вернемся.    Дети садятся на стульчики.

Рассматривание иллюстрации «Зимние забавы»

Воспитатель: посмотрите на картину (рассматривают картину)

Какое время года изображено на картине? (Ответы детей)  Почему вы так думаете? (Ответы детей)

Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Ответы детей)

В заключении, ребята, послушайте отрывок из стихотворения И. Никитина "Встреча зимы".

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал…

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух легок и чист,

И замерзла река…

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Воспитатель  интересуется, кому какое стихотворение особенно понравилось и почему. Ребята называют стихи и их авторов. (Ответы детей) А как можно познакомиться с другими стихотворениями о зиме? Ответы детей. Молодцы! В свободное время, ребята, предлагаю вам самим сочинить стихи о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»

С помощью сказкотерапии ребенок  учится придумывать сказки и рассказы на заданную тему, у детей развивается связная речь,они учатся описывать внешний вид персонажей,их поступки, переживания, регу...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.Задачи:- закреплят...

Методическая разработка занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы»

Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].Лексическая тема: Зимующие птицы.Цель: Научить детей дифференцировать звуки [Б] - [П].Образовательные задачи:·        На...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»Тема:Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки Э. Шима "Соловей и Воронёнок"

Конспект занятия разработан по В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016, январь, занятие 6...

Методическая разработка занятия по развитию речи для старшей группы на тему "Зима пришла. Зимующие птицы"

Рассказ о зимующих птицах, сравнение снегиря и синицы, описателоьные и сюжетные рассказы о зиме....