Методическая разработка занятия по развитию речи для средней группы на тему "Зима пришла"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Уланова Наталия Викторовна

Игры и упражнения, картинки и рассказы на зимнюю тему

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №388»

Конспект  занятия по развитию речи

ОО « Речевое развитие»

«Зима пришла»

Средняя группа

           Воспитатель:

                                                                                                     Уланова Н.В.

г. Нижний Новгород

2021 г.

Методическая разработка занятия по развитию речи

в средней группе

Тема: «Зима пришла»

Задачи:

1. Активизировать словарь по теме «Зима»;

2.Учить детей правильно отвечать на вопросы педагога;

3.Учить составлять простые распространенные предложения с опорой на картинки;

4.Учить детей составлять рассказ по тексту и серии сюжетных картинок на тему «Зима» («Зимние забавы», «Зима в городе», «Зима в лесу»);

5. Развитие памяти и слухового внимания.

Предварительная работа: беседа с детьми о сезонных изменениях в природе зимой, наблюдение за погодой; внесение в развивающую предметно-пространственную образовательную среду игрушек Зима, Снеговик, картин с изображением зимы в городе, в лесу.

Материалы и оборудование: картинки с изображением примет разных времен года, картинки с изображением примет зимы, сюжетная картина «Зима в городе», «Зима в лесу», магнитная доска, картинки – пиктограммы дл составления рассказа о животном в лесу зимой, мячик, картинки для рассказа «Заячьи шубки»,  игрушка Зима, санки, снеговик, лыжи, елочные игрушки.

Индивидуальная работа: работа с иллюстрациями на зимнюю тему, составление короткого рассказа о зиме, разучивание стихотворения на зимнюю тему с двумя детьми.

Ход занятия:

1.Мотивация образовательной деятельности.

Дети стоят полукругом перед педагогом.

Педагог: Ребята, наступила зима, самое волшебное время года. Все мы ждем зимой праздник – Новый год, и вспоминаем, что же хорошего у нас  было весь год. Давайте вспомним, какие времена года уже мы знаем? Ответы детей. У каждого времени года свои приметы. Например, осенью часто идет дождь, летом очень тепло, весной тает снег, а вот зимой главная примета  … какая? Идет снег. Давайте поиграем с вами в игру: я буду кидать вам по очереди мяч и называть приметы времен года, а вы вспомните и назовете мне время года, когда эта примета бывает и кинете мне мяч обратно (светит солнце, идет дождь, дует сильный ветер, мы купаемся и загораем, распускаются листочки, птицы улетают на юг, тает снег, птицы возвращаются из теплых краев, часто  по небу ходят серые тучи, выпадает снег, мороз рисует на окнах узоры).

2. Основная часть.

Садимся на места.

Пальчиковая гимнастика.

«Снег»

Снег сегодня шел с утра.  Поднять руки вверх и медленно опускать их пальчиками на
                                                          стол, быстро пошевеливая пальчиками

Рада снегу детвора.                           Хлопать в ладоши

Снег на ветках, на дорожках,       поднять руки вверх и медленно опускать их на стол

На носах и на ладошках.               Дотронуться указательным пальцем до носа, а
                                                                                   затем показать ладошки

О каком времени года мы сейчас услышали в стихотворении? О зиме. У каждого времени года есть свои приметы – так, по ним мы узнаем о времени года. Как мы узнаем, что сейчас зима, какие приметы у зимы? Ответы детей.

Поиграем сейчас с вами в игру «Приметы зимы»: у каждого из вас есть
картинка, на которой изображены разные приметы зимы, посмотрите внимательно, назовите свою примету зимы и поместите картинку на доску.

Дети берут по одной картинке и составляют свои ответы (например: на моей картинке грустное солнышко – зимой солнце светит, но не греет).

Игра «Четвертый лишний»: я буду выставлять на доску четыре картинки с приметами времен гола – три картинки будут с приметами зимы, а четвертая – другого времени года. Вам нужно найти эту «лишнюю» примету, которая не подходит для зимы.

Физкультминутка.

«Зимние забавы»

Мы катались на коньках     отвести руки за спину, имитируя движения конькобежца

Даже жарко стало!

В снежки играли во дворах –  имитировать движения, характерные для игры в
                                                                                    снежки (броски)

Все нам было мало!

Снег, снег , белый снег,   Поднять руки вверх и медленно опускать их,                                                                          
                                                                                быстро пошевеливая пальчиками

Засыпает он нас всех!

Дружно мы на лыжи встали         имитировать движения лыжника

И по снегу побежали,

А потом на санки сели,                     присесть, затем встать и хлопать в ладоши

Смело с горки вниз слетели!

На доску поместить большую иллюстрацию  «Зима в городе». Попросить детей найти все приметы зимы на этой картине. Ответы детей. Называя по одной примете, составляем небольшой рассказ о зиме. Далее проводится беседа по картине по вопросам педагога: где происходят события – в городе или в лесу? Почему вы так решили? На чем лежит снег? Кого вы видите на этой картине? Как ведут себя люди зимой? После беседы сделать вывод: мы посмотрели на картину «Зима в городе» - когда в город приходит зима, снег ложится на дороги, крыши домов, деревья, машины, люди надевают теплые вещи, чистят дороги от снега.

Артикуляционная гимнастика: произносить слова стихотворения, четко произнося каждое слово.

Только выпадет снежок,

Побежим мы на лужок,

 Будем мы играть в снежки,

Строить крепость, лепить пирожки!

О каких зимних забавах вы услышали  в стихотворении? Можно строить крепость, лепить пирожки, а еще что можно делать зимой? Кататься на коньках, лыжах, санках, лепить снеговика и снежки.

На доску прикрепить большую иллюстрацию «Зима в лесу». Попросить детей назвать все приметы зимы, назвать – где происходит события? В лесу. Как вы догадались, что зима пришла в лес? Ответы детей: нет домов, машин, а есть деревья, кусты, елки и животные. Каких животных мы видим на картине? Как ведут себя животные в лесу? Ответы детей: медведь, ежик и хомяк спят; белка сменила шубку и стала серо, она скачет по деревьям; заяц тоже сменил шубку и стал белым, он прячется в снегу от лисы и волка.

Физкультминутка  - игра на внимание «Медведь, заяц, белка»: педагог по очереди называет животных, а дети выполняют соответствующие движения: на слово «медведь» - шагаем на месте, переваливаясь с ноги на ногу, на слово «заяц» - прыгаем на месте на двух ногах, на слово «белка» - попеременно прыгать то на одной, то на другой ноге. Темп игры убыстрять, называя слова впремежку.

    Предложить детям составить рассказ о жизни диких животных в лесу зимой от первого лица (я белка, я живу в лесу и т.д.). Рассказ по плану – пиктограмме (на доске в виде плана – схемы): как выглядит животное зимой, чем питается, где прячется от холода. У каждого ребенка картинки с изображением животного леса. Рассмотрите животных на ваших картинках и представьте, что вы на минуточку превратились в этих животных. Расскажите мне о вашей жизни в лесу зимой. Примерный рассказ: Я  - белочка.  Сейчас зима, и я поменяла свою красивую рыжую шубку на серую, зимнюю.  Еще осенью я сделала запасы, и зимой я ем орехи и шишки, они хранятся у меня в сухом и теплом дупле. Я живу на высокой елке, прячусь от холода и снега в теплом дупле.  Рассказ о медведе составить по серии сюжетных картинок: Я бурый медведь. Я живу в лесу, очень люблю лето, потому что ем ягоды лакомлюсь медом. Все лето я гуляю по лесу, а когда приходит зима, готовлю себе берлогу и ложусь спать на всю зиму.

Игра с мячом «Назови приметы зимы в лесу»: дети стоят полукругом перед педагогом. Педагог начинает предложением и бросает мяч кому – то из детей. Ребенок ловит мяч и продолжает предложение по смыслу: наступила холодная … зима, зимой часто … идет снег, зимой редко появляется … солнце, солнце зимой светит, но … не греет, белка зимой …серая, медведь зимой … спит, на деревьях лежит … снег, река зимой … замерзла (превратилась в лед) . А теперь игра для внимательных ушек – педагог бросает мяч и говорит предложение про зиму, оно будет неправильное, нужно исправить предложение и бросить мяч обратно педагогу: наступила жаркая зима, зимой идет дождь, заяц зимой спит, солнце зимой греет очень сильно, деревья становятся зимой зеленые.

 Возвращаемся к иллюстрации на доске «Зима в лесу». Какие животные еще изображены на картине? Мы поговорили с вами о белке, о зайце, вспомнили о ежике и медведе, а вот о волке забыли. В лесу живут еще и волки. А они что делают зимой, кто знает? Ответы детей. Прочитать небольшой рассказ о волке, показывая детям картинки по ходу рассказа. Как можно назвать этот рассказ? (Волк. Волк и зима. О волке). Беседа по рассказу и картинкам: какие животные волки? Что делают волки зимой? Что слышат зимой люди в деревнях?. На кого охотятся волки? Как их за это называют? Где живут волки зимой? Как называются детеныши волков? Чему учат волчат волк и волчица?

Физкультминутка – игра на внимание «Так бывает или нет?»: дети выполняют соответствующие движения – если не бывает – качают головой в строну и топают ногами, а если бывает -  дети молча кивают головой. Волк ест траву, лисы охотятся на зайцев, белка живет в берлоге, белка грызет орехи, заяц бегает за волком,  волк живет на дереве.

Физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,       пальцы сжаты в кулаки. Большие пальцы опустить и  
                                                                          «прыжками» передвигать их по столу.

А вторые – догонять,                затем указательными пальцами

Третьи пальчики бегом,          «бежать»  средними

А четвертые – пешком.           медленно передвигаться безымянными

Пятые поскакали,                    мизинцы «скачут»

И в конце пути упали.             хлопок ладонями по поверхности стола

Чтение рассказа «Заячьи шубки» с опорой на серию сюжетных картинок. Дети составляют пересказ по картинкам, расставляя картинки в нужном порядке, что было сначала, что потом и чем все закончилось.

Весной у мамы – зайчихи появились серенькие зайчата. Зайчиха учила зачат прятаться от хищников: от лисы, волка, сов. Все лето бегали зачата по лесу. Летом их шубка была незаметна на фоне земли и коры деревьев. Наступила дождливая осень. Все листочки с деревьев облетели и выпал первый снег Подросших зайчат стало видно на снегу. Все труднее становилось им прятаться от хищных животных. К зиме шерстка из серых шубок стала впадать, а взамен нее выросла новая белая шубка. Зайчата в белых шубках весело кувыркались в снегу. Они снова стали незаметны для хищников. Вот какие нужные и полезные шубки есть у зачат!

Беседа по вопросам: когда у мамы – зайчихи появились зайчата? Какого они были цвета? Чему учила зайчат зайчиха? Что делали зайчата летом? Помогала ли им серенькая шубка? Что случилось поздней осенью? Как изменились шубки зачат к зиме? Что делали зайчата зимой? Почему они весело играли в снегу?

Пальчиковая гимнастика:

«Во дворе»

Раз, два, три, четыре, пять         загибаем пальчики по одному, начиная с большого

Мы во двор пришли гулять    «идем» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,             «лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,    «крошим» всеми пальчиками

Сгорки мы потом катались,  Ведем указательным пальцем правой руки по ладони                                  
                                                                                              левой                                                                                

а еще в снегу валялись,        Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой                            

Все в снегу домой пришли,       Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.           Имитация еды и сна

3. Заключительная часть.

 Какое время года наступило? Зима. Что зимой бывает? Идет снег, становится холодно, мы надеваем теплую одежду. Какие приметы зимы мы сегодня вспомнили? Как проводят зиму животные в лесу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию речи в средней группе по картине "Скворечник"

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь ...

Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей средней группы посредством дидактических игр".

Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными сим...

методическая разработка занятия по развитию речи в средней группе "ПОДАРКИ ЛЕСНЫМ ЖИТЕЛЯМ"

Цель: Οбогащать предϲтаʙления детей о зимней природе ϲредϲтʙами интеграции изобразительной и художеϲтʙенно - речеʙой деятельноϲти.Задачи образоʙательной деятельноϲти ĸоммуниĸация:1...

Методическая разработка занятия по развитию речи для старшей группы на тему "Зима пришла. Зимующие птицы"

Рассказ о зимующих птицах, сравнение снегиря и синицы, описателоьные и сюжетные рассказы о зиме....

Методическая разработка НОД по развитию речи в младшей группе на тему : «Пришла зимушка-зима, ребятишкам принесла: шубки, шапки, валенки, рукавички маленькие»

Цель: формировать у детей представление о предметах зимней одежды.Задачи:1.формировать у детей представление о зимних явлениях природы;2.развивать умение правильно называть предметы зимней одежды, цве...

Методическая разработка НОД по развитию речи для средней группы в соответствии с ФГОС «Путешествие в сказочную страну»

Описание:Итоговое комплексное  занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в сказочную страну» разработано для воспитанников средней группы детск...