Методическая разработка занятия по развитию речи в средней группе по картине "Скворечник"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Манкевич Наталья Александровна

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Поэтому основной радачей педагога является развитие речи детей.  Целью методической разрабоки является обучение детей составлять описательный рассказ по картине.  Ткаже в в разработке решается несколько задач, таких как  расширении представлений детей о весне, активировизация словаря детей за счет слов скворец, скворечник, расширение знания об окружающим мире, воспитание любови к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skvorechnik.odt17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по развитию речи в средней группе по картине "Скворечник "

Цель: обучение детей составлять описательный рассказ по картине.

Задачи:

Образовательная: расширять представления детей о весне, становится тепло, прилетают птицы.

Развивающая: активировать словарь детей за счет слов скворец, скворечник, расширять знания об окружающим мире.

Воспитательные: продолжать воспитывать любовь к природе.

Материалы:  Картина  сюжетная «Дети вешают скворечник»,звукозаписи «Пение птиц», звукозапись подвижной музыки,  карточки с изображением птиц и их гнезд,

Ход занятия.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: весна.

Воспитатель: Как мы узнаем, что наступила весна?

Дети: Становится тепло, тает снег, вырастает трава, распускаются первые цветы, на деревьях появляются листочки

Воспитатель просит закрыть детей глаза и включает запись «Голоса птиц».

Воспитатель: Что это за звуки мы с вами слышали?

Дети: Мы слышали пение птиц, голоса птиц.

Воспитатель: Да. Весной вернулись их теплых стран перелетные птицы.

Воспитатель: А теперь загадка:

Без рук без, топора построена изба….. Что это?

Дети: гнездо.

Воспитатель: Где птицы вьют свои гнезда?

Дети: Ответы (полные) – птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках).

Игра «Где птица свила гнездо?» 

(на магнитной доске картинки совы, скворца, грача, кукушки и силуэтные картинки дерева с гнездом, дупла, скворечника).

Воспитатель: Покажите и расскажите, где и какая птица свила гнездо?

Дети:             Это сова. Совиное гнездо в дупле (ребенок совмещает соответствующие картинки).          Это грач. Грачиное гнездо на дереве.

            Это кукушка. У кукушки нет гнезда.  Это скворец, его гнездо в скворечнике.

 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о скворце.

Самыми первыми прилетают скворцы. Скворцы - птицы красивые и прекрасно поют. А кроме того, они - надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок, портящих урожай в садах и огородах. Одна семья скворцов за 5 дней может съесть около 1000 майских жуков и их личинок! Поэтому люди развешивают скворечники в своих садах.

Рассматривание картины

 Воспитатель: А теперь посмотрите на картину. Кого вы видите на ней?

Дети: Девочку и мальчиков.

Воспитатель: Что делает большой мальчик?

Дети: Стоит на лесенке и вешает скворечник.

Воспитатель: А что делает девочка?

Дети: Помогает мальчику, подает молоток.

Воспитатель: Что делает маленький мальчик?

Дети: Маленький мальчик тоже помогает. Он держит еще один скворечник.

Воспитатель: Правильно, один мальчик вешает скворечник, а девочка помогает мальчику, подает инструменты. Это братья и сестра. Как вы думаете, как зовут старшего брата?

Дети:  Старшего брата зовут Миша.

Воспитатель: А как зовут младшего брата?

Дети:  Младшего брата зовут Ваня,

Воспитатель: А как зовут их сестру?

Дети:  Девочку зовут Таня.

Воспитатель: детки, во что одеты девочка и мальчик

Дети: На девочке Тане – оранжевое пальто, резиновые сапоги, розовая шапочка, а на Мише - зеленая курточка, синяя кепка, брюки и ботинки, Ванечка в полосатом свитере, красной кепке, синих брюках, красном шарфе.

Воспитатель: Почему дети одеты тепло?

Дети: Потому что на улице холодно.

Воспитатель: Правильно, весной еще прохладно и нужно одевать курточки, шапки и ботинки.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем дети вешают скворечник?

Дети: Чтобы там жили птицы - скворцы.

Воспитатель: Правильно, это домик для скворцов. Называется скворечник. Как вы думаете, кто сделал этот скворечник?

Дети: Папа.

Воспитатель: А кто сидит на высокой ветке березы.

Дети: На ветке сидят скворцы. Они радуются, что скоро у них будет дом.

Воспитатель: Как вы думаете, почему дети так высоко вешают скворечник?

Дети: Скворечник вешают высоко, что бы птиц не съела кошка.

Воспитатель: Да. Правильно. Вот нарисована кошка. Она тоже пришла посмотреть на птичек. А когда прилетают скворцы?

Дети: Весной.

Воспитатель: Правильно, весной. Значит, на картине изображена весна.

Воспитатель: А сейчас скворцы с нашей картины улетят.

Воспитатель закрывает верхнюю часть картины полоской бумаги. Сможем ли мы сказать, что на картине весна? Почему? Что бывает весной?

Дети: Весной тает снег. Весной голубое небо. Весной появляется первая травка. Весной становится тепло.

Воспитатель: А теперь, дети, послушайте рассказ как дети вешали скворечник.

Наступила весна. Солнце стало греть сильнее. Снег стал таять. Показалась молодая зеленая травка. С приходом весны прилетели скворцы. Дети решили помочь птицам. Папа сделал скворечники. Миша, Таня и маленький Ванечка оделись и пошли в сад вешать скворечники на деревья. Миша вешает скворечник, а Таня ему помогает - подает инструменты. Дети заботятся о птицах. Скворцы рады. У них скоро будет новый дом.

 Воспитатель: Ребята, а кто хочет рассказать свою историю по картине?

Слушание рассказов детей (2-3)и анализ детских рассказов

Воспитатель: А теперь мы сами превратимся в скворцов.

Подвижная игра «Скворечники»

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раскладывает на полу обручи (на один меньше количества пар) – «Скворечники». С началом музыки дети начинают свободно двигаться по комнате «летать». С окончанием музыки быстро занимают один из «скворечников». Тай паре, которая осталась без «скворечника» хором читаем:

Скворушки-скворушки,

Серенькие перышки

На юге задержались

Без домика остались.

Для завершения игры воспитатель, пока дети «летают» кладет дополнительный обруч.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»

С помощью сказкотерапии ребенок  учится придумывать сказки и рассказы на заданную тему, у детей развивается связная речь,они учатся описывать внешний вид персонажей,их поступки, переживания, регу...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.Задачи:- закреплят...

Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей средней группы посредством дидактических игр".

Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными сим...

методическая разработка занятия по развитию речи в средней группе "ПОДАРКИ ЛЕСНЫМ ЖИТЕЛЯМ"

Цель: Οбогащать предϲтаʙления детей о зимней природе ϲредϲтʙами интеграции изобразительной и художеϲтʙенно - речеʙой деятельноϲти.Задачи образоʙательной деятельноϲти ĸоммуниĸация:1...

Методическая разработка НОД по развитию речи для средней группы в соответствии с ФГОС «Путешествие в сказочную страну»

Описание:Итоговое комплексное  занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в сказочную страну» разработано для воспитанников средней группы детск...