Роль сказки в развитии коммуникативных умений детей
статья

Сказка позволяет дошкольнику интерпретировать окружающую действительность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_razvitii_kommunikativnyh_umeniy_detey.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказки в развитии коммуникативных умений детей

Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, героями и превращениями. Учеными доказано, что чтение сказок является необходимым условием для полноценного развития личности ребенка. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами, сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами. Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. В дошкольном возрасте присутствует период активного смыслотворчества. В это время активно идёт восприятие ребёнком сказки. Недаром К. Бюлер назвал дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребёнком жанр [8]. 

Слово «сказка» впервые встречается в 17 веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. 

Среди богатств народного эпоса сказки являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. 

Изучению русского фольклора посвятили свои работы братья Б. и Ю. Соколовы, А.И. Никифоров, Н.П. Андреев, А.Н. Афанасьев, В.Я. Пропп и многие другие. Учёные по – разному трактовали сказку. Одни стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Третьи исследователи сказкой называли всё, что «сказывалось» (Ю. М. Соколов). 

Что же понимать под занимательным фантастическим вымыслом? Ведь даже в детской прибаутке или потешке есть фантастический вымысел и занимательность [6].

Попытку отличить сказку от других жанров фольклора предпринял более ста лет назад К.С. Аксаков. Он считал, что сказка и песня разнятся: сказка – складка (вымысел), а песня – быль. Аксаков подчёркивал, что самое характерное для сказок – вымысел, причём сознательный. С Аксаковым не соглашался известный фольклорист А.Н. Афанасьев. Он не допускал мысли, что «пустая складка» могла сохраняться у народа в продолжении многих веков. А.Н. Афанасьев считал, что сказка не пустая складка, она вызвана действительностью, какими – то объективными реалиями жизни народа. Как замечает современный учёный – фольклорист В.П. Аникин, он был прав, хотя исходил из особого, мифологического понимания сказки. Среди различных жанровых разновидностей сказки фольклористы выделяют три разновидности: бытовые (новеллистические), волшебные (чудесные) и сказки о животных [7].

Бытовые (новеллистические) сказки. Уже само название говорит, что посвящены они житейской тематике, что в основе их содержания – семейные или социально – бытовые отношения людей (животные не действуют, но если вводятся в контекст, то только в реальном виде, не обладая никакими качествами и признаками). Действие обычно происходит в избе, на огороде, в деревне, в поле, в лесу. Но вот что главное: именно с бытовой сказки и начинается ознакомление самых маленьких детей с этим жанром («Курочка Ряба», «Репка» и другие).

Волшебные сказки (чудесные). Изобилуют они чудесами, различными превращениями, и носят волшебно – приключенческий характер («Иван Царевич и серый волк», «Лягушка – царевна», Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.). Особенность этих волшебных сказок: герои рано или поздно в открытой или скрытой форме обязательно вступают в определённые взаимоотношения с волшебными, чудесными силами. Это даёт почву для развития фантастического сюжета. В этом и главный интерес волшебной сказки. Как правило, волшебные сказки ещё не доступны для восприятия детей раннего возраста в силу конкретности их мышления и отсутствия развитого воображения, а, следовательно, возможности «откликнуться» на волшебство. Любимыми они станут уже в дошкольную пору, на пятом – седьмом году жизни [9].

Сказка позволяет обратить внимание на позицию педагога, знакомящего малышей с первыми народными сказками: с одной стороны, сохраняется колорит народности в передаче сказочного образа, с другой – элементы занимательности. Конечно, учитывается конкретность восприятия аудитории, отсутствие житейского опыта, понимание каких – либо обобщенных отношений в социальном окружении.

Возникает вопрос: а стоит ли внимание детей акцентировать на отрицательных действиях персонажей? Добро и зло, как известно, присутствуют в жизни как реальность и объективно воспринимаются только в противопоставлении одного другому. Именно на контрастах негативного и позитивного строится восприятие первых сказок; в противодействии злу рождаются добрые чувства. Но знакомя детей со сказками, воспитатель акцентирует внимание на добрых чувствах, на воспитании гуманного отношения к окружающей действительности. Вот почему не следует утрировать сатирическое восприятие отрицательного персонажа, слишком ярко выделять его негативные действия. Ведь ребёнок в своих воззрениях на мир «идёт» за взрослым, безгранично доверяя ему, подражая и повторяя его суждения и оценки, усваивая конкретно объективное реалии человеческого бытия.

Сказанное позволяет подчеркнуть: познавательная ценность и воспитательное значение сказок для детей в усвоении ими простейших жизненных взаимосвязей, ориентированных взрослым на положительное начало, которое должно присутствовать в любом сказочном сюжете. Сказка должна преподноситься в светлых тонах, при этом ярко выделяются позитивные, положительные моменты, негативные стороны как преодолимые на фоне действенного, доброго восприятия мира. Ребёнка нельзя сталкивать с безысходностью, у него не должно возникать чувства страха и подавленности. Можно ли радоваться тому, что мышка разбила золотое яичко, лиса съела колобка, а медведь раздавил теремок? Но педагог может выйти из этих щекотливых ситуаций, подчеркнув: курочка принесёт деду и бабе яичко, звери построят домик ещё крепче и краше, а колобок вновь окажется на окошке, как только баба замесит тесто и испечёт его.

Мы рассмотрели познавательную, воспитательную, педагогическую ценность русской народной сказки. Обратимся теперь к сказке литературной.

Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватившим все явления окружающей жизни и природы, достижение науки и техники [5].

Первым на поприще литературной сказки выступил французский писатель Ш. Перро. В конце 17 века, в период господства классицизма, когда сказка почиталась «низким жанром», он издал сборник «Сказки моей матушки Гусыни» (1697 год).

Поворотным моментом в истории литературной сказки стала деятельность братьев Гримм, собирателей народной сказки и творцов сказок литературных. Кто из нас в детстве не слышал сказку о смешной «умной Эльзе», такой дальновидной и такой не складной? Или о бременских музыкантах? Кто не радовался проделкам храброго портняжки?

Романтики видели в произведениях устного народного творчества свои эстетические образцы, источники современной литературы и основу её национального характера.

Решительный шаг навстречу литературной сказке сделал основоположник этого жанра Х.К. Андерсен, писатель, утверждавший, что: «Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

Сегодня мнения учёных в отношении сказок разделились. Одни считают и трактуют сказку не как литературную форму, а как исторический феномен, созданный человечеством в определённых социальных условиях.

Сторонники политических реформ легко обнаруживают в сказках структуру феодального общества. Сторонники антиавторитарного воспитания усматривают в ней примеры подавление детей родителями (принцами, королями). Другие же исследователи отыскивают модели, подтверждающие богатство фантазии, и именно те, что способствуют развитию детского воображения.

В своё время Л.С. Выготский сравнивал нашу нервную систему «с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действиям. Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная часть их осуществляется и как бы вытекает наружу через узкое отверстие. Эта неосуществившаяся часть жизни должна быть изжита. Искусство, видимо, и является средством такого взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения» [1, с. 92]. Литература, в частности сказка, во многом способствует «изживанию эмоций», удовлетворению духовных потребностей личности.

Б.Н. Теплев, рассматривая природу художественного восприятия ребёнка, указывая, что сопереживание, мысленное содействие герою составляет «живую душу художественного восприятия». Сопереживание сходно с ролью, которую берёт на себя ребёнок в игре.

Д.Б. Эльконин подчёркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребёнком художественных произведений, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребёнок, и ребёнок идёт по этой трассе. Там, где этой трассы нет, ребёнок перестаёт понимать её, как, например, в некоторых сказках Г.Х. Андерсена, где есть лирические отступления. Т.А. Репина подробно прослеживала путь интериоризации содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение.

Поэтому первые детские книжки должны быть книжками с картинками.

Какое влияние сказка оказывает на развитие ребёнка? Язык сказки доступен ребёнку. Сказка проста и в тоже время загадочна. «В некотором царстве; в некотором государстве», или «в те далёкие времена, когда животные умели разговаривать…», и ребёнок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребёнком его собственных проблем.

Стиль сказок также понятен ребёнку. Ребёнок ещё не совсем умеет мыслить логическими рассуждениями, и сказка никогда не утруждает ребёнка в этом. Ребёнок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребёнку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию [4].

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребёнка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его сложных и амбивалентных чувств. Ребёнок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма это происходит не потому, что ребёнок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других – более привлекательно. Таким образом, Б. Бетельхейм считает, что сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребёнке.

Сказка очень близка ребёнку эмоционально, по мироощущению, так как ребёнок ближе к миру животных, чем к миру взрослых.

Интеллектуальная внутренняя жизнь возможна только тогда, когда её содержание прошло через сопереживание другому лицу или персонажу. Всякая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которые ребёнок в реальной жизни может не замечать.

Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки с теми же деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании. Дети в отношении сказок довольно долго остаются консервативными. Ребёнку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, испытывать, как и при первой встрече с ними, те же чувства и в том же порядке. По мнению Б. Бетельхейма, это стереотипное поведение даёт ребёнку уверенность, что и на этот раз всё кончится хорошо.

Ребёнку необходимо, чтобы его страхи были персонализированы. Драконы, чудовища, ведьмы в сказках олицетворяют трудности, проблемы, которые нужно преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствуют преодолению страха, ведь образность сказок подсказывает ребёнку возможность победы над собственной боязливостью. Главная идея воспитания сказкой: держать ребёнка подальше от злого, страшного, ведёт к угнетению психики, но не к преодолению опасностей и страхов [2].

Кроме ожидания необычного, чудесного, волшебного, детскому возрасту присуща ещё одна потребность. Ребёнок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удаётся. В сказке же всё возможно. Маленький мальчик смелый, решительный, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь за тридевять земель в тридесятое царство, и победить дракона о трёх головах. Большие и малые мечты ребёнка осуществляются в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает собственный вариант её. Иными словами, малыш как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.

У детей из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их устремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется ребёнком в мечтах, в воображении. Сказка создаёт прекрасную основу для этой компенсационной потребности, приводя всё непременно к счастливому концу. Сказки полны героями и ситуациями, способными дать толчок процессом идентификации и отождествления, с помощью которых ребёнок может косвенным путём осуществить свои мечты, компенсировать свои мнимые или подлинные недостатки [5].

Сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности. Многие учёные, в том числе: В. А. Запорожец, Ф. А. Сохин, Л. Е. Журова, В. И. Лейбсон, рассматривали вопрос о влиянии художественного произведения на развитие творческого воображения.

Сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. Хотя некоторые мамы и папы считают, что сказки современным детям не нужны. Однако если родители по тем или иным соображениям лишают ребенка этого пласта культуры, они отделяют его как эмоционально, так и интеллектуально. В результате в развитии ребенка наблюдается очень серьезные, порой невосстановимые пробелы. Ведь сказки, как уже говорилось, являются выражением коллективного бессознательного, своего рода залежами коллективной культурной и исторической памяти, как отдельного народа, так и человечества в целом. Через них ребенок в определенном возрасте осваивает мир, познает людей и нюансы человеческих отношений гораздо эффективней, чем с помощью самых занимательных энциклопедий. Проскочив этот этап развития, человек как бы уплощается, упрощается, утрачивает способность воспринимать мир объемно и образно [3].

Детская сказка – одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Выбирая детскую сказку для ребёнка, обязательно учтите особенности его психического развития. Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре.  

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психол. очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 92 с.
  2. Гриценко, З. А. Положи твое сердце у чтения [Текст]: пособие для родителей по орг. чтения дошкольникам / З. А. Гриценко. – М.: Просвещение: РОСМЭН, 2004. – 79 с.
  3. Гриценко, З. А. Ты сказку детям расскажи [Текст]: учебник / З. А. Гриценко. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игра в сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Т. М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
  5. Расскажи мне сказку [Текст]: лит. сказки для детей: кн. для воспитателей дет. сада, детей мл. шк. возраста, родителей / сост.  Э. И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 464 с.
  6. Свиридова, Е. В. Волшебные сказки и приемы их анализа на уроках литературного чтения [Текст] / Е. В. Свиридова // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С. 12-15.
  7. Сказка как источник творчества детей [Текст]: пособие для педагогов дошкол. учреждений / Л. В. Филиппова [и др.]; Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т; науч. ред. М. М. Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 287 с.  
  8. Стрельцова, Л. В. Уроки сказки [Текст] / Л. В. Стрельцова. – М.: Педагогика, 1989. – 127с.
  9. Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры [Текст] / С. А. Черняева. – СПб.: Речь, 2004. – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Основным видом деятельности для  ребёнка дошкольного возраста является игра (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. А. Запорожец и многие другие). Педагоги ...

проект по самооброзованию "Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста"

Презентацияhttp://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/08/razvitie_kommunikativnyh_umeniy_detey_doshkolnogo.ppt...

Роль народной сказки в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Блогодаря народных сказок, дети начинают более глубоко понимать себя и других людей, учатся ориентироваться в эмоциональной реальности....

РОЛЬ ИГРЫ В АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья на тему: Роль игры в активизации развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста....

Роль народной сказки в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Народная сказка - это история или небылица, которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора, но оно отображает характер и ценности народа, который его сотворил....