Статья "Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста"
статья (младшая группа)

Белоногова Наталья Владимировна

imageimage

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья "сенсорное развитие"19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста

Белоногова Н.В. «МБДОУ №395города Челбинска»

Аннотация: В статье рассматриваются основы формы и методы работы по развитию мышления детей дошкольного возраста  в условиях дошкольной организации. Автор делает анализ имеющихся теоритических знаний о взаимосвязи развития мышления и накопления сенсорного опыта детей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и явлениях окружающего мира. От уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, в значительной степени зависит умственного, физического. Эстетического воспитания. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- развивает внимание;

- развивает наблюдательность;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;

- является основой для развития воображения;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- позитивно влияет на эстетические чувства;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

Восприятие окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия следует развивать у детей, опираясь на их интересы и потребности. В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов. Сенсорное развитие в процессе обучения и в повседневной жизни осуществляется различными методами и средствами.

На занятиях в дошкольных образовательных организациях задачи сенсорного  развития входят в дидактическую систему и решаются во всех видах деятельности.

Сенсорное развитие на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства развитием способности к ощущению, восприятию и  формированию представлений детей.

Умение рассматривать, воспринимать предметы  формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно изучать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий.

Наибольший эффект для сенсорного развития даёт продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания. Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы- сенсорные, так и более сложные- мыслительные. Успешное овладение мыслительной деятельностью в значительной мере зависит от сенсорного развития.

Включенное в дидактическую систему занятий сенсорное развитие является     неотъемлемой частью умственного воспитания.

Сенсорное развитие влияет на:

• Умственное развитие;

• Эмоциональное развитие;

• Развитие самостоятельности;

• Развитие отношения ребенка к окружающему миру.

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

• Способствовать развитию цветоразличения, умению воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

•Способствовать формированию  у детей зрительного способа обследования предметов;

•Способствовать развитию зрительной реакции на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, величину;

• Способствовать развитию познавательных процессов;

•Способствовать развитию мелкой моторики.

Ранний возраст – период благоприятный для физического, речевого, сенсорного развития ребенка, именно в этом возрасте зарождается личность человека. Это показывают многие исследования педагогов и психологов, которые считают, что ранний возраст заключает в себе большие возможности для развития восприятия и представлений. Также профессор Щелованов Н.И. назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.

На втором – третьем году жизни задачи сенсорного воспитания усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Эти представления должны быть разнообразны. Ребенка следует знакомить со всеми основными свойствами – это шестью цветами (голубой цвет исключить), белым и черным цветом, с формами как круг, квадрат, овал, прямоугольник. Знакомя различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания к употреблениям их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» и «крышей». Воспитатель, занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов, но требует этого от детей. Достаточно, чтобы они научились правильно понимать слова «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомления с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. Это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Усвоение названий сенсорных свойств предметов детьми раннего возраста, существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. Например, название цветов: морковный, апельсиновый, вишневый и т.д Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов имеющих постоянную характеристику: малышам понятно и доступно название прямоугольного бруска – кирпичиком, треугольной призмы – крышей, предметом овальной формы – огурчиком или яичком. Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, нужно организовать такие действия с предметом, при которых требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Для этого предлагают детям накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг друга, сравнивая цвета.

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания с продуктивными видами деятельности. Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры, и упражнения по сенсорному воспитанию. Из этого следует, что дидактические игры являются основным средством сенсорного воспитания. Они выполняют определенные функции: во-первых, учебную, которая направлена не организацию и дальнейшее совершенствования сенсорного опыта детей; во-вторых – игровая. Ради которой действует ребенок; в-третьих – это контроль за состоянием сенсорного развития детей. Для этого используют дидактические материалы игрушки – вкладыши, геометрическое лото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста

 Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста.   Мы живем в век научно- технической революции, которая расширила понятие «грамотность»: теперь грамотным считается человек, который не т...

Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей,...

Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

Семья -  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно пре...

Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

Развитие ребенка, его социализация......

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...