Плавание как основа разностороннего развития ребенка дошкольного возраста
материал по физкультуре по теме

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plavanie_kak_osnova_razvitiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников»

Плавание как основа разностороннего развития ребенка дошкольного возраста

(Консультация для педагогов)

                                       инструктор по физической культуре

                                       Кваскова Жанна Александровна

2010 год

Плавание как основа разностороннего развития ребенка дошкольного возраста

           Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений. Они  способствуют сохранению, укреплению и реабилитации здоровья детей. Поэтому,  чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

         Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22 – 24 % массы тела (у взрослого - 40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в то же время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже.

                У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении – удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются.  Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам.

              Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3 – 5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые, мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей на своих занятиях я использую такие игры и игровые упражнения:

  1. «Лодочка с веслами», «Переправа», «Байдарки», «Кто быстрее» - передвижение в воде шагом, бегом, выполняя гребковые движения руками.
  2. «Кто выше», «Волчок», «Лягушата», «Дельфины на прогулке», «Мокрая чехарда»,  «Перепрыгни плавающую игрушку» - передвижения в воде прыжками.
  3. «На буксире», «Торпеда», «Крейсерские гонки», «Винт», «Мельница» - скольжение на груди, на спине, выполняя плавательные движения ногами или руками.

Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребенка находятся в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления и отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.

      Сердечно – сосудистая система.  При плавании органы кровообращения находятся в облегченных условиях деятельности, благодаря положению тела пловца, близкому к горизонтальному, работе больших мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Так как физическую нагрузку во время плавания можно произвольно дозировать. Плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствует развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

      Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обуславливает облегченное проникновение инфекции ив органы дыхания, способствует возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях.

         При плавании ребенок дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать огромное гидростатическое давление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких дошкольников. Для того чтобы помочь детям научиться выполнять правильный, энергичный выдох, я предлагаю им  такие задания:

  1. одно из любимых детьми упражнений на дыхание – дуть на какие-либо плавающие в воде игрушки (маленьких утят, рыбок, кораблики, мячики), стараясь, чтобы они отплыли как можно дальше. При этом возможны различные игровые варианты.
  2. в середине плавающего обруча находится несколько надувных игрушек. Стоящие вокруг обруча дети сильно дуют на игрушки, стремясь отогнать их как можно дальше.
  3. дети выстраиваются в одну шеренгу вдоль стенки бассейна. Перед каждым ребенком лежит на воде игрушка. По сигналу дети дуют на игрушки и отгоняют их от себя – «Резвый мячик», «Чья лодочка быстрее», «Кто дальше». Отталкивать игрушки руками не разрешается.
  4. дети дуют на воду, стараясь продуть в ней ямку - «Сделай ямку», «Остуди горячий чай», «Ветерок».
  5. упражнения с выдохом в воду провожу в парах и в виде соревнования - «У кого больше пузырей», «Кто пускает пузыри дольше всех», «Гудок», «Насос», «Качели», «Любопытная рыбка» и т.д., а также в сочетании с нырянием, лежанием на воде в положении на груди и прыжками в воду.

В своей работе с родителями я рекомендую  проводить эти игры с детьми и в домашних условиях.               

Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут потом закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и не закончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить плоскостопие. Поэтому я провожу корригирующие занятия на воде с детьми, имеющими нарушения осанки и плоскостопие. Занятия включают в себя игры и упражнения, направленные на общую тренировку организма ребенка, укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, укрепление связочно-мышечного аппарата стоп, развитие координации движений в мелких и крупных мышечных группах, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы.

Правильное физическое воспитание ребенка немыслимо без закаливания его организма. Самые эффективные средства закаливания – воздух, солнце, вода. Наиболее действенным является закаливание водой. Его легко дифференцировать по силе и продолжительности, благодаря различным способам применения воды необходимой температуры – при обтирании, обливании, купании.

Принимая во внимание все вышеизложенные аспекты, можно с уверенностью сказать, что именно плавание является одним из самых мощных факторов оздоровления и всестороннего развития детей, так как помимо закаливания организма, способствует правильному формированию костно-мышечной системы ребенка, предупреждает нарушения осанки, развивает дыхательную, сердечно-сосудистую системы, физические и морально-волевые качества  детей.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание как основа разностороннего развития ребенка дошкольного возраста

Здоровье – драгоценный дар, который человек получает от природы. Недаром в народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда....

Доклад по теме самообразования « Роль подвижных игр для оздоровления и разностороннего развития ребенка дошкольного возраста»

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...

Тема: « Роль подвижных игр для оздоровления и разностороннего развития ребенка дошкольного возраста»

СодержаниеВведение  …..……….…………………………………………………………………………………3-4 Глава 1. Теоретические  сведения. Основные понятия. ………………………..  5 1.1.Истоки и теоретические основы подвижных игр. ……...