Тема: « Роль подвижных игр для оздоровления и разностороннего развития ребенка дошкольного возраста»
материал на тему

Астахова Татьяна Сергеенва

Содержание

Введение  …..……….…………………………………………………………………………………3-4

Глава 1. Теоретические  сведения. Основные понятия. ………………………..  5

 1.1.Истоки и теоретические основы подвижных игр. ………………… 5

               1.2. Функции подвижных игр. …………………………………………………… 8

               1.3.  Этиология нарушений общения у детей. …………………………. 13

2. Оздоровительный компонент в использовании подвижных игр при различных заболеваниях детей.  …………………………………………………………. 14

3. Классификация подвижных игр.  ……………………………………………………..17

4. Подвижные игры как средство формирования самооценки. …………19

Глав 2.Приложения.

    Приложение 1  …………………………………………………………………………………… 26

    Приложение 2  …………………………………………………………………………………… 27

    Приложение  3  ………………………………………………………………………………….. 33

    Приложение  4  ………………………………………………………………………………….. 34             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_microsoft_word_3.docx82.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок»

Работа по самообразованию

        

Тема: « Роль подвижных игр для оздоровления и разностороннего развития ребенка дошкольного возраста»

Подготовила  инструктор по физо

Астахова Татьяна Сергеевна

                                                                                с. Баево 2015 год

Содержание

Введение  …..……….…………………………………………………………………………………3-4

Глава 1. Теоретические  сведения. Основные понятия. ………………………..  5

 1.1.Истоки и теоретические основы подвижных игр. ………………… 5

               1.2. Функции подвижных игр. …………………………………………………… 8

               1.3.  Этиология нарушений общения у детей. …………………………. 13

2. Оздоровительный компонент в использовании подвижных игр при различных заболеваниях детей.  …………………………………………………………. 14

3. Классификация подвижных игр.  ……………………………………………………..17

4. Подвижные игры как средство формирования самооценки. …………19

Глав 2.Приложения.

    Приложение 1  …………………………………………………………………………………… 26

    Приложение 2  …………………………………………………………………………………… 27

    Приложение  3  ………………………………………………………………………………….. 33

    Приложение  4  ………………………………………………………………………………….. 34          

Введение

Актуальность темы

Вначале была игра, и только потом слово, так говорят о начале вхождения ребенка в жизнь. Ученые считают, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, и обусловлена всем ходом его эволюционного развития, недостаток движения в современном мире постепенно привел к снижению физической подготовленности детей, к ухудшению их здоровья. Появилась необходимость компенсировать недостаток движения для полноценного физического и психического развития. Для детей дошкольного возраста одним из эффективных средств физического развития являются игры, и не просто игры, а игры подвижные.

 По определению современных исследователей, игра – свободная интересная, доставляющая  удовольствие в самом процессе, целенаправленная активная деятельность, удовлетворяющая потребности детей  и затрагивающая существенные стороны развития личности ребенка в целом, развивая его сознание. Другими словами в игре ребенок познает окружающий мир, учится общаться со сверстниками и взрослыми, проявляет и развивает свои знания.

В нашем современном мире становиться  все больше и больше детей, у которых в школе выявляют подготовительную или специальную группу. Поэтому я не случайно выбрала  такую тему по самообразованию, как  « Роль  подвижных игр для оздоровления и разностороннего развития ребенка дошкольного возраста». Ведь не секрет, что современные дети предпочитают проводить больше времени перед телевизором или компьютером, нежели на спортивной площадке или даже во дворе с друзьями. Угроза повальной детской гиподинамии стала нешуточной, а ведь она влечет за собой целый комплекс всевозможных проблем, в том числе и заболеваний опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой системы, не говоря уже об ослабленном иммунитете и вялой мыслительной деятельности детей. Поэтому я поставила перед собой цель –  способствовать всестороннему развитию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста и добиться наилучших результатов.

Предметом моей работы является роль  подвижных игр для оздоровления и разностороннего развития ребенка дошкольного возраста.

В своей работе я попытаюсь раскрыть сущность данной проблемы. А также доказать необходимость использования альтернативных физкультурных занятий в работе с детьми дошкольного возраста. В свою

очередь  объектом  исследования будут физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста.

Что же такое «здоровье»? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Таким  образом я ставлю перед собой следующие задачи:    укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря  при помощи разнообразных игровых заданий.

В соответствии с задачами была  выдвинута гипотеза: использование подвижных игр в укреплении, сохранении и гармоничном развитии организма ребенка дошкольного возраста будет  осуществлена, если: - Создать систему интересных физкультурных занятий;

           - Продумать специально организованную методику физкультурных  занятий, включающую отбор форм проведения, содержания, методов и  приемов;

        -Положить в основу  проведения физкультурных занятий следующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья детей, сложность содержания физкультурных занятий.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легкодоступны для семейной физкультуры. Доказано, что они улучшают физическое развитие у детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.

        

Глава 1 : Теоретические сведения.

Основные понятия: подвижная игра, функции игры, оздоровительный компонент.

Подвижная игра        - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерной особенностью которого является комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка.

Функции игры        - социокультурная;

                                  - коммуникативная;

                                  - диагностическая;

                                  - игротерапевтическая и коррекционная;

                                  - развлекательная.

Оздоровительный компонент        - основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.

 

1.1.Истоки и теоретические основы подвижных игр

Свой важный и ничем не заменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима дошкольников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение.

Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего возраста, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре, и это хорошо было известно с древних времен. «Многие из народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры», – замечает Е.А. Покровский.

У древних греков для этой цели служили главным образом: прыганье, бег, метание диска, борьба, игры в мяч, т.е. как именно те самые игры, которые и в настоящее время более всего и всюду нравятся детям. «Игры представляют собой наиестественнейший вид физических упражнений... Ни при каком другом способе физических упражнений цель эта не достигается так полно и верно, как, например, при подвижных играх... Здесь в громадном большинстве случаев посильно работает и упражняется весь организм, вследствие чего наивернее достигается желательная гармония между различными частями тела... Игры бесспорно составляют одно из наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений...

Не забудем далее, что «подвижные игры по самому существу своему требуют больших открытых пространств, обилия чистого воздуха, а потому и с этой стороны они наиболее отвечают идеалам гигиены, чем гимнастика, обыкновенно и почти всегда проводимая в закрытых и тесных пространствах. <...> Посмотрим, кроме того, сколько гигиена выигрывает от того одушевления и веселья детей, какие наблюдаются во время игр, и чего совсем недостает никакому другому виду физических упражнений».

Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых – физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. Коменский в письме Городской управе Амстердама (1657 г.) называет семь основных условий подвижной игры:

— движение,

— физическая раскованность и свобода,

— общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»,

— состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»,

— наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так что нарушением правил игра противоречит сама себе»,

—   легкость, которую приобретает каждый ее участник,

—   ограниченность во времени,

—    «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает».

Традиции использования подвижных игр в России имеют свою длительную историю.  Рекомендации проведения подвижных игр учащихся на воздухе «всяк день» по одному часу после обеда и вечером встречаются во многих литературных памятниках старины. М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Бецкой и другие известные деятели XVIII—XIX вв. высказывались о необходимости проведения подвижных игр и развлечений детей на открытом воздухе.

С.Я. Эйнгорн «разумно построенными» играми призывал педагогов бороться против двух важнейших недостатков времени –«чрезмерной впечатлительности ребенка и ослабления его воли». Он считал, что «для детского возраста не существует гимнастики, которая могла бы по своей ценности превосходить игру; последняя соответствует физической организации ребенка и его умственным потребностям, так как она в одно и то же время приятна и полезна».

П.Ф. Лесгафт, считая игры весьма выгодной формой физической работы, в которой «проверенные общие положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий» и к тому же обладающей «возвышающим чувством удовольствия», настойчиво рекомендовал использовать их для того, чтобы научить детей «владеть собой, ...сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучать, таким образом, подчинять свои действия сознанию».

«Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик и учитель одинаково были бодры», – убеждал учителей И.А. Сикорский. К числу внешних условий, обеспечивающих эту бодрость и «возвышающих» умственную работоспособность, он относил:

 1) «свободные движения в форме игр (мышечная работа);

2) возбуждение сердца и дыхания (удовольствием, движением);

3) влияние холода на кожу (игры и прогулки на открытом воздухе);

4) чистый воздух для удаления из организма работных ядов (игры на воздухе)».

«Маленькие дети, опираясь... на инстинкт, сами регулируют и интенсивность, и время своей двигательной активности в игре. Не надо мешать ребенку играть, резвиться...

Он гораздо правильнее мамы и бабушки определит, сколько ему прыгать на одной ножке, сколько крутить скакалку... это заложено в его природе... Завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя вялость имеют прямую связь», – подчеркивает уже в наше время И.А. Аршавский, сожалея, что именно в начальной школе обрывается нить «игровых университетов». Ребенок насильно иммобилизуется, его двигательная активность резко уменьшается, а игра перестает носить столь важный для развития детей характер физиологического стресса, который заставлял активно действовать все их органы и системы, но и одновременно позволял соблюдать «разумный дефицит покоя». В школе и дома, выполняя учебные задания, современные дети большей частью сидят, и это сидение есть не что иное, как некая своеобразная форма комфорта, который вступает в конфликт с естественным инстинктом игрового движения.

П.Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я.А. Каменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.

Ружена Будинска говорила, что подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений, и, таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевною благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры.

1.2. Функции подвижных игр.

Социокультурная функция

Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра для ребенка то же, что речь для взрослого. В то же время игра — своеобразная «школа морали», по выражению Д.Б. Эльконина. С.Л. Рубинштейн считал, что игру ребенка можно сравнить лишь с очарованием высших форм творчества. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство – фзическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» – самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.

Коммуникативная функция

Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру. В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа – между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Например, дети играют в «салки». Ребенок убегает, чтобы его не осалили, но в то же время он должен рассалить товарища. Иногда сделать это бывает страшно: ребенка ведь могут осалить самого, но, если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он рассалит товарища, то тот потом сможет рассалить его самого.

Диагностическая функция

Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию:могу ли я?

Игротерапевтическая и коррекционная функции

В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.

Развлекательная функция

Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм.  Когда игра доходит до этих запрещенных норм, веселье так и брызжет, так как эта игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психо-эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.

Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, – растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился.

Непринужденная веселая атмосфера увеличивает совместное общение между детьми, подводит ребенка к пониманию того, что действия не являются лишь его индивидуальным делом, ибо они включаются, прямо или косвенно, в сложные человеческие взаимоотношения.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Ученые установили, что самой эффективной деятельностью для вхождения в мир других людей является игра. Игра ребенка – основное средство становления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными –сверстниками. Игра обеспечивает ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт Стержневыми направлениями развития ребенка в игре являются развитие воображения, образного мышления (как одного из основных средств познания) и произвольной регуляции деятельности. Главное достоинство игры состоит в том, что ребенок является ее участником.

Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают

правила,  обладают пространственной терминологией, учатся осознанно

действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.

В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,

мышление, воображение, формируются социальные качества. 3.М. Истомина

подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте. Оказалось, что в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить,  появились предпосылки для развития произвольного запоминания  и  припоминания.  Исследование показало также, что специальное упражнение памяти гораздо эффективнее, если оно включено в игру, чем  если проводится в виде специально организованных занятий.

3.В. Мануйленко, подвергнув специальному экспериментальному исследованию значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала,  что сознательный  контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.

А.В. Запорожцем и Я.3. Неверович велись исследования развития движений, показывающие, что игра имеет ближайшее отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста.

Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми

зачинами,  что наполняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат

детей самостоятельно декламировать и петь,  способствуют преодолению

застенчивости.

Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает решения.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.

Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение  их формирует волю,  развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают

красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма.  Играя и

реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

А. С. Макаренко утверждал, что как ведет себя ребенок в игре, так позже он будет вести себя на работе.

Правильно организованные и систематически проводимые игры формируют, характер, волю, воспитывают патриотические, интернациональные чувства.

Подвижные игры широко используются в психологических тренингах.

Зачастую они  представляют собой наиболее заметную,  эмоционально насыщенную и запоминающуюся часть занятия.

Прежде всего, в ходе игровой психокоррекции детей с нарушениями общения необходимо снизить конфликтность, снять неадекватные стереотипы поведения. Эффективность коррекции достигается чаще всего в процессе коллективных игр, в группе сверстников. Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок может получить только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки в специально организованной для этого обстановке. Группа — наиболее подходящая среда для проведения полноценной игры со сверстниками и взрослыми; игра, в свою очередь, приводит к нормализации социальных отношений, разрешению внешних конфликтов. Все это создает благоприятный фон для решения внутренних конфликтов.

Как уже отмечалось, характерной особенностью контингента детей является конфликтное общение с окружающими. При этом речь  идет прежде всего о формах общения. Так, стремление ребенка к лидерству само по себе ценное качество, но то, как оно осуществляется, может приводить к конфликтам со сверстниками. В этом случае коррекции подлежит именно форма реализации этого стремления. Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основе доверительной атмосферы, открытого общения, в котором широко применяются приемы обратной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений со взрослыми. Взрослые в группе — психологи — исходят из интересов детей, обходятся без оценок и не сравнивают детей между собой.

Коррекции подвергаются мучительные для самого ребенка особенности характера: трусость, неспособность владеть своими чувствами, жадность.

1.3.  Этиология нарушений общения у детей.

Этиология нарушений общения у детей разнообразна. Можно назвать, по крайней мере, три ее источника.

Первый — семейные стереотипы поведения, некритично усвоенные ребенком и воспроизводимые во внесемейных ситуациях общения. Например, демонстративная обидчивость и капризность девочки, скопированные у мамы, вызывают смех и непонимание в кругу сверстников.

Второй источник дезадаптации – особенности темперамента, точнее – неумение ребенка справляться с особенностями своего темперамента. Ребенок с низкой адаптивностью, высокой интенсивностью реакций и с преобладающим негативным фоном настроения труден для коллектива, вызывает много агрессивных реакций, дети его избегают, что, в свою очередь, обижает и злит ребенка. Коллективная жизнь таких детей насыщена стереотипно повторяющимися конфликтами, обиды становятся привычными, возникают отгороженность, чувство невозможности дружбы и понимания.

Третий источник дезадаптации – внутренние конфликты самого ребенка. Например, ребенок со страхом автономии, не решивший в свое время дилемму «самостоятельность – нерешительность», во внешнем поведении, особенно в психологически дискомфортной ситуации, может проявлять пассивность, двигательную заторможенность, нерешительность. Для коллектива сверстников такой ребенок не интересен, поэтому дети не ищут контактов с ним, не желают играть, и он оказывается в изоляции.

От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников – в группе детского сада, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам, умеет играть, общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей.

Общее снижение интереса начальной школы к детской игре в определенной мере нивелировало значение подвижных и спортивных игр в режиме жизнедеятельности младшего школьника. Хотя именно эти игры являются эффективным средством физической рекреации и поддержания высокой работоспособности,  успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики разных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной патологии.

 

2  Оздоровительный компонент в использовании подвижных игр при различных заболеваниях детей

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. Так как организм функциональное единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на повышение деятельности других органов. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений и реакции нервных центров, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях,  в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны: дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости – с одной стороны, а с другой – умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Они являются хорошей тренировкой в быстром – в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с определенным планом – переключении внимания и развитии его гибкости.

Особого внимания с позиций практики коррекционно-развивающего образования заслуживает связь физического воспитания посредством игр с развитием познавательных процессов учеников. Так, установлено положительное влияние подвижных игр не только на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц психики: памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач; восприятия – степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения; наглядно-образного и логического мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению; произвольного внимания и таких его свойств,  как переключение, распределение и устойчивость.

Вместе с тем задачи, решаемые средствами подвижных и спортивных игр, сводятся не только к повышению объема и разнообразия форм двигательной активности, восстановлению гармонии мышечной деятельности младших школьников и нормированию психофизической нагрузки, но и к обретению ими утраченной, но все еще крайне необходимой игровой среды.

 

Название игры        Ожидаемый результат тренировки        Примерный перечень заболеваний и состояний, при которых рекомендуется игра

«Найди и промолчи»        Развитие зрительной памяти, внимания, умения ориентироваться в пространстве, улучшение тормозных реакций.        При заболеваниях ЦНС, ДЦП, вегето-сосудистой дистонии, при ослаблении эмоционально-волевой сферы.

«Жмурки в кругу»        Воспитание умения сохранять равновесие, ориентироваться в пространстве и на местности, быстроты реакции и внимания, развитие функций слухового анализатора.        При заболеваниях, сопровождающихся вялостью, заторможенностью. При изменениях в слуховом аппарате у глухих детей.

«Мышеловка»        Тренировка быстроты реакции, скорости и ловкости движений и ориентировка в пространстве.        Задержка умственного развития, заболевания с вялостью, рассеянностью, медлительностью. Заболевания опорно-двигательного аппарата.

 

3 Классификация подвижных игр

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В. А. Сухомлинский.

«Маленькие дети... играют, как птица поет. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место,  – отмечала Н. К. Крупская. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали Горький и Макаренко. Игру детей они рассматривали как основной вид физической и двигательной деятельности.

Все игры детей принято делить на две большие группы:

●         Игры с готовыми  «жесткими» правилами (спортивные, подвижные,

интеллектуальные);

●         Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых

действий.

М. Лацерус предлагает классификацию игр:

●         Игры, связанные с физической деятельностью;

●         Влечения к различным видам зрелищ;

●         Игры интеллектуальные;

●         Игры азартные.

Д.  Б. Эльконин делит подвижные игры на четыре группы:

●         Имитационно-процессуальные, в которых действия детей сводятся

к простому подражанию известным действиям по образцу;

●         Драматические игры по определенному сюжету;

●         Игры с несложными по сюжету правилами;

●         Игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры.

Заслуживает внимания классификация игр как отражение разнообразных типов человеческой деятельности:

●         Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).

●         Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные, строительные, трудовые); технические, конструкторские; электронные,  компьютерные,  игры-автоматы; игровые методы обучения.

●         Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые  (подражательные,

режиссерские,  игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

●         Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игры принято различать подвижные, спортивные и специальные оздоровительные (коррекционно-оздоровителъные) игры.

К подвижным относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.

К спортивным относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта; они требуют подготовки и спортивного совершенствования играющих. Спортивные игры характеризуются наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство. Они отличаются от подвижных сложностью правил и техники, а также устойчивостью условий и правил.

Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у игроков состояние психофизиологического комфорта.

В методике физического воспитания и развития детей принято делить игры на:

1. Элементарные игры с правилами:

а) сюжетного характера («Лохматый пес», «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса»);

б) бессюжетные, где в основе лежат правила (догонялки, прятки, ловишки, игры-эстафеты);

в) аттракционы со специально создающимися условиями (прыжки в мешках, пронести воздушный шарик в ложке, приклей нос Буратино);

г) игры-забавы на развитие мелкой моторики пальцев (пальчик-мальчик, сорока, колечко).

2. Сложные игры с правилами:

а) спортивные (футбол, элементы баскетбола на 7-ом году жизни);

б) игры с элементами спорта (городки, кегли, кольцебросы).

Также все подвижные игры по программе детского сада делятся по двигательному составу.

1.     Игры большой подвижности, с бегом и прыжками («Мы веселые ребята», «Ловишки», «У медведя во бору», «Волк во рву»);

2.     Игры средней подвижности, с лазаньем, хороводы с ходьбой и с бегом («Мышеловка», «Ровным кругом», «Карусели», «Пузырь», «Обезьянки», «Медведь и пчелы»);

3.     Игры малой подвижности с ходьбой в средне-медленном темпе, с упражнениями для определенных частей тела, с метанием («Летает – не летает», «Найди, где спрятано», «Море волнуется»).

 

4. Подвижные игры как средство формирования самооценки

Нормально развивающемуся ребёнку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение «Я - хороший». Однако дошкольник более объективно может оценить результат деятельности сверстника, нежели разглядеть недочёты в своей работе. И это норма возрастного развития, так как самооценка начинает формироваться лишь в старшем дошкольном возрасте. К этому периоду ребёнок уже понимает, что он умеет делать, а что не умеет; осознаёт не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения; он способен понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Чтобы дошкольник научился понимать, почему результаты его деятельности оцениваются так или иначе, следует создавать ситуации, которые ставили бы его перед необходимостью реалистически оценивать свои способности.

В дошкольном детстве наиболее ярко выражена потребность в фантазировании и движениях. Потребность в фантазии удовлетворяется в сюжетно-ролевых играх, а потребность в движении наилучшим образом реализуется в подвижных играх. Помимо эффективного влияния на укрепление здоровья, повышение выносливости детского организма и совершенствование двигательных навыков подвижные игры можно использовать в качестве средства формирования самооценки дошкольников.

Действия в сюжетной игре не требуют реального результата и жёсткой регламентации. Для подвижной игры с правилами характерны чётко определённые границы, состязательные отношения между участниками, наличие реального результата – выигрыша, обозначающего окончание деятельности, повторяемость неизменных по форме конов. Такие игры вырабатывают у детей волевые качества (выдержку, смелость, стремление преодолевать трудности), умение выслушивать замечания и в соответствии с ними корректировать свои действия, умение ориентироваться в окружающей обстановке. В результате создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (настоящей и будущей), и для полноценной жизни в коллективе.

Педагогические условия организации и проведения подвижных игр

Учёт индивидуальных особенностей детей

В каждой возрастной группе есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному ведут себя во время любой деятельности, в том числе игровой, и соответственно требуют разного подхода.

Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру, с энтузиазмом включаются в неё и стремятся взять на себя активную роль. Для таких детей наиболее трудным оказывается выполнение правил, сдерживающих их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определённого сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Часто они не обращают внимания на сверстников и заняты демонстрацией собственных возможностей.

С детьми этой группы можно организовать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия («Черепаха-путешественница») либо совершать простые действия, от точности и аккуратности выполнения которых будет зависеть результат игры («Водонос», «Городки»). При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

Дети второго типа более робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряжённо, без интереса наблюдают за действиями сверстников. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребёнка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя.

Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости («Городки», «Рыбак и рыбки»), от внимания («Водяной»).

Чтобы заинтересовать детей, вместо дежурных слов «А сейчас мы будем играть в...» можно «нарисовать» яркую картину предстоящего действия. Иногда полезно сыграть на самолюбии детей, выразив сомнение в их силе и ловкости (но в конце игры не забыть признать ошибочность своих сомнений, похвалив смелость, быстроту и точность движений каждого ребёнка).

В результате детское самоощущение проходит несколько этапов: «Я хочу, но боюсь»; «Я попробую – вдруг получится»; «У меня получилось! Я хочу попробовать ещё раз»; «Меня похвалил воспитатель, значит, у меня действительно хорошо получилось»; «Я хочу поиграть в другие игры, вдруг я выиграю»; «Я выиграл, значит, я многое могу! У меня всё получится!».

Дети третьего типа вялые, пассивные, они не могут действовать наравне со сверстниками. Даже при многократном повторении игры они из-за страха перед своей неумелостью не справляются с заданием.

Такие дети нуждаются в личном контакте со взрослым, в его внимании, поощрении. Коллективная подвижная игра с ними не эффективна. Для нормального психического и личностного развития этих детей их необходимо сначала включать в игры с двумя-тремя медлительными детьми, а затем в это игровое сообщество добавлять одного-двух ровесников поактивнее. В дальнейшем надо не усложнять содержание игр, а постепенно наращивать их темп.

Как правило, у таких детей занижена самооценка и педагогу потребуется больше времени, чтобы ребёнок в своём самоощущении перешёл от мысли «Я хочу, но боюсь к осознанной уверенности «Я могу! У меня получится!».

Игры «Белочка с орехами», «Каракатица» «Городки» – наиболее подходящие для дошкольников данной группы, так как они не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости.

Беседа о восприятии победы и поражения

В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. При этом, с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «лучше, чем все». Стремление «быть» как развитие детей, потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании выиграть.

В своём стремлении выиграть дети могут столкнуться с трудностями и неудачами. Это приведёт к разочарованию, вызовет отрицательные эмоции. Поэтому целесообразно провести с дошкольниками несколько бесед на тему «Сегодня – побеждённый, завтра – победитель». Цель таких бесед – подвести детей к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!». Можно рассказать о некоторых спортсменах и знаменитых людях, которые, прежде чем прославиться, испытали горечь поражений.

Создание ситуации успеха

Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для достижения успеха, одним из условий развития воли и способности осознавать свои достоинства и недостатки. Чтобы повысить уровень детских притязаний, иногда необходимо прибегнуть к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый может выиграть. Это позволит обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.

Успехи дошкольников в подвижных играх имеют для них большое значение, что подтверждают многие педагоги. «Успех окрыляет ребёнка, способствует выработке у него инициативы... обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы»(Ю.Е. Лукоянов).

Поэтапный переход к подвижным играм, где важен индивидуальный результат

Цель первого этапа – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса подвижной игры и укрепление желания участвовать в ней. Достижению этой цели будут способствовать такие игры, как «Водяной», «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки».

Цель второго этапа - функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений. Очень важно вначале предлагать детям знакомые («Рыбак и рыбки», «Городки») или новые, но простые подвижные игры либо организовывать командные соревнования (игры типа «Водонос»), в которых поражение не воспринимается как личная неудача.

Цель третьего этапа - соревновательная: ребёнок должен добиться положительных результатов. После того как многие дети почувствуют, что если сосредоточиться и постараться, то можно выиграть, целесообразно вводить дополнительные правила, усложняющие игру и путь к победе, либо подбирать игры, требующие высокой точности движений, большей гибкости, ловкости, сообразительности. Чем сложнее игра, тем больше радости приносит победа в честной борьбе.

Различные игры могут стать частью командных или индивидуальных соревнований. Например, комбинация игр «Водяной» и «Водонос» составит этапы «Водяной эстафеты», а игры «Белочка с орехами» (прыжки с мячом), «Городки» (метание), «Каракатица» (бег на четвереньках) и «Черепаха-путешественница» (координация движений) войдут в «Весёлые старты».

Соблюдение правил игры

Чтобы помочь каждому ребёнку занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:

●         каждый ребёнок имеет право участвовать в игре;

●         желающие играть должны сообща договариваться, во что будут играть;

●         ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;

●         при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему выбирают именно этого ребёнка (роль ведущего нужно заслужить);

●         дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;

●         если кому-то из участников не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине своего ухода;

●         все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил;

●         как ведущий, так и другие дети имеют право давать советы и расширять содержание игры с общего согласия всех участников.

Оценивая вместе со взрослым действия сверстников и их ошибки в игре, ребенок не только лучше усваивает правила, но и начинает осознавать собственные просчеты. Играя по-честному, то есть по правилам, дети завоёвывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

Педагогически грамотное распределение ролей

Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, то есть командные роли. Игровая практика накопила немало демократических примеров распределения ролей, таких, как жеребьёвка, считалки, бросание кубика с цифрами и т.п.

Что важно для педагога при распределении ролей?

—   Помочь неавторитетным укрепить свой авторитет; неактивным - проявить активность; недисциплинированным – стать организованными; новичкам или детям, сторонящимся коллектива сверстников, – сдружиться со всеми.

—   Объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей.

—   Предусмотреть активное участие детей в игре: ребёнок выйдет из игры, если ему нечего делать.

—   Не использовать в игре отрицательные роли.

Оборудование и оснащение игровой площадки

Место для игры должно соответствовать её содержанию, количеству играющих и быть безопасным для детей.

В подвижной игре, как и в большом спорте, результат иногда зависит не только от собственных усилий, но и от внешних факторов: случайных обстоятельств, погодных условий. Если ребёнок старается выиграть и чувствует, что у него для этого есть все шансы, то проигрыш из-за вмешательства посторонних людей, луж, ямок и других помех воспринимается им как трагедия и может нанести вред его эмоциональному состоянию. Отсюда вытекает педагогическое требование: чем значимее для ребёнка победа в эстафете или любой игре, где в конце определяются победители, тем тщательнее следует продумать условия для проведения игры и подобрать спортивный инвентарь.

Сам педагог не должен прерывать детей во время игры без серьёзной на то причины.

Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников. Всё дело в знании методических и психолого-педагогических аспектов руководства подвижными играми и заинтересованности воспитателя в развитии у дошкольников социально значимых качеств: смелости, уверенности, смекалки, взаимовыручки, самоконтроля и адекватной самооценки, умения переживать поражение и добиваться победы.

Перечисленные качества помогут ребёнку комфортно чувствовать себя не только в знакомом коллективе сверстников, но и в новом школьном коллективе, где на первое место выйдет учебная деятельность, которая также требует сообразительности, уверенности в знаниях, самоконтроля, терпения, умения рисковать и преодолевать трудности.

 

Приложение 1.

Подвижные игры, в которые можно играть и дома

 «Кто соберет больше» Ход игры: разбросать по полу предметы различной формы и размера.  Ребенку (детям) предлагается собрать предметы с завязанными глазами  за определенный промежуток времени, можно собирать любые предметы, можно оговорить размер и форму. Выигрывает тот, кто соберет предметов больше.

«Не теряй равновесие» Ход игры: играющие встают друг напротив друга парами, на расстоянии вытянутых рук, ноги вместе. Подняв руки на уровень груди, каждый поочередно ударяет одной или обеими ладонями по ладоням стоящего напротив. Можно уклониться от удара неожиданно разведя руки. Выигрывает тот, кто не сдвинулся с места.

«Шустрый зайка» Ход игры: игроки встают врассыпную и быстро перебрасывают мяч от одного к другому в произвольном порядке, водящий должен успеть перехватить мяч, если ему это удается, он бросает мяч в любого игрока и тогда тот становится водящим.

«Попади в бутылку» Ход игры: Поставьте бутылки с широким горлышком или стаканы рядом с каждым игроком, дайте каждому из них по 10 горошин. Игроки должны разжимать кулачки, в которых зажаты горошины, над бутылками и выпускать по одной горошине из кулачков так, чтобы попасть в бутылку. Выигрывает тот, у кого в бутылке окажется больше горошин.

«Кто дальше прокатит обруч» Ход игры: играющие стоят вдоль линии на расстоянии одного шага друг от друга. По сигналу каждый отталкивает обруч, догоняет его, снова отталкивает, не давая упасть. Выигрывает тот, кто оказывается дальше всех.

«Оттолкни и поймай» Ход игры: игроки делятся на пары, у каждой пары свой мяч. Один игрок сидит на корточках, второй стоит на расстоянии 2-3 метров от него. Сидящий ребенок отталкивает мяч стоящему, быстро встает, поворачивается кругом, ловит брошенный ему партнером мяч, снова принимает исходное положение. Игра повторяется 4-6 раз, после чего игроки меняются местами.

«Поймай, не зевай» Ход игры: водящий стоит в центре площадки, игроки бегают врассыпную вокруг, водящий произносит имя одного игрока, подбрасывает мяч вверх и отходит в сторону, игрок, которого назвали должен подбежать и успеть поймать мяч. Поймавший мяч игрок становится водящим.

Приложение 2.

Игры для детей 2, 3 лет на развитие ловкости

Развивающие игры для детей 2, 3 лет

Игры на развитие ловкости, моторики, внимания и координации движения

В возрасте 2-3 лет особое внимание следует уделять развитию опорно-двигательного аппарата ребенка.

Все движения условно можно поделить на три вида: основные, предметные и образные. К основным движениям относятся ходьба, ползание, бег, прыжки, лазание. Под предметными движениями подразумевается овладение действиями с предметами ближайшего окружения, а также игрушками, такими как кубики, мяч, лопатка и пр. Образные движения ребенок совершает, когда подражает движениям других объектов: «летает» как бабочка или птичка, бегает как собачка, грызет морковку как кролик, как будто стирает белье куклы и т. д.

Развитию каждого из трех вышеперечисленных видов движений необходимо уделять ежедневное внимание.

Зеркало

Игра развивает внимание и координацию движений.

 Очень веселая игра. Смысл ее заключается в том, чтобы ребенок стал «зеркалом» и повторял все, что будете делать вы.

 Начинайте с простых движений. Например, похлопайте в ладоши, поднимите левую ногу, улыбнитесь, зажмурьте правый глаз.

 Сложность игры заключается в том, чтобы повторить движения зеркально.

 Малыш с удовольствием поменяется с вами ролями. Можно играть в эту игру под веселую музыку. Кстати, «Зеркало» прекрасно подойдет и для дружной компании.

Весёлый заяц

Игра способствует развитию внимания, координации движений, моторики.

Необходимый инвентарь: две мягкие игрушки.

 Дайте ребенку мягкую игрушку, себе возьмите другую. Объясните, что ваша игрушка будет показывать движения, а игрушка малыша должна их повторять. Затем поменяйтесь ролями.

Повторяй за мной

Игра научит ребёнка различать правую и левую стороны; поможет в запоминании названий частей тела.

 Задача ребенка состоит в том, чтобы повторять ваши действия, ориентируясь на устные комментарии. Например: поверни голову направо, покажи мне левую пятку, дотронься правой рукой до левого уха. Когда ребенок начнет хорошо ориентироваться, вы можете усложнить задачу, заставляя его воспринимать команды на слух.

 Обязательно меняйтесь ролями.

 Игра вполне подходит для дружной компании.

Будь внимателен

Игра развивает внимание, учит быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

 Игра больше подходит для компании, но можно играть и вдвоем.

 Сначала выбирают ведущего. Затем дети встают в круг и начинают двигаться, выполняя при этом различные задания в соответствии с командами ведущего:

 зайчики — прыгать

 лягушки — присесть и прыгать вприсядку

 цапли — стоять на одной ноге, другая нога поджата, как у цапли

 раки — пятиться

 коровы — мычать

 птицы — расставлять руки в стороны и бежать

Весёлая зарядка

Игра развивает координацию движении, укрепляет мышцы

 Покажите, как можно чертить пальцем в воздухе разные линии и фигуры. Позвольте ребенку рисовать обеими руками.

 Точно так же можно и нужно рисовать не только пальцами. Очень полезно проделывать то же самое носом, глазами (это еще и хорошая зарядка для глаз), и ногами (лежа на полу, или пальцами ног в положении стоя).

 Обязательно делайте такую веселую зарядку вместе с ребенком.

Перевозчик

Необходимый инвентарь: различные плоские игрушки, маленькие подушечки.

 Предложите ребенку поиграть в перевозчика ценных грузов. Его задача  переносить на голове различные предметы из одного конца комнаты в другой, не уронив.

 Следует выбирать такие предметы, которые можно без труда удержать на голове.

Поиграем в мяч

Необходимый инвентарь: мяч.

 Начинайте с самого простого  катайте мяч друг другу.

 После того как малыш научится следить за его движением и будет успевать реагировать, покажите, как можно кидать и ловить мяч.

Мячик прыг, мячик скок

Игра способствует развитию координации движения, укрепляет мышцы рук

Необходимый инвентарь: мяч.

 Возьмите мяч и продемонстрируйте, как он отскакивает от пола при ударе. Затем пусть ребенок попробует повторить ваши действия.

А ну-ка догони

Необходимый инвентарь: мяч.

 Покатив мяч в противоположный конец комнаты, попросите ребенка догнать его и принести вам. Повторите несколько раз.

Кто меткий

Необходимый инвентарь: листы бумаги (любые).

 Скомкайте листы бумаги и обмотайте их ниткам (можно и не обматывать). У вас получатся небольшие шарики, которые можно бросать в коробку или в нарисованную мишень.

Ладоши

Игра способствует развитию координации движений, чувства ритма и слухового восприятия

 Сначала научите ребенка хлопать в ладоши. Похлопайте с ним вместе то тихо, то громко.

 На следующем этапе научите малыша хлопать, начиная с тихого звука и постепенно увеличивая громкость. Для этого начните стучать по ладони сначала одним пальцем, затем двумя, тремя и т. д.

 Повторите те же действия, сменив ладонь.

 После того как ребенок научится хлопать, можно отстукивать несложный ритм и просить его повторить. Например, два раза подряд хлопнуть в ладоши и обязательно проговорить вслух: «Раз, два».

Ладушки

Игра развивает координацию движений, чувство ритма, речевые навыки.

 Сидя перед ребенком и ритмично хлопая в ладоши, читайте русскую народную потешку:

— Ладушки, ладушки, где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

Кашка вкусненька,

Бражка сладенька,

Попили, поели,

Кыш, полетели!

 Когда ребенок научится успевать за вашим ритмом, вы можете усложнить задачу, делая первый хлопок перед собой, второй над головой, третий за спиной.

Прогулка

Необходимый инвентарь: кукольная коляска или тележка.

 Дайте ребенку коляску или тележку и отправьте его на «прогулку» по квартире.

На лошадке, на коровке

Игра способствует развитию координации движении, вестибулярного аппарата, речи; позволяет построить доверительные отношения с малышом

 Приговаривая стишок, подбрасывайте ребенка на коленях:

Едем-едем на лошадке

По дорожке гладкой-гладкой.

Как кричит наша лошадка? Иго-го!

А по конкам ловко-ловко

Мы проедем на коровке.

Как мычит корова наша? My-у-у!

На собаке по оврагам — гав-гав-гав!

А на кошке по ухабам — мяу!

Мы скакали, мы скакали,

А теперь скакать устали.

В ямку — бух!

 В процессе этой игры ребенок узнает, как «разговаривают» животные.

Ехали мы, ехали

Игра способствует разбитию координации движений, вестибулярного аппарата, речи; позволяет построить доверительные отношения с малышом.

 Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая стихи и изменяя движения, соответственно тексту:

Ехали мы, ехали,

В лес за орехами

На бочке, на бочке

По ровненькой дорожке,

Темной ночкой

По кочке, по кочке.

Утром — по оврагам,

Днем — по ухабам,

Заехали на горку

И в ямку бух!

Правая рука, левая нога

Игра способствует развитию сенсорного восприятия, внимания; помогает в разграничении понятий «право», «лево».

Необходимый инвентарь: один-два колокольчика и ленточки.

 Предложите малышу привязать к его правой руке колокольчик и позаниматься веселой зарядкой.

 Если вы скажете: «Правая рука», ребенок должен поднять ее вверх и позвенеть колокольчиком. Если скажете: «Левая рука», малыш должен поднять другую руку и помахать ею.

 Усложняя игру, можно привязать колокольчик еще и к левой ноге. При этом в число команд добавляются фразы «Левая нога», «Правая нога».

 Веселое настроение вам и вашему малышу обеспечено!

Лови мяч

Игра развивает внимание, ловкость

Необходимый инвентарь: мяч.

 По правилам этой игры нужно по очереди бросать мяч, называя животных, птиц, растения. Но ловить его надо только в том случае, если прозвучало название какой- либо птицы.

Шнуровки

 Ближе к трем годам можно дать ребенку в руки так называемые игры-шнуровки. Они развивают мелкую моторику, глазомер, пространственную ориентацию, усидчивость.

 Игры со шнурками бывают разные. В магазинах представлен довольно богатый ассортимент.

 А если у вас есть свободное время, их можно сделать самим, используя плотный картон, дырокол и цветные шнурки.

Попал!

Игра способствует развитию глазомера, координации движений, логического мышления; знакомит ребёнка с поступательным движением.

Необходимый инвентарь: большой мяч, маленький мяч.

 Сядьте на пол. Положите большой мяч на расстоянии 1-1,5 метра от себя. Катите по полу маленький мяч, стараясь попасть им в большой. Комментируйте происходящее. Пусть малыш попробует повторить ваши действия.

 Обращайте внимание ребенка на то, что чем быстрее катится маленький мячик, тем сильнее он ударяет большой и, следовательно, тем дальше откатывается последний.

 Экспериментируйте, меняйте мячи местами. Не забывайте объяснять ребенку все, что вы делаете.

Грузоперевозчик

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.

Необходимый инвентарь: глубокая ложка, изюм.

 Предложите малышу поиграть в маленького медвежонка, который очень любит изюм. Покажите, как насыпать изюм в ложку и медленно переносить его. Когда весь изюм будет перемещен, угостите кроху.

 Усложняя задание, просите ребенка переносить изюм двумя ложками одновременно, а затем одной большой и одной маленькой.

Попроси, кто я?

Игра развивает навыки образных движений, способствует развитию воображения и образной памяти.

 Попросите ребенка побегать как лошадка или как олень, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях. При этом не помешает песенка «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко...».

 Можно также попросить показать, как ползает гусеница или плавает рыбка.

 Для того, чтобы игра удалась, не забудьте сначала рассказать малышу о том животном, которое попросите его изобразить.

Приложение 3.

Занятие по физкультуре в младшей группе.

Тема: Дорожка  здоровья.

Задачи: 1.Развитие координации, прыгучести, равновесия.

      2. Дальнейшее обучение  в спрыгивании, лазании по наклонной      

                 скамейке.                  

               3. Вызвать положительные эмоции от физкультурных занятий.

Инвентарь и оборудование: скамейка, стол, 3 стула, 7 кегель, 5 кубиков.

Ход занятия:

  1. Построение, сообщение задач.
  2. ОРУ  без предметов.
  3. «Дорожка здоровья.»    
  1. Проползти по наклонной скамейке, забраться на стол, встать.
  2. Слезть со стола на стулья, пройти по стульям и прыгнуть.
  3. Пройти змейку из кегель.
  4. Пропрыгать  через кубики.

      4. Упражнение  на расслабление. Лечь на пол и поднять ноги в верх, подрыгать.  Сесть на пол и поговорить о том, что мы сегодня делали, понравилось или нет, и т.д.

         

Приложение 4.

Открытое занятие по физкультуре в старшей группе.

Тема: Нестандартное оборудование  на занятиях физкультуры.

Подготовил и провёл: воспитатель  МК ДОУ «Верх-Пайвинский»  детский сад «Колобок»  Астахова Т.С.

Задачи:  1. Упражнять в ползании.

           2. Развивать ловкость и координацию.

           3. Вызвать положительные эмоции от физкультурных занятий.

          4.  Воспитывать дружеские отношения между детьми, развивать    

        чувство взаимопомощи.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование:  пластиковые бутылки, воздушные шарики,  2 обруча.

Дата проведения: 18 февраля 2013 год.

                                         Ход занятия:

1.Построение,  сообщение задач  занятия.(Мы пойдем сегодня с вами в цирк. Вы когда-нибудь бывали в цирке? Кто – то был , кто-то нет. Сегодня есть уникальный случай ,  когда мы можем сходить в цирк всей группой сразу, все вместе. Ну что начнем? )

2. Упражнения в ходьбе и беге: ( На арену цирка выходят  морские котики. А  хоть чуть-чуть быть похожими на морских котиков мы с вами зажмем между коленей пластиковые бутылки. )

а) ходьба и бег с предметами зажатыми между коленей (на носках, в полуприседе, прыжки с продвижением вперед);

 3. ОРУ с пластиковыми бутылками  «У морских котиков»:

           а) и.п. основная стойка  предмет внизу

             на раз  поднимаем предмет в верх ,правая нога назад

             на два  и.п.

  3-4 тоже самое ,но с левой ногой

б) и.п. стойка ноги врозь  предмет за голову  (положить на шею)

            1  - наклон вперед;

           2-  наклон назад;

           3 -  наклон влево;
          4 -  наклон вправо.

 в) и.п. основная стойка махи ногами с передачей из  руки в руку     предмета под ногой:  1 – мах правой ногой , передача предмета под ногой;

                               2- и.п.

                               3-тоже самое  левой ногой

                                          4- и.п.

             г) приседания   1- присесть ,  положить  предмет;

                                           2- и.п.

                                           3- присесть,  взять предмет;

                                           4- и.п.

           д) ходьба на месте.

4. А  сейчас  на арену выходят львы и тигры. Львы и тигры проползают в горящие обручи. Дети по очереди проползают свозь обручи.

5. И это ещё не всё. Под  куполом цирка появляются дрессированные обезьянки. Уважаемые ребята сейчас вам нужно будет  показать свою сплочённость, дружелюбность, отзывчивость, взаимопомощь, т.е.  помогать и поддерживать друг друга, не ссориться и не ругаться.

    Теннисная сетка разделяет зал на две части. Дети становятся маленькими

 обезьянками,  которые перебрасываются кокосами. У кого на площадке меньше кокосов после  свистка та команда и победила  (роль кокосов  выполняют воздушные шарики )    

  Давайте сначала попробуем.

Затем проводится игра.

6.Ну вот и всё. На этом наш поход в цирк закончился. Давайте мы с вами сядем и вспомним, что же интересного мы увидели в цирке: кого видели?, что они делали?, понравилось или нет?, кого из зверей они хотели бы увидеть в следующий раз?. (сесть и вытянуть ноги)

Литература:

http://www.orenipk.ru/kp/distant/do/metod/3_2_6.htm

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/rol-podvizhnykh-igr-v-obrazovatelnoi-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta

   http://voikovoms.ru/index.php/teacher/49-elaborteach/71---q------q.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание как основа разностороннего развития ребенка дошкольного возраста

Здоровье – драгоценный дар, который человек получает от природы. Недаром в народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда....

Доклад по теме самообразования « Роль подвижных игр для оздоровления и разностороннего развития ребенка дошкольного возраста»

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...

Презентация. Тема: «Работа с бумагой в технике оригами, как эффективное средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста.»

ИСТОРИЯ ОРИГАМИО таком виде искусства, как оригами, слышал, наверняка, каждый современный человек. Однако часто даже тот, кто любит проводить свое свободное время, складывая всевозможные фигурки из бу...

Роль подвижных игр для оздоровления и разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста

В статье раскрывается значение подвижных игр в развитии дошкольников....