Роль спортивных и подвижных игр для оздоровления и разностороннего развития ребенка дошкольного возраста
статья по физкультуре по теме

Михайлова Наталия Александровна

Статья рекомендации по теме: Игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stendovyy_doklad_mihaylovoy_n._a._d.s._49.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль спортивных и подвижных игр для оздоровления и разностороннего развития ребенка дошкольного возраста

Вначале была игра, и только потом слово, так говорят о начале вхождения ребенка в жизнь. Ученые считают, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, и обусловлена всем ходом его эволюционного развития, недостаток движения в современном мире постепенно привел к снижению физической подготовленности детей, к ухудшению их здоровья. Появилась необходимость компенсировать недостаток движения для полноценного физического и психического развития. Для детей дошкольного возраста одним из эффективных средств физического развития являются игры, и не просто игры, а игры подвижные.

 По определению современных исследователей, игра – свободная интересная, доставляющая  удовольствие в самом процессе, целенаправленная активная деятельность, удовлетворяющая потребности детей  и затрагивающая существенные стороны развития личности ребенка в целом, развивая его сознание. Другими словами в игре ребенок познает окружающий мир, учится общаться со сверстниками и взрослыми, проявляет и развивает свои знания.

Именно игра является основным средством физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания ребенка.  Играя можно решить самые разнообразные задачи – образовательные, воспитательные, оздоровительные, коррекционные.  Игрою можно диагностировать, познать ребенка. Игрою можно ободрить и одобрить ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества, корригировать имеющиеся проблемы физического развития. Доступность и полезность игр давно доказана русскими учеными: (П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, В.В. Гориневский и др.), а также практикой многих педагогов. Все это подтверждает, что наши дети могут и должны приобщаться к  миру движений и эмоций.  Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, принято делить на две большие группы: подвижные игры с правилами  и спортивные игры. К первой группе относятся игры разные по содержанию, сложности правил, организации детей. Вторая группа,  спортивные игры:  хоккей, футбол, баскетбол, настольный теннис и т.д.

Мы, не просто взрослые, а взрослые педагоги: воспитатели, инструктора по физической культуре, музыкальные руководители, изучив методику и следуя правилам построение образовательной и двигательной деятельности детей часто сами того не замечая заменяем слово игра, на слова: упражнение, движение, задание. Забывая о том, что ребенок, «человек играющий». И порой нам кажется, что совсем нет времени на игру.

Нужно подготовить детей  к школе слышу я от некоторых воспитателей, нам некогда играть. А где же беззаботное детство, где эта прекрасная пора радости.

Э Фром, известный немецкий психоаналитик писал: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете». «Развлекаясь развиваться!» вот, по моему мнению, девиз ребенка любого возраста.

 Меня, как педагога, руководителя физического воспитания, родителя очень радует тот факт, что в последние годы в нашей стране появляется все больше семей, где физическая культура становится жизненной потребностью. Однако для ребенка очень важно правильно организовать двигательную деятельность. Педагогам и родителям, которые всерьез занимаются физическим воспитанием детей, следует иметь в виду, что дети неодинаковы по своему физическому развитию, характеру здоровью. И возможно кому то будет нелегко найти те игры, которые понравятся ребенку, увлекут его в мир движения и спорта. Не стоит забывать и о том, что дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои силы и нередко заигрываются. Многие взрослые этого не понимают, очевидно, забыв себя в детстве. Психика ребенка  неустойчива, легко ранима, играя с ним нужно стараться поддерживать ребенка во всех его удачах, и особенно неудачах. Порой самое пустяковое слово, замечание покажется ребенку обидным, он может потерять веру в свои силы, и это надолго оттолкнет его от того или иного вида игры. Указывая ребенку на его ошибки, нужно быть тактичным. Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение.  Поэтому и разучивание игр, и сама игра не должны быть  очень продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Нагрузка во время игр должна распределяться равномерно и  возрастать постепенно из года в год. Я считаю, что польза игр с движением недооценена, и  мы взрослые можем это исправить, просто играя с детьми в подвижные игры.

 Умение играть с детьми, и играть именно в подвижные, спортивные игры,  вот что так полезно для гармоничного развития ребенка. Научить родителей играть со своими детьми, пополнить их знания разнообразными совместными играми, показать, что любое задание, занятие, движение можно сделать интересной, полезной для здоровья игрой, объяснить, что играя, ребенок постоянно что-то познает и открывает, одна из главных задач современного педагога. В нашем детском саду мы уделяем огромное внимание подвижным играм, стараясь чаще использовать игры с движениями. Игра присутствует в каждой части физкультурных занятий, ведь гораздо интереснее поиграть в игру, чем просто выполнять упражнения. Я постоянно использую  подвижные игры с речевым и музыкальным сопровождением, заменяя ими обычные общеразвивающие упражнения, а обучение детей основным видам движений просто невозможно без игры.  Как можно больше физкультурных занятий мы стараемся проводить на воздухе, чтобы чаще играть с детьми в спортивные игры.

С любящими и любознательными, активными и позитивными, интересующимися педагогами и родителями хочу поделиться некоторыми интересными и совсем не сложными играми, которые  послужат  продолжением творческого двигательного союза с детьми.

Среди большого разнообразия игр спортивного характера, самыми любимыми играми моих воспитанников, являются игры с мячом: баскетбол, волейбол, малый теннис, бадминтон.

 Детский баскетбол, я считаю, полезен и необходим детям дошкольного возраста своими интересными подготовительными упражнениями с мячом, которыми так богата эта стремительная и темпераментная игра. Из множества игр с элементами баскетбола, наши ребята очень любят игровое упражнение «Коснись мяча» Ход игры: взрослый держит мяч  в сетке или на веревке. Ребенок после короткого разбега должен коснуться мяча одной рукой в прыжке, двумя руками, взять мяч из рук взрослого.

Игра в малый теннис привлекает ребят не меньше, чем баскетбол, она способствует развитию у детей ловкости, согласованности движений, умения ориентироваться в пространстве. Знакомя детей с малым теннисом, и объясняя принцип действия, я использую игру «Не промахнись» Ход игры: натягивается веревка, выше роста детей, к ней привязываются веревочки с прикрепленными теннисными шариками, дети встают парами, по разные стороны веревки и ракеткой отбивают мячик друг другу. Выигрывает тот, кто меньшее количество раз, промахнется по мячу за определенное время.

Игры с воланом просты, эмоциональны, развивают ловкость, быстроту, глазомер. На этапе обучения детей игре в бадминтон, я использую упражнение «Перебрось через площадку» (сетку, веревку). Ход игры: дети располагаются в шеренгу возле линии, определяется площадка, через которую нужно перебросить волан, оговаривается число подач. Выигрывает тот, кто  перебросил волан через площадку большее количество раз. Всегда с азартом дети играют в игру  «Поймай волан» Ход игры: двое игроков с ракетками располагаются напротив друг друга, водящий между ними. Игроки перебрасывают волан друг другу, водящий должен руками поймать волан в полете, если ему это удается, то водящим становится тот, чья была подача.

Фаворитами в зимний период, конечно, являются, хоккей и лыжи.

Элементы хоккея, упражнения с клюшкой без коньков любимая игра мальчишек зимой, выношу клюшки на улицу и сразу слышу крики «Ура!» Обожаем сбивать предметы с разного расстояния, или проводить шайбу до ориентира и обратно различными способами, забивать шайбу в ворота разной ширины. Лыжи  обязательный выносной атрибут в нашем детском саду. В каждой группе, начиная со среднего возраста, есть по 3-4 пары деревянных лыж, мини лыж для самостоятельной двигательной деятельности. Кроме физкультурных занятий на лыжах, ежедневно ребята катаются по желанию на прогулке, придумывают свои игры и состязания. Я обратила внимание на то, что обучая детей поворотам, подъемам и спускам гораздо интереснее и проще осваивать  на площадке покрытой свежевыпавшим снегом. Например, когда отрабатываются повороты переступанием, если проделать весь круг, получается «Солнышко», учимся  приставному шагу в сторону (подъему), получается широкая дорога и т. д. Детям нравиться творить даже с помощью лыж. Очень любят они скатываться с горки и звенеть в колокольчик, прокатываться на лыжах в ворота, кататься объезжая ориентиры.

Подвижные игры, в которые можно играть и дома 

Знаменитый ученый Эрик Берн написал «…весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть  и как в них играть».  

Это значит, что в определенный период жизни ребенка мы выбираем необходимую  для его развития игру.

«Кто соберет больше» Ход игры: разбросать по полу предметы различной формы и размера.  Ребенку (детям) предлагается собрать предметы с завязанными глазами  за определенный промежуток времени, можно собирать любые предметы, можно оговорить размер и форму. Выигрывает тот, кто соберет предметов больше.

«Не теряй равновесие» Ход игры: играющие встают друг напротив друга парами, на расстоянии вытянутых рук, ноги вместе. Подняв руки на уровень груди, каждый поочередно ударяет одной или обеими ладонями по ладоням стоящего напротив. Можно уклониться от удара неожиданно разведя руки. Выигрывает тот, кто не сдвинулся с места.

«Шустрый зайка» Ход игры: игроки встают врассыпную и быстро перебрасывают мяч от одного к другому в произвольном порядке, водящий должен успеть перехватить мяч, если ему это удается, он бросает мяч в любого игрока и тогда тот становится водящим.

«Попади в бутылку» Ход игры: Поставьте бутылки с широким горлышком или стаканы рядом с каждым игроком, дайте каждому из них по 10 горошин. Игроки должны разжимать кулачки, в которых зажаты горошины, над бутылками и выпускать по одной горошине из кулачков так, чтобы попасть в бутылку. Выигрывает тот, у кого в бутылке окажется больше горошин.

«Кто дальше прокатит обруч» Ход игры: играющие стоят вдоль линии на расстоянии одного шага друг от друга. По сигналу каждый отталкивает обруч, догоняет его, снова отталкивает, не давая упасть. Выигрывает тот, кто оказывается дальше всех.

«Оттолкни и поймай» Ход игры: игроки делятся на пары, у каждой пары свой мяч. Один игрок сидит на корточках, второй стоит на расстоянии 2-3 метров от него. Сидящий ребенок отталкивает мяч стоящему, быстро встает, поворачивается кругом, ловит брошенный ему партнером мяч, снова принимает исходное положение. Игра повторяется 4-6 раз, после чего игроки меняются местами.

«Поймай, не зевай» Ход игры: водящий стоит в центре площадки, игроки бегают врассыпную вокруг, водящий произносит имя одного игрока, подбрасывает мяч вверх и отходит в сторону, игрок, которого назвали должен подбежать и успеть поймать мяч. Поймавший мяч игрок становится водящим.

Не останавливайтесь, двигайтесь, творите, играйте, и вы сможете снова окунуться в детство, стать активнее и жизнерадостнее, а самое главное более близки и дружны со своими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание как основа разностороннего развития ребенка дошкольного возраста

Здоровье – драгоценный дар, который человек получает от природы. Недаром в народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда....

Доклад по теме самообразования « Роль подвижных игр для оздоровления и разностороннего развития ребенка дошкольного возраста»

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...

Тема: « Роль подвижных игр для оздоровления и разностороннего развития ребенка дошкольного возраста»

СодержаниеВведение  …..……….…………………………………………………………………………………3-4 Глава 1. Теоретические  сведения. Основные понятия. ………………………..  5 1.1.Истоки и теоретические основы подвижных игр. ……...

Презентация. Тема: «Работа с бумагой в технике оригами, как эффективное средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста.»

ИСТОРИЯ ОРИГАМИО таком виде искусства, как оригами, слышал, наверняка, каждый современный человек. Однако часто даже тот, кто любит проводить свое свободное время, складывая всевозможные фигурки из бу...

Роль подвижных игр для оздоровления и разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста

В статье раскрывается значение подвижных игр в развитии дошкольников....