Игровая технология "Социально-нравственное развитие детей в сюжетно-ролевых играх"
методическая разработка (средняя группа)

Игровая технология "Социально-нравственное развитие детей в сюжетно-ролевых играх" 

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.Игровая технология «Социально-нравственное развитие детей в сюжетно-ролевых играх» создает уникальные условия для формирования доброжелательных взаимоотношений, уважения прав сверстников, сотрудничества в совместной деятельности.Эти качества не являются первоочередными в стартовой готовности к школе. Однако по мере взросления, когда общение со сверстниками начинает доминировать, оттесняя на второй план отношения со взрослыми, приобретение или не приобретение этих качеств оказывает решающее влияние на личность и жизнь подростка. А потому постепенное целенаправленное формирование этих качеств принесет более ощутимый результат. Игровая технология позволяет выстроить отношения в детских мини-группах, направить стиль взаимодействия и общения детей в нужное русло, тем самым реализуя задачи социально-нравственного воспитания. 

С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Я перед собой поставила следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

 

При целенаправленной работе мне удалось добиться хороших результатов и к 5 годам наступил расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала.

 

 

Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства.

Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они научились улаживать самостоятельно.

Результативность данной технологии представлена в диаграмме. Диагностика проводилась в соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 крите­риям:

1.  распределение ролей,

2.  основное содержание игры,

3.  ролевое поведение,

4.  игровые действия,

5.  использование атрибутики и предметов-заместителей,

6.  использование ролевой речи,

7.  выполнение правил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУКОВОДСТВО  СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)

Тематика сюжетно-ролевых игр

Оснащение игры материалами и их хранение

Планирование

Приемы формирования игровых умений

Приемы управления детскими взаимоотношениями в игре

Приемы развития творческой активности детей в игре

I квартал.

Детский сад. Семья. Магазин. В гостях у матрешки. Кукольный спектакль «Петрушка и шарик»

II квартал.

Семья. Больница. Парикмахерская. Детский сад.

III квартал.

Магазин игрушек. Магазин. Семья. Автобус. Пароход. Больница. Парикмахерская. Зоопарк.

Складные деревянные рамы, ширмы. Сюжетные игрушки (куклы, посуда, животные, наборы «Парикмахер», «Доктор» и пр.) Лаконичные ролевые атрибуты. Предметы-заменители (детали строительных наборов разной величины, мячики разных цветов, размеров, брусочки, палочки, веревочки). Мелкие игрушки для индивидуальной и сюжетной совместной игры (сказочные и «семейные» персонажи, солдатики, домики, кукольная мебель, автомобили).

Хранение: «открытое»: уголки разворачиваются постепенно, по мере реализации программы.

I блок. Обогащение жизненного опыта ребенка. Познавательно-речевые занятия и совместную деятельность воспитателя с детьми тематически связывать с новой темой игры (чтение книг, прослушивание пластинок, рассказ воспитателя о себе и о других людях, об их взаимоотношениях, о содержании их деятельности, обращать внимание на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.)

II блок. Обогащение игрового опыта детей. Планирование ежедневной совместной игры с 1-2 детьми или с 1-2 парами групповой игры (не более 7-10 минут), используя все периоды времени, отведенные режимом для игры и свободных занятий детей.

III блок. Развивающая среда. создание условий для самостоятельной игры детей.

IV блок. Развивающие задачи в игровой деятельности. Развитие воображения и общения в процессе игровой деятельности.

V блок. Игра как средство элементарной диагностики. Наблюдение воспитателя за игрой: используют ли дети предметы-заместители, принимают ли на себя роли, как осуществляют игровые действия, вступают ли в ролевой диалог, какова их речь (монологическая, диалогическая), выдумывают ли новые сюжеты, возникают ли конфликты между детьми и пр.

VI блок. Пропаганда педагогических знаний об игре среди родителей. Информирование родителей о важности и значении игры для ребенка в дошкольном возрасте.

Цель. Принимать роль, обозначать ее словом, осуществлять ролевые действия, совместная ролевая игра с партнером-сверстником, ролевой диалог.

1. Подготовка игрушек и ролевых атрибутов, внесение и обыгрывание их.

2. Вовлечение детей в игру на дополнительные роли.

3. Называние своей роли, обращение к партнеру как к носителю роли.

4. Словесное пояснение ролевых игровых действий.

5. Представление детям «обыгранных игрушек» и ролевых атрибутов.

6. Наблюдение за играми детей с целью «подытоживания» для осознанного принятия ребенком игровой роли.

7. Подключение к игре с целью угадывания роли.

8. Совместная игра воспитателя с двумя детьми, у первого – главная роль.

9. Реплика, вопросы с целью активизации речи ребенка-партнера.

10. Создание игровых ситуаций, отвлекающих детей от предметных действий («телефонный разговор»).

11. Игры воспитателя с подгруппами детей по мотивам известных сказок (с однотипными действиями).

1. Организация совместных игр детей:

- воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми, предлагая игры.

- объединяет отдельно играющие группы общим сюжетом.

2. Развитие умений общаться по поводу игры: договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру.

3. Видение возникающих конфликтов и тактичное их улаживание.

4. Включение в игру детей застенчивых и «изолированных».

5. Учет индивидуальных особенностей личности детей (излишне расторможенных и агрессивных).

6. Способствование поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (отдельные игры и совместные).

1. Начало игры:

а) по инициативе воспитателя:

- внесение новых атрибутов;

- рассказ воспитателя;

- совместная игра.

б) по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны воспитателя).

2. Воспитатель не регламентирует игру детей:

- вовлечение (подключение) в игру по желанию;

- свобода выхода из игры.

3. Предоставление детям возможности выбора:

- вида игры;

- сюжета;

- роли;

- партнера;

- игрушек, атрибутов и пр.

4. Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования.

5. Способствование эмоционально-насыщенной атмосферы в игре:

- эмоциональное включение в игру;

- внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.

РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (ОТ  4  ДО 5 ЛЕТ)

Тематика сюжетно-ролевых игр

Оснащение игры материалами и их хранение

Планирование

Приемы формирования игровых умений

Приемы управления детскими взаимоотношениями в игре

Приемы развития творческой активности детей в игре

I квартал.

Магазин. Семья. Автобус. Больница. Моряки. У зубного врача. Прачечная (выдача белья)

II квартал.

Детский сад (музыкальный руководитель). Салон красоты. День рождения Мишки. Мы переходим улицу. Театр. Зоопарк. Экскурсия в музей. пароход. Кукольный театр. Столовая. Музыка для кукол.

III квартал.

Театр. Зоопарк. Экскурсия в музей. кукольный театр. Столовая.

Сюжетно-образные игрушки, предметы-заместители (муляжи, плоскостные заместители на цвет и форму, на форму).

Хранение: «полуоткрытое»: во второй половине года первые игры можно сложить в коробки, на которых изображен символ данной игры.

I блок. Обогащение жизненного опыта ребенка. Познавательно-речевые занятия и совместную деятельность воспитателя с детьми тематически связывать с новой темой игры (чтение книг, прослушивание пластинок, рассказ воспитателя о себе и о других людях, об их взаимоотношениях, о содержании их деятельности, обращать внимание на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.)

II блок. Обогащение игрового опыта детей. Воспитатель планирует совместную игру с одним ребенком или небольшой подгруппой 3 раза в неделю. Групповая игра 1-2 раза в неделю. Подготовительные периоды к самостоятельной игре детей – по мере необходимости, в зависимости от конкретной ситуации в группе.

III блок. Развивающая среда. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей: внесение новых атрибутов, персонажей, обогащение зоны творческих игр (театрализованных, строительно-конструкторских).

IV блок. Развивающие задачи в игровой деятельности. Развитие воображения и общения в процессе игровой деятельности.

V блок. Игра как средство элементарной диагностики. Наблюдение воспитателя за игрой: используют ли дети предметы-заместители, принимают ли на себя роли, как осуществляют игровые действия, вступают ли в ролевой диалог, какова их речь (монологическая, диалогическая), выдумывают ли новые сюжеты, возникают ли конфликты между детьми и пр.

VI блок. Пропаганда педагогических знаний об игре среди родителей.

  1. Информирование родителей о важности и значении игры для ребенка в дошкольном возрасте.
  2. Показ родителям (1-2 одновременно) приемов формирования игровых умений у детей в ходе самой игры.

Цель. Установление разнообразных ролевых связей, изменение роли в ходе развертывания игры

1. Разыгрывание с детьми многоперсональных сюжетов, где одна роль по смыслу связана со всеми остальными (главная роль – у ребенка, второстепенные – у воспитателя).

2. Разыгрывание сюжетов по мотивам известных сказок (главная роль – у ребенка, второстепенная – у воспитателя).

3. Схема сюжетов – прежняя, но главная роль – у взрослого. Подключение детей к игре на разных дополнительных ролях.

4. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.

1. Организация совместных игр детей:

- воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми, предлагая игры.

- объединяет отдельно играющие группы общим сюжетом.

2. Развитие умений общаться по поводу игры: договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру.

3. Видение возникающих конфликтов и тактичное их улаживание.

4. Включение в игру детей застенчивых и «изолированных».

5. Учет индивидуальных особенностей личности детей (излишне расторможенных и агрессивных).

6. Способствование поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (отдельные игры и совместные).

1. Начало игры:

а) по инициативе воспитателя:

- внесение новых атрибутов;

- рассказ воспитателя;

- совместная игра.

б) по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны воспитателя).

2. Воспитатель не регламентирует игру детей:

- вовлечение (подключение) в игру по желанию;

- свобода выхода из игры.

3. Предоставление детям возможности выбора:

- вида игры;

- сюжета;

- роли;

- партнера;

- игрушек, атрибутов и пр.

4. Поощрение детей к импровизации в игре:

- придумывание сюжетов;

- введение оригинальных персонажей в традиционные игры;

- смена и совмещение ролей;

- изготовление атрибутов и костюмов и пр.

5. Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования.

6. Способствование эмоционально-насыщенной атмосферы в игре:

- эмоциональное включение в игру;

- внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.

РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (ОТ  5 ДО 6 ЛЕТ)

Тематика сюжетно-ролевых игр

Оснащение игры материалами и их хранение

Планирование

Приемы формирования игровых умений

Приемы управления детскими взаимоотношениями в игре

Приемы развития творческой активности детей в игре

I квартал.

Сентябрь

Кондитерская фабрика. Магазин (овощной, хлебный). Семья. Поликлиника. Жатва. Пароход (труд речников).

Октябрь

Пароход (мы плывем по реке Кубань). Транспорт (сухопутный, водный, воздушный). Подготовка к открытию детского сада. Магазин (кондитерский, хлебный).

Ноябрь

Животноводы. Столовая. Магазин (игрушки, кондитерский, овощной, хлебный). Детский сад. Путешествие в Атлантиду, на другую планету.

II квартал.

Декабрь

Путешествие в дальние страны. Больница с разными отделениями. Поликлиника. Аптека. Строители космодрома.

Январь.

Пароход (мы плывем по реке Кубань). Отправляемся в путешествие по России и другим странам (выбор транспорта). Открывается новый детский сад. Магазин (кондитерский, хлебный). Мы строим город будущего. Аэропорт. Мы – артисты. Ателье.

Февраль

Семья. Цирк. Путешествие в приключениями. Мы - художники. Рыболовецкое судно.

III квартал.

Март

Мы строим город. Зоолечебница. Почта, телеграф. Праздник 8 марта – дома. Как мы поздравляем мам в детском саду.

Апрель.

Космическое путешествие. Мы – цирковые артисты. Газетный киоск. Кулинария. Дискотека. Мы строим город.

Май.

Лесная школа. Весенний бал. Уличное движение. В театре – премьера. В ботаническом саду.

Сюжетные игрушки, полифункциональные материалы: предметы-заместители: природный материал, бросовый материал, собственные поделки.

Хранение: «закрытое»: атрибуты сложены в коробки по назначению – «Посуда», «Белье», «Одежда», «Аксессуары» и т.п.

I блок. Обогащение жизненного опыта ребенка. Познавательно-речевые занятия и совместную деятельность воспитателя с детьми тематически связывать с новой темой игры (чтение книг, прослушивание пластинок, рассказ воспитателя о себе и о других людях, об их взаимоотношениях, о содержании их деятельности, обращать внимание на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.) Использование потенциала нашего города: знания об истории, достопримечательностях, главных улицах, площадях, знакомство с производительным и обслуживающим трудом, характерным для нашего города.

II блок. Обогащение игрового опыта детей. Планирование игры-придумывания (на 1-2-м этапах – с 2-3 детьми, на 5-м этапе – с 4-5 детьми; длительность игры-придумывания – не более 10-15 мин.)

III блок. Развивающая среда. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей: внесение новых атрибутов, персонажей, обогащение зоны творческих игр (театрализованных, строительно-конструкторских).

IV блок. Развивающие задачи в игровой деятельности. Развитие воображения и общения в процессе игровой деятельности.

V блок. Игра как средство элементарной диагностики. Наблюдение воспитателя за игрой: используют ли дети предметы-заместители, принимают ли на себя роли, как осуществляют игровые действия, вступают ли в ролевой диалог, какова их речь (монологическая, диалогическая), выдумывают ли новые сюжеты, возникают ли конфликты между детьми и пр.

VI блок. Пропаганда педагогических знаний об игре среди родителей.

1.Информирование родителей о важности и значении игры для ребенка в дошкольном возрасте.

2.Предлагать родителям посетить со своими детьми музеи, театры, совершить экскурсии для обогащения детских впечатлений.

3.Показ родителям (1-2 одновременно) приемов формирования игровых умений у детей в ходе самой игры.

Цель. Учить детей включать в игру разнообразные сюжеты в новых комбинациях. Пояснять партнерам по игре свои ближайшие замыслы о развитии событий в игре, выяснять их отношение к предложенному, разворачивать общий сюжет игры с учетом мнений всех сторон. Основное средство – игра-придумывание, игра-фантазирование. Этапы работы над игрой придумыванием:

1.Совместный пересказ известной сказки (одноразовое включение).

2.Преобразование известной сказки (2-3 раза):

- замена главного героя;

- замена искомого объекта или персонажа;

- замена волшебного средства;

- предложение воспитателем начала сказки (необходимо иметь несколько вариантов).

3.Придумывание новой сказки с соединением сказочных событий с реалистическими.

4. Развертывание нового сюжета на основе разноконтекстных ролей в процессе «телефонных разговоров» (соединение сюжетосложения с ролевым взаимодействием).

5. Придумывание новых историй на основе  реалистических событий (стимулирование знаний, полученных на занятиях, экскурсиях, из книг, кинофильмов) (до 4-5 человек. Длится не более 10-15 мин.) Режиссерская игра – развернутая форма коллективной деятельности. Это разновидность сюжетной игры, в которой ребенок организует деятельность как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. Развитие режиссерской игры способствует переходу на новый уровень воображения. Роль взрослого - наблюдать за ходом событий и консультант, к которому дети обращаются в случае затруднений.

1. Организация совместных игр детей:

- воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми, предлагая игры.

- объединяет отдельно играющие группы общим сюжетом.

2. Развитие умений общаться по поводу игры: договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру.

3. Видение возникающих конфликтов и тактичное их улаживание.

4. Включение в игру детей застенчивых и «изолированных».

5. Учет индивидуальных особенностей личности детей (излишне расторможенных и агрессивных).

6. Способствование поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (отдельные игры и совместные).

1. Начало игры:

а) по инициативе воспитателя:

- внесение новых атрибутов;

- рассказ воспитателя;

- совместная игра.

б) по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны воспитателя).

2. Воспитатель не регламентирует игру детей:

- вовлечение (подключение) в игру по желанию;

- свобода выхода из игры.

3. Предоставление детям возможности выбора:

- вида игры;

- сюжета;

- роли;

- партнера;

- игрушек, атрибутов и пр.

4. Поощрение детей к импровизации в игре:

- придумывание сюжетов;

- введение оригинальных персонажей в традиционные игры;

- смена и совмещение ролей;

- изготовление атрибутов и костюмов и пр.

5. Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования.

6. Способствование эмоционально-насыщенной атмосферы в игре:

- эмоциональное включение в игру;

- внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.

РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ОТ  6 ДО 7 ЛЕТ)

Тематика сюжетно-ролевых игр

Оснащение игры материалами и их хранение

Планирование

Приемы формирования игровых умений

Приемы управления детскими взаимоотношениями в игре

Приемы развития творческой активности детей в игре

I квартал.

Сентябрь

Школа. Путешествие по России. Фабрика игрушек. Осенняя ярмарка «Дары природы». Мы – фермеры.

Октябрь-Ноябрь

Библиотека. Мы играем в театр. Телефонная станция. Мы едем на Украину, в Белоруссию. Путешествие по степям.

II квартал.

Декабрь-Январь.

Стадион. Семья (юбилей бабушки). Телефонная станция. Кинотеатр. Цирк.

Февраль

«Скорая помощь». Проводы зимы – русский праздник. Телевидение. Телеграф. КВН. Театр. Я беру интервью.

III квартал.

Март

Пожарная часть. «Скорая помощь». Зоолечебница. Мы – инопланетяне. Утренняя звезда.

Карнавал в Африке.

Апрель.

Стоматологическая поликлиника. «Скорая помощь». Дом мод. Полет в космос. Поле чудес. Путешествие на батискафе.

Май.

Аптека. Стадион (спортивные игры). Конкурс красоты. «Скорая помощь». Полет на Луну. Зов джунглей. Дог – шоу.

Сюжетные игрушки, полифункциональные материалы: предметы-заместители: природный материал, бросовый материал, собственные поделки.

Хранение: «закрытое»: атрибуты сложены в коробки по назначению – «Посуда», «Белье», «Одежда», «Аксессуары» и т.п.

I блок. Обогащение жизненного опыта ребенка. Познавательно-речевые занятия и совместную деятельность воспитателя с детьми тематически связывать с новой темой игры (чтение книг, прослушивание пластинок, рассказ воспитателя о себе и о других людях, об их взаимоотношениях, о содержании их деятельности, обращать внимание на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.) Использование потенциала нашего города: знания об истории, достопримечательностях, главных улицах, площадях, знакомство с производительным и обслуживающим трудом, характерным для нашего города.

II блок. Обогащение игрового опыта детей. Планирование игры-придумывания (на 1-2-м этапах – с 2-3 детьми, на 5-м этапе – с 4-5 детьми; длительность игры-придумывания – не более 10-15 мин.)

III блок. Развивающая среда. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей: внесение новых атрибутов, персонажей, обогащение зоны творческих игр (театрализованных, строительно-конструкторских).

IV блок. Развивающие задачи в игровой деятельности. Развитие воображения и общения в процессе игровой деятельности.

V блок. Игра как средство элементарной диагностики. Наблюдение воспитателя за игрой: используют ли дети предметы-заместители, принимают ли на себя роли, как осуществляют игровые действия, вступают ли в ролевой диалог, какова их речь (монологическая, диалогическая), выдумывают ли новые сюжеты, возникают ли конфликты между детьми и пр.

VI блок. Пропаганда педагогических знаний об игре среди родителей.

1.Информирование родителей о важности и значении игры для ребенка в дошкольном возрасте.

2.Предлагать родителям посетить со своими детьми музеи, театры, совершить экскурсии для обогащения детских впечатлений.

3.Показ родителям (1-2 одновременно) приемов формирования игровых умений у детей в ходе самой игры.

Цель. Учить детей включать в игру разнообразные сюжеты в новых комбинациях. Пояснять партнерам по игре свои ближайшие замыслы о развитии событий в игре, выяснять их отношение к предложенному, разворачивать общий сюжет игры с учетом мнений всех сторон. Основное средство – игра-придумывание, игра-фантазирование. Этапы работы над игрой придумыванием:

1.Совместный пересказ известной сказки (одноразовое включение).

2.Преобразование известной сказки (2-3 раза):

- замена главного героя;

- замена искомого объекта или персонажа;

- замена волшебного средства;

- предложение воспитателем начала сказки (необходимо иметь несколько вариантов).

3.Придумывание новой сказки с соединением сказочных событий с реалистическими.

4. Развертывание нового сюжета на основе разноконтекстных ролей в процессе «телефонных разговоров» (соединение сюжетосложения с ролевым взаимодействием).

5. Придумывание новых историй на основе  реалистических событий (стимулирование знаний, полученных на занятиях, экскурсиях, из книг, кинофильмов) (до 4-5 человек. Длится не более 10-15 мин.). Режиссерская игра – развернутая форма коллективной деятельности. Это разновидность сюжетной игры, в которой ребенок организует деятельность как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. Развитие режиссерской игры способствует переходу на новый уровень воображения. Роль взрослого - наблюдать за ходом событий и консультант, к которому дети обращаются в случае затруднений.

1. Организация совместных игр детей:

- воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми, предлагая игры.

- объединяет отдельно играющие группы общим сюжетом.

2. Развитие умений общаться по поводу игры: договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру.

3. Видение возникающих конфликтов и тактичное их улаживание.

4. Включение в игру детей застенчивых и «изолированных».

5. Учет индивидуальных особенностей личности детей (излишне расторможенных и агрессивных).

6. Способствование поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (отдельные игры и совместные).

1. Начало игры:

а) по инициативе воспитателя:

- внесение новых атрибутов;

- рассказ воспитателя;

- совместная игра.

б) по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны воспитателя).

2. Воспитатель не регламентирует игру детей:

- вовлечение (подключение) в игру по желанию;

- свобода выхода из игры.

3. Предоставление детям возможности выбора:

- вида игры;

- сюжета;

- роли;

- партнера;

- игрушек, атрибутов и пр.

4. Поощрение детей к импровизации в игре:

- придумывание сюжетов;

- введение оригинальных персонажей в традиционные игры;

- смена и совмещение ролей;

- изготовление атрибутов и костюмов и пр.

5. Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования.

6. Способствование эмоционально-насыщенной атмосферы в игре:

- эмоциональное включение в игру;

- внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.



Предварительный просмотр:

Советы воспитателю по руководству играми детей

  1. Не будь равнодушным зрителем игры, умей понимать детей и понимать их игровые замыслы.
  2. Бережно относись к творческой выдумке ребёнка, завоюй доверие и установи контакт
  3. Поддержи интересную идею, направив усилия на её осуществление
  4. Давай не только знания, но и эмоции
  5. Советуй, но не дави инициативу детей
  6. Помоги каждому ребёнку найти своё место в игре.
  7. Сумей быть одновременно организатором и рядовым участником игры
  8. Отвлеки детей от «дурной» игры, создай интерес к другой теме.

Сохраняй радость игры, буди фантазию, поддерживай интерес.



Предварительный просмотр:

Игровая технология «Социально-нравственное развитие детей в сюжетно-ролевых играх».

Подготовила воспитатель средней группы Табанская А.А.

Введение.

«… ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело.

 Вся его жизнь – это игра» (А.С. Макаренко)

Актуальность. Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.

Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных занятий, но также в игре, дающей ребенку:

- возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;

- быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);

- прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

- способом обучения;

- деятельностью для реализации творчества;

- методом терапии;

- первым шагом социализации ребенка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

- знания методики игровой деятельности;

- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

- учета возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

- для освоения темы или содержания изучаемого материала;

- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как образовательной программы, формируемой коллективом ДОО.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности, воспитания определенных социально-нравственных качеств личности.

Задачи:  

1.Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.

2.Подобрать средства активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

3.Способствовать формированию у каждого ребенка позиции «руководителя» и умения выбирать цели и оправданные средства их достижения, в руководстве малой группой.

Основные теоретические положения.

Понятие «Игровая педагогическая технология». 

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по отбору, разработке, подготовке игр,  включению детей в игровую деятельность,  осуществление самой игры,  подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

 1.Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2.Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.

3.Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

4.Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

5.Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

6.Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Главные признак педагогической игры в игровой технологии – четко поставленная цель обучения и соответствующие ее педагогические результаты, характеризующиеся учебно -познавательной направленностью.

Виды педагогических игр разнообразны.

Они могут различаться:  

1.По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т.д.;

2.По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3.По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.

4.По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.

5.По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т.д.  

Игровая технология «Социально-нравственное развитие детей в сюжетно-ролевых играх» создает уникальные условия для формирования доброжелательных взаимоотношений, уважения прав сверстников, сотрудничества в совместной деятельности.

Эти качества не являются первоочередными в стартовой готовности к школе. Однако по мере взросления, когда общение со сверстниками начинает доминировать, оттесняя на второй план отношения со взрослыми, приобретение или не приобретение этих качеств оказывает решающее влияние на личность и жизнь подростка. А потому постепенное целенаправленное формирование этих качеств принесет более ощутимый результат.

Игровая технология позволяет выстроить отношения в детских мини-группах, направить стиль взаимодействия и общения детей в нужное русло, тем самым реализуя задачи социально-нравственного воспитания.

Что нужно для того, чтобы лучше разобраться в каком-либо деле, научиться полезным действиям, осознать отношения? Самый эффективный способ — включиться в деятельность и потренироваться, прочувствовать себя в конкретной роли. Подобным тренировочным полем удачно выступает сюжетная игра. И что самое важное, сюжетно-ролевая игра доступна личности с дошкольного детства.

Сюжетно ролевая игра в дошкольном возрасте преследует одновременно несколько целей. Одна из них лежит на поверхности и заключается в вовлечении детей в интересное полезное занятие.

Следующая цель очевидна воспитателям и психологам, но о ней редко задумываются не связанные с педагогикой взрослые. Между тем, эта цель является главной. Игровой процесс создает условия для ориентирования в том, как строятся отношения в социуме, как представлена деятельность человека в реальности. Соответственно, цель ролевой игры – включить ребенка в реальные общественные отношения.

В сюжетно ролевой игре отдельные действия объединяются темой, которая раскрывается в определенной последовательности событий. Обыгрывая эти события, участники берут на себя роль, соответствующую своим интересам или склонностям.

Не важно, сколько лет исполнителю. Уже в 3-4 года дети понимают, как нужно вести себя в рамках роли. Девочка, вообразив себя мамой, убаюкивает свою куклу и журит, что та не хочет засыпать. Мальчик, став на время фотографом, требует, чтобы ему позировали в соответствии с его указаниями.

Выполняя различные роли, ребенок временно принимает разные точки зрения. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого человека, прислушаться к его желаниям.

Исполнение роли учит ребенка разделять переживания окружающих людей. Воссоздаются не только принятые действия, но и эмоциональное содержание, к которому обязывает роль. Если сюжет игры предусматривает поздравления с днем рождения, принято радоваться. Если дошкольник выбирает роль учителя, он обязательно демонстрирует строгость.

Ролевые игры всегда имеют определенную тему. Чаще всего,  дошкольники выбирают «дочки-матери», «больницу», «магазин» или «супермаркет», «школу», «парикмахерскую» и подобные общеизвестные темы. При этом дети ведут игру с соблюдением всех известных им правил поведения в тех ситуациях, из которых состоит игра. Из этих фактов вытекает еще одна важная цель сюжетных игр – быть безопасной тренировочной площадкой для постижения новых знаний и для проявления эмоций.

В силу естественного авторитета взрослого в отношениях с ним дошкольнику следует подчиняться его требованиям, выполнять его решения, действовать в соответствии с его указаниями. А это значит, что он находится  в подчинении у взрослого или занимает позицию подчиненного. Руководящая позиция взрослого оптимальна для передачи детям поистине колоссального объема самого разного содержания от гигиенических навыков до начатков научных знаний.

Такое, подчеркиваем, естественное и необходимое доминирование взрослого может негативно сказываться на личности ребенка. Возможные негативные последствия нередко усугубляются стихийно возникающим в детских группах подчинением одних детей другим.

Поэтому именно сюжетно-ролевые игры направлены на создание у детей социального опыта занятия позиции руководителя. В этом состоит основная новизна моей игровой технологии. 

В совместной игре, где все «как бы» и «понарошку» ребенок, не ущемляя авторитета взрослого, может руководить его действиями, приобретая новый и полезный социальный опыт.

В отношениях со сверстниками это поочередное выполнение функций руководителя и исполнителей в организуемой взрослым совместной деятельности. А это уже практическая реализация равных, социальных прав каждого ребенка.

Помимо этого в игре формируются такие качества как самоуважение и чувство собственного достоинства. Они возникают не столько на основе прямых положительных оценок взрослого («Ты хороший!», «Ты молодец» и т.п.), сколько благодаря реальным взаимоотношениям с другими, той позиции, которую занимает сам ребенок, а также тому, как ведут себя в отношении него партнеры.

Одно из условий, которое может способствовать появлению самоуважения, - это руководство ребенком действиями другого и занимаемая им позиция руководителя совместной деятельности. Однако они могут приводить и к негативным последствиям: самомнению, неуважению других и т.д., которые часто наблюдаются в стихийно складывающихся взаимоотношениях дошкольников.

Основное требование при работе по данной технологии состоит в том, что ситуация, в которой ребенок выполняет функцию руководителя, должна создаваться взрослым, а не складываться стихийно. При этом оптимальным является руководство ребенком действиями взрослого, который выполняет требования и указания ребенка. Чтобы не нарушать привычных взаимоотношений, в рамках которых ребенок выполняет указания воспитателя, а не наоборот, предлагаемые мною игровые ситуации следует реализовать только в игре, в которой воспитатель берет на себя роль, предлагаемую ему ребенком, и выполняет все указания последнего.

Такое участие в игре противоречит распространенной в детских садах практике. Многие воспитатели, включаясь в игру детей, предпочитают сами руководить ее ходом. Это может способствовать развитию сюжета игры, но отнюдь не способствует развитию детей. Руководство же действиями взрослого в игре порождает у детей чувство самоуважения, а также побуждает их самих ставить и решать разнообразные творческие задачи. Это вовсе не исключает возможностей взрослого обогащать игру детей. Но делать это он должен не прямо, а исходя из своего «подчиненного» положения.

Одной из форм развития игрового сюжета и поддержки взрослым стремления детей овладевать новым содержанием является просьба научить его тому, что ребенок так замечательно умеет делать или знает

Подобные просьбы вызывают самый положительный отклик практически во всех возрастных группах и порождают желание как можно полнее познакомить взрослого со своими достижениями.

Неизменный успех этого приема связан с тем, что он свидетельствует о признании возможностей ребенка, высокой оценке достигнутых им результатов.  Это поднимает ребенка в собственных глазах, воспринимается как бесспорное доказательство собственного продвижения и вызывает желание оправдать такие серьезные и высокие ожидания.

Таким образом, в рамках данной технологии игра преследует общие цели: ставить детей в позицию руководителя действиями взрослого в совместной игре.

Задачи, встающие перед детьми: выбрать совместную игру, определить роли, наметить эпизоды игры и активно действовать по ее ходу.

Ожидаемые переживания и поведение детей: переживание своей значительности, гордость от уважения взрослого, активизация игрового поведения.

Характеристика сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

Выполняя в воображаемых ситуациях функции взрослого, дошкольник невольно включает в систему своих познаний внутреннюю и внешнюю стороны жизни человека. Ролевая игра в этом отношении более информативна для ребенка, чем любой другой вид деятельности.

Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте обеспечивает существенные изменения игрового формата от младшего к старшему дошкольному возрасту. Для детей 3-4 лет доступны бытовые роли с одной-двумя задачами. Рассмотрим, какие этапы развития проходят ролевые игры до наступления школьного возраста:

1.Повторение одной и той же игры с незначительными изменениями (убаюкивание кукол, «варка» каши, «рулить, как водитель»). В правилах такие игры не нуждаются. Каждый ребенок выбирает свободно понравившуюся ему роль и выполняет ровно столько, сколько длится интерес. Данный уровень соответствует принципу «играть рядом» (а не вместе).

2.Второй уровень все еще не требует соблюдения правил, но дети в игре ориентируются на реальность и немного распределяют роли. Если один ребенок «варит суп», то второй «делает салат». И на двоих «водителей» уже найдется инспектор, а не третий шофер.

3.Новая ступень игровой деятельности наполняется содержанием: распределением ролей и соблюдением логики действий. Взявшись причесывать кукол, девочка худо-бедно манипулирует с прической каждой из них, так как куклы сидят в очереди к парикмахеру, и всех их нужно обслужить. «Водитель» не просто рулит, а подъезжает к остановке, ждет всех пассажиров и «везет» их по назначению. На этом уровне дошкольники играют вместе.

4.На четвертом уровне основным содержанием становятся действия, включенные в отношения с другими. Дошкольники начинают играть с соблюдением всех правил, их персонажи обязательно общаются по сюжету, а ролевые функции многозадачны.

Примерно в среднем дошкольном возрасте появляются особенные переживания, спровоцированные сюжетной линией игры или реальными отношениями с партнерами по игре. Чувства и переживания постепенно осмысливаются, и дошкольник в какой-то степени учится их контролировать, осознанно проявлять или сдерживать.

Особенности и функции игровой деятельности.

Важной особенностью игровой деятельности является ее желанность для ребенка. Дошкольник играет тогда, когда он хочет играть. Сюжет игры он также выбирает самостоятельно. В крайнем случае, согласовывает с такими же детьми, как и сам.

Значимая роль сюжетно ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста определяется следующими функциями:

  • Знакомит с общественными отношениями и реальной деятельностью.
  • Развивает воображение и символическую функцию замещения (моделируются ситуации, используются предметы-заместители).
  • Является подходящим местом для проявления сдерживаемых чувств и эмоций (можно поиграть в «сердитого папу» или убегать от страшной Бабы Яги).
  • Создает условия для усвоения нравственных норм и правил поведения.
  • Развивает способность к сопереживанию и пониманию других людей.

Все перечисленные функции актуальны для дошкольника. Дети взаимодействуют друг с другом, используя ролевые фразы и игровые действия, но получают реальный опыт.

Структура сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте.

В любой ролевой игре дошкольников можно выделить структурные компоненты:

  • Сюжет и содержание
  • Роли
  • Правила  
  • Игровые действия
  • Набор используемых предметов

Сюжет – это частичка реальной жизни. В дошкольном периоде он прогрессирует от бытовых до социальных, от коротких до развернутых, от непосредственно возникающих до планируемых. Сюжет игры старших дошкольников значительно наполняется в сравнении с младшим возрастом.

Содержание – выделение наиболее важных отношений в сюжете. Например, выбрав сюжет посещения магазина, дети могут обыгрывать взвешивание продуктов, или обслуживание кассиром, или же подбор предметов гардероба. В каждом из этих случаев содержание будет отличаться характером отношений между действующими лицами.

Роли в игре

Роль – главная «нагрузка» ребенка в игре. Выбрав себе персонажа, дошкольник понимает, что нужно говорить и действовать не в соответствии со своим желанием, а с позиции роли.

Вызвавшись быть «врачом», нужно внимательно обслуживать «пациента». А переместившись на роль пациента, стоит рассказывать о самочувствии.

Правила – основной регламент, которому нужно следовать, чтобы игра состоялась. Младшие дошкольники их легко нарушают, поэтому их игры непродолжительны и просты. В старшем дошкольном возрасте дети придают правилам огромное значение и следят, чтобы их не нарушали партнеры. В отношении себя они не столь строги. Если нарушат договоренность, ищут обоснование этой вольности.

Игровые предметы, наоборот, крайне важны малышам. Каждому реальному предмету они находят заместитель. Они не умеют играть «в доктора», если не подберут палочку или карандаш в качестве градусника. Старшие дети к предметам-заместителям относятся гораздо лояльнее. Часто им проще выполнить символические движения, чем искать подходящий атрибут.

Значение сюжетно ролевых игр в жизни дошкольников

В данной статье перечислены цели и функции, которые реализуются посредством сюжетных игр. Очевидно, что все они направлены на развитие личности ребенка. Приобретения дошкольника благодаря исполнению различных ролей многогранны. Это не только новые знания и осознание реальных отношений.

Сюжетно ролевая игра решает главное противоречие дошкольного возраста, которое заключается в остром желании быть как взрослый и в невозможности этого в реальности. Зато в игровом контексте ребенок может побыть в роли взрослого, сказочного персонажа или любого другого героя.

Совместная игра

Разворачивая сюжетные диалоги, дети развивают связную речь. Общаясь в игре, они развивают коммуникативные навыки. Причем, если одному ребенку достаточно почувствовать себя в новой роли, чтобы уже выстраивать коммуникацию, то другому важно увидеть образец, что говорить и как поступать. И эти образцы обязательно есть, поскольку дети наблюдают за другими игроками.

В ролевых играх дошкольники нарабатывать полезные шаблоны социального поведения, которые потом применяют в повседневных отношениях. Ребенок не только знакомится с правилами поведения, но и начинает осознавать их важность для поддержания хороших отношений с окружающими. Таким образом, в сюжетно ролевых играх осуществляется естественная социализация детей дошкольного возраста.

Особенности использования и перспективность технологии.

Игровая технология может использоваться при организации сюжетно-ролевых игр  с одним или несколькими детьми в любое удобное время, на прогулке, после дневного сна, вечером (с оставшимися детьми).

Для простоты использования мною был составлен перспективный план по возрастам руководства сюжетно-ролевыми играми, подобраны рекомендации для воспитателей.

Данная технология отвечает основным принципам ФГОС ДО и задачам социально-нравственного воспитания в детском саду. Она может быть использована педагогами дошкольных организаций различной направленности и материального достатка.

С результатами внедрения данной технологии в работу с детьми можно ознакомиться ниже.

Методы исследования.

Диагностика уровня сформированности игровых навыков

Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была разработана схема наблюдения. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым (воспитатель, психолог, зам. заведующей), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).

Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.

Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:

1.  распределение ролей,

2.  основное содержание игры,

3.  ролевое поведение,

4.  игровые действия,

5.  использование атрибутики и предметов-заместителей,

6.  использование ролевой речи,

7.  выполнение правил.

Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:

1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,

2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,

3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,

4 уровень — старше 5,5 лет,

Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

1) Распределение ролей

1  уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).

2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры

1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

3  уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

4  уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

3) Ролевое поведение

1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия

1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

5)  Использование атрибутики и предметов-заместителей

1  уровень — использование   атрибутики   при   подсказке взрослого.

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет псуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

6)  Использование ролевой речи

1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение правил

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зеленый цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.

 

Результативность игровой технологии социально-нравственного развития детей в сюжетно-ролевых играх.

Анализ проделанной работы по внедрению игровой технологии.

Малышей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга. В группу пришли 16 малышей с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду  и решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Я перед собой поставила следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в двух направлениях:

  1. Создание необходимой игровой среды
  2. Непосредственное руководство играми детей.

С помощью родителей оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросит куклу на пол, обращаю внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д.

Использовала такой приём как введение куклы в повседневную жизнь детей. Аналогичный приём – введение в игровую ситуацию использовала и тогда, когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Видя, что интерес к игре не ослабевает, побуждаю к решению новой игровой задачи – предлагаю напоить куклу Катю чаем.

Для обогащения игр детей подбирала простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают её содержание. В младшей группе сюжет игры был простой, но постепенно он усложнялся, вводились новые игровые действия: мама стирает бельё, купает куклу, лечит её, гуляет с ней и т.д.

В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы. Так, во время игры с куклой я говорила: «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться» Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем её. Затем я последовательно одевала  куклу. Дети наблюдали за моими действиями. Чтобы закрепить навыки я предлагала повторить мои действия. Вначале малышам требовалась моя помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращала внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.

В плане воспитательной работы уделяла большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-отобразительной игре детей с разными игрушками, намечала специальные мероприятия по развитию первых сюжетно-ролевых игр.

При руководстве игрой у меня возникали и некоторые трудности. В группу пришли дети, которые не играли вообще. Катя Н. не проявляла интереса ни к играм, ни к игрушкам. При беседе с мамой выяснила, что дома она играет с одним медвежонком, даже с ним ложится спать. Вечером я попросила Катю принести мишку в детский сад, ему здесь будет веселее, а дома одному скучно. Утром я ласково поздоровалась с мишкой и пригласила его в гости к нам. Так, в течение всего дня я обращалась к мишке как к живому существу. В последующие дни Катя приносила разные игрушки и проигрывала с ними уже знакомые ей игровые действия: кормила, укладывала спать. В ходе общения с девочкой, я побуждала вспомнить знакомые ситуации и задавала новую игровую задачу. Таким образом, у Кати появился интерес к игрушкам, стали появляться первые игровые замыслы. Девочка стала общительная, весёлая.

Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т.д.

С младшей группы привлекаю детей к изготовлению простейших поделок  для игр.

В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы Деи научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогали Матрёшка и Колобок, весёлый Гномик и Клоун. С помощью их дети запоминали некоторые правила игры.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, я провела в группе анкетирование. Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. В группе оформили стенд «Играют дети» Провела и рекомендовала ряд консультаций: «Малыши начинают играть», «Малыши и его игрушки», «От скуки на все руки». «Играйте вместе с детьми». Вся эта работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.

Результаты данной динамики развития игровой деятельности отражены в диаграмме (рисунок 1.).

Диагностика сформированности игровых навыков по Д. Б. Эльконину.

                                                                                                            Рисунок 1.

        

Таким образом, к 5 годам наступил расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они научились улаживать самостоятельно.

Приложение

Тематическое планирование сюжетно-ролевых игр         в средней группе

Сентябрь

1.«Детский сад». Расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.        

2.«Магазин – Супермаркет»        Учить детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия. Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. Научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».        

Октябрь

1.«Автобус». Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.        

2. «Семья»        Учить отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразные бытовые сюжеты. Развивать умение определять тему, сюжет, распределять роли, включаться в разные ролевые диалоги. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.        

Ноябрь

1.«Банный день». Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности, заботливого отношения к младшим.        

2.«Больница».        Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.        

Декабрь

1.«Строители». Познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе,

расширить знания детей об особенностях труда строителей,        

2.«Большая стирка»        Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного от ношения к чистым вещам — результату ее труда.        

Январь

1.«Зоопарк». Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.        

2.«Семья»        Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.         

Февраль

1.«Лётчики». Закрепление представлений детей о труде взрослых в аэропорту и на аэродроме. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду летчика.        

2.«Парикмахерская».        Познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Продолжать учить отражать в игре разнообразные трудовые действия людей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре.        

Март

1.«На приёме у врача». Ознакомить детей с деятельностью врача. Активизировать словарь новыми словами: врач-педиатр, процедурная, медсестра. Закрепить названия медицинских инструментов: фонендоскоп, шприц. Формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Воспитывать уважение к профессии врача, медсестры и пациенту        

2.«Шоферы»        Закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду шофера.        

Апрель

1.«Кукольный театр».        Закрепление представлений детей о театре. Развитие интереса к игре. Учить менять первоначально взятую роль по ходу развёртывания игры. Развитие компонентов детской сюжетно-ролевой игры (обогащение  игровых действий, умения вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку).        

2.«Дочки – матери». Совершенствовать умения заботиться о «дочке», накормить ее, уложить спать.  Воспитывать нежные чувства, ласку, доброту, любовь к ближнему, желание заботиться о кукле – «дочке», во время кормления разговаривать с «дочкой», укладывая спать, спеть колыбельную песенку. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Май

1.«Светофор».        Закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете – красный, желтый, зелёный. Развивать речевую и двигательную активность детей. Воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.        

2.«Моряки». Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельное сюжетную игру детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

Выступление на городском МО на тему "Развитие общения и игрового взаимодействия детей в сюжетно-ролевой игры".

В дошкольном возрасте сюжетно- ролевая игра  является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием....

Организация игровых ситуаций, как условие формирования социально-коммуникативного развития младших дошкольников ( сюжетно-ролевая игра)

Представляю выступление из опыта работы по теме "Организация игровых ситуаций, как условие формирования социально-коммуникативного развития младших дошкольников (сюжетно-ролевая игра)....

Методическая разработка - "Перспективное планирование по обогащению игрового опыта детей для сюжетно-ролевой игры в средней группе"

В планирование входят экскурсии, ознакомление с художественной литературой, дидактические игры, пополнение сюжетно-ролевых игр новыми атрибутами, рассматривание дидактических материалов, слушание музы...

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ.

Игровая деятельность способствует психическому и физическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей....

"Создание условий для социально-коммуникативного развития детей посредством сюжетно-ролевой игры"

Для пополнения и уточнения знаний в воспроизведения окружающей действительности в младшей группе знакомство с сюжетно-ролевой игрой начинаем с формирования необходимого круга знаний о какой-либо сторо...

Проект познавательно - игровой "Развитие речи через сюжетно - ролевую игру - Доктор"

Проект по развитию речи в старшей группе через сюжетно - ролевую игру"...