Доклад на педсовет на тему:"Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность","Роль сюжетно - ролевой игры в развитии диалогической речи"
консультация по развитию речи (младшая группа)
Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей. И наоборот игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. Игра становится условием формирования и развития связной речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 204.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Долгопрудный
Средняя общеобразовательная школа №14
( д/о «В гостях у сказки»)
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ НА ТЕМУ:
«Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность»,
«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи»
: Выполнил: воспитатель
Суханова Е.Б
Долгопрудный 2025
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения.
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Здесь как нигде проявляются диалогические умения детей. В сговоре на игру они учатся договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, игрушки, атрибуты. В процессе игры они ведут ролевой диалог в соответствии с выбранной ролью, разрешают возникшие споры и конфликты.
Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей. И наоборот игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. Игра становится условием формирования и развития связной речи.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети посредством общения, взаимодействия, сотрудничества, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения жизненного опыта.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображает врача, лечащего больного пациента.
Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.
Огромную роль в развитие диалогической речи играют игры, игровые упражнения, которые можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.
Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли
взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними
Основные черты сюжетно - ролевой игры:
Эмоциональная насыщенность и увлечённость детей; Самостоятельность;
Активность; Творчество.
Сюжет игры - ряд событий, в сочетании жизненно важных мотивированных сюжетов. В рассказе раскрывается содержание игры - характер действий и отношений, которые связаны с участниками событий.
В играх ребёнок практически не разговаривает: он либо вообще играет молча, либо сопровождает игру звуками, подражающими реальным, например, шуму мотора машины, мяуканью кошки или маминой колыбельной. Иногда он воспроизводит в игре отдельные слова или фразы, но никогда не говорит за других персонажей. Иначе говоря, в играх этого уровня ещё нет взаимодействия персонажей.
Роли детей являются селективными: они берут на себя роль взрослых или детей (старше, а иногда и сверстниками), действия и поступки, которые сделали их самый большой эмоциональное воздействие вызвало наибольший интерес. Наряду
с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
Как товарищи по игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). Но
между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).
Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр.
Выделяя пространство сюжетно-ролевой игры в большом обилии детских игр, надлежит обозначить некоторое количество многофункциональных особенностей и рекомендаций сюжетно-ролевой игры.
Обобщая все изложенное, можно выделить несколько отличительных особенностей сюжетно-ролевой игры:
-Сюжетно-ролевая игра выступает формой неигровой деятельности детей;
-Сюжетно-ролевая игра может выступать как средство, метод учебной деятельности дошкольников.
-Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем выше уровень игрового творчества детей в игре, тем богаче и разнообразнее диалог. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры.
Детей следует учить более точно отвечать на поставленные вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отожествляет себя, с каким- либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать вслух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений.
Проблема развития диалогической речи дошкольников на сегодняшний день очень актуальна, но ей недостаточно уделяется внимания и времени. Воспитателями планируется и проводится работа по развитию диалогической речи, а для успешного проведения этой работы ими используются разнообразные методы, формы и средства. Вся работа по развитию диалогической речи планируется в перспективном плане, где отмечаются задачи, формы и методы работы с детьми. Развивать диалогическую речь дошкольников необходимо, так как она является условием полноценного социального развития ребенка.
Используемая литература
- Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
- Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998.
- Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду.- М.,Скрипторий, 2010.
- О.В.Солнцева. Дошкольник в мире игры. -С-Пб., т/ц сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность
Педагогический совет«Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность»...
Развитие речи детей через сюжетно-ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающих сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстник...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи дошкольника
Дошкольный возраст – возрастной этап, ведущим видом деятельности которого является сюжетно-ролевая игра. Дошкольник не может реально участвовать в производственной деятельности взрослых: водить машину...

Развитие речи детей через сюжетно - ролевую игру
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей....
Консультация для педагогов "Развитие речи детей через сюжетно-ролевую игру"
Развитие речи через сюжетно-ролевую игру. Игра — ведущий вид деятельности дошкольника.В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессио...
Консультация для педагогов на тему: «Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию педагогом. Причем, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых....
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...



