Выступление на городском МО на тему "Развитие общения и игрового взаимодействия детей в сюжетно-ролевой игры".
материал по теме

Магарамова Нарима Бедрединовна

В дошкольном возрасте сюжетно- ролевая игра  является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gorodskom_mo.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском методическом объединении на тему:

«Развитие общения и игрового взаимодействия детей

 в сюжетно- ролевой игре».

Сообщение воспитателя

подготовительной к школе группы  

Магарамовой Н.Б.

               Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха.

               Наблюдая за детьми в группе, за их играми, я стала замечать, что многие из них  не могли принять решения в игровых ситуациях, не могли выстроить диалог со сверстниками и не проявляли интереса к ролевым играм.  

               Я сделала для себя вывод, что игровая культура детей, как основное условие развития личности ребенка, искажена. И поэтому считаю, что основной задачей воспитания дошкольников, сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, фантазирует, учится общаться в коллективе.

               В настоящее время в детском саду серьезную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни наших детей. А ведь именно  игра является основой социального развития ребенка. Во время сюжетно-ролевых игр дети отображают жизнь взрослых, моделируют разнообразные социокультурные ситуации и отношения, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения. Играя, дети учатся устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели. Ведь в игре просто необходимо общаться! Пример: в группе у меня есть застенчивая девочка, для которой даже поздороваться – большой труд. Но когда разворачивается сюжет игры «Больница» у неё на глазах, девочка сама выбирает себе роль, поддерживает разговор с детьми, задает вопросы, доводит игру до конца. Наблюдая за такими детьми, делаешь вывод, что именно в игре ребенок раскрепощается и решает свои трудности в общении. К тому же, сюжетно-ролевые игры позволяют нам, педагогам, лучше узнать своих детей, их характер, привычки, организационные способности и творческие возможности.

               Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. В нашем детском саду во всех группах создана благоприятная обстановка, имеется все необходимое для развития умения детей играть в сюжетно-ролевые игры. Большое количество игрового оборудования и материалов для сюжетно-ролевых игр сделано руками взрослых (воспитатели, родители).

               Мы стараемся, чтобы развивающая предметно–пространственная среда способствовала закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающим и развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности.  

          Не забываем о том что, развивающая предметно-пространственная среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры. Большое значение имеет также участие самих детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать свое игровое пространство.

               При организации сюжетно-ролевых игр я стараюсь учитывать индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка, с уважением относиться к каждому участнику игры, давать детям максимальную степень свободы и ни в коем случае не подавлять их фантазию. Моя задача – уметь начать игру, заинтересовать детей, направить в нужное русло.

                В этом году я  решила уделить особое внимание сюжетно – ролевым  играм, направленным на ознакомление детей с трудом взрослых, а именно изучению профессий.

                После игр в «дочки-матери» детям постарше (подготовительной группы) интересны и более серьезные «профессиональные» игры с учетом гендерного подхода. Это дает нам право выделить для игры несколько условно женских и мужских профессий. Я разбиваю детей на две команды: мальчиков и девочек, а затем предлагаю им «новую работу», мальчикам – свою, девочкам – свою. В тоже время стараюсь, чтобы работы «понарошку» были хоть немного взаимосвязаны. Например, мальчики – спасатели, девочки – медсестры; мальчики – строители, девочки – дизайнеры и т. д..  Сначала команды работают автономно, а затем объединяют свои усилия и пытаются достичь единого результата.  «Спасатели», например, стремятся доставить спасенных в больницу, где «медсестры» их вылечат.  По желанию можно расширять или суживать круг «профессий». Дети с удовольствием  играют в новые профессии вместе и учатся сотрудничать друг с другом.

              С целью побуждения к дальнейшему обыгрыванию профессий в играх, был разработан  алгоритм постепенного вовлечения детей в игру.

Алгоритм:

  1. Беседа о профессии.
  2. Рассматривание иллюстраций.
  3. Экскурсии на места.
  4. Беседа  (Впечатления детей.)
  5. Рисунки детей.
  6. Изготовление и приобретение  необходимой атрибутики.
  7. Игра с помощью воспитателя.
  8. Самостоятельная  игровая  деятельность.

Сегодня мы с вами посмотрим сюжетно-ролевую игру «Смелые пожарные».

Хотелось бы  рассказать о предварительной работе, которая была проведена:

  1. беседа о профессии.
  2. чтение художественной литературы и просмотр видеороликов о работе пожарника.
  3. экскурсия в пожарную часть.
  4. Беседа (впечатления) о увиденном (детские рассказы, изображенные в рисунке)
  5. Создание и решение с детьми проблемных ситуаций: «как бы ты поступил?», «что делать если…».
  6. Знакомство детей с правилами поведения и эвакуации при пожаре, о мерах предупреждения пожар (не играть со спичками, газовыми и электроприборами).
  7.  Изготовление и приобретение  необходимой атрибутики: жилетки, шлемы, каски, пожарный рукав, молотки, противогазы, огнетушители.

В роли  диспетчера   сначала была я сама, а затем дети. Мной с детьми был организован уголок пожарного, где были собраны все необходимые атрибуты для игры. Все дети включались в  игру с удовольствием.  Игра прошла интересно. Тем самым закрепили полученные знания и научились играть в сюжетно- ролевую игру  « Пожарные».

               Используя экскурсии, учитывая современное время, используя гендерный подход, мне удалось заинтересовать детей ролевыми играми. Дети с удовольствием применяют полученные знания в своих играх, которые приобрели дома и в детском саду.

              Я для себя сделала вывод, что постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений - одно из важнейших условий развития полноценной игры детей.

В результате проведенной работы, дети стали самостоятельно играть, придумывая новые  сюжеты, фантазируют, комбинируют знания, получаемые из окружающего мира со своими фантазиями, воспитанники проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домыслить предложенный вариант сюжета. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы.

               Из выше сказанного можно сделать вывод, сюжетно-ролевая игра – школа общения, где ребенок развивается как социальная личность и в ней формируется его эмоциональный мир.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение детей в сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра           Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя псих...

Выступление на семинаре для педагогов "Использование маркеров игрового пространства в развитии сюжетно- ролевой игры детей среднего дошкольного возраста"

Воспитатель делится опытом с педагогами о том, какие маркеры применяет в работе с детьми среднего возраста, как они помогают в развитии игровой деятельности детей....

выступление на городской конференции: "Психолого - педагогические аспекты организации игровой деятельности детей". март 2014г.

Развитие творчества дошкольников в игровой деятельности с помощью психогимнастики....

Методическая разработка - "Планирование по обогащению игрового опыта детей для сюжетно-ролевых игр во 2 младшей группе"

В планирование включены экскурсии, дидактические игры, ознакомление с художественной литературой и т.д. Удобно использовать при написании календарного планирования....

Методическая разработка - "Перспективное планирование по обогащению игрового опыта детей для сюжетно-ролевой игры в средней группе"

В планирование входят экскурсии, ознакомление с художественной литературой, дидактические игры, пополнение сюжетно-ролевых игр новыми атрибутами, рассматривание дидактических материалов, слушание музы...

Сюжетно-ролевая игра «Городская жизнь. Выходной день в кафе» Вертикальное взаимодействие детей старшего и младшего дошкольного возраста

Вертикальное взаимодействие детей старшего и младшего дошкольного возраста.Цель: Создание условий для обогащения социальных знаний, способствовать межличностному общению старших и младших дошкольников...

Сюжетно-ролевая игра «Городской ПИКНИК» Игровое взаимодействие детей старшего и младшего дошкольного возраста

Игровое взаимодействие детей старшего и младшего дошкольного возраста.Цель: Развитие вертикального взаимодействия детей старшего и младшего дошкольного возраста....