Главные вкладки

    Выступление на семинаре для педагогов "Использование маркеров игрового пространства в развитии сюжетно- ролевой игры детей среднего дошкольного возраста"
    консультация (средняя группа) на тему

    Каратеева Ольга Павловна

    Воспитатель делится опытом с педагогами о том, какие маркеры применяет в работе с детьми среднего возраста, как они помогают в развитии игровой деятельности детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Выступление на семинаре для педагогов

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАРКЕРОВ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «

    Ключевые слова: сюжетно ‐ролевая игра, маркеры игрового пространства, ФГОС, предметно ‐развивающая среда. 

    Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

    игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

     Остановлюсь более подробно на игровой деятельности детей средней группы.

         Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские  годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем, не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов и биологов.  .Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности  сложившейся на определенном этапе развития общества.  Педагогические аспекты игры разрабатывались  в работах Н.П. Аникеевой, Н.К. Крупской, Л.В. Куликовой, А.С. Макаренко, Д.В. Менджерицкой, К.Д. Радиной, К.Д. Ушинского, И.И. Фришман, С.А. Шмакова и др. Ученые утверждают, что игра имеет социальную основу. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают нас в том, что они связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно- психологическими данными, был К.Д. Ушинский, который определил игру «как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых»  Окружающая ребенка действительность чрезвычайно многообразна, и по- этому в игре находят отражение лишь отдельные её стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, Д.В. Менжерицкой и др. показывают , что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой , воссоздающей отношения между людьми. Вопрос о том, что именно в окружающей ребенка действительности оказывает  влияние на ролевую игру, является одним из самых существенных вопросов детской психологии и дошкольной педагогики. Его решение может подвести к выяснению действительной природы ролевой игры, к решению вопроса о содержании ролей, которые берут на себя дети в игре. Таким образом, развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте за висит от множества факторов, одним из которых является организация предметно -игрового пространства и предметно – развивающей среды. Поэтому, основной задачей дошкольного учреждения является создание такой развивающей среды в группе, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом. Дошкольная педагогика  для его активного включения в разнообразные виды деятельности. Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства нового типа. Маркеры игрового пространства, представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет. Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку , в которой происходит игра. Это может быть дом-теремок; макет ракеты; рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п. В начале учебного года мы провели анализ существующих условий организации игровой деятельности детей дошкольного возраста, а также и игрового пространства группы., она не полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС). Игровая среда ,  как правило, не насыщенная, а скудная и стереотипная, маркеры игрового  пространства  мало используются педагогами для организации самостоятельной  игровой деятельности детей. Игрушки предметы в уголке не всегда отличались  реалистичностью, были сгруппированы по тематической направленности , чаще всего предлагались детям «вразброс». Игрушки трансформеры, лего (самолет автомобиль, робот ракета, дом, корабль и др.) в группе отсутствовали, что, на наш взгляд, препятствовало развитию разнообразных сюжетов детской игры. Игрушки персонажи для игр не отличались реалистичностью, в игровом уголке имелись куклы девочки в однообразной одежде. Наборы наручных и плоскостных фигурок персонажей (сказочных, из мультфильмов) также не нашли своего места в предметно-игровой среде. Кроме того, мы отметили, что при организации игровых зон не всегда учитывался гендерный подход к организации пред метно -игровой среды, больше было игрушек для девочек, чем для мальчиков. Игровой материал примитивен не всегда отвечает эстетическим требованиям. Таким образом, анализ среды в группе свидетельствовал о том, что игровая среда не полностью отвечает требованиям, предъявляемым  ФГОС дошкольного образования. Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей, целью которого  было изучение особенностей сюжетно-ролевой игры и уровня сформиро ванности  игровых навыков детей среднего дошкольного возраста, показало, что у детей преобладает средний и низкий уровень развития игровых навыков. Дети любят играть в ролевые игры, но не проявляют в них свой творческий замысел при использовании маркеров игрового пространства, в играх отсутствуют творчество и фантазия, в основном используют сюжеты, предлагаемые воспитателем. Поэтому возникла необходимость целенаправленной работы по развитию сюжетно -ролевой игры у детей в средней группе с использованием маркеров игрового  пространства.  Мы начали с изменения игровой среды в группе. Типы игрового материала: Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка:

    • зона познавательного развития (учебная);
    • мини-лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;
    • зона художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности, детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами, ''стеной'' творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.;
    • «лаборатория», которая содержит материал для проведения опытов;
    • театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями, ширмами;
    • зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;
    • в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями ООП имеются растения, животные, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;
    • игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства;
    • конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;
    • «уголок уединения»; для этого используются ширмы, нетрадиционно располагается мебель и оборудование ;
    • для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс, оборудование для физического развития детей, знаки и символы, подвижные перегородки.
    •  В средней группе предметно‐игровая среда была существенным образом изменена. Стабильные тематические зоны полностью уступили место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещались с места на место. Дети уже частично сами стали организовывать среду под замысел своих игр. Существенно были обновлены материалы для сюжетно‐ролевых игр. Ориетируясь  на рекомендации Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, мы вносили в игровую среду игрушки ‐предметы оперирования, которые: «с одной стороны, должны быть, всё более реалистическими, детализированными, более разнообразными по тематической направленности. С другой стороны, должна усиливаться  условность игрушек по параметрам размера и готовности: они должны быть соразмерны средним и мелким игрушкам‐ персонажам, по отношению к которым  осуществляются игровые действия» . Мы старались существенно обновить часть  игрушек‐ трансформеров,  сборно‐разборных игрушек. Включение дошкольников в общий процесс оформления среды способствовало развитию игровой активности дошкольников. Таким образом, пре- имущество созданной нами в группе среды оказалось в том, что появилась возможность  приобщать всех детей к активной самостоятельной игровой деятельности .
    • Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).

    "Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.

    "Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, макет ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).

    Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который в строгом смысле слова не может быть назван игровым материалом (он не предназначен для сюжетной игры впрямую), но который обслуживает игру. Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и т.п. Как и для сюжетной игры, материал для игры с правилами должен быть типизирован и подобран с учетом культурных форм игры с правилами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

    В должности заведующей работаю недавно, до этого я почти всю жизнь проработала воспитателем.  Считаю, что игра - основной вид деятельности детей в ДОУ. Предлагаю Вашему вниманию работу...

    Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

    Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, которая оказывает ...

    Методическая разработка "Деятельность педагога в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста"

    Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры для всес...

    Организация сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста

    Организация сюжетно-ролевой игрой детейсреднего дошкольного возраста...

    Некоторые аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.

    Некоторые аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.         Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, во...

    Консультация для воспитателей «Сюжетно – ролевые игры детей среднего дошкольного возраста».

    Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключаетсяНе в еѐ результатах, а в самом процессе....

    Выступление на педсовете на тему: «Роль воспитателя в развитии сюжетно – ролевой игры детей младшего дошкольного возраста».

    Выступление на педсовете на тему: «Роль воспитателя в развитии сюжетно – ролевой игры детей младшего дошкольного возраста».Дошкольное детство - это отрезок  жизни  реб...