КОНКУРС Игры – энергизаторы как средство формирования коммуникативных учебных действий у дошкольников.
картотека

Котова Светлана Анатольевна

Картотека игр для различных этапов деятельности с детьми. Энергизаторы - это особые игры и упражнения, которые снимают мышечное напряжение, улучшают общий эмоциональный настрой, активизируют внимание, закрепляют в игровой форме знания и навыки детей. Энергизаторы хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_energizatory.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры – энергизаторы как средство формирования коммуникативных  учебных действий у дошкольников.

Целевые ориентиры ФГОС на этапе завершения дошкольного образования предлагают социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка в коммуникативной сфере:

  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Обязательными условиями формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста являются:

  • Создание условий для личностного общения взрослого с детьми и детей друг с другом;
  • Обеспечение психологической безопасности путем безусловного принятия ребенка, безоценочности, стимулирования творческих проявлений, социально одобряемых способов самовыражения;
  • Активное использование наглядного материала, игровых приемов, заданий, обращенных к личному опыту.

Энергизаторы - это особые игры и упражнения, которые снимают мышечное напряжение, улучшают общий эмоциональный настрой, активизируют внимание, закрепляют в игровой форме знания и навыки детей. Энергизаторы хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использование энергизатора восстанавливается энергия группы, внимание снова привлекается к педагогу, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя активными, продолжают продуктивно работать. Энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятия, а также в ходе любых режимных моментов.

“Энергизаторы” - короткие многофункциональные упражнения, которые помогают участникам проявить различные способности:

  • телесно-кинестетические;
  • музыкально-ритмические;
  • визуально-пространственные;
  • межличностного общения.

Одни “Энергизаторы” применяются в основном для знакомства или для того, чтобы участники занятия лучше узнали друг друга. Они используются чаще всего в начале занятия. Другие предназначены для более тесного сплочения группы, демонстрации ответственности за свои действия и ответственности за безопасность и комфортные условия для других участников. Они позволяют продемонстрировать и почувствовать взаимную поддержку участников группы, испытать “чувство локтя”. Третьи способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки концентрации внимания, быстроты реакции. Четвертые служат для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы. Часто в ходе образовательной деятельности дошкольники  испытывают снижение энергии, затруднения с концентрацией внимания. Дети начинают отвлекаться. Средством преодоления спада энергии может служить короткое физическое упражнение, оживляющее активность группы, или упражнение-энергизатор.

Есть упражнения, в результате выполнения которых группа делится на определенное количество подгрупп или малых групп. Наконец, существуют упражнения для завершения занятия, дающие воспитанникам ощущение удовлетворения от занятия и проделанной ими работы. Многие “энергизаторы” часто выполняют сразу несколько функций, например, снимают напряжение и создают доброжелательную атмосферу, повышают энергетический потенциал участников и позволяют разделить учебную группу на подгруппы.

Энергизаторы позволяют решить ряд задач, помогая:

• быстрее и легче пройти начальные стадии формирования группы, когда происходит знакомство, установление контактов между участниками;

• сплотить группу;

• вовлечь участников в действие, повысить общую активность;

• снять напряженность и усталость;

• переключиться с одной темы или ситуации на другую;

• создать «мостик» для перехода к проработке новой темы;

• создать атмосферу открытости и сотрудничества;

• сформировать малые группы для последующей работы.

Используя игры-энергизаторы необходимо помнить:

• игра-энергизатор должна быть динамичной, соответствовать своей основной функции – «разогреву» участников. Динамичность может быть задана через двигательную или умственную активность участников. Игры, основанные на соревновании, следует использовать осторожно, чтобы не навредить групповой динамике;

• энергизатор должен быть интересен воспитанникам и приносить им удовлетворение. Поэтому следует иметь в своем арсенале игры разного типа, чтобы была возможность подобрать подходящую для каждой группы;

• энергизатор должен быть позитивным, не подразумевать возможности совершения участниками неуспешных действий или попадания в обидные, ущемляющие интересы ситуации;

• энергизатор должен вовлекать всех участников. Следует полностью исключить игры, в которых возможно выбывание участников;

• энергизатор должен быть коротким, обычно продолжительностью 3–5 минут и точно не более 10 минут;

• игра-энергизатор должна быть доступной для всех детей. Встречаются группы, где некоторые участники имеют физические или эмоциональные ограничения (например, не любят игры, в которых необходимо находиться близко или прикасаться друг к другу). В ходе игры энергизатор не должен ущемлять ни одного из участников;

• энергизаторы должны быть легкими для объяснения, понимания и участия;

• по возможности энергизаторы должны быть связанными с содержанием занятия, чтобы использовать их для перехода к следующей теме.

ИГРЫ-ЗНАКОМСТВА

«КЛУБОК»

Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувство ценности и самоценности.

Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями детей. Тот, кто начинает, предлагает тему. Например, «Я люблю, когда...», «Меня беспокоит...», «Когда я злой...», «Когда меня обижают...», «Я боюсь...», «Лучше всего я умею...» и др. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое (каждый раз можно менять образ, это может быть, например, животное, самолет, дерево и т.д.). Затем дети должны все вместе, не отпуская нить, обыграть этот образ. Главное, чтобы ниточка не порвалась.

«ДАВАЙТЕ ПОХЛОПАЕМ»

Игра помогает детям лучше узнать друг друга, почувствовать себя увереннее и комфортнее в малознакомой группе. Дети располагаются по кругу. Ведущий задает играющим различные вопросы (можно и шуточные). Например: «Кто когда-нибудь дома делал мороженое?», «кто хотя бы раз в жизни спасал кошку или собаку?», «Кто хотя бы раз в жизни сам зашивал себе дырку?» и др.

Дети, которые отвечают на предложенный вопрос утвердительно, встают, а остальные игроки громко им аплодируют. Необходимо, чтобы каждый ребенок встал хотя бы один раз. В дальнейшем можно предложить детям самим придумывать вопросы.

«ПАРОВОЗИК»

Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:

—  Я веселый паровозик Лена, а ты кто?

—  А я красивый вагончик Саша.

—  Поехали дальше вместе.

—  Поехали.

Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд

«ДРУЖНЫЙ ПОЕЗД»

Упражнение способствует развитию сплоченности группы. Дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).

Проползти под столом («Въехали в тоннель»).

Пробраться через «дремучий лес».

Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. «Провинившиеся вагончики» отправляются в депо и не участвуют в дальнейшем путешествии.

Лучше, если одновременно путешествуют два поезда. В этом случае тот поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»).

«ГОРЯЧИЙ СТУЛ»

В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает на нем место. Когда кто-то сидит на стуле, остальные, подходя к нему сзади, обращаются со следующими словами: «Больше всего мне в тебе нравится, что ты...» или «Ты лучше всех, потому что...» и т.д.

«МИР БЕЗ ТЕБЯ»

Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей. Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок – ему и будут предназначаться слова-комплименты. Все дети продолжают фразу, начатую воспитателем: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты...

«ЛАСКОВОЕ ИМЯ»

Каждому ребенку придумывается новое имя, начинающееся с первой буквы настоящего имени. Например, Лена – ласковая, любознательная.

 «ВСТАНЬТЕ ТЕ КТО…»

Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий без стула (то есть одного стула не хватает). Первый ведущий . Он говорит: «Встаньте те, кто…» и называет тот или иной признак. Например: «Встаньте те, кто в джинсах»; «Встаньте те, у кого хорошее настроение»; «Встаньте те, кто считает, что овладел техникой парафраза». Участники, которые считают, что названный признак к ним относится, встают со своих стульев и меняются местами. Ведущий стремится сесть на один из освободившихся стульев. В любом случае, поскольку стульев на один меньше, чем участников, кто-то остается «лишним». Он и будет следующим ведущим.

ИГРЫ-РАЗМИНКИ

 «ЗООПАРК»

Дети превращаются в животных, в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями («в клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он показывает. После того как всех узнали, «клетки» открываются, и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.

«РАЗМИНКА»

Участники встают в круг. Воспитатель просит каждого загадать кого-нибудь из группы. Затем он дает команду всем ребятам одновременно обежать три раза вокруг того, кого они загадали.

ИГРЫ-ОПТИМИЗАТОРЫ

 «КОРОВЫ, СОБАКИ, КОШКИ»

Установление контакта, умение внимательно слушать друг друга. Можно использовать эту игру в начале занятия или при переходе к новому этапу работы.

«Пожалуйста, разойдитесь по группе. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь. Теперь закройте глаза. Через минуту вы должны будете «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят» так же, как вы. Вы можете перемещаться, двигаясь навстречу друг другу».

 «ДОТРОНЬСЯ ДО…»

Ведущий называет признак (например, «дотронься до белого… золотого… приятного…»). Все участники должны быстро найти и дотронуться до того, что обладает данным признаком. Правила – дотрагиваться надо только на людях, а не на себе. Последний, кто дотронулся, становится ведущим.

«ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ»

Ведущий называет часть тела (например, «ладонь к ладони», «плечо к плечу», «ухо к уху»). Дети должны найти пару и в паре соприкоснуться соответствующими частями тела.

Энергизатор «Двое рисуют одним карандашом»

Объедините детей в пары. Дайте каждой паре лист бумаги и карандаш.

Задание: партнеры в парах, не договариваясь заранее, молча, держа вдвоем один карандаш, должны нарисовать на листе бумаги произвольный рисунок.

Задайте вопросы:

-    Что вы нарисовали?

-    Как вы решали, кто будет лидировать?

Упражнение направлено на повышение сплоченности, развитие умения взаимодействовать с партнером.

Энергнзатор «Телетайп» 
Участники встают в круг, держась за руки.

Ведущий легким незаметным пожатием руки посылает справа стоящему участнику «телеграмму», которая передается им дальше по кругу.

Упражнение «Хлопки»

Цель - упражнение-энергизатор, поднятие настроения участников.

Инструкция: встаньте в круг, по команде начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом, делаем только один хлопок. Первый раз, как пробный вариант, второй на время.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...

"Игры - тренажеры как средство формирования временных представлений у дошкольников»

Данные игры – тренажеры можно использовать  во время   непосредственной  образовательной деятельности , во время образовательной деятельности в режиме дня,  а также на разных ...

Игры-эстафеты как средство совершенствования двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста.

Игры-эстафеты как средство совершенствования двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста....

Статья "Детская лаборатория как средство формирования познавательных действий ребёнка дошкольного возраста"

Данная статья рекомендована для печатания в сборник материалов XXI Всероссийской научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: дети третьего тысячелетия" (г.Красноярск)...