«Легоконструирование как средство формирования познавательных действий, становления сознания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
презентация на тему

Зенукова Инна Владимировна

Легоконструирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_avgustovskuyu_konferentsiyu.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на августовскую конференцию

«Легоконструирование  как средство формирования познавательных действий, становления сознания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Детский сад- это маленький мир со своими событиями.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

Детский сад находится в поиске нового содержания образования, познавательного, понятного и увлекательного для ребенка и востребованного заказчиками. Все участники образовательных отношений стоят на пути выбора. Детский сад моделирует вариативное пространство, для того, чтобы занять определенную нишу в образовательной среде. Родители выбирают качество услуг. А дети выбирают интерес. Механизм, обеспечивающий возможность выбора для всех – игра. Игра, безусловно, понятный и интересный вид деятельности для всех. Нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, способствующие формированию у детей познавательных, коммуникативных навыков, установлению межличностных отношений.

Только в игре ребенок познает с удовольствием, а новый материал запоминает надолго. Игра движет обучением. Обучаясь легко, ребенок легко усваивает новые формы.

Практика в нашем Детском саду показывает, что на успешность образования влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность.

Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.
Дошкольное образование – это краеугольный камень в развитии личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладывается то, что потом станет фундаментом для успешного обучения в школе, фундаментом для счастливого будущего малыша.
Кубик ЛЕГО – это простой и практико-ориентированный инструмент для активного, креативного и вдохновляющего обучения. Потому что, играя в ЛЕГО, дети создают свой собственный и познают окружающий их мир.
Глубокая внутренняя мотивация детей – это ключ к проведению успешного и эффективного занятия. Система обучения ЛЕГО основана на примерах из реальной жизни и практическом подходе к получению знаний идеально подходит для эффективной мотивации детей 21 века. Возможность получения практического опыта как нельзя лучше мотивирует детей. Когда дети получают возможность решать реальные проблемы и задачи, используя предложенный инструментарий для создания и демонстрации своих собственных решений, они берут процесс обучения в свои руки. ЛЕГО – технология предлагает эффективные образовательные инструменты, разработанные, чтобы пробуждать у детей естественное любопытство и желание исследовать, изобретать и вновь открывать для себя этот удивительный мир.
Стратегию деятельностного обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.

Задачи легоконструирования в МКДОУ «Д/с №21» п.Солнце направлены на:

-Расширение представлений о способах моделирования построек из конструктора«LEGO» и их вариативного использования в игровой деятельности;

созданию интереса к проектированию конструкций из «LEGO»;

накоплению и расширению словаря,используя тактильный и зрительный анализаторы;

развитию тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук; координированной работы рук со зрительным восприятием;

развитию творческой активности, фантазии, пространственного мышления, умения воплощать свои идеи в художественный образ;

созданию благоприятных условий развитие свободного межличностного общения с взрослыми и сверстниками;

-воспитанию уважительного отношения к продукту деятельности.
В основу легоконструирования заложены следующие основные педагогические принципы:
• Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
• Принцип научной обоснованности и практической применимости.
• Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
• Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

  • принцип обратной связи для закрепления правильных двигательных действий.
  • принцип проектирования, конструирования и создания ситуации развивающей и воспитывающей деятельности


Какие подходы мы используем к  формированию ЛЕГО – конструирование».
• Реализация специфической для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
• Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Помимо традиционных методик обучения, в последнее время все шире используется LEGO – технологии. В силу своей универсальности LEGO - конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре. А даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: созидает предметы, мир и жизнь. А используя детали не одного, а двух и более наборов LEGO, можно собрать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжет игры. В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребенка, игрушками LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Из – за многофункциональности игрушки побуждающей их к новым экспериментам, дети не теряют интереса к игре, что стимулирует их физическую и умственную деятельность.

Применение конструкторов LEGO позволяет существенно повысить мотивацию воспитанников, организовать их творческую и познавательно - исследовательскую работу. А также позволяет дошкольникам в форме познавательной игры реализовать свои идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.

Чтобы обучение конструктивно – игровой деятельности с LEGO было в подлинном смысле развивающем и в дальнейшем конструктор LEGO мог использовать в ННОД, оно должно быть построено с учетом особенностей мотивации деятельности ребенка дошкольного возраста, также особенностей его психического развития.

В процессе конструктивно – игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно – тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. Это позволяет с самых первых занятий оказывать развивающее воздействие на детей дошкольного возраста.

Созданные LEGO постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, играх театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки, а также имеются элементы творчества.

Объекты, смоделированные из деталей LEGO, могут также быть направлены на удовлетворение эстетических потребностей детей. Например, в качестве поделок –украшений они делали подарки для мамы к восьмому Марта, или игрушки – украшения на ёлку к Новому году. Так же LEGO можно использовать и в изобразительной деятельности.

Применение дидактических упражнений с использованием LEGO – элементов достаточно эффективно при формировании элементарных математических представлений, при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром.

Деятельностный характер технологического образования, направленность содержания на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет формировать у ребят способность ориентироваться в окружающем мире и подготовить их к продолжению образования в учебных заведениях любого типа.

Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательно –исследовательское развитие, умение и желание трудиться, ставить цели и выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу.

Вместе с тем, LEGO - конструирование эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. Таким образом, LEGO - конструирование теснейшим образом связано с реализацией всех направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Литература

1. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. -М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с

2. Т. В. Лусс. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью Лего

3. Комарова. Л. Г. «Строим из LECO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LECO) М.:»ЛИНКА- ПРЕСС», 2001-88с

4.Кузнецова Н. В. Использование ЛЕГО ДАКТА как многофункциональной

педагогической технологии/ Электронный ресурс http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/ispolzovanie-

lego-dakta-kak-mnogofunkcionalnoy-pedagogicheskoy-tehnologii

5.Кузнецова О. В. Лего в детском саду/ Электронный ресурс http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?page_id=390

6.Лусс Т.С. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности удетей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-104с.: ил.-(Коррекционнаяпедагогика).

7.Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в

детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.–М. Издательский центр Академия, 2002.–192 с.

8.РоманинаВ.И. Занятия по конструированию с детьми 3-4 лет.Методическое пособие.-М.:Классикс Стиль, 2003.-40 с.

9.Фешина Е.В.Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов.-М.: изд. Сфера,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...

Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...

Мини-музеи как средство познавательного и творческого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ОД.

   Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста всегда вызывает интерес ученых, исследователей , психологов.В реферате отражена тема знакомства детей дошкольного воз...

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий...

Самообразование «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого ра...

Значение работы по формированию звуковой культуры речи с дошкольниками в условиях реализации ФГОС

Статья рассказывает о средствах интонационной выразительности и развитии звуковой культуры речи у дошкольников. Приводятся примеры, используемых упражнений и интерактивных игр....