Детская метеорологическая станция как средство формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа)

Полетаева Олеся Леонидовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Белоярский детский сад «Огонёк»

 

«Детская метеорологическая станция как средство формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста»

Составитель:

Полетаева Олеся Леонидовна

2020 г.

Детство это радостная пора открытий. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. У дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов. Познание окружающего мира должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «детская метеорологическая станция как средство формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста». 

Таким образом, продолжая работу в данном направлении, мы поставили перед собой цель: создание социальной ситуации для развития познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию системы работы на метеостанции. Гипотеза исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если будет использоваться комплекс мероприятий по ознакомлению с окружающим миром включающий: игры, исследования, проекты, составление рассказов.              

Деятельность, организованная на метеостанции позволяет решать следующие образовательные задачи:

  1. Организовать опытно–исследовательскую деятельность детей на метеостанции для систематического наблюдения за погодой, по средством игры.
  2. Учить детей с помощью знаков, символов фиксировать свои наблюдения в календарях погоды.
  3. Знакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером, барометром, солнечными часами.
  4. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать. Находить, делать выводы и умозаключения.
  5. Формировать представления о четырех частях света; воспитывать бережное отношение к природе.

Метеоролог это специалист, который работает на метеорологической станции, осуществляет сбор сведений о процессах в атмосфере, анализирует полученную информацию и составляет прогноз погоды. Прогнозы метеорологов используют в самых различных целях: для сельского хозяйства (чтобы знать, когда сажать, собирать урожай), для авиации (чтобы знать, когда безопасно лететь самолетам), в судоходстве (чтобы уберечь корабли и пароходы от штормов и ураганов). А еще прогнозы помогают людям, так как, мы должны знать, как одеться, будет ли дождь, не ожидается ли ураганный ветер.

Мы с ребятами сначала наблюдаем за небом и облачностью, определяем какая погода (солнечная, пасмурная, есть облака или нет). Сверяем наше наблюдение с природным барометром (еловой веточкой, если веточка смотрит на верх значит погода солнечная, если по середине - облачная, если опустилась - пасмурная). Потом мы определяем температуру воздуха с помощью термометра. Компас для определения сторон света. Все это оборудование хранится в метеобудке. Дождемер, выполнен из пластиковой бутылки. В передней части закреплена линейка, для измерения колличества осадков. По солнечным часам мы определяем примерное время.

Все снятые показания мы заносим в групповой дневник наблюдений.

Анализируя промежуточные результаты, я пришла к выводу, что деятельность детей на метеоплощадке повышает уровень их познавательного развития: они стали более наблюдательны, любознательны, стали больше задавать вопросов, интересоваться причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Так же эта работа улучшает практические навыки пользования метеорологическими приборами и фиксации результата наблюдений.

Перспективный план работы на метеостанции:

Название мероприятия

цельмероприятия

Форма проведения

Что такое погода?

Подпроект

«Кому

нужно знать прогноз

погоды?»

Знакомить с погодными явлениями.

Формировать

элементарные

представления о погоде и значении ее в

жизни человека

Знакомить детей с метеорологией, как

наукой и профессией метеоролога.

Презентация.

Беседа,

загадки, дидактическая игра «Назови погодное

явление». Чтение книги «Как

меняется погода?».

П. Волцит., Г.Граубин

Что такое

метеоплощадка?

Познакомить с метеоплощадкой и её

оборудованием.

Занятие на метеоплощадке,

Народные приметы и

загадки о природных

явлениях

Знакомить с приметами, которые могут

предсказать погоду

.

Беседа с испо

льзованием

картотеки

«Погода по

народным приметам»

«Загадки о природных явлениях»

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить детей с анемометром, для определения скорости ветра.


Дидактическая игра «Как появляется ветер?»

Знакомство с метеобудкой и

термометром

Познакомить детей с назначением

метеорологической будкой, строением

термометра и упражнять детей в снятии

показаний температуры воздуха

Совместное обследование метеобудки.

Практическое

снятие

показаний термометра.

Работа на метеоплощадке

со стендом «Календарь погоды». Ведение дневника

погоды.

Игры-эксперименты

с опорой на книгу «Природа в

занимательных экспериментах» С. Хьюитт.

Измерение осадков

Уточнить, что называют осад

ками.

Познакомить с дождемером, снегомером и делениями

Ведение дневника погоды.

Путешествие по плану экологической тропы на

территории детского сада

Что такое компас?


Формировать у детей представление о частях света, познакомить воспитанников с компасом

Дидактическая игра «Что такое компас?»

Работа на метеоплощадке

Закрепление знания о метеоприборах, выработать знания их использования

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений.

Таким образом, метеоплощадка обладает большими образовательными возможностями для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Дошкольники получили элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека. Приобрели навыки использования приборов - помощников для наблюдений и определения погоды. Имеют простейшие представления о температуре воздуха, о силе и направлении ветра, об осадках в разные времена года. Знакомы с приметами, пословицами, поговорками о погоде. Имеют простейшие представления о метеорологии, как науки и профессии метеоролога. 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»

Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности,  в частности – к экспериментированию....

Развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста через применение игровых технологий.

Обобщение передового педагогического опыта по формированию у старших дошкольников логического мышления посредством использования в образовательном процессе занимательного материала....

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Особенности применения робототехники как средства формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на раннее развитие прикладных навыков. Все популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого во...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...