Отчет по самообразованию "Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
материал (старшая группа)

Мицурина Юлия Сергеевна

отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ключевский «Детский сад №1 «Аленушка» комбинированного вида» Ключевского района Алтайского края

.

Отчет по самообразованию

Воспитателя старшей группы «Чебурашка»

Мицуриной Юлии Сергеевны

Тема: «Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

на 2018-2019 учебный год

2019 г.

ВВЕДЕНИЕ

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребёнка

вылива е т с я живит е льный пото к

представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Интеллектуальное развитие дошкольника - важнейшая составная часть

его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей

жизни, это формирование познавательных интересов, накопление

разнообразных знаний и умений, овладение речью. Умственные способности

– это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту

усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для

решения разнообразных задач.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в

процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его

внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д.

кроме того, игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту

способ усвоения общественного опыта.

В игре дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций, сам

принимает разные роли. Играя, дети совершенствуют восприятие, память,

воображение, мышление, двигательные способности.

Под познавательными способностями детей старшего дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи считают, что познавательные способности являются одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Работая по теме самообразования попытаемся доказать ещё раз, что

развивающие игры оказывают на детей большое влияние в умственном

развитии. Они все направлены на то чтобы ребенок постоянно мыслил,

учился решать некоторые задачи, находить верные решения. Помимо этого у

детей развиваются такие качества, как целеустремлённость, старание и так далее, формируются навыки активной самостоятельной деятельности.

        Тема самообразования – «Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

        Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

         Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной

проблеме;

2. Изучить игровые технологии для осуществления образовательной

деятельности детей дошкольного возраста;

3. Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по

развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста;

4. Использовать разработанный материал в ходе осуществления

образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Условия реализации:

В группе «Чебурашка» - старший  дошкольный возраст 5-6 лет.

Применение:

Применять элементы развивающих игр для развития познавательных способностей дошкольников в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.

Представлена  поэтапность развивающих игр для познавательного развития детей. Подобран и систематизирован материал для достижения цели.

Этапы работы по теме самообразования:

1) Организационно-диагностический этап (Изучение нормативных

документов, планирование работы на год, диагностика интеллектуального

развития детей, подборка методической литературы на год).

2) Теоретический этап (изучение и анализ имеющейся по теме

самообразования методической литературы)

3) Практический этап (посещение открытых мероприятий коллег с

последующим анализом, проведение развивающих игр с детьми, составление картотеки, изготовление дидактических игр, работа с родителями).

4) Заключительный этап (подведение итогов, обобщение опыта по теме

самообразования)

Ожидаемые результаты:

Дети:

• Учатся анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классификацировать;

• Развивается способность к воображению;

• Проявляют интерес к занятиям;

• Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

*Развивается инициатива, самостоятельность, способность к самореализации и саморазвитию.

Родители:

• Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

• Повышение компетентности родителей при выборе игр.

Срок работы по теме самообразования: 2года

Дата начала работы над темой 1.09.2018 г.

Дата окончания работы над темой – 31.05.2020 г.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая

Таблица № 1

Блоки

Дидактические игры

Цель

Дидактические игры, направленные на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности.

Собери в корзину

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, сравнение двух групп предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний.

Выставка игрушек

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, сопоставление определенного количества предметов с цифрами, составление числа из единиц и их двух меньших.

Кто больше запомнит

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, закрепление у детей умения зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развитие зрительного внимания, памяти.

Рыбки

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10 и учить различать вопросы: «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.

Скажи правильно

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, умение различать вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.

Красивый узор

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату - ритмичному чередованию величин.

Где фигура?

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Дидактические игры, направленные на развитие самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений.

Кто быстрее найдет предмет?

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.

Дорога в школу

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности; развитие умения ориентироваться в открытом пространстве, развитие памяти, умение составлять схему пути.

Что мы делаем?

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь;

Дни недели по порядку

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений закреплять название дней недели.

Живая неделя

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; закрепить умение называть дни недели по порядку.

Вчера, сегодня, завтра

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Сравнение предметов

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; развитие умения сравнивать предметы между собой, находить четыре сходства и различия.

Встань на место

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Дидактические игры, направленные на развитие познавательной позиции, вопросительно – исследовательской деятельности.

Подели яблоко поровну

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на умение правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Скажи наоборот

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование у детей первоначальных измерительных умений. Умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры

Узнай по описанию

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование у детей первоначальных измерительных умений.

Сравни и запомни

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий; учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Кто быстрее назовет?

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; упражнять в счете предметов.

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

1 этап

Организационно-диагностический

начало учебного года

Выявление у детей уровня сформированности познавательных процессов на начало учебного года

Стартовый мониторинг в начале учебного года

Взаимодействие с учителем-психологом Романовой Ю.С.

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы с детьми на новый учебный год по теме самообразования

Подборка материала для разработки плана по самообразованию на 2018-2019 учебный год

Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения в старшей группе»

Проведение консультации для родителей «Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников»

Проведение анкеты для родителей «Игра в жизни ребенка»

II этап

Теоретически-практический

в течении года

Создание картотеки развивающих игр

Изготовление дидактических игр и демонстрационного материала

Проведение игр с детьми

Консультация учителя-психолога

«Все о познавательном развитии детей»

Посещение открытых занятий с последующим анализом

Изучение современной педагогической теории игры и взглядов различных педагогов на ее роль в умственном развитии детей

Изучение методических разработок, имеющихся в методическом кабинете детского сада

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самообразования

Проведение консультаций, индивидуальных бесед с родителями.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

III этап

Заключительный

конец учебного года

Итоговый мониторинг

Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете

Оформление работы в полном варианте

Информирование родителей о достижениях детей за год

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

6. «Играем в числа» — серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с  С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

11. Ю.А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ.

11. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М. 2009. - 152 с.

12. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 240 с.

13. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2008.258с

14. Овчарова Р.В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. - Архангельск, 2009.

15. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2006.192с.

16. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2012. - 228 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр

Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр...