ИКТ как средство развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Чаусова Наталья Валентиновна

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ  как средство развития

познавательных способностей

у детей старшего дошкольного возраста

1 . Слайд              Для методической разработки программы мною выбран раздел «Познавательное развитие дошкольников». ( Образовательная область «ФЭМП»)

Образовательная программа предусматривает задачу формирования у детей приемов умственной деятельности, творческого мышления, развитие познавательных способностей. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой развития ребенка.

Следует выделить недостаточное использование разнообразных методов и приемов для успешного развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Применение информационно-коммуникативных технологий открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности, способствующие познавательному развитию ребенка.

Сегодня применение информационно - коммуникативных технологий можно считать теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка.

Таким образом  актуальность использования  ИКТ очевидна.

Это и определило выбор темы работы:

 «  ИКТ  как средство развития познавательных способностей

у детей старшего дошкольного возраста при формировании элементарных математических представлений »

2. Слайд  В периодической печати уже на протяжении нескольких лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.

В основу использования компьютерных технологий в отечественной

педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С.Выготским,  А.В. Запорожцем,  П.Я.Гальериным,  Д.Б.Элькониным и др.

Исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, и в целом личности ребенка (С. Новоселова. И. Пашелите, и др.)

3. Слайд          Для первоначального     уровня     сформированности

познавательного интереса к математической деятельности, я использовала методику диагностирования, разработанную профессором 3. А. Михайловой.

Показатели познавательного интереса представлены на слайде:

        -  частота выбора игр математического содержания в неделю,

        -  уровень самостоятельности и активности ребенка в игре,

       -  уровень развития речи при общении детей друг с другом во время  игры.

Для проведения диагностики были использованы два вида игр; игры математического содержания («Сложи узор» и «Уникуб») и игры нематематического содержания (конструктор «Мой город» и пазлы «Сложи сказку»).

4. слайд   Наблюдения проводились за детьми групп «Радуга» и «Знайки» в течении недели, данные фиксировались в протоколе. Выявлено, что большинство детей имеют низкий и средний уровни познавательного интереса к математике.

Результаты наблюдений представлены на слайде.

Уровни сформированности познавательного познавательного

  интереса к математической деятельности, (3.А.Михайлова)

C:\Users\Ирина\Desktop\высокий.jpg

5. Слайд 

        Данная проблема позволила поставить цель и задачи моей работы:

     Цель работы: повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления  с ФЭМП с применением  информационно-коммуникативных технологий.

           Задачи:

-Формирование умения решать проблемно-поисковые, игровые   задачи в процессе формирования элементарных математических представлений, используя ИКТ.

-Создание условий для развития самостоятельной познавательной деятельности.

-Развитие воображения, логического мышления, внимания, зрительной памяти.

6. Слайд            Ожидаемые результаты.

 При  использовании ИКТ для развития познавательного интереса дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.

Сформируется активное отношение дошкольников к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.

Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.

Т.о. использование ИКТ будет способствовать развитию таких интегративных качеств как:

- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.        

- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.        

-Овладевший необходимыми умениями и навыками        .

7. Слайд                     Информационные ресурсы

В своей работе я использую пособия:

- Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

 - П.А. Ломакин, А.В. Севостьянов «Электронные презентации своими руками»

                 Интернет-ресурсы:

  1. http://doshvozrast.ru/

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

  1. http://pedsovet.su/

Педсовет.su  Сообщество взаимопомощи учителей.

  1.  http://www.uchportal.ru/

Учительский портал

Электронные пособия:

- « Арифметика-малышка» ( Уроки тетушки Совы»)

- « Занимательная геометрия» ( Хочу все знать)

- « Веселые уроки»

8. Слайд 

При организации образовательного процесса  я стремлюсь к тому, чтобы прослеживалась логическая взаимосвязь между интегрируемыми образовательными областями: коммуникация, художественное творчество, физическая культура и музыка.

9. Слайд

Одним из наиболее удобных и эффективных форм использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации.

Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности,

        Самые несложные презентации созданные в приложении Microsoft Offise Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком.

Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

 Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее.

Однако необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность организовать самостоятельную познавательно-игровую математическую деятельность, в которой ребёнок выступает как своеобразный исследователь, то презентацию стараюсь не использовать.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Слайд          Активно   использую  ИКТ и в работе с родителями.

В повседневной деятельности делаем фото- и видеозаписи, из которых составляем фото-коллажи, слайд-шоу, представляемые на родительских собраниях. Это позволяет родителям заглянуть в мир своего ребёнка, не пропустить важные моменты его развития.

На родительских собраниях, беседах и консультациях даю конкретные рекомендации обратить внимание на развивающие игры в сети Интернет, которые можно использовать дома с целью развития познавательного интереса к математике. Показываю практические приемы работы с ними.

Провожу открытый просмотр  для родителей разных видов деятельности, в том числе и ФЭМП с использованием ИКТ. 

На следующих слайдах представлены показатели эффективности  моей методической разработки:

Слайд   1 показатель  - Положительная динамика развития познавательной

                                          активности детей.

C:\Users\Ирина\Desktop\высокий1.jpg

В этом можно убедиться, рассмотрев сравнительные диаграммы развития детей группы « Радуга» и группы « Знайка» до использования ИКТ и с использованием ИКТ .

Если посмотреть на  нее то видно:

1. Высокий уровень развития познавательной активности показали в группе «Радуга» -36% , в группе «Знайки» -20%

2. Улучшили свои результаты, показав средний уровень развития познавательной активности в группе «Радуга» -55%, а в группе «Знайка 65%.

3, На низком уровне остались -9 % в одной и в другой группе- 15%

Наблюдения за детьми группы « Радуга», свидетельствуют о том, что

значительно возрос уровень сформированности познавательного интереса к

математической деятельности во время НОД с применением ИКТ.

15_Слайд

2 показатель - Это участие детей в интеллектуальных конкурсах,

Ежегодное участие детей в районной интеллектуальной мини -олимпиаде « Я готов учиться в школе». Совместно с логопедом была подготовлена команда ребят, которые стали победителями.

16 Слайд Участие в детском международном Конкурсе «КвадроАкадемия»

Официальный сайт Конкурса в Интернете: http://квадроакадемия.квадрачукия.рф/    (участие в дистанционных

 олимпиадах и конкурсах)

Слайд    3 показатель - 

Продуктом моей работы является « Копилка авторских  мультимедийных презентаций»  по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного, которые могут использовать другие педагоги.

  Путешествие по сказкам:

  • « Путешествие в страну математики»
  • « Путешествие к Деду Морозу»
  • « Школа Смешариков»
  • « В гостях у Лунтика»
  • « Помогите Золушке»
  • «Гуси –лебеди»
  • « Спасите принцессу»

          Развивающие игры и упражнения для детей 

  • "Найди цифру"
  • "Сколько?"
  • "Устный счет"
  • "Лишняя фигура"
  • "Найди фигуру"

Слайд   4 показатель    

Опыт работы по использованию ИКТ с целью повышения уровня познавательной активности дошкольников в процессе ФЭМП с применением информационно-коммуникативных технологий был представлен на Интернет сайте « Дошколенок» и « Мааам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совместное творчество родителей и детей как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста"

Социализация ребенка дошкольного возраста - явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания, самопознания и саморазвития. Семья и детский сад...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"

Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....

Статья на тему: "Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"

quot;Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...