Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?
проект по окружающему миру (старшая группа)

Полюх Нина Владимировна

Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Проектная деятельность в экологическом образовании дошкольников на основе интересов детей и благодаря их активному участию в планировании и реализации всех этапах проекта, стимулирует интерес к природе, позволяет овладеть определенной системой знаний и применить их на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Грубская Е.А., МБДОУ детский сад № 127» «Берёзка», заместитель заведующего.

Полюх Н.В., МБДОУ детский сад № 127 « Берёзка», воспитатель, 1КК.

В настоящее время одной из главных задач современного дошкольного образования является поиск и внедрение современных педагогических технологий, которые бы позволяли обеспечить создание личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющих ребёнку успешно адаптироваться в современной социокультурной среде.

Считаем, что для полного раскрытия индивидуальной личности, стремящейся к самопознанию и развитию, современных детей будет уместно использование проектных педагогических технологий, что сможет обеспечить высокий уровень развития познавательной активности, любознательности воспитанников и обновления содержания образования. Это стало одним из показателей в определении темы программы развития нашего учреждения.

Педагогическим коллективом нашего ДОО разработана на 2018-2023 гг. и реализуется программа развития «Управление проектной деятельностью в ДОО как средство повышения качества дошкольного образования».При разработке программы был использован проектно-целевой метод, когда каждая задача преобразовывается в целевой проект: «Проектные компетенции педагога ДОО», «Обновление содержания образования», «Сотрудничество с родителями», «Оценка качества ДОО». Совокупность проектов образует собой двигатель развития нашей образовательной организации, каждый проект имеет свою систему целей и задач, систему мероприятий, сроки реализации и ресурсы. Совокупность результатов этих проектов составляют общий результат программы.

Коснемся, одного из направлений программы развития «Обновление содержания образования», в рамках которогопедагогами учреждения осуществляется деятельность по творческому осмыслению нового содержания учебно-воспитательного материала, поиску более эффективных путей, форм и методов трудового, нравственного, эстетического, экологического и физического воспитания своих воспитанников на основепроектной деятельности и освоения проектной технологии педагогами.

Педагогическим коллективом учреждения было выдвинуто не мало идей по организации проектной деятельности с детьми. Это и проживание тематических недель, определенных в календарно-тематическом плане, в формате проекта, и организация проектной деятельности, связанной только непосредственно с краеведческим компонентом. Но учитывая, что руководство проектной деятельностью дошкольников требует от педагога достаточно сложной подготовки, а кроме краеведческого компонента, у детей имеются интересы и потребности в самых разнообразных направлениях, нами была определена необходимость создания творческих групп педагогов по организации проектной деятельности в детском саду различной направленности.

Выделены следующие направления по Е.С. Евдокимовой:

- ребенок и семья;

- ребенок и природа;

- ребенок и рукотворный мир;

- ребенок и общество и его культурные ценности.

«Дети дошкольного возраста, организованные во временные коллективы для решения конкретной задачи или составления проекта, переключающиеся с работы в группе на индивидуальную и самостоятельную работу» [1, С.6] - таковы, с точки зрения Н.Е. Вераксы, некоторые признаки современного ДОУ, в котором педагог будет стремиться организовать для детей такую атмосферу обучения, в которой бы они полнее раскрыли свой внутренний мир в процессе общения  друг  с другом, были бы индивидуально свободны в процессе коллективного сотворчества, достигали успеха и чувствовали себя комфортно рядом друг с другом.

«...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную опознавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр» Л.В.Свирская [4, С.9].

 При организации проектов в ДОУ мы руководствуемся методиками В.А. Деркунской, позволяющей внедрять проектную деятельность с младшего дошкольного возраста, Н.Е. Вераксы, используемой со старшими дошкольниками.

Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Проектная деятельность в экологическом образовании дошкольников на основе интересов детей и благодаря их активному участию в планировании и реализации всех этапах проекта, стимулирует интерес к природе, позволяет овладеть определенной системой знаний и применить их на практике.

Направление «ребенок и природа» в свою очередь делится на группы: живая природа («Природа родного края», «Животные и растения Красной книги», «Домашние и дикие животные», «Домашние питомцы» и т.д.); не живая природа («Планета земля – планета в опасности», «Явления природы», «Опасности неживой природы» и т.д.).

Предлагаем вашему вниманию пример реализации экологического проекта «Домашние питомцы».

Тесный контакт с природой – хорошая школа воспитания у детей чувства доброты, справедливости, милосердия и чуткости. Прививать ребенку эти качества нужно с раннего детства, потом может быть поздно.

 Дети очень любознательны. Им интересно каждое живое существо. Все малыши тянутся к братьям нашим меньшим. Ведь сочувствие - важная часть воспитания. Отношение к животному, словно лакмусовая бумажка, показывает, как ребенок будет себя вести, если получит власть над слабым существом. Дети, которые милосердны к питомцам, более открыты и тактичны в общении с людьми. Они высоко ценят близких,  дорожат общением и не проявляют жестокость. Поэтому так важно научить ребенка защищать даже самое невзрачное животное.

     Конечно, чтобы привить детям любовь к братьям нашим меньшим, вовсе не обязательно заводить четвероногих друзей. Этого можно достичь, подкармливая зимой птиц, наблюдая за животными в природе, выращивая в саду растения для насекомых.

Совместно с детьми мы решили реализовать проект, посвященный домашним питомцам. На первом этапе мы с детьми вспомнили, каких животных или птиц люди чаще всего заводят дома. После обсуждений с детьми, выяснилось, что всё-таки очень многие дети хотят завести домашнего питомца, и очень часто именно собаку. Ведь собаки — лучшие друзья, преданные и верные.  Они скрашивают житейские будни своих хозяев. Забота и любовь этим животным будет принята с благодарностью и возвращена сторицей.

     Мы часто можем слышать выражения о том, что «Собака - верный друг», «Собака - самый преданный друг»…. Но что ты знаем о собаках? Какую пользу они приносят людям? Почему, собака- это единственное животное, которое люди называют ДРУГОМ?

Именно для того, чтобы дети могли глубже узнать о том, какую огромную пользу людям приносят эти четвероногие друзья, мы и решили создать подпроект, который так и назвали «Собака – друг человека.  Почему так говорят?» Цель, которого заключалась в создании условий для совместной проектной деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с особенностями собак разных пород. В соответствии с поставленной целью определены задачи для всех участников проекта:

Для педагогов:

- расширять знания детей о домашних питомцев, особенностях их внешнего вида, поведения, повадках, условиях содержания, о безопасном поведении с животными;

- формировать интерес к познавательной деятельности;

-  развивать любознательность, инициативность и активность каждого ребенка;

- развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, развивать творческое воображение и память;

-  воспитывать доброе отношение к животным, соблюдая при этом правила обращения с ними;

- помочь родителям осознать ценность участия в проектной деятельности.

Для детей:

-  выяснить какие особенности имеют различные домашние питомцы, какую пользу приносят, чем отличаются друг от друга;

- найти интересные факты о домашних питомцах;

- проявить самостоятельность и любознательность в поиске информации о домашних питомцах;

- самостоятельно или с помощью взрослого фиксировать полученную информацию в исследовательские альбомы;

- создать исследовательский альбом по изучаемой проблеме.

Для родителей:

- стать партнером для своего ребенка в поиске информации о домашних питомцах и фиксации полученных результатов исследования в альбом.

В основе  реализации нашего проекта мы использовали методику Вераксы, которая предполагает прохождение нескольких этапов проекта.

Погружаясь на наш проект, в первую очередь необходимо было выявить степень информированности детей по данной теме.  Это сделать очень удобно, используя модель трёх вопросов.   Выясняем: «Что мы знаем о собаках?», «Что хотим узнать?» и «Что нам нужно сделать, чтобы узнать?»

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нам нужно  сделать, чтобы узнать?

  • Собака – домашнее животное. (Саша Ш.)
  • Может защищать людей и дом.(Алёна С.)
  • Собака может служить человеку. Помогают полиции ( Лёня П.)
  • .Быстро бегают

 ( Кристина Ш.)

  • Собаки используют зубы, как мы руки (Илья Б.)
  • Собаки могут выполнять команды (Полина Ж.)
  • У собаки острые зубы (Алина Д.)
  • Собаки бывают разных пород (Кирилл С.)
  • Почему собаки так быстро могут бегать?
  • Почему у них такие острые и крепкие зубы?
  • Почему они умеют плавать?
  • Откуда они появились?
  • Какие бывают породы собак?
  • Какие собаки самые большие?
  • Что еще умеют собаки?
  • В энциклопедии посмотреть;
  • В интернете посмотреть;
  • Сходить в библиотеку, посмотреть в книжках
  • Спросить у мамы или у взрослых

В процессе реализации нашего проекта детям необходимо было найти информацию по тем вопросам, которые их интересовали. Для удобства, детям были даны так называемые «альбомы исследователей», в которых дети сами выбирали вопросы, на которые они будут искать ответы. Дети их заполняли самостоятельно или при помощи взрослых. Без сомнений, в первую очередь,  главный источник информации – это взрослый. Результаты своей поисково-исследовательской деятельности дети помещали в альбом (зарисовывали, а родители помогали - писали комментарии).   Далее,  совместно с родителями, дети подготовили рассказ – сообщение о своем домашнем любимце – собаке (у кого есть собака). Интересно, что у всех детей собаки были совершенно разных пород, тем интереснее было о них послушать. Дети рассказывали об особенностях поведения собак, их предпочтениях в еде, характере и многое другое. В группе просматривали   фото- и видео-презентации об отдельных группах собак, которые можно разделить по назначению (служебные, охотничьи, декоративные и др.) В организованной образовательной деятельности мы читали художественную литературу о собаках, составляли описательные рассказы,а также посвящали им свою изобразительную деятельность. Далее, следуя методике, мы отправились за знаниями в библиотеку. Для нас подготовили интересный, познавательный материал, а также увлекательную викторину, в которой дети могли блеснуть своими знаниями о собаках. После посещения библиотеки, дети снова фиксировали информацию в своих альбомах.

Итак, в процессе изучения пород собак, их особенностей, пользы человеку, мы определяли отдельные критерии, которые уже могли зафиксировать в виде картинок- символов. Или, иначе говоря, кодировали информацию. Тем самым, используя различные символы, дети могли описать разные породы собак. Таким образом, используя карточки символы, детям было легче составить небольшой, но достаточно полный рассказ о любой изученной породе, начиная с ее внешнего  вида, и заканчивая ролью (значением) в жизни человека. Таким образом, мы составили интеллект – карту, используя картинки – символы.

По завершению нашего проекта, были созданы журналы «Что я знаю о собаках?» «Я и моя собака», «Такие разные собаки» (о породах собак), «Собака- друг и помощник»; коллекция карточек- подсказок для детей «Породы собак». С детьми мы оформили фотовыставку «Моя собака - мой верный друг». И, конечно, как итог, особо важные документы детской поисковой деятельности - «альбомы исследователей», которые дети презентовали альбомы друг другу, а также ребятам из другой группы.

Подобная проектная деятельность детям очень понравилась, и мы решили продолжать двигаться в том  направлении – узнаем больше о  домашних питомцах. Итак, мы решили опросить детей, какие домашние любимцы есть у них дома. Как оказалось, кроме собак, у некоторых детей живут кошки, хомяки, черепахи и  рыбки. И дети охотно предложили о них рассказать. Для начала, мы попросили детей нарисовать  своих домашних любимцев. Но, к сожалению, не у каждого ребенка дома есть питомец, поэтому мы предложили нарисовать, кого бы они хотели завести. Итак, дети с охотой изображали на бумаге своего питомца. Это стало вторым шагом в большом проекте «Наши домашние- питомцы. Что мы можем узнать о них?» Итак, нам предстояло выяснить, «Что мы знаем об этих домашних животных?», «Что бы хотели узнать?» и, конечно, «Где нам найти нужную информацию?» Учитывая, что домашних питомцев не мало, мы посвящали одному животному одну неделю. В выходные дни дети совместно с родителями искали ответы на интересующие вопросы, дети заполняли альбомы, а также зарисовывали ответы; и, конечно, готовили небольшое сообщение о своем домашнем любимце. Приносили книги, которые дети с удовольствием рассматривали, интересную информацию читали, а полученные данные фиксировали в «исследовательские альбомы». В свою очередь, мы, в рамках организованной и совместной деятельности, преподносили интересный материал об обсуждаемом животном. Так в рамках проектной деятельности мы изучили кошек, их повадки и особенности; узнали больше о хомяках и черепахах; дети  рассказали, какие аквариумные рыбки есть и как за ними ухаживать; о попугайчиках  мы  также совместно искали информацию. Дети выступали со своими сообщениями, сопровождая рассказ фотографиями своих домашних любимцев. Таким образом, мы знакомились со всеми домашними питомцами.

Поскольку дети уже имеют опыт работы с картинками- символами, нам удавалось легко подбирать картинки, подходящие для характеристики определенного вида домашнего питомца. Таким образом, подводя итог пройденной темы, мы фиксировали особенности карточками- символами еще и на интеллект – карте, а также обсуждали содержание подготовленных детьми альбомов. Данным образом, мы выясняли, нашли ли дети в процессе своей поисково - исследовательской деятельности ответы на поставленные вопросы.

По завершению изучения каждого из выделенных домашних питомцев, нами была создана интеллект - карта, которая, благодаря карточкам - подсказкам, может помочь охарактеризовать домашнего питомца.

После оформления интеллект – карт каждого отдельного вида, мы решили создать одну общую интеллект- карту по всем изученным домашним питомцам. А также у нас пополнилась коллекция «альбомов исследователей».

Таким образом, считаем, что проектная деятельность с детьми позволяет обеспечить формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции дошкольников, как в формировании экологической культуры, так и в других направлениях дошкольного образования.

Список используемой литературы:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016. – 64с.

2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 208с.

3. Кондратьева Н.Н. Теоретические основы программы экологического воспитания дошкольников/Н.Н.Кондратьева. – СПб.:Мозаика-Синтез.

4. Михайлова-Свирская Л.В.: Метод проектов в образовательной работе детского сада: Пособие для педагогов ДОО. ФГОС Жанр: Учебные пособия. Издательство: Просвещение, 2015.

5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/С. Н. Николаева. - М.: Педагогика.

                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №127 «Березка» (МБДОУ г. Иркутска детский сад № 127 «Березка») _________________________________________________________________________________ (664009, г. Иркутск, ул. Советская, д.117, тел.: 27-12-84 ) Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Грубская Елена Александровна, заместитель заведующего Полюх Нина Владимировна, воспитатель

Слайд 2

Особенности ФГОС ДО: индивидуализация образования; поддержка детской инициативы, самостоятельности и любознательности; насыщенность развивающей предметно-пространственной среды; общение педагога и детей строится по принципу "Не рядом и не над, а вместе!" Проектная деятельность

Слайд 3

Программа развития « Управление проектной деятельностью в ДОО как средство повышения качества дошкольного образования » н а 2018-2023 гг. «Проектные компетенции педагога ДОО » «Обновление содержания образования » «Сотрудничество с родителями » «Оценка качества ДОО »

Слайд 4

Программа развития « Управление проектной деятельностью в ДОО как средство повышения качества дошкольного образования » н а 2018-2023 гг. «Обновление содержания образования » творческое осмысление нового содержания поиск эффективных путей, форм и методов освоение проектной технологии педагогами

Слайд 5

Направления проектной деятельности по Е.С. Евдокимовой: ребенок и семья ; ребенок и природа ; ребенок и рукотворный мир ; ребенок и общество и его культурные ценности .

Слайд 6

«...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную опознавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр» Л.В. Свирская

Слайд 7

Используемые методики проектной д еятельности дошкольников: Деркунская В.А. Веракса Н.Е.

Слайд 8

Направление «ребенок и природа» « Природа родного края » «Животные и растения Красной книги » «Домашние и дикие животные», «Домашние питомцы» и т.д. « Планета земля – планета в опасности » «Явления природы » « Опасности неживой природы» и т.д . Живая природа Неживая природа

Слайд 9

Экологический проект «Домашние питомцы. Что мы о них знаем?»

Слайд 10

Все малыши тянутся к братьям нашим меньшим. Дети, которые милосердны к питомцам: Более открыты и тактичны в общении с людьми Высоко ценят близких Дорожат общением и не проявляют жестокость. Поэтому важно научить ребенка защищать и заботиться даже о самом маленьком животном! Важно привить детям любовь к братьям нашим меньшим. Мы решили побольше узнать о таких разных домашних питомцах !

Слайд 11

С кого начать?

Слайд 12

Подпроект «Собака - друг человека. Почему так говорят?» Цель проекта: Создать условия для совместной деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с особенностями собак разных пород.

Слайд 13

Задачи для всех участников проекта: Для педагогов : - расширять знания детей о домашних питомцев, особенностях их внешнего вида, поведения, повадках, условиях содержания, о безопасном поведении с животными; - формировать интерес к познавательной деятельности; - развивать любознательность, инициативность и активность каждого ребенка; - развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, развивать творческое воображение и память; - воспитывать доброе отношение к животным, соблюдая при этом правила обращения с ними; - помочь родителям осознать ценность участия в проектной деятельности. Для детей: - выяснить какие особенности имеют различные домашние питомцы, какую пользу приносят, чем отличаются друг от друга; - найти интересные факты о домашних питомцах; - проявить самостоятельность и любознательность в поиске информации о домашних питомцах; - самостоятельно или с помощью взрослого фиксировать полученную информацию в исследовательские альбомы; - создать исследовательский альбом по изучаемой проблеме. Для родителей: - стать партнером для своего ребенка в поиске информации о домашних питомцах и фиксации полученных результатов исследования в альбом.

Слайд 14

В основе проекта использовали методику Вераксы . Модель трёх вопросов. Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать? Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нам нужно сделать, чтобы узнать? Собака – домашнее животное. (Саша Ш.) Может защищать людей и дом.(Алёна С.) Собака может служить человеку. Помогают полиции ( Лёня П.) .Быстро бегают ( Кристина Ш.) Собаки используют зубы, как мы руки (Илья Б.) Собаки могут выполнять команды (Полина Ж.) У собаки острые зубы (Алина Д.) Собаки бывают разных пород ( Кирилл С.) Почему собаки так быстро могут бегать? Почему у них такие острые и крепкие зубы? Почему они умеют плавать? Откуда они появились? Какие бывают породы собак? Какие собаки самые большие? Что еще умеют собаки? В энциклопедии посмотреть; В интернете посмотреть; Сходить в библиотеку, посмотреть в книжках Спросить у мамы или у взрослых

Слайд 15

Использование «Альбома исследователя»

Слайд 16

Сообщения о своих домашних любимцах

Слайд 17

Изобразительная творческая продуктивная д е я т е л ь н о с т ь

Слайд 18

За знаниями в библиотеку.

Слайд 19

Создание картинок – символов и Интеллект – карты

Слайд 20

Создание журналов: «Наши четвероногие друзья», «Дети и собаки», «Породы собак», а также фотовыставка «Я и моя собака»

Слайд 21

Подпроект «Наши домашние питомцы. Что мы о них можем узнать?» Зарисуем своих домашних любимцев. И снова Три вопроса: 1.Что мы знаем об этих домашних животных? 2.Что бы хотели узнать? 3. Где нам найти нужную информацию?

Слайд 22

Дети приносили книги, показывали альбомы с найденной информацией. Пополнялась наша библиотека

Слайд 23

И снова дети рассказывали о своих домашних питомцах и о их повадках

Слайд 24

Создавали интеллект –карты по домашним питомцам с помощью карточек- символов.

Слайд 25

После командной работы, дети рассказывали о выбранном питомце

Слайд 26

Интеллект – карта «Домашние питомцы» ( с карточками-символами)

Слайд 27

«Альбомы исследователей»

Слайд 28

«Альбомы исследователей»

Слайд 29

Таким образом, мы считаем, что Проектная деятельность с детьми позволяет обеспечить формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции дошкольников, как в формировании экологической культуры, так и других направлениях дошкольного образования.

Слайд 30

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?

Название проекта:  «Собака - друг человека». Почему так говорят?

Выполнила:  воспитатель  МБДОУ детский сад № 127 «Березка»

Полюх Нина Владимировна

Актуальность проекта:

     Тесный контакт с природой – хорошая школа воспитания у детей чувства доброты, справедливости, милосердия и чуткости. Если вы не привьете ребенку эти качества в самом раннем возрасте, то потом будет поздно.

     Дети любознательны. Им интересно каждое живое существо. Все малыши тянутся к братьям нашим меньшим. Ведь сочувствие - важная часть воспитания. Отношение к животному, словно лакмусовая бумажка, показывает, как ребенок будет себя вести, если получит власть над слабым существом. Дети, которые милосердны к питомцам, более открыты и тактичны в общении с людьми. Они высоко ценят близких,  дорожат общением и не проявляют жестокость. Поэтому так важно научить ребенка защищать даже самое невзрачное животное.

     Но чтобы привить детям любовь к братьям нашим меньшим, вовсе не обязательно заводить четвероногих друзей. Этого можно достичь, подкармливая зимой птиц, наблюдая за животными в природе, выращивая в саду растения для насекомых.

     И все-таки очень многие дети хотят завести домашнего питомца, и очень часто именно собаку. Ведь собаки — лучшие друзья, преданные и верные.  Они скрашивают житейские будни своих хозяев. Забота и любовь этим животным будет принята с благодарностью и возвращена сторицей.

     Мы часто можем слышать выражения о том, что «Собака - верный друг», «Собака - самый преданный друг»…. Но что ты знаем о собаках? Какую пользу они приносят людям? Почему, собака- это единственное животное, которое люди называют ДРУГОМ?

     Данный проект создан именно для того, чтобы дети могли глубже узнать о том, какую огромную пользу людям приносят эти четвероногие друзья.

Вид проекта:  

Познавательно- исследовательский, краткосрочный.

Участники проекта:

воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Место проведения: детский сад

Сроки реализации: 2 недели  (17.03 - 31.03)

Цель проекта:

- познакомить детей старшего дошкольного возраста с особенностями собак разных пород

Задачи проекта:

Образовательные:

 - Расширять знания детей о породах собак, особенностях их внешнего вида, поведения, повадках, условиях содержания;

- Познакомить с понятиями «служебная собак», дрессировка. Обогащать словарный запас.

- Расширять знания детей о безопасном поведении с животными.

Развивающие:

- Формировать интерес  к познавательной деятельности

- Развивать любознательность участников проекта

- Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, развивать творческое воображение и память

Воспитательные:

- Воспитывать заботливое и ответственное отношение к домашним животным.

- Формировать  доброе отношение  к животным, соблюдая при этом правила обращения с ними.

Продукты проекта:

  • Оформление коллажа  «Такие разные собаки»,
  • Фотовыставка  « Моя собака -  мой верный друг»
  • Выставка детских рисунков « Собаки, они такие разные»
  • Создание альбома  «Породы собак» (совместная работа, родители, дети, воспитатель)
  • Создание коллекции карточек- подсказок для детей « Породы собак».
  •  «Обратное письмо» от родителей. (рефлексия)

Вид итогового мероприятия :

Развлечение:  Викторина «Что мы знаем о собаках?».

Содержание деятельности

Названия форм организованной деятельности

Игровая деятельность:

Дидактические игры:

Дидактическая игра разрезные картинки «Сложи собаку».

Дидактические игры: «Угадай породу собаки», «Наши помощники», «Придумай кличку», «Четвертый лишний».

Сюжетные игры:

 Сюжетно-ролевая игра «Спасатели»,

«Ветеринарная клиника», «Пропала собака».

Подвижные игры:

 Физминутка «Щенок»

 Подвижная игра «Лохматый пёс»,           Подвижная игра «Волк во рву»,

 Подвижная игра «Собака и котята».

Игровые упражнения

 «Собака», «Дрессировщик», «Хозяин с собакой».

Игры-путешествия

 Игра – путешествие «Путешествие в собачий город».

Игры-драматизации,

 Игровые сюжетные ситуации «Прогулка с собакой на улице», «Поездка в транспорте с собакой»

Настольно-печатные игры

 Лото «Собаки», игра  «Подбери по силуэту».

Пальчиковые игры

 Пальчиковая гимнастика « Собачка».

Познавательная деятельность

Наблюдение за собакой

 Наблюдение за собакой на прогулке.

Просмотр видео- презентации « Собаки. Поведение собак в разных ситуациях».

Просмотр видеозаписи от родителей детей « Моя собака».

Экскурсия или целевая прогулка

 Экскурсия в библиотеку с целью ознакомления с литературой о домашних животных – собаках (сказки, рассказы, энциклопедии).

Рассматривание

Рассматривание книг, картин,  наглядных пособий по теме

Рассказ воспитателя:

 Рассказ  «Как собака стала домашним животным».

Просмотр диафильмов и кинофильмов, видеофильмов, электронных презентаций

Показ презентации «Породы собак», « Как собака помогает человеку?»

«Интересные факты о собаках»

Просмотр мультфильмов про собак.

«Каштанка»;
«Бременские музыканты»;
«Котенок по имени Гав»;
«Волшебник изумрудного города»;
«Бюро находок»,
«Малыш и Карлсон»;
«Лев и собачка»;

Коммуникативная деятельность

Беседы

Познавательные беседы на темы:

  • Как человек приручил собаку?
  • «Собака – друг человека. Почему так говорят?
  • «Как собаки помогали на войне»;
    «Собаки- поводыри»;
    «Собаки- спасатели»;
    «Кто такие кинологи?»;
    «Служебные собаки».
  •  «Нужно ли воспитывать собаку?»
  • «Собаки – помощники. Какие способности есть у собак?»

Беседы ОБЖ:

  • « Почему собаки кусаются?»
  • Рассматривание  и беседа по картине «Собака  с  щенятами».
  • Этические беседы:
    «Если бы я нашел щенка»;
    «Как ухаживать за собакой»;
    «Как помочь бездомным собакам».

Ситуативные разговоры

Решение проблемных ситуаций, связанных с правилами  поведения при общении с собакой:

  • Как вести себя, если встретил бездомную собаку?
  • Можно ли трогать собаку, когда она ест?
  • Как понять, что собака недовольна?
  • Чего нельзя делать при общении с собакой?

Чтение художественной литературы:

Стихотворения:

Сказки:

Рассказы

  • Чтение художественной литературы и стихотворений:
  • Т. Новицкая «Дворняжка»,
  • «Как собака друга искала» (мордовская сказка),        
  • Г.Остер «Середина сосиски»,    
  • Лев Толстой «Пожарные собаки»,

«Лев   и собачка»,         

  • З. Александрова «Дозор»,
  • С.Маршак «Пудель»,
  • В Чаплина « Наш друг- собака»,
  • Д.Крылов «Слон и Моська» (басня).

Разучивание

Разучивание стихотворения В. Левина «Гулял по улице щенок…»

Составление творческих рассказов на темы:

 Составление рассказа из личного опыта «Собака в нашем доме», « Моя любимая собака», «Мой верный друг».

Изобразительная деятельность

Рисование

«Собака с щенком», «Мой питомец» или «Породы собак»

 (На выбор детей)

Лепка

 Лепка «Собака», «Собака с щенком» (на выбор)

Обрывная аппликация

« Будка для собаки»

Конструктивная деятельность:

Конструирование из строительного материала

 Конструирование из строительного материала « Построим будки для собак»

Конструирование из бумаги  

Оригами «Дружок»

Музыкальная деятельность

Слушание

Прослушивание песен «Пропала собака», муз.  В.Шаинского,

«Не дразните собак», муз. Е. Птичкина, сл. М.Пляцковской.

Слушание звуков собак: лай, рычание, поскуливание, вой

Взаимодействие  с родителями

  • изготовление «открытого письма», афиша,  анкетирование.
  • Участие в поисках информации, иллюстрированного материала, познавательной литературы о собаках.
  • Беседа с детьми «Осторожно, злая собака!»
  • Консультация для родителей на тему «Роль домашнего животного в жизни  ребенка».
  • Составление совместно с детьми описательного рассказа о своем домашнем питомце.

Подведение итогов:

  • У детей обогатились и систематизировались знания о собаке как о друге и помощнике человека;
  • У детей проявился интерес к собакам;
  • Дети различают и называют породы собак;
  • Знают и применяют правила безопасного поведения с животными;
    У детей обогатился словарный запас, умеют рассказывать о питомцах;
    научились ухаживать за собаками;
  • заботливо и ответственно относятся к домашним питомцам.
  • Знают правила безопасного поведения,  и правильного поведения с собакой в обществе.



Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Такие разные собаки».

Цель: создание интеллект-карты на основе собранной информации о породах собак в ходе познавательно-исследовательской деятельности

Задачи:

- обобщить и систематизировать представления оразнообразии пород собак,

- обсудить ключевые направления и оформление интеллект-карты;

- структурировать иллюстрации по направлениям и согласовать их композиционное расположение;

- сотрудничать со сверстниками в ходе создания интеллект-карты;

- закрепить в речи названия пород собак (пекинес, хаски, сенбернар, чихуахуа, золотистый ретривер);

- отрабатывать навыки оценивания совместнойдеятельности на занятии.

Оборудование: ватман, иллюстрации и разрезные картинки по информационным блокам, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о породах собак, ООД по ознакомлению с породами собак, тематические беседы, дидактические игры, направленные на накопление знаний по теме, чтение художественной литературы, виртуальная экскурсия «Собаки – верные друзья, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность по поиску информации об особенностях пород, изобразительная деятельность детей, кодирование информации о породах собак в картинки-символы.

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность

Культурно-смысловой контекст: создание интеллект-карты «Собаки бывают разные» для уголка познавательно-исследовательской деятельности.

Ход занятия

План занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Организационный этап

Приветствие

Введение в ситуацию

Актуализация знаний и умений

Динамическая пауза

Выполнение деятельности

Рефлексия

Звучат звуки природы.

Проводит упражнение на приветствие.

Обращает внимание собранные иллюстрации о различных породах собак.

Задает вопрос: «Как можно использовать представленные иллюстрации?»

Побуждает детей к созданию интеллект- карты, уже знакомой для них форме работы.

«Мозговой штурм»

  1. Собаки, какие они?
  2. Что вы знаете о породах собак?
  3. В чем особенности каждой породы? (размер, форма ушей, группа, особенности шерсти, двигательная активность)

Предлагает посмотреть на картинки-символы и произвести расшифровку информации (закодированной ранее)

Предлагает вспомнить способы составления карты.

Предлагает объединиться в группы с помощью разрезных картинок по информационным блокам: пекинес, хаски, сенбернар, чихуахуа, золотистый ретривер.

Физкультминутка

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке. (Руки сложить ладонями друг к другу: к правой, а затем левой щеке.)

А у щетки половой

Палка есть над головой. (Руки поднимаем вверх и соединяем над головой.)

Палка — щелк щенков с плеча, (Хлопок по плечам.)

Два щенка ушли пища. (Обойти вокруг своего стула и сесть на него.)

Организует деятельность детей.

Координирует деятельность групп по оформлению каждого блока.

Побуждает к мыслительной деятельности через акцентные вопросы.

Предлагает представить созданную интеллект – карту и найти место для ее размещения.

-Ребята, чем мы сегодня с Вами занимались? Зачем мы это делали? Что нам помогло достичь цели? Что Вам запомнилось больше всего? Что было самым трудным.

Встаем в круг. Приветствуем друг друга действиями.

Проявляют эмоции. Рассматривают макет, иллюстрации.

Рассуждают, предлагают свои варианты применения собранных иллюстраций и определяют основную идею создания интеллект-карты.

Активно участвуют в беседе, размышляют, задают вопросы

Предлагают ассоциативно появившиеся идеи.

Устанавливают ассоциативные связи, декодируют информацию на карточках-символах.

Воспроизводят в памяти алгоритм составления карты.

Берут по одной детали разрезных картинок, из частей собирают целое, таким образом распределяются по группам.

Выполняют движения, согласно тексту

Договариваются о цвете информационных блоках и распределении в них иллюстраций, закрашивают их карандашами.

Отбирают иллюстрации в соответствии информационным блокам, обрезают картинки, приклеивают на ватман в соответствии с ранее согласованной композицией.

Каждая подгруппа представляет свой информационный блок.

Размышляют предлагают свои варианты размещения карты.

Участвуют в беседе. Делятся своими впечатлениями.

Дают оценку своей деятельности.

Создать благоприятную атмосферу, снять напряжение.

Сформулировать 2-3 варианта применения собранных иллюстраций.

Определить цель деятельности

Актуализировать знания об отличительных особенностях собак разных пород.

Определить количество информационных блоков.

Установить ассоциативные связи.

Распределится по группам.

Создать благоприятную атмосферу, снять напряжение.

Общение детей и взрослых в диалоге и совместной деятельности.

Отработка навыков аккуратного наклеивания иллюстраций, пользования ножницами.

Установить взаимосвязь иллюстраций в каждом информационном блоке.

Обобщить собранную информацию

Выразить свое отношение к происходящей деятельности

Сформулировать не менее одного условия, которое позволило достичь цели


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Собака - друг человека"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема:«Собака – друг человека»    ...

Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического                     ...

Технология использования природоохранных акций как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях ...

Программа саомразвития на 2015-2018 года по теме: "Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО"

ФГОС ДО особое внимание уделяет поисково-исследовательской деятельности. В данной программе представлены формы организации педагогической деятельности, эффективные методы и приемы для изучения поисков...

Статья. "Проектная деятельность, как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста"

В настоящее время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием...

Проектная деятельность как средство поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Презентационный материал отражающий кружковую работу с детьми старшего дошкольного возраста по проектно - исследовательской деятельности...

Презентация " Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Цель: формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и д...