Технология использования природоохранных акций как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
методическая разработка на тему

Михайлина Любовь Валерьевна
Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях образования в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей.Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_aktsii_i_prazdniki.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Технология использования природоохранных акций как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Содержание

  1. Паспорт программы …………………………………………………3
  2. Пояснительная записка………………………………………………5
  3. Содержание технологии……………………………………………..13
  4. Показатели развития детей …..…………………………………….17
  5. Перспективно-тематическое планирование

проведения природоохранных акций ……………………………...19

  1. Методика проведения природоохранных акций………………….22
  2. Педагогический мониторинг ………………………………………. 44

Список литературы……………………………………………………… 51

Паспорт Программы

Наименование.

Природоохранные акции как средство формирования начал экологической культуры дошкольников.

Основания для разработки.

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Концепция модернизации российского образования до 2010 года;
  • Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра»;
  • Закон ХМАО – Югры «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в ХМАО - Югре»;
  • Закон ХМАО - Югры «Об экологическом образовании населения ХМАО»;
  •  Концепции экологического образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югра;

Комплексная программа развития образования ХМАО-Югры на 2004-2007 гг.

Заказчик.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 71 «Радость».

Основные разработчики.

Михайлина Любовь Валерьевна, воспитатель.

Цель.

Формирование основ экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи.

Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников экологических представлений.

Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.

Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях образования в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей.

Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты реализации технологии.

  • Показатель уровня сформированности у дошкольников экологических представлений составит 98%.
  • Будут созданы оптимальные условия (программно-методические, кадровые, материально-технические, финансово-экономические) для формирования заботливого, бережного отношения к природе.
  • Будет расширена сфера взаимодействия дошкольного учреждения с образовательными учреждениями города по направлению «Внедрение регионального компонента образовательного стандарта «Экология»
  • Компетентность педагогов в вопросах экологического образования дошкольников увеличится до 100%
  • Доля  родителей, вовлеченных в природоохранную деятельность увеличиться на 25%.

      Пояснительная записка.

         В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечество, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальных проблем современности.

         Динамические изменения в современной жизни, интенсивное освоение природы  и многочисленные нарушения природного равновесия стали источником цивилизационных проблем, которые сегодня принято называть экологическими.

         Особо остро экологические проблемы стоят в северных городах, к которым относится город Нижневартовск Ханты – Мансийского автономного округа. Огромные запасы нефти и газа, бурно идущие процессы их освоения на территории округа, резко возросший уровень жилищно-промышленного строительства, оказывает отрицательное воздействие на природные экологические системы. Ухудшается здоровье населения, проблемы благоустройства северных городов приобретают исключительно важное социальное, экологическое и экономическое значение и требуют комплексного подхода к их решению.

         В этих условиях особенно важным становится развитие экологического образования, целью которого является формирование экологических ориентаций личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека  с природой, обеспечивающего его выражение и развитие. Эта цель согласуется с идеалом  воспитания и всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.  Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выражения и социального выражения прогресса личности.

         Наиболее благоприятным периодом для решения экологических образовательных задач является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от взрослых.

         Экологическое образование детей - это актуальная область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой происходит в настоящее время.

          Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.

         Целью экологического образования детей является формирования начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

        Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

         Основная задача экологического образования – формирование у дошкольников  экологического сознания, отношения к живому, которое должно базироваться на его чувственно-эмоциональном опыте, имеющем биологические и социокультурные источники. Содержание формируемых мотивационных основ: положительно-эмоциональное отношение к живому, понимание его самоценности, признание его права на существование, принятие на себя ответственности за него по праву более умного и сильного, стремление защитить.

 Новизна. Деятельностный подход в экологическом образовании является одним из важнейших принципов. Он формирует познавательные, практические и творческие способности детей, развивает логическое мышление, наблюдательность, самостоятельность, умение проявлять активность в решении поставленных задач. Установлено, что деятельность – основное средство и решающее условие развития личности.

         Деятельность – это целесообразное преобразование людьми окружающей действительности. Преобразуя природу, человек преобразует самого себя, проявляясь как субъект своего развития.

         Г.А.Ягодин отмечал, что «экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения, навыки, это мировоззрение….. Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение». Принцип деятельности в отношениях «ребенок-природа» реализуется в процессе проведения природоохранных акций - одной из эффективных инновационных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста, которые расширяют рамки экологической деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми в социально значимых мероприятиях, направленных на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.

       Природоохранные акции являются комплексными мероприятиями, они имеют некоторую протяженность во времени. В процессе подготовки и проведения акций  дети вместе с взрослыми (педагогами и родителями) приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально), участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей - это делает такую форму работы особенно ценной.

         Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.

         Данная программа направлена на решение задач экологического образования и разработана на основе программы «Экология для малышей Е.В.Гончаровой в рамках внедрения регионального компонента образовательного стандарта «Экология».

Программа составлена с учётом межпредметных связей, что позволяет наиболее полно раскрыть содержание курса.

«Познавательное развитие» -  где дети знакомятся с окружающим миром, природой родного края, климатическими особенностями региона, правилами поведения в природе

 «Музыкальное воспитание» – где разучиваются музыкальные произведения с экологическим содержанием, проводятся экологические праздники.

«Художественно-речевая деятельность», в процессе которой дети знакомятся с литературными произведениями, основу которых составляет любовь к природе, с видами и жанрами устного народного творчества:  потешками, пословицами, поговорками, сказками, загадками о природе, народными приметами и др.

«Изодеятельность», где дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства с целью воспитания эстетического вкуса (любование природой), развития умения отобразить в рисунке свое отношение к окружающему миру.

Цель данной технологии - формирование осознанно-правильного (заботливого, бережного) отношения дошкольников к объектам живой и неживой природы.

Задачи:

  1. Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников экологических представлений.
  1. Расширять и углублять представления детей о многообразии животного и растительного мира, сезонных изменениях в природе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
  2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру природы.
  3.  Формировать у дошкольников мотив к углубленному изучению природы родного края, к занятиям научно-исследовательской и природоохранной деятельности.
  4. Формировать у дошкольников понятие о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе.

  1. Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.
  1. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
  2. Развивать нравственно-эстетическое отношение к природе.
  3. Развивать у дошкольников способность осознавать последствия своей деятельности при взаимодействии с природой.
  4. Акцентировать внимание детей на эколого-биологических проблемах окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

  1. Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях образования в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей.
  1. Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования.
  2. Интеграция культурного и личностно0ориентированного опыта, создающего условия для целостного развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, с учетом его способностей, склонностей, интересов и состояния здоровья.

  1. Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.
  1. Формировать социально-активную жизненную позицию детей, педагогов и родителей в решении экологических проблем и охраны природы.
  2.  Повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах экологического образования.

      Решение указанных задач основывается на следующих принципах:

  1. Регионализация – данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к образованию позволяет дать сформировать представления дошкольников о зависимости здоровья от состояния окружающей среды, вовлечь их в посильную практическую деятельность в вопросах оздоровления.
  2. Гуманизм – идея разумности и гуманности человека, сообщества людей. Разумность как качество, присущее людям – способность думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к своему здоровью.
  3. Непрерывность – формирование устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование практических навыков и умений решать проблемы, связанные с состоянием здоровья.
  4. Целостность – формирование у дошкольников целостного понимания сущности здоровья как основной ценности жизни, интеграция знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
  5. Научность – можно выделить две группы идей: естественно-научные – освоение знаний, обеспечивающих формирование основ сознания и поведения дошкольников; педагогические – формирование базисных структур личности (сознание, деятельность, отношение).
  6. Системность – природа на земле обладает качеством системности. Человек, как и любой другой живой организм, представляется как система с соответствующей структурой и функциями.
  7. Преемственность – преемственность между возрастными категориями, а также - в детском саду закладывается фундамента для дальнейшего формирования представлений о здоровье человека и предупреждения заболеваний.
  8. Стимулирование активной деятельности – практическая деятельность по укреплению и сохранению здоровья. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребенка в вопросах здорового образа жизни.
  9. Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;
  10. Средовой подход, т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды в развитии личности ребенка;
  11. Природосообразность – воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту

         Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников основной материал дается с помощью наглядных и практических методов и приемов образования:

- Циклические наблюдения;

- игры, викторины;

- прием разрешения проблемных ситуаций;

- труд в природе;

- провокационные ситуации;

- беседы;

- экологическое проектирование.

Формы работы с дошкольниками в процессе проведения природоохранных акций:

- НОД;

- познавательные минутки;

- целевые прогулки;

- экскурсии;

- чтение художественной литературы;

- выставки детских работ;

- художественное творчество;

- развлечения и досуги.

Содержание технологии.

         Данная технология представляет собой единую систему взаимосвязанных тем (акций), которые учитывают возрастные особенности детей и раскрывают при этом многообразные связи познавательного развития, нравственно-эстетического воспитания с окружающим миром природы, в котором живет и взрослый человек и ребенок.

Особенностью курса является выделение специального времени на непосредственно образовательную деятельность, направленного на реализацию задач экологического образования.

         Программа предусматривает проведение 6 природоохранных акций.

         Проводимые в ДОУ природоохранные акции приурочены к датам, событиям: например Новый год, День Земли, День птиц и другие.

         Основные требования к проведению акций заключаются в следующем:

- в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;

- акции – это «игра - всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых;

- обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

          Содержание, цели и задачи акций различны, но все они направлены на сохранение объектов природы и оптимизацию взаимоотношения человека и природы.

         Данная технология является средством развития творческих способностей, ума, души и сердца ребенка, приобщения его к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми по защите природы.

Методика проведения акций. Этапы реализации.

Этапы.

Организационный.

Проектировочный Адаптационно-коммуникативный.

Содержание деятельности

Определение темы акции, разработка основных блоков акции, сценариев, проектов, анкет.

Определение группы организаторов, ведущих.

Используемые формы работы

Разделение организаторов по микрогруппам в соответствии с основными блоками акции.

Информационно-обучающий

Содержание деятельности

Ознакомление со спецификой проведения акций как эффективной формой деятельности; наглядная демонстрация возможностей акции; разработка организации и проведение акции.

Используемые формы работы

Родительские клубы, инструктивно-методические совещания, заседания творческих групп

Деятельностный

Подготовка необходимого обеспечения акции.

Содержание деятельности

Обучающий блок, целью которого является предоставление наиболее полной достоверной информации по тематике акции и демонстрация различных аспектов рассматриваемой проблемы.

Используемые формы работы

Социологические опросы, наглядная информационная агитация.

Реализация основных блоков акции

Проблемный блок.

Целью, которого является постановка и обсуждение проблемных вопросов,  включая детей и родителей в позицию активных участников, развитие умений делать разумный выбор.

Используемые формы работы

Проведение бесед, тематических занятий, познавательных минуток, наблюдений с целью получения наиболее полной информации по обсуждаемой проблеме. Обсуждение проектов.

Демонстрационный блок.

Цель которого - предоставить возможность детям реализовать имеющиеся у них знания и умения, а также продемонстрировать и закрепить у детей имеющийся социально – позитивный опыт, относительно тематики

акции.

Используемые формы работы

Театрализованные представления, игры, викторины, конкурсы.

Реализация проектов.

Итоговый блок.

 В ходе которого активными участниками акции разрабатывается и принимается общее решение, отражающее мнение всех участников акции по возможным путям решения всех проблемных вопросов, обсуждаемых в ходе акции.

Используемые формы работы

Организация выставок из природного и бросового материала, выставок – ярмарок, конкурсы плакатов в защиту окружающей среды.

Аналитический

Анализ

Содержание деятельности

Анализ акции совместно с участниками; анализ акции группой разработчиков и организаторов; корректировка акции с учетом проведенного анализа.

Используемые формы работы

Очные и заочные семинары по обмену опытом

Организация консультативного пункта для воспитателей ДОУ города.

Содержание деятельности

Организация консультативного пункта для воспитателей ДОУ города.

Используемые формы работы

Блиц – опрос, анкетирование, анализ видеоматериалов и продуктов деятельности, подведение итогов.

Показатели развития детей.

Старшая группа.

К концу года ребенок:

1. Имеет представление:

- о многообразии растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- о среде обитания животных;

- об особенностях сезонных изменений в природе родного края;

- об особенностях жизни растений и животных в разное время года;

-  о росте и развитии растений, животных;

- знает о потребностях живых существ (питание, дыхание, влага, тепло);.

- о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе;

- об экологических проблемах окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

2. Обладает практическими умениями ухода за объектами живой природы.

3. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе.

4. Обладает умением эмоционально воспринимать природу, видеть ее красоту.

5. Адекватно оценивает отношение окружающих к природе, приводит факты бережного отношения к ней.

6. Выполняет  правила поведения в природе, понимает последствие негативного отношения к ней.

Подготовительная к школе группа

К концу года ребенок:

1. Знает:

- о многообразии растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, умеет классифицировать их на определенные группы;

- о среде обитания животных и их роли в природе;

- о росте и развитии растений, животных и их потребностях как живых существ;

- об особенностях сезонных изменений в природе родного края,

- о приспособленности животных к разным временам года;

- о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе.

2. Имеет представление об экологических проблемах окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

3. Ориентируется в правилах поведения в природе, старается их выполнять, понимает последствие негативного отношения к ней.

4. Осознанно оценивает отношение окружающих к природе, приводит факты бережного отношения к ней.

5. Стремится улучшить состояние окружающей среды.

5. Обладает практическими умениями ухода за объектами живой природы.

6. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе.

7. Обладает умением эмоционально воспринимать природу, видеть ее красоту.

Перспективно – тематическое планирование природоохранных акций.

Наименование акции  «Мы за зеленый город» (Всемирная акция «Очистим планету от мусора»)

Цели и задачи

Расширять и углублять представления детей о растительном мире северного региона.

Формировать основы экологической культуры, гуманное отношение

к природе нашего края.

Формировать представление о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

Обогащать нравственно – ценностный опыт отношения и общения с природой.

Вызвать у детей желание оказать посильную помощь в благоустройстве территории детского сада.

Воспитывать экологически целесообразное поведение в природе.

Сроки проведения Июнь – Сентябрь

Ответственные Педагоги, воспитанники

Предполагаемый результат

Расширение и углубление представлений о многообразии растительного мира ХМАО-Югры, сформированность практических умений ухода за объектами живой природы, сформированность представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

Озеленение,  очистка от мусора территории ДОУ.

Наименование акции «Поможем городской синичке»

Цели и задачи

Развивать  элементы экологического сознания, культуру у детей

и взрослых.

Развивать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Расширять и углублять знания детей о зимующих птицах.

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Сроки проведения Ноябрь

Ответственные Педагоги, воспитанники

Предполагаемый результат

Расширение и углубление представлений о многообразии животного мира ХМАО - Югры,

об особенностях сезонных изменений в природе родного края.

Расширение знаний о потребности живых существ.

Сформированность практических умений ухода за объектами живой природы.

Сформированность представлений об особенностях жизни животных в разное время года.

Наименование акции «Сохраним живую ель»  (Акция приурочена к Новому году.)

Цели и задачи

Формировать основы экологической культуры, гуманное отношение к природе нашего края.

Воспитывать экологически целесообразное поведение в природе.

Обогащать нравственно – ценностный опыт отношения к природе.

Расширять и углублять представления детей о растительном мире северного региона.

Формировать представление о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Сроки проведения Декабрь - Январь

Ответственные Педагоги, воспитанники

Предполагаемый результат

Расширение и углубление представлений о многообразии растительного

мира ХМАО-Югры, Сформированность представлений о зависимости здоровья человека от

состояния окружающей среды.

Развитие эстетического восприятия природы.

Осознание последствий негативного отношения

к природе.

Наименование акции  «Прилетайте к нам скорее пернатые друзья» (акция проводится к «Международному дню птиц»).

Цели и задачи

Формировать основы экологической культуры.

Развивать экологически целесообразное поведение детей в природе.

Воспитывать заботливое отношение к птицам нашего края.

Расширять и углублять знания детей о перелетных птицах.

Вызвать у детей желание оказывать помощь птицам.

Сроки проведения  Март 

Ответственные Педагоги, воспитанники

Предполагаемый результат

Расширение и углубление представлений о многообразии животного мира ХМАО-Югры, об особенностях сезонных изменений в природе родного края.

Расширение знаний о потребности живых существ.

Сформированность представлений об особенностях жизни животных в разное время года и среде обитания, о закономерностях и взаимосвязях, существующих в природе.

Наименование акции  «Украсим планету цветами» (Международный «День земли») 

Цели и задачи

Расширять представление дошкольников о многообразии растительного мира северного региона.

Формировать основы экологической культуры дошкольников.

Вызвать у детей желание оказать посильную помощь в благоустройстве территории детского сада.

Обогащать нравственно – ценностный опыт отношения и общения дошкольников

с природой.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к окружающей природе.

Сроки проведения Апрель

Ответственные Педагоги, воспитанники

Предполагаемый результат

Расширение и углубление представлений о многообразии растительного мира ХМАО-Югры, Сформированность представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

Развитие эстетического восприятия природы.

Сформированность знаний о росте и развитии растений, практических умений

и навыков ухода за ними.

Наименование акции «Спасти и сохранить» акция проводится к «Всемирному дню охраны окружающей среды»

Цели и задачи

Формировать заботливое, бережное отношение к окружающему миру.

Акцентировать внимание детей на эколого-биологических проблемах окружающей среды ХМАО-Югры.

Формировать социально-активную позицию детей, педагогов и родителей к решению экологических проблем и охране природы.

Развивать у дошкольников способность осознавать последствия своей деятельности при взаимодействии с природой.

Вызвать желание внести посильную лепту  по устранению негативных последствий воздействия человека на окружающую природу.

Сроки проведения Май-июнь 

Ответственные Педагоги, воспитанники

Предполагаемый результат

Сформированность представлений об эколого-биологических проблемах окружающей среды ХМАО-Югры.

Сформированность социально-активной жизненной позиции детей, педагогов и родителей к решению экологических проблем и охране природы.

Наличие способности осознавать последствия своей деятельности при взаимодействии с природой и оказывать посильную помощь по улучшению экологической ситуации.

Наименование мероприятия. Заседание Организация и проведение акции «Мы за зеленый город»

Этап  Организационный

творческой группы

Цели и задачи.

Разработка и проектирование акции. Определение состава микрогрупп.

Распределение обязанностей организаторов, ведущих и т.д.

Обсуждение плана действий по каждому конкретному исполнителю.

Разработка основных блоков акции, анкет для проведения социологического опроса родителей.

Определение формы обобщения материалов по итогам природоохранной акции. Формирование группы информационного обеспечения и анализа хода реализации акции.

Сроки проведения. Июнь.

Участники.   Педагоги.

Наименование мероприятия    Заседание родительского клуба

Цели и задачи

Ознакомление с содержанием акции и его обсуждение.

Разработка плана взаимодействия, форм сотрудничества всех участников природоохранной акции.

Сроки проведения.  Июнь.

Участники.   Родители.

Этап  Деятельностный

Наименование мероприятия  Целевые прогулки по улицам города, в парк.

Цели и задачи

Уточнить и обобщить  представление детей о разнообразии растительного мира родного города.

Воспитывать эстетическое восприятие природы.

Сроки проведения  Июнь-август

Участники.    Педагоги, воспитанники

Наименование мероприятия  Проведение экологических десантов

Цели и задачи

Улучшение экологической среды ДОУ. Озеленение территории ДОУ.

Сроки проведения  Июнь

Участники.    Воспитанники, педагоги, родители

Наименование мероприятия  Игра. «Наведи порядок»

Цели и задачи 

Прививать трудовые умения и навыки. Воспитывать стремление жить в чистоте.

Сроки проведения  Июнь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия  НОД  «Художественное творчество» «Улицы нашего города»

Цели и задачи 

Развивать творческое воображение детей. Развивать умение передавать в рисунке красоту природы родного края.

Сроки проведения   Июнь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия НОД  «Познание»  Ребенок открывает мир природы

Тема. « Наш дом-природа».

Цели и задачи. Познакомить детей с тем, что нас окружает природа. Расширять представления об её объектах. Учить находить сходства и различия между домом человека,  домом природой  / человек-часть природы/.

 Способствовать воспитанию заботливого отношения к дому природы.        

Сроки проведения Сентябрь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия  Экологический проект «Твой город — твое здоровье».

Цели и задачи.  Развивать творческое воображение, способности, коммуникативность, любознательность, трудолюбие, сформировать представление о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды, потребность в поддержании чистоты окружающей среды, эстетическом преобразовании действительности.

Сроки проведения Июль-август

Участники.    Воспитанники, педагоги, родители

Наименование мероприятия «Колобок» Театрализованное представление на экологическую тему.

Цели и задачи. Акцентировать внимание детей на проблемах окружающей среды. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Сроки проведения Август

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия Проведение экологических десантов

Цели и задачи Формирование активной социально-экологической позиции по улучшению состояния окружающей среды (уборка территории ДОУ и прилегающей территории). Прививать трудовые умения и навыки. Воспитывать стремление жить в чистоте.

Сроки проведения. Еженедельно

Участники Воспитанники, педагоги, родители, жители микрорайона.

Наименование мероприятия Выставка совместных работ из природного и бросового материала

Цели и задачи. Развивать представление о разнообразии растительного мира ХИАО-Югры, творческое воображение детей, эстетический вкус.

Сроки проведения Август

Участники.     Воспитанники, педагоги, родители

Этап  Итоговый

Наименование мероприятия Выставка – ярмарка  «Дары осени»

Цели и задачи. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Воспитывать уважение к результатам труда взрослых. Формировать представление о богатстве земли. Развивать стремление  помогать взрослым в выращивании огородных культур.

Сроки проведения. Сентябрь.

Участники.    Воспитанники, педагоги, родители.

Наименование мероприятия

Выпуск стенгазет «Зеленый город», изготовление плакатов, листовок по охране окружающей среды.

Цели и задачи

Подведение итогов акции. Мотивация на социально-активную жизненную позицию детей, педагогов и родителей в решении экологических проблем.

Сроки проведения  Август-сентябрь

Участники.     Воспитанники, педагоги, родители

Этап Аналитический

Наименование мероприятия Проведение блиц - опроса участников акции

Цели и задачи

Выявление результативности проводимого мероприятия: степень вовлеченности, удовлетворенность формами проведения акции, актуальности данного мероприятия

Сроки проведения Сентябрь

Участники.     Воспитанники, педагоги, родители

Наименование мероприятия Заседание родительского клуба

Цели и задачи

Подведение итогов акции.

Обсуждение результатов акции, выявление проблем, определение задач на будущее (корректировка акции).

Награждение активных участников акции.

Сроки проведения Сентябрь

Участники.     Родители

Наименование мероприятия Заседание творческой группы

Цели и задачи  Анализ акции группой разработчиков и организаторов; корректировка акции с учетом проведенного анализа.

Сроки проведения Сентябрь

Участники.     Педагоги

Организация и проведение акции «Поможем городской синичке»

Этап Организационный

Наименование мероприятия. Заседание творческой группы

Цели и задачи. Разработка и проектирование акции.

Определение состава микрогрупп.

Распределение обязанностей организаторов, ведущих и т.д.

Обсуждение плана действий по каждому конкретному исполнителю.

Разработка основных блоков акции, анкет для проведения социологического опроса родителей.

Определение формы обобщения материалов по итогам природоохранной акции. Формирование группы информационного обеспечения и анализа хода реализации акции.

Сроки проведения. Ноябрь (1 неделя)

Участники.     Заместитель заведующего по ВМР, воспитатели.

Наименование мероприятия

Заседание родительского клуба «Здоровая семья»

Цели и задачи Ознакомление с содержанием акции и его обсуждение.

Разработка плана взаимодействия, форм сотрудничества всех участников природоохранной акции.

Сроки проведения. Ноябрь (1 неделя)

Участники.    Родители, воспитатели

Этап  Деятельностный

Наименование мероприятия. НОД «Познание»  Ребенок открывает мир природы

 Тема. «Пернатые друзья»

Цели и задачи.

Закрепить представление детей о птицах /внешний вид, среда обитания и т.д.

Учить делить их на перелетных и зимующих. На основе связи между характером корма и способом его добывания.

Формировать представление о разнообразии птиц.

Воспитывать бережное отношение к пернатым.

Сроки проведения. Ноябрь (1 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. НОД «Художественное творчество»

Тема.  «Птицы на кормушке»

Цели и задачи. Уточнять знания детей о птицах, зимующих в нашем крае. 

Учить детей изображать зимующих птиц в рисунке.

Уточнять представления о характерных особенностях внешнего вида.

Воспитывать бережное отношение к пернатым.

Сроки проведения. Ноябрь (1 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. «Социализация» Дидактическая игра «Что за птица?»

Цели и задачи.

Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Сроки проведения. Сроки проведения. Ноябрь (1 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. НОД «Познание»  Ребенок открывает мир природы

Тема:  « Птицы. Среда обитания».

Цели и задачи. Закрепить представление детей о птицах /внешний вид, среда обитания и т.д. Формировать представление о разнообразии птиц. Учить делить их на перелетных и зимующих. На основе связи между характером корма и способом его добывания. Воспитывать бережное отношение к пернатым

Сроки проведения. Ноябрь (2 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. НОД «Чтение художественной литературы» Разучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой».

Цели и задачи. Развивать память, речь. Углублять представление детей о потребностях птиц как живых существ. Воспитывать заботливое отношение к птицам, сочувствие к младшим братьям.

Сроки проведения. Ноябрь (2 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Наблюдение за птицами, прилетающими на участок (территорию) ДОУ

Цели и задачи.

Расширять представление о многообразии животного мира ХМАО – Югры. 

Развивать наблюдательность, познавательную активность.

Формировать представления об особенностях жизни животных (птиц) в разное время года.

Сроки проведения. Ноябрь (2 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Познавательные минутки «Сонькины заботы», «Кедровка-лесовод»

Цели и задачи. Расширять знания детей о зимующих птицах. Дать знания о приспособляемости птиц к жизни в зимних условиях.

Сроки проведения. Ноябрь (2 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. НОД «Познание»  Ребенок открывает мир природы

Тема. «Покормите птиц зимой».

Цели и задачи.

Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей  к жизни зимующих птиц;

воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Сроки проведения. Ноябрь (3 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Познавательные минутки о синицах.

Цели и задачи.

Познакомить детей с разными видами синиц, особенностями их внешнего вида, поведения, среды обитания.

Сроки проведения. Ноябрь (3 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. «Чтение художественной литературы» Г.Снегирева «Синица», «Зимний кузнечик», В. Зотова «Си-си-си», Г.Скребицкого «Где теперь еду добывать»

Цели и задачи.

Расширять знания детей о зимующих птицах. Дать знания о приспособляемости птиц к жизни в зимних условиях.

Сроки проведения. Ноябрь (3 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Экологический проект «Подкормка зимующих птиц».

Цели и задачи.

Развивать у детей представления о зимующих птицах, развивать у них интерес к птицам и ответственность за все живое; развивать коммуникативные способности.

Сроки проведения. Ноябрь (3 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Разучивание народных примет

Цели и задачи. 

Познакомить детей с народными приметами, отражающими особенности поведения птиц при изменении погоды.

Сроки проведения. Ноябрь (4 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Викторина «Знаем ли мы птиц»

Цели и задачи. Закрепить представления о птицах. Формировать у детей и их родителей мотив на изучение природы родного края и природоохранной деятельностью.

Сроки проведения. Ноябрь (4 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги, родители.

Наименование мероприятия. Конкурс - выставка кормушек

Цели и задачи. 

Развивать представление о зимующих птицах ХМАО-Югры, творческое воображение детей, эстетический вкус.

Сроки проведения. Ноябрь (4 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги, родители

Наименование мероприятия. Конкурс - выставка кормушек

Цели и задачи.

Формировать заботливое отношение к зимующим птицам, стремление оказать посильную помощь пернатым в трудный период.

Сроки проведения. Ноябрь (4 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги, родители

Наименование мероприятия. Открытие птичьей столовой

Цели и задачи.

Создание благоприятных условий для существования зимующих птиц в тяжелый зимний период.

Развитие у дошкольников способности осознавать последствия своей деятельности при взаимодействии с природой.

Воспитание у детей заботливое, бережное отношение к природе.

Сроки проведения. Ноябрь (4 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги, жители микрорайона, родители.

Наименование мероприятия. Выпуск стенгазет «Берегите птиц», изготовление плакатов в защиту птиц.

Цели и задачи. 

Подведение итогов акции.

Мотивация на социально-активную жизненную позицию детей, педагогов и родителей в решении экологических проблем.

Сроки проведения. Ноябрь (4 неделя)

Участники.    Воспитанники, педагоги

Этап Аналитический

Наименование мероприятия. Проведение блиц - опроса участников акции

Цели и задачи.

Выявление результативности проводимого мероприятия: степень вовлеченности, удовлетворенность формами проведения акции, актуальности данного мероприятия

Сроки проведения. Ноябрь (4 неделя)

Участники.    Дети, педагогов, родителей.

Наименование мероприятия. Заседание родительского клуба

Цели и задачи.

Подведение итогов акции.

Обсуждение результатов акции, выявление проблем, определение задач на будущее (корректировка акции).

Награждение активных участников акции.

Сроки проведения. Ноябрь (4 неделя)

Участники.    Родители

Наименование мероприятия. Заседание творческой группы

Цели и задачи. 

Анализ акции группой разработчиков и организаторов; корректировка акции с учетом проведенного анализа.

Сроки проведения. Ноябрь (4 неделя)

Участники.    Педагоги.

Организация и проведение акции «Сохраним живую елочку»

Этап Организационный

Наименование мероприятия. Заседание творческой группы

Цели и задачи.

Разработка и проектирование акции.

Определение состава микрогрупп.

Распределение обязанностей организаторов, ведущих и т.д.

Обсуждение плана действий по каждому конкретному исполнителю.

Разработка основных блоков акции, анкет для проведения социологического опроса родителей.

Определение формы обобщения материалов по итогам природоохранной акции. Формирование группы информационного обеспечения и анализа хода реализации акции.

Сроки проведения. Декабрь

Участники.    Педагоги.

Наименование мероприятия. Заседание родительского клуба

Цели и задачи.

Ознакомление с содержанием акции и его обсуждение.

Разработка плана взаимодействия, форм сотрудничества всех участников природоохранной акции.

Сроки проведения. Декабрь 

Участники.    Родители

Этап.  Деятельностный

Наименование мероприятия. Циклические наблюдения за елью.

Наблюдение 1 «Как узнать елку в лесу?»

Цели и задачи.

Научить узнавать ель среди других хвойных деревьев по особенностям строения и характерным признакам (расположение веток, крона, высота, цвет ствола).

Сроки проведения. Декабрь

Участники.    Воспитанники, педагоги.

Наименование мероприятия. НОД «Художественное творчество»  « Нарядная елка»

Цели и задачи.

Учить вырезать елку и украшения для нее (шары, гирлянды, зверюшек) используя знакомые приемы. Обучать созданию яркого и нарядного украшения.

Формировать радостное ожидания праздника.

Сроки проведения. Декабрь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Наблюдение 2 «Какие елки у иголки?»

Цели и задачи. 

Научить видеть и описывать особенности еловых веток и иголок (темно – зеленого цвета, короткие, острые, плотно прилегают друг к другу и т.д.).

Сроки проведения. Декабрь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Чтение рассказа С.Михалкова «Елочка»

Цели и задачи.

Выяснить, что дети чувствовали, слушая рассказ. Вызвать у детей сочувствие к живому дереву.

Сроки проведения. Декабрь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Наблюдение 3

«Чем настоящая ель отличается от искусственной».

Цели и задачи. Закрепить понимание разницы между настоящим деревом и искусственным (ель на участке – живая, а искусственная – нет).

Сроки проведения. Декабрь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Заучивание стихотворения И.Токмаковой

«Елочка живи»

Цели и задачи.

Развивать память, воображение, речь детей.

Формировать эстетический вкус.

Воспитывать бережное отношение к живому дереву.

Сроки проведения. Декабрь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Наблюдение 4 «Сколько лет ели?»

Цели и задачи.

Научить определять возраст ели. Каждый год на дереве появляются новые ветви; если сосчитать снизу вверх ряд ветвей, можно определить возраст ели; она растет очень медленно, поэтому к молодым деревцам надо относится особенно бережно).

Сроки проведения. Декабрь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Отгадывание загадок

Цели и задачи.

Развивать познавательные способности, активность детей.

Развивать умение соотносить характерные особенности внешнего вида со словесным описанием.

Сроки проведения. Декабрь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Наблюдение 5

«Кто может нанести ели вред и как ей помочь?»

Цели и задачи. 

Объяснить, что наносит вред ели: сильный ветер может вырвать ее с корнями из земли; в морозную и малоснежную зиму ее корни могут погибнуть; к гибели может ее привести и бесцельно жестокое обращение к ней человека.   И как можно ей помочь (прикопать к стволу снег, чтобы ей было тепло; осторожно стряхнуть снег с ветвей; не ломать и т.д.).

Сроки проведения. Декабрь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Наблюдение 6 «В чем красота ели?»

Цели и задачи.

Учить видеть красоту дерева (елка стройная, вверху крона как шпиль, снег шапками лежит на ветках и т.д.).

Сроки проведения. Декабрь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. НОД «Художественное творчество»

 «Сказочный дом в лесу между елками»

Цели и задачи.

Закрепить знания детей о характерных особенностях строения ели. Учить творчески, воплощать тему.

Обучать умению рисовать елочки.

Свободно размещая фигуры на листе, сочетая их по цвету.

Сроки проведения. Декабрь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. НОД «Познание»  Ребенок открывает мир природы

 « Сравнение ели и сосны»

Цели и задачи.

Закрепить знания детей о хвойных деревьях.

Развивать умение различать ель и сосну.

Развивать у детей умение сравнивать, находить признаки различия и сходства. Воспитывать бережное отношение к сосне и ели.

Сроки проведения. Декабрь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Проведение Новогоднего праздника.

Цели и задачи.

Проведение праздника вокруг искусственной ели, чем демонстрируем на деле бережное отношение к живым деревьям.

Сроки проведения. Декабрь

Участники.    Воспитанники, педагоги, родители

Наименование мероприятия.

Цели и задачи.

Сроки проведения.

Участники.    Воспитанники, педагоги

Этап  Итоговый

Наименование мероприятия. Целевая прогулка  по микрорайону

Цели и задачи.

Увидеть негативные последствия для природы проведения новогодних праздников. Вызвать в детях сочувствие к погибшим деревьям. Формировать активную социально-экологическую позицию по отношению к безответственному поведению человека в природе.

Сроки проведения. Январь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Выпуск стенгазет «Берегите живую ель», изготовление плакатов в защиту ели.

Цели и задачи.

Подведение итогов акции. Мотивация на социально-активную жизненную позицию детей, педагогов и родителей в решении экологических проблем.

Сроки проведения. Январь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Этап Аналитический

Наименование мероприятия. Проведение блиц - опроса участников акции

Цели и задачи.

Выявление результативности проводимого мероприятия: степень вовлеченности, удовлетворенность формами проведения акции, актуальности данного мероприятия

Сроки проведения. Январь

Участники.    Дети, педагогов, родителей

Наименование мероприятия. Заседание родительского клуба

Цели и задачи.

Подведение итогов акции.

Обсуждение результатов акции, выявление проблем, определение задач на будущее (корректировка акции).

Награждение активных участников акции.

Сроки проведения. Январь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Заседание творческой группы

Цели и задачи.

Анализ акции группой разработчиков и организаторов; корректировка акции с учетом проведенного анализа.

Сроки проведения. Январь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Организация и проведение акции «Украсим планету цветами»

Этап Организационный

Наименование мероприятия. Заседание творческой группы.

Цели и задачи.

Разработка и проектирование акции.

Определение состава микрогрупп. Распределение обязанностей организаторов, ведущих и т.д.

Обсуждение плана действий по каждому конкретному исполнителю.

Разработка основных блоков акции, анкет для проведения социологического опроса родителей.

Определение формы обобщения материалов по итогам природоохранной акции. Формирование группы информационного обеспечения и анализа хода реализации акции.

Сроки проведения. Март

Участники.    Педагоги

Наименование мероприятия. Заседание родительского комитета

Цели и задачи. 

Ознакомление с содержанием акции и его обсуждение.

Разработка плана взаимодействия, форм сотрудничества всех участников природоохранной акции.

Сроки проведения. Март

Участники.    Родители

Этап.  Деятельностный

Наименование мероприятия. Праздник    «День рождения леса». Развлечение

Цели и задачи.

Закрепить знания о лесе, правила поведения в нем  Создать условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.

Сроки проведения. Март

Участники.    Воспитанники, педагоги, родители

Наименование мероприятия. НОД «Познание»  Ребенок открывает мир природы

Тема. « Как растут растения и где любят жить»

Цели и задачи.

Обобщить представление о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностью в различных условиях среды, установлению причинно – следственных связей от среды. Развивать интерес к растительному миру, воспитывать заботливое отношение к растениям.

Сроки проведения. Март

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. НОД «Художественное творчество»  «Цветы на поляне»

Цели и задачи.

Развивать умение передавать в рисунке особенности внешнего вида цветов, используя разнообразные средства художественной выразительности

Сроки проведения. Март

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. НОД «Познание»  Ребенок открывает мир природы

Тема. «Березы тоже плачут».

Цели и задачи. 

Научить различать деревья по породам, описывать их. Дать характеристику березе, учить бережному отношению к деревьям,  в том числе и березе и при сборе березового сока.

Обогатить и активизировать словарь детей, воспитывать бережное отношение к родной природе.

Сроки проведения. Март

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. НОД «Познание»  Ребенок открывает мир природы

Тема. « Растения – легкие земли»

Цели и задачи. 

Дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие  в природе процессы.

Сроки проведения. Март

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. «День земли»  Развлечение

Цели и задачи. 

Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять представление о нравственной ценности природы.

Сроки проведения. Апрель

Участники.    Воспитанники, педагоги, родители

Этап  Итоговый

Наименование мероприятия.  Изготовление поздравительных открыток, плакатов

Цели и задачи. 

Подведение итогов акции. Мотивация на социально-активную жизненную позицию детей, педагогов и родителей в решении экологических проблем. Воспитывать желание украсить свою Землю. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

Сроки проведения. Апрель

Участники.    Воспитанники, педагоги, родители

Этап Аналитический

Наименование мероприятия. Проведение блиц - опроса участников акции

Цели и задачи. Выявление результативности проводимого мероприятия: степень вовлеченности, удовлетворенность формами проведения акции, актуальности данного мероприятия

Сроки проведения. Апрель

Участники.    Дети, педагогов, родителей

Наименование мероприятия. Заседание родительского клуба

Цели и задачи.

Подведение итогов акции.

Обсуждение результатов акции, выявление проблем, определение задач на будущее (корректировка акции).

Награждение активных участников акции.

Сроки проведения. Апрель

Участники.    Родители

Наименование мероприятия. Заседание творческой группы

Цели и задачи.

Анализ акции группой разработчиков и организаторов; корректировка акции с учетом проведенного анализа.

Сроки проведения. Апрель

Участники.    Воспитанники, педагоги

Организация и проведение акции «Спасти и сохранить»

Этап Организационный

Наименование мероприятия. Заседание творческой группы

Цели и задачи.

Разработка и проектирование акции.

Определение состава микрогрупп. Распределение обязанностей организаторов, ведущих и т.д.

Обсуждение плана действий по каждому конкретному исполнителю.

Разработка основных блоков акции, анкет для проведения социологического опроса родителей.

Определение формы обобщения материалов по итогам природоохранной акции. Формирование группы информационного обеспечения и анализа хода реализации акции.

Сроки проведения. Май

Участники.    Педагоги

Наименование мероприятия. Заседание родительского клуба

Цели и задачи.

Ознакомление с содержанием акции и его обсуждение.

Разработка плана взаимодействия, форм сотрудничества всех участников природоохранной акции.

Сроки проведения. Май

Участники.    Родители

Наименование мероприятия. Заседание родительского клуба

Цели и задачи.

Ознакомление с содержанием акции и его обсуждение.

Разработка плана взаимодействия, форм сотрудничества всех участников природоохранной акции.

Сроки проведения. Май

Участники.    Воспитанники, педагоги

Этап.  Деятельностный

Наименование мероприятия. НОД «Познание»  Ребенок открывает мир природы

Тема. «Ознакомление с тайгой и ее природой»

Цели и задачи.

Познакомить детей с особенностями растительного и животного мира тайги и смешанных лесов. Вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.

Сроки проведения. Май

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. НОД «Познание»  Ребенок открывает мир природы

Тема. «Мы -  жители Земли»

Цели и задачи.

Закрепить представления детей о многообразии живых обитателей, населяющих  нашу планету Земля; показать принадлежность человека к миру живого на планете. Закрепить умение выделять основные признаки живого, общего у человека, растений и животных /дышит, питается, двигается, растет, размножается/  и различные / разумность и гуманность человека/.

Сроки проведения. Май

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Экологический проект «Сохранность красоты природы».

Цели и задачи.

Развивать у детей бережное отношение к дарам природы; развивать коммуникативные способности.

Сроки проведения. Май

Участники.    Воспитанники, педагоги, родители

Наименование мероприятия. Экологическая игра-викторина «Знаете ли вы природу?»

Цели и задачи.

Расширять и углублять знания детей в рамках дошкольных программ эколога – биологической и естественно - научной направленности, активизировать их познавательную и интеллектуальную деятельность. Выявить и поощрить детей, имеющих высокие экологические и природоохранные знания.

Сроки проведения. Май

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Экологический проект «Красная книга нашего региона — сигнал опасности».

Цели и задачи.

Необходимо детей познакомить с тем, что такое Красная книга, для чего она нужна? И существует ли необходимость создания такой Красной книги в нашем регионе?

Составить Красную книгу своего региона, выяснить, какие растения и животные являются редкими в нашем регионе, какие растения произрастают в нашем регионе, официально включенные в Красную книгу.

Сроки проведения. Май

Участники.    Воспитанники, педагоги, родители

Наименование мероприятия. Дидактическая игра «Напоминающие знаки»

Цели и задачи.

Изучить с детьми нормы и правила поведения в природе.

Побуждать детей к фантазии и творчеству, вызвать у них желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения.

Сроки проведения. Май

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. НОД «Познание»  Ребенок открывает мир природы

Тема. «Земля - наш общий дом,  в котором мы живем».

Цели и задачи.

Дать детям представление о том, что планета Земля – огромный шар с разнообразными природными условиями.  

Показать детям на наглядной модели, что это место обитания всех животных, растений и человека. Развивать у детей познавательный интерес. Воспитывать в детях любовь, заботливое отношение ко всему живому.

Сроки проведения. Май-июнь

Участники.    Воспитанники, педагоги

Наименование мероприятия. Высаживание рассады садовых цветов

Цели и задачи.

Формировать трудовые навыки и умения.

Развивать стремление благоустраивать  окружающую территорию.

Воспитывать желание видеть результат своего труда. Формировать уважительное отношение к трудовой деятельности.

Сроки проведения. Май-июнь

Участники.    Воспитанники, педагоги, родители

Наименование мероприятия. «Земля -  наш дом родной» Развлечение

Цели и задачи.

Расширить и углубить знания детей.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Создать праздничное настроение.

Сроки проведения. 5 июня

Участники.    Воспитатель-эколог, музыкальный руководитель, воспитанники

Этап  Итоговый

Наименование мероприятия. Изготовление экологических листовок, плакатов

Цели и задачи.

Подведение итогов акции.

Мотивация на социально-активную жизненную позицию детей, педагогов и родителей в решении экологических проблем. Развивать способность осознавать последствия своей деятельности при взаимодействии с природой.

Сроки проведения. Июнь

Участники.    Воспитанники, педагоги, родители

Этап Аналитический

Наименование мероприятия. Проведение блиц - опроса участников акции

Цели и задачи.

Выявление результативности проводимого мероприятия: степень вовлеченности, удовлетворенность формами проведения акции, актуальности данного мероприятия

Сроки проведения. Июнь

Участники.    Дети, педагогов, родителей

Наименование мероприятия. Заседание родительского клуба

Цели и задачи.

Подведение итогов акции.

Обсуждение результатов акции, выявление проблем, определение задач на будущее (корректировка акции).

Награждение активных участников акции.

Сроки проведения. Июнь

Участники.    Родители

Наименование мероприятия. Заседание творческой группы

Цели и задачи.

Анализ акции группой разработчиков и организаторов; корректировка акции с учетом проведенного анализа.

Сроки проведения. Июнь

Участники.    Педагоги

Педагогический мониторинг выявления экологических представлений дошкольников подготовительной к школе группы и отношения их к природе.

Многообразие растительного мира.

Цель

1. Выявить знания детей о связях между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.

Методика Беседа:

- Чем живые цветы отличаются от искусственных? Докажи.

- Что такое семена?

- Для чего они нужны?

- Что необходимо для нормального роста растений?

- Как ты думаешь, что нужно растению, чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

- Как нужно ухаживать за растениями?

Уровни  В: Ребенок правильно отвечает на вопросы. 3 Балла

С: Ребенок отвечает на вопросы с незначительной помощью педагога. 2 Балла

Н: Ребенок не справляется с заданием. 1-0 Балла

Оборудование. Цветы живые, искусственные, семена подсолнуха, желудь, шишка сосновая, семена кукурузы, фасоли, моркови, арбуза.

Цель. 2. Выявить знания детей о растениях, растущих в тундре.

Методика Беседа:

- Назови растения, которые растут в тундре.

- Какие растения относятся к деревьям?

- Какие растения относятся к кустарникам?

- Назови травы, которые растут в тундре.

Уровни В: Ребенок справляется с заданием, верно, называет деревья, кустарники, травы тундры. 3 Балла

С: Ребенок выполняет задание правильно, но с незначительной помощью педагога. 2 Балла

Н: Ребенок не правильно отвечает на вопросы. 1-0 Балла

Оборудование Картинки с изображением растений тундры (лишайники, мхи, карликовая береза, кустарники).

Цель3. Выявить представление детей о размножении, росте и развитии растений в разное время года.

Методика Игра «В какое время года это бывает?»

Определить, в какое время года происходит от или иное изменение и положить под карточку соответствующую полоску: весна – зеленая, лето – красная, осень – желтая.

Уровни В: Ребенок справляется с заданием, правильно соотносит картинку с полоской. 3 Балла

С: Ребенок справляется с заданием, с незначительной помощью педагога. 2 Балла

Н: Ребенок не справляется с заданием. 1-0 Балла

Оборудование Картинки с изображением растений на разных стадиях развития,  

3 полоски: зеленая, красная, желтая.

Цель 4. Выявить знания детей о деревьях, растущих в тайге.

Методика Беседа:

- Назови деревья, которые растут в тайге.

- Почему они называются хвойными?

- Почему у елки всегда зеленые иголки?

- Опадают ли хвоинки?

Уровни В: Ребенок верно отвечает на вопросы, правильно называет хвойные деревья. 3 Балла

С: Ребенок правильно отвечает на вопросы, но с незначительной помощью педагога. 2 Балла

Н: Ребенок не правильно отвечает на вопросы. 1-0 Балла

Оборудование Картинки с изображением хвойных деревьев (кедр, сосна, ель, пихта).

Цель5. Выявить знания детей о названиях овощей, об употреблении их в сыром и вареном виде.

Методика Д/и «Что едят в сыром, а что в вареном виде?» Д/и «Винегрет».

Уровни В: Ребенок правильно справляется с заданием, доказывает. 3 Балла

С: Ребенок отвечает на вопросы с незначительной помощью педагога. 2 Балла

Н: Ребенок не справляется с заданием. 1-0 Балла

Оборудование Картинки с изображением овощей, муляжи.

Многообразие животного мира.

Цель. 1.Выявить представления детей о многообразии животных, умения классифицировать их на определенные группы (дикие домашние звери, птицы, рыбы, насекомые, животные ХМАО).

Методика. Д/и «Веселые жильцы»

Педагог показывает ребенку карту и говорит, что это многоэтажный дом, где живет много животных. Животные живут на разных этажах, они вышли погулять на улицу, перепутались и забыли, на каких этажах жили. Помоги мне расселить животных на свои этажи.

Беседа:

- Почему некоторые животные могут переходить с этажа на этаж?

- Какие животные могут жить на разных этажах?

- Могут ли дикие животные жить на одном этаже с домашними?

- Могут ли птицы жить на одном этаже с насекомыми?

- Какие животные не могут жить вместе на одном этаже?  

Уровни В: Ребенок верно выполняет задание и отвечает на вопросы; правильно расселяет животных по месту обитания, умеет классифицировать на определенные группы. 3 Балла

С: Ребенок правильно выполняет задание с наводящими вопросами педагога. 2 Балла

Н: Ребенок не справляется с заданием. 1-0 Балла

Оборудование Карта размером 30х20 см, разделенная на 8 клеток, вначале которой нарисован 4-х этажный дом; набор картинок с изображением животных.

Цель 2. Выявить знания детей о животных, которые живут в тайге.

Методика Беседа:

- Какие животные живут в тайге?

- Чем они питаются?

- Кто как проводит зиму?

- Могут ли они жить в тундре? Почему?

Игра «Отгадай-ка»

Показывается картинка животного и предлагается придумать описательную загадку об этом животном.

Уровни В: Ребенок без затруднений справляется с заданием. 3 Балла

С: Ребенок верно выполняет задание, но с незначительной помощью педагога. 2 Балла

Н: Ребенок частично справляется с заданием. 1-0 Балла

Оборудование Картинки с изображением животных тайги (медведь, рысь, белка, лось, бурундук и т. д.).

Цель3. Выявить знания детей о птицах тайги.

Методика Беседа:

- Каких птиц, которые обитают в тайге, ты знаешь?

- Почему они живут в тайге?

- Почему птицу назвали кедровкой?

- Как они приспособились к жизни в тайге?

Уровни В: Ребенок верно отвечает на вопросы. 3 Балла

С: Ребенок правильно отвечает на вопросы, но с незначительной помощью педагога. 2 Балла

Н: Ребенок не верно отвечает на вопросы. 1-0 Балла

Оборудование Картинки с изображением птиц тайги (глухарь, рябчик, сова, кедровка).

Цель 4. Выявить знания детей о животных в тундре.

Методика Беседа:

- Назови животных, которые обитают в тундре.

-  Почему они живут в тундре?

- Как они приспособились?

- Могут ли они жить в пустыне, тайге?

Уровни: В: Ребенок верно отвечает на вопросы. 3 Балла

С: Ребенок правильно отвечает на вопросы, но с незначительной помощью педагога. 2 Балла

Н: Ребенок не правильно отвечает на поставленные вопросы.  1-0 Балла

Оборудование. Картинки с изображением животных тундры.

Цель 5. Выявить знания детей о птицах в тундре.

Методика Беседа:

- Какие птицы  живут в тундре?

- Какие птицы в основном обитают в тундре? Почему?

- Мерзнут ли птицы зимой?

Уровни В: Ребенок отвечает на вопросы без затруднений. 3 Балла

С: Ребенок верно отвечает на вопросы с незначительной помощью педагога. 2 Балла

Н: Ребенок не справляется с заданием. 1-0 Балла

Оборудование Картинки с изображением птиц тундры (полярная сова и т. д.).

Сезонные изменения в природе.

Цель. 1. Выявить обобщенное представление детей о временах года, их характерных признаках.

Методика Загадки о временах года.

Игра «Обозначь значком».

зима – белый, лето – красный, весна – зеленый, осень – желтый.

Уровни В: Ребенок отгадывает все загадки без затруднений, правильно определяет время года с помощью символов. 3 Балла

С: Ребенок правильно отгадывает загадки, справляется с заданиями в игре с незначительной помощью педагога. 2 Балла

Н: Ребенок не правильно отгадывает загадки, не справляется с заданиями в игре. 1-0 Балла

Оборудование Значки, изображающие признаки времен года, иллюстрации времен года.

Цель. 2. Выявить знания детей о приспособленности животных к разным временам года.

Методика Беседа:

- Что происходит с зайцем зимой и летом?

- Что происходит с белкой и медведем?

- Чем питаются звери зимой, летом, весной, осенью?

- Чем похожи друг на друга белка и кошка?

- Как заяц и белка спасаются от врагов?

Уровни. В: Ребенок без затруднений устанавливает связь между состоянием живых существ, средой обитания в разные времена года. 3 Балла

С: Ребенок правильно отвечает на вопросы с незначительной помощью педагога. 2 Балла

Н: Ребенок не правильно отвечает на вопросы и представления о приспособленности поверхностное.  1-0 Балла

Оборудование Картинки с изображением животных в разное время года (белка, заяц, медведь, барсук), картинки с изображением времен года.

Цель. 3. Выявить знания детей о растениях в разное время года.

Методика Беседа:

- Какие тебе нравятся цветы? Почему?

- Какие растения цветут на клумбах весной, летом, осенью?

- Какие условия требуются для того, чтобы они хорошо росли летом?

Игра «Узнай по описанию».

Уровни. В: Ребенок самостоятельно решает проблемные ситуации и без затруднений отвечает на вопросы. 3 Балла

С: Ребенку при установлении общих связей требуется помощь взрослого. 2 Балла

Н: Ребенок не справляется самостоятельно с поставленными вопросами. 1-0 Балла

Оборудование Картинки с изображением цветов.

Отношения.

Цель1. Выявить уровень осознанности усвоения ребенком правил поведения в природе, понимания последствий не бережного отношения к ней.

Методика Беседа:

- Что обозначает это правило?

- Что случится если эти правила не выполнять?

Уровни В: Ребенок называет изображенные правила и дает объяснения с позиции экологического отношения. 3 Балла

С: Ребенок точно называет правила, но недостаточно осознанно объясняет. 2 Балла

Н: Ребенок называет правило, но не дает объяснений. 1-0 Балла

Оборудование 5-6 графических правил поведения в природе.

Цель 2. Выявить умения осознанно оценивать свое отношение к природе, приводить адекватные факты бережного отношения к природе

Методика Беседа:

- Бережно ли ты относишься к природе?

- Кто учит тебя бережно относиться к природе?

Задание:

Составь рассказ о своем отношении к природе.

Уровни. В: Ребенок осознанно дает оценку своему поведению и приводит адекватные примеры бережного или не бережного отношения к природе. 3 Балла

С: Ребенок дает своему поведению оценку, но приводит не всегда адекватные примеры. 2 Балла

Н: Ребенок не может объяснить, в чем проявляется его бережное отношение к природе. 1-0 Балла

Цель3. Выявить умения ребенка видеть состояние обитателей уголка природы; практические умения ухода; умения объяснить производственные практические действия,  опираясь на знания о потребностях живых существ в свете, влаге, питании, дыхании, тепле.

Методика Провокационная ситуация:

Из клетки убрали корм и воду, из аквариума – кормушку; бросить несколько кусочков бумаги, поставить среди растений 2-3 растения с пыльными листьями, требующими поливки.

Задание:

«Проверь, всем или в уголке природы хорошо живется. Если нужно, сделай все необходимое для этого».

Уровни В: Ребенок осмотрел уголок, увидел, для каких обитателей нет условий, сделал все в соответствии с неизвестными ему правилами ухода, объяснил свои действия. 3 Балла

С: Ребенок осмотрел уголок, но увидел не все объекты, которые требуют уход, сделал все для тех обитателей, которых он заметил. 2 Балла

Н: Ребенок не осмотрел весь уголок, а сразу увидел нарушения условий у 1-2 обитателей, исправил их, но не достаточно четко объяснил свои действия. 1-0 Балла

Цель 4. Выявить умения ребенка оценивать с экологических позиций поступки взрослых и детей.

Методика Задание:

Разложить картинки. Ребенку предлагается рассмотреть их. С одной стороны лежат картинки с плохими поступками, а с другой – с хорошими. Задавать вопросы к каждой картинке, чтобы ребенок дал оценку поступкам.

Уровни В: Ребенок правильно разделяет поступки на хорошие и плохие, дает оценку и мотивирует ее с позиции экологического отношения к окружающему миру. 3 Балла

С: Ребенок правильно делит поступки на хорошие и плохие, но объяснения дает с позиции прагматического отношения к окружающему миру. 2 Балла

Н: Ребенок правильно делит поступки на хорошие и плохие, но не дает объяснений. 1-0 Балла

Оборудование 8-10 картинок с изображением положительных и отрицательных поступков взрослых и детей по отношению к окружающему миру.

Цель 5. Выявить с помощью картинок представления ребенка о нормах отношения к живому.

Методика Беседа:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на  его (ее) месте?

- Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?

Уровни В: Ребенок осознанно дает оценку поступку, приводит адекватные примеры бережного или не бережного отношение к живому объекту. 3 Балла

С: Ребенок дает оценку поступку, но не всегда правильно приводит адекватные примеры. 2 Балла

Н: Ребенок без помощи педагога не может дать оценку. 1-0 Балла

Оборудование Сюжетные картинки.

Михайлина Любовь Валерьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического                     ...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экологических акций»

Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоциональ...

Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании.

Речевое развитие в экологическомвоспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании....

Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?

Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...