Особенности социально - личностного развития дошкольников
консультация (старшая группа)

Рудько Евгения Владиславовна

В период дошкольного детства происходит интенсивное становление личности. Личность формируется в процессе социализации, которая предполагает усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, а также выработку социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Составной частью социализации является социальное развитие, выражающееся в способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, в осознании ценности собственной личности и других людей, в проявлении своих чувств и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Социальное развитие является одной из важных задач современного дошкольного образования и предполагает развитие у ребенка адекватного отношения к самому себе, другим людям, миру, выработку коммуникативной и социальной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evgeniya.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В период дошкольного детства происходит интенсивное становление личности. Личность формируется в процессе социализации, которая предполагает усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, а также выработку социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Составной частью социализации является социальное развитие, выражающееся в способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, в осознании ценности собственной личности и других людей, в проявлении своих чувств и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Социальное развитие является одной из важных задач современного дошкольного образования и предполагает развитие у ребенка адекватного отношения к самому себе, другим людям, миру, выработку коммуникативной и социальной компетентности.

Особенностью дошкольного возраста является, в первую очередь, становление базовых свойств личности: самооценки, образа «Я». У детей развивается эмоционально-потребностная сфера, вырабатываются нравственно-ценностные установки, социально-психологические критерии оценки системы отношений с другими людьми. Основой социального развития ребенка является положительное самоощущение: уверенность в себе, в своих возможностях, в том, что его любят; чувство собственного достоинства; осознание своих прав и свобод. Исключительно важным является осознание ребенком самого себя, своего существования. Образ мыслей, переживания, оценки играют адаптивную роль в процессе социализации.

Ребенок дошкольного возраста нуждается в удовлетворении таких социальных потребностей, как потребность в эмоциональном контакте с другими людьми, в любви, доброжелательном отношении к себе. Блокирование этих потребностей учеными рассматривается как мощный фактор стресса, их реализация, напротив, обеспечивает актуализацию позитивных психических состояний, способствующих оптимизации общения ребенка в социальном пространстве. Критериями социального развития дошкольника являются: хорошая ориентация в новой обстановке, способность выработать адекватную альтернативу поведения, уважение желания других людей, способность включиться в совместную деятельность.

Социально компетентный ребенок может избежать нежелательного общения, знает меру своих возможностей, может просить о помощи и оказать ее другим. Он эмоционально открыт для контакта с другими, может заявить о себе и выступить в роли лидера, выразить свои намерения и чувства, способен проанализировать свои действия и действия других. Он также может самостоятельно принимать решения, управлять негативными эмоциями (гневом, агрессией, ненавистью, обидой, виной) и трансформировать их в продуктивную форму поведения, реализовывать самоутверждающие способы поведения.

Основой развития личности является развитие самосознания. Его возникновение считается важным достижением в развитии личности ребенка. Образ «Я» возникает на основе оценок окружающих, переживания собственного опыта успехов и неудач в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками. Это ведет к возникновению осознания своего места в системе социальных отношений, стремлению к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Но вместе с этим ребенок начинает  понимать ограниченность своих возможностей, осознает необходимость того, что ему нужно познавать. Дальнейшее развитие самосознания приводит к возникновению критического отношения к оценке взрослого и сверстника.

Самосознание формируется на основе тех элементарных ощущений, когда ребенок, действуя, направляет их на себя. Постепенно он начинает узнавать себя в зеркале и на фотографиях, стремится выразить себя через собственные действия.

Дошкольники до 4 лет слабо осознают собственные личностные качества и не могут адекватно оценить себя, свои возможности. А в 6-7 лет ребенок смотрит на себя как бы со стороны, представляет, как он выглядит, смущается. Он учится проводить самоанализ, мотивировать свои поступки, выражать собственные интересы, приобретает опыт невербальной и речевой коммуникации со сверстниками и взрослыми, способность к подражанию, самоидентификации.

Ядром самосознания является самооценка, рассматриваемая как аффективно-когнитивное образование. Когнитивный компонент характеризует содержание представлений человека о себе, своих способностях, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности, отношениях с окружающими; аффективный - отражает отношение человека к себе и проявляется в самоуважении, в чувстве собственного достоинства.

Формируется самооценка на основе знаний о себе, переживания опыта индивидуальной деятельности и общения с окружающими людьми. Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят уже к концу раннего возраста с появлением способности к оценке своих достижений, внутреннего состояния, осознания социального «Я».

Для детей дошкольного возраста нормой является завышенная самооценка. Это позволяет свободно осваивать новые сферы действительности и является залогом их успешного освоения. Для полноценного личностного развития оптимален вариант, когда «Я-идеальное» опережает «Я-реальное», чтобы показать ребенку, куда и как двигаться. Противоречия между  желаемым и действительным и обнаружение необходимости соответствия своей завышенной самооценке влекут за собой развитие.

Адекватная самооценка складывается к концу дошкольного детства, что связано с появлением самокритичности, осознанием себя во времени, развитием способности мотивировать самооценку, способности к оценке своих достижений; внутреннего состояния, определения своего места среди людей.

Важной чертой формирующегося самосознания ребенка является чувство собственного достоинства. Оно проявляется в умении соблюдать определенную дистанцию между собой и окружающими, что возможно при отделении себя и своей деятельности от взрослого, при условии уверенности в своих возможностях. Исследователи отмечают, что достоинство выступает уже в дошкольном возрасте как ценное качество личности, которое требует поддержки и охраны.

Сдвиги в развитии самосознания создают основу устойчивого личностного образования - «Я-концепции», объединяющую все знания ребенка о себе и то, как он оценивает себя.· Первоначально «Я-концепция» складывается под влиянием представлений о себе, отношения к нему любящих людей родителей. Далее ее формирование происходит под влиянием жизненного опыта, успехов и неудач. Впоследствии у детей «Я-концепция» приобретает активную роль и сама влияет на развитие ребёнка.

Эмоциям принадлежит важная роль в восприятии окружающего мира и в проявлении отношения к нему. В младенческом возрасте ребенок четко выделяет из окружающей среды близких ему людей: он ищет мать, проявляя свое эмоциональное состояние; его эмоциональная активность сопровождается оживлением, являющимся основой развития эмоций. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные проявления, связанные с быстро меняющимися желаниями ребенка. Он остро переживает неприятные моменты, но через какое-то время его может заинтересовать новая игрушка. Его не сможет огорчить то, что будет через некоторое время, несколько дней.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Если на втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство и желание броситься под защиту своей матери, то уже на третьем году жизни он спокойно играет рядом с другими детьми, хотя моменты игры кратковременны. В этом возрасте часто наблюдаются аффективные реакции на ситуации, когда попытка сделать что-то не приносит успеха и рядом не окажется того, кто окажет помощь.

С 3-4 лет у дошкольников возрастает способность к более адекватному выражению своих эмоций, которые проявляются в виде мимической активности, голосовых реакций. Исследователи отмечают, что именно в этом возрасте невербалика играет роль, которую не может выполнить ни одно другое средство, через которое ребенок выражает себя, своё отношение к миру.

В общении со сверстниками ребенок более эмоционален. В среднем у него наблюдается в 9-10  раз больше мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники в 3 раза чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают с ними в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми. Это связано с тем, что, начиная с 4-летнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и примечательным партнером по общению.

На протяжении всего дошкольного детства эмоциональный мир ребенка становится всё более богатым и разнообразным. В ходе дальнейшего развития характер эмоций, в частности, их длительность, устойчивость, меняются в связи с изменением характера деятельности и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающими людьми. От базовых эмоций (страха, радости и пр.) он переходит к более Сложным чувствам: восторгается, удивляется, ревнует, тревожится и веселится. Обогащается язык эмоций за счет жестов, позы, интонации голоса. Наряду с состояниями удовольствия и неудовольствия, возникают более сложные эмоциональные состояния, вызванные тем, хорошо ли он выполнил задание, имеют ли значение совершаемые действия для окружающих и какое и т. д. Для старших дошкольников становится характерным более адекватное проявление эмоций, а именно, отсутствие сильных аффектов и конфликтов по незначительным поводам. Способность детей управлять своими эмоциями и характеризует этот новый, относительно стабильный эмоциональный фон ребенка.

В возрасте 4-7 лет желания ребенка соединяются с его представлениями и благодаря этому перестраиваются. В основе лежит механизм эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, иными словами, ребенок заранее понимает, какие эмоции он будет испытывать в связи с совершенным поступком. Это и является основой эмоциональной регуляции действий ребенка, вызывающей более сдержанное выражение эмоций.

Возраст 5-6 лет является благоприятным периодом для развития эмоциональной отзывчивости. Учась понимать внутренний мир других людей, ребенок обретает уверенность в общении, на основе чего возникает сближение, объединение, а затем и интеллектуальный обмен, обмен мнениями между ним и другими людьми. Такое взаимодействие с окружающими обеспечивает его положительное самочувствие.

Испытанные положительные эмоции, такие как радость, удовольствие, вызывают у него желание к повторению ситуации. А переживание такой эмоции, как вина, влечет за собой другое переживание - стыд. Для переживания этих эмоций, вины и стыда, характерны снижение уверенности в себе, высокая степень напряженности, а при многократном повторении этих эмоциональных состояний у ребенка может развиться склонность к самообвинению.

От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими людьми. Ласковое отношение к нему, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия, его социальной уверенности. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает в случае неудачи, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже при неуспехе. Негативное отношение взрослого к ребенку, напротив, вызывает у него скованность, неуверенность, готовность расплакаться, выплеснуть свою агрессию на сверстников.

 Итак, эмоциональное развитие предполагает развитие у ребенка следующих способностей:

  • понимать свое эмоциональное состояние и состояния других людей по выражению лица, мимике, жестам и т. д.;
  • понимать настроение другого в зависимости от различных жизненных событий;
  • понимать желания и предпочтения другого, принимать его позицию;
  • понимать причины изменения настроения в зависимости от ситуации общения;
  • выражать эмоциональные состояния, настроения в ситуациях общения вербальными и невербальными средствами - регулировать свои эмоции.

Коммуникативное развитие предполагает:

  • владение разными вербальными и невербальными способами общения;
  • развитие способности проявлять активность в установлении контактов в игре, совместной деятельности; демонстрировать эмоциональную открытость во взаимодействии со сверстниками;
  • следование групповым правилам во взаимодействии со взрослыми и детьми;
  • развитие умения планировать индивидуальную и групповую деятельность, анализировать совместную деятельность, обмениваться своими впечатлениями с другими.

Потребности и мотивы в общении удовлетворяются с помощью определенных средств:

  • экспрессивно-мимических (взгляды, улыбки, гримасы);
  • предметно-действенных (позы, жесты, действия с игрушками);
  • речевых, обозначающих то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него.

Для полноценного коммуникативного развития ребенку необходима подготовка, которая заключается в совершенствовании речи, в развитии эмпатии, в понимании психических состояний другого. Ребенок учится распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих (радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение), выражать свои переживания.

Социальные навыки помогают ему осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться. Обретение коммуникативных способностей обеспечивает ребенку эффективность общения и совместимость с другими людьми.

При благоприятных условиях воспитания ребенок способен к проявлению доброты, внимания, заботы; у него вырабатывается положительное отношение к другим людям и окружающему миру.

Познавая другого, он обретает способность понять его особенности поведения, интересы, потребности. Обладая способностью увидеть возникшие перед собой трудности, ребенок может заметить изменение настроения, а затем учится выбирать адекватные способы общения, обретает этически ценные образцы поведения. Это способствует формированию желания вступать в контакт с окружающими, умения организовать общение. Ребенок овладевает также нормами и правилами, которым необходимо следовать при общении, что приводит к появлению:

  • хорошей ориентации в новой обстановке, уважения к желаниям других людей;
  • способности включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми;
  • возможности сдерживать и заявлять о своих потребностях, способности избегать нежелательного общения;
  • осознания своего места в обществе других людей, понимания разного характера отношения к нему окружающих.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит интенсивное становление личности ребенка. Развивается самосознание и складывается самооценка, обогащается эмоционально-чувственный опыт, появляется осознание своего социального «Я». Возникает интегральное личностное новообразование социальная компетентность, включающая в себя отношение к другому как высшей ценности, способности понять его особенности, заметить изменение настроения, психическое состояние, умение выбрать адекватные способы общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности социально-личностного развития детей раннего возраста

Социальность- совокупность приобретенных человеком  качеств, обеспечивающих его способность существовать в обществе и выполнять разнообразные социальные функции в составе различных групп, выступа...

«Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей»

«Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей» Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в...

Презенация Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей

Ребенку-дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на лично...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В период дошкольного детства происходит интенсивное становление личности. Личность формируется в процессе социализации, которая предполагает усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни,...

Особенности организации деятельности по социально-личностному развитию дошкольника в условиях ФГОС

Статья помогает воспитателю организовывать работу по социльно-личностному развитию дошкольников в условиях ФГОС...