«Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей»
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Русакова Елена Владимировна

«Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей»

 

Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в связи с ослаблением поляризации мужского и женского начала, половых ролей и связанных с ними гендерных стереотипов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_k_prezentatsii_statya.doc75.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Социально-личносное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей»

Воспитатель филиала МАДОУ ЦРР №17 г. Челябинска

                                         Русакова Елена Владиировна

Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в связи с ослаблением поляризации мужского и женского начала, половых ролей и связанных с ними гендерных стереотипов.

Ребенку-дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина.

Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. У детей формируются нечеткие или неадекватные полу гендерные установки, психологические качества и модели поведения.

        Все больше становится фемининных мальчиков и маскулинных девочек.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Преодоление разобщённости мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу -  одно из важнейших условий реализации гендерного подхода

Гендер понимается как социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные, и культурные различия между мужским и женским полом.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. В оформлении среды использовались простые маркеры гендерного различия: дифференцированно на шкафчиках для одежды картинки для девочек и мальчиков (у девочек - куклы, цветы, погремушка, у мальчиков – машины, самолеты, мячики); мы подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов. В группе организованы зоны для мальчиков и девочек. – пространственная среда не только обеспечивает разные виды деятельности дошкольников, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом их гендерных особенностей. В соответствии с возрастными особенностями сделали подборку альбомов для рассматривания: вот какие мы мальчишки сильные, смелые, отважные мужчины, а для девочек какие мы красивые, добрые, заботливые. Одежда  для мальчиков (это брюки, шорты, рубашки) и девочек (это платья юбки, блузки).

В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения.  Подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделяется особое внимание:

1.  Игровой материал подобран с учетом привлекательности ( когда у игрушек привлекательный вид гораздо проще вызвать чувство симпатии к ним)

2. Ролевая атрибутика с целью привлечения детей , к отражению в игре одобряемых образов женского и мужского поведения.

3.  На  наличие атрибутики и маркеров игровое пространство для игр-путешествий, в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую роль поведения.

 В группе широко предоставлены игры связанные с одеванием кукол мальчиков и девочек. У детей этот процесс отождествляется с процедурой с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию  ими человеческого смысла  действия, и если вначале просто воспроизводит действия взрослого, то постепенно ребёнок начинает осознавать свою роль и называть ее я - мама я – папа.

В центре внимания и интересов девочки, начиная с раннего возраста, находятся взаимоотношения между людьми, предметы потребления; одежда, утварь. Для игр девочкам требуется  небольшое пространство,  организуя игровую среду нужно об этом помнить. Девочки в играх чаще всего осваивают роль мамы, поэтому им необходимо достаточное количество кукол и прочей атрибутике, так как у девочек больше развита мелкая моторика им требуется больше мелких игровых атрибутов к играм. Для девочек оборудованы: салон красоты, кукольный театр, уголок домашней утвари.  

У мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничено. В группе для мальчиков созданы условия для игр в пожарных, моряков, военных, полицейских, мастерская.  

«Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества.

Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игрушки и игры побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение»

        Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру.

        При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, лепить, т.е. научить занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним.

Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультирование (стендовое и очное), но и закрепление полученных знаний на практике. Вариантов форм и методов работы с педагогами, родителями и детьми по формированию гендерной идентичности огромное множество, главное подойти к решению проблемы серьезно, обдуманно.

Консультация: «Игра – средство формирования устойчивого гендерного образа», а затем проводится практикум: «Играем с сыном», «Играем с дочкой». Дифференцированные встречи с мамами девочек и папами мальчиков;«Домашние задание», «Папины уроки» и «Мамины уроки».Можно предложить родителям создать совместно с ребенком альбом

«Игры, в которые  мы любим играть».

Мальчик и Девочка – это два разных мира. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.

        А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать - зависит только от нас с вами.

Модель педагогического процесса построена таким образом, что при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности мы используем дифференцированный подход.  При организации НОД нами учитываются психологические особенности девочек и мальчиков.

Рекомендации педагогам при подготовке к образовательной деятельности:

1. пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер (особенно для молодого специалиста)

2. продумывать вопросы, учитывая особенности детей разного пола

3. использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков

4. проводить КВН, викторины типа «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

5. при обучении новому материалу разделять детей на подгруппы: мальчики и девочки, рассаживать детей на занятии: мальчик-девочка, т.к. дети взаимодополняют друг друга

6. в начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание

7. при объяснении последовательности работы следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, немногословным. Особенно это важно для мальчиков.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Учёт гендерных особенностей развития одарённости дошкольников в создании педагогичесих условий в образовательном процессе ДОУ"

В период дошкольного детства у всех детей , живущих в разных странах мира, происходит формирование гендерной идентичности. именно гендерные различия могут оказаться особенно з...

Презенация Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей

Ребенку-дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на лично...

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ.

Перед дошкольным учреждением и родителями стоит задача перейти от «бесполой» педагогики к формированию у дошкольников адекватной полу модели поведения, начал мужественности и женственности, способств...

"Учёт гендерных особенностей детей в физическом направлении развития дошкольников"

Учет гендерных особенностей является важнейшим аспектом здоровьесбережения.  Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ем...

Семинар-практикум с педагогами "СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ"

Цель: выяснить представления педагогов о дифференцированном подходе в воспитании детей старшего дошкольного возраста; познакомить с составляющими социально-личностного развития и особенностях гендерно...