Главные вкладки

    Инновационный педагогический опыт работы на тему "Социально-личностное развитие дошкольника с учетом гендерного воспитания"
    материал по теме

    Лапшаева Елена Ивановна

    Инновационный педагогический опыт работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл innovats._opyt_raboty.docx24.74 КБ

    Предварительный просмотр:

       Муниципальное  бюджетное дошкольное  учреждение детский сад «Колосок»

                  Инновационный педагогический опыт на тему:

        «Социально-личностное    развитие     дошкольника

               с    учётом    гендерного    воспитания»

     Авторы: Лапшаева Е.И.

      Актуальность.  

       Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей. Сейчас представительницы «прекрасного пола» стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются грани между «мужскими» и «женскими профессиями». Многие мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

        Наблюдая за детьми, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот , не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

       Исходя из этого, начало гендерного воспитания следует отнести к дошкольному возрасту. В противном случае неизбежны отклонения, которые могут привести к эмоциональному неблагополучию среди сверстников. А в дальнейшем- стать препятствием к выполнению семейных и общественных функций.

      Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривает решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учётом гендерного подхода.

     Что же входит в понятие гендер? Это система социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

      Перед дошкольными образовательными учреждениями и родителями стоит задача, отнестись к образованию детей-дошкольников по-новому: перейти от «бесполой педагогики» к воспитанию партнерских взаимоотношений между девочками и мальчиками.

     

         В своей работе в этой области, ставлю следующую цель: воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

     

        Для достижения этой цели ставлю задачи, которые обеспечивают достаточный уровень гендерной воспитанности детей.

    -Формирование полоролевых знаний, развиватие умений использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности;

    -Развитие нравственно-волевых качеств характерных для мальчиков (смелость, сила, решительность, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, нежность, доброта, сострадание);

    -Развитие ценностного отношения к себе, как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира женского/мужского своеобразия;

    -Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу;

    -Формирование представлений о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской и мордовской народной культуре.

     

       Выстраивание модели образовательного процесса веду по 4 направлениям: 

    -знакомство с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностях их воспитания и обучения;

    -построение модели педагогического процесса;

    -построение соответствующей развивающей среды;

    -пропаганда педагогических знаний по этому вопросу среди родителей и привлечение их к участию в педпроцессе.

     Анализ изученной литературы свидетельствует о социальной направленности понятия «гендер», которое включает в себя:

    1. Культурно-символическое определение пола. ( Е. Тимофеева);
    2. Систему межличностного взаимодействия. (Р.Г. Петрова);
    3. Культурное отношение социального порядка. (И. Гофман);
    4. Биосоциокультурное единство.(Е.Н.Каменская);
    5. Половозрастной статус.(А.А.Чекалина)

    Разработала на основе этого игровую модель специально организованной деятельности, побуждающую детей к коммуникации, рефлексии, сотрудничеству и самореализации.

       С целью формирования гендерной принадлежности дошкольника, внедряю в образовательный процесс инновационные технологии.

    1.Технологии, способствующие формированию представлений детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственного цикла)

    В их число входят:

    Специально организованные проблемные ситуации. Например, посмотрите, как красиво одета сегодня Машенька. Эту кофточку связала ей мама, а у неё была помощница-Машенька. Я знаю, многие из вас помогают дома родителям, расскажите, как вы это делаете.

    Моделирование жизненно значимых ситуаций. Каждая ситуация включает в себя проблемную ситуацию и ряд действий. Задача ребёнка: определиться и руководствоваться ими в среде сверстников.

    Для мальчиков: Таня осталась без стула. Наташа просыпала конфеты. Что ты будешь делать?

    Для девочек: в группу пришёл новичок, он грустит. Как ты поступишь?

    Дидактические игры. «Кто что носит?», «Наши причёски», «Сундучок для хозяюшки(для мастера), «Кем хочу стать?».

    Игры-состязания. Сказать больше добрых слов о маме, папе; назвать предметы которые принадлежат только девочкам или только мальчикам. «Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет мальчика (девочки)»

    Специально организованные виды деятельности. Этические индивидуальные и совместные беседы. Темы: «Мальчики –защитники слабых», «мальчики –будущие папы», «Дело мастера боится», «Девочки –маленькие хранительницы и утешительницы», «Девочки –будущие мамы», «Мальчики и девочки такие разные и такие похожие», «Поведение мальчиков и девочек».

    2.Технологии, способствующие овладению способом мужского и женского поведения.

    Игровые ситуации с куклами. «Одень (накорми, уложи) куклу».

    Схемы-действия отражают культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения. Наиболее интенсивны они на месте встречи мальчиков и девочек, уже заданном пространстве учреждения, там. Где дети имеют возможность проявить самостоятельность свободу.

    Сюжетно-ролевые игры. Овладение полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье: «Дочки-матери», «У нас гости», «Переезжаем на новую квартиру».

    Игры–драматизации. «Спящая красавица», задание- разбудить добрыми, ласковыми словами девочку. «Богатырь перед сражением», задание- поддержи словами вселяющими уверенность в победе.

    Подвижные игры. «Найди пару».

    Имитационные игры. «Любящие родители»- передать мимикой эмоции: чувство радости, нежности. «Бездомный котёнок» -передать жалость, ласку к тем, кто в ней нуждается. «Разъярённый медведь» - выразить эмоцию гнева, объяснить его причину у людей, найти способ выхода из этого состояния.

    Коммуникативные методы. «Посмотри в глаза» -придумай и скажи добрые слова. «подари подарок»- скажи поздравление. «Скажи комплимент» - скажи приятные слова. «За что нам нравятся девочки (мальчики). Чтение художественной литературы с последующим обсуждением поступков героев.

    Специально организованные проблемные ситуации. Описываю ситуации, которые ежедневно происходят в детском саду. Сегодня Алёна помогала после обеда Нине Викторовне убрать со столов. С кем её можно сравнить с Крошечкой-Хаврошечкой или с Ленивицей?

    Прогнозирование ситуации. Её суть- предоставить свои действия в предполагаемой неприятной действительности. Основная задача, подвести детей к принятию решения: прежде, чем что-то сделать, следует остановиться, подумать: кто ты, мальчик или девочка? Как должен повести себя мальчик (девочка).

    Моделирование жизненно значимой ситуации включает проблему и ряд действий, которыми следует руководствоваться в среде сверстников.

    Для мальчиков: Ты едешь в автобусе с папой, кто должен уступить место вошедшей женщине.

    Для девочек: У Алёши неправильно застёгнуто пальто, как ты поступишь?

    3. Технологии, развивающие нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек.

    Совместная трудовая деятельность. Дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности. Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают, мальчики относят чистое бельё, девочки вешают. Работа в уголке природы: мальчики ходят за водой. Переносят горшки, девочки поливают растения, протирают листья.

    Символические игры. Игра «Кто живет в твоём сердце?». На карточках-символах изображены понятия : «доброта», «красота», «смелость», «сила» и т. д. Нужно отобрать те, которые обозначают ценности определяющие поведение мальчиков и девочек.

    Состязательные игры. «Рыцарский турнир»: мальчики соревнуются в ловкости, сноровке, силе, галантности, остроумии. Девочки награждают победителей.

    Коммуникативные игры. Игра «Новое имя». По заданию педагога дети дают характеристику каждому в группе (Наташа- веселушка, Саша- богатырь, Света- принцесса и т.д.). Инсценировки по сюжетам произведений.

    4. Технологии, обуславливающие формирование представлений у мальчиков и девочек о народной культуре и народных традициях воспитания.

     Общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы полоролевой культуры, запечатлённые в знаках, символах мужского и женского мира, культурных образцах полоролевого поведения, межполового взаимодействия,  представлены в содержании специально организованных видах деятельности, обеспечивающих ребёнку ознакомление с историей, бытом, традициями, обычаями своего народа.

    Экскурсия в краеведческий музей. Знакомить с историей предков, их жизненным укладом, одеждой, трудом женщин и мужчин, историей родного края.

    Диалогово-игровые методы.  «Беседы с героями сказки» - развивает дружеские взаимоотношения между мальчиком и девочкой в соответствии с выбранной ролью сказочных героев. «Главные слова» - находят в сказке слова, раскрывающие полоролевые ценности.

    Игры-состязания. Назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества. Спеть колыбельную. Назвать предметы быта, одежды, орудий труда мужчин и женщин.

    Русские и мордовские игры.  «в хороводе были мы», «Платки» и т.д.

    Пространственно развивающая среда –одно из условий гендерного воспитания ребенка, так как является одним из средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

    При её построении учитываю следующие принципы:

    -принцип эмоциональности –даёт ребёнку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;

    -принцип свободы и самостоятельности – позволяет самостоятельно определять отношение к среде. А также воспринимать, создавать, комбинировать её по своему усмотрению;

    -Гуманитарный принцип – отражает в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающими предметами, социальным и природным миром, а также помогающий раскрыться сущностным силам ребенка.

       Элементами пространственно-предметной среды выступают:

    -игрушечная гостиная – мини-среда светского этикета, где дети самостоятельно или с помощью воспитателя упражняются в выполнении правил хорошего тона.

    -мини-среда  - предоставляет то, что необходимо для формирования мужских и женских умений. Для мальчиков: мастерская по ремонту игрушек, инструменты, гараж, конструкторы различного вида, строительный материал, спортивный уголок.

    Для девочек: игрушечный кухонный блок, шкаф с полочками для белья и посуды, ванночки и ведерки для стирки белья, уголок красоты, «Больница».

    -игротека, где представлены настольные игры, карточки –символы, схемы-действия.

        Для полноценного ребенка важно, чтобы родители были грамотны в процессе гендерного воспитания. Работа с родителями носит информационно практический характер. С этой целью мной проводятся различные формы работы: консультации. Беседы, текстовая информация на темы: «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье», «В семье растёт дочь», «Воспитание мальчика в семье». Вместе с детьми изготавливаем к праздникам подарки для пап и мам. Совместно с родителями проводим культурно-досуговые мероприятия: «День матери», «Богатырская сила», «Мама- солнышко моё», спортивные праздники и т.д.

        Созданные условия, способствующие гендерной социализации детей,  приносят положительные результаты.  Растёт культура поведения и общения детей, Мальчики становятся более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательны к мальчикам. Родители воспитанников приобретают знания об особенностях воспитания детей разного пола.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный педагогический опыт работы "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»"

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в  жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитан...

    Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.

    Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны....

    Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы".

    Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры  дошкольников по средствам экологической тропы"....

    Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

    Презентация педагогический опыт работы: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

    Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство формирования нравственных качеств...

    Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

    Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....