Исследовательский проект по теме: «Занимательная наука»
методическая разработка (старшая группа)

Антошина Анна Валерьевна

Основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста - это игра. Но дети старшего дошкольного возраста еще и очень "пытливые"; им нужно все знать; исследовать. Предлагаю вашему вниманию паспорт проекта "Занимательная наука". Главной целью которого является развитие познавательно - исследовательских способностей у детей в процессе совместной и самостоятельной исследовательской деятельности и практических опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_po_teme.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект по теме: «Занимательная наука»

«Узнаем – познаем – развиваемся».


«Эксперимент - как возможность познания окружающего мира».


Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта: кратко-срочный

Предмет исследования: вода, воздух, статическое электричество.

По количеству участников: 1 взрослый и 6 детей

Участники проекта: воспитатель; дети старшей группы

Воспитатель: Антошина А.В.

Цель: 


  • развивать познавательно - исследовательские способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов;

  • расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;

  • развивать представления об основных физических явлениях (свойства воды, статическое электричество, преломление света и др.);

  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

  • поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний и дальнейшего их применения;

  • интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, формирования желания учиться, познавать новое; учиться работать сообща.

Образовательные задачи:


  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
    продолжать знакомить детей закрепить знания детей по вопросу свойств воды; дать представления об электричестве и воздух.

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми
    продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

  • Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – активизировать в словаре детей существительные:  лаборатория, опыты, оборудование.

  • Развитие связанной речи
     – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

Развивающие задачи:


  • Способствовать развитию любознательности.

  • Развивать внимание детей.

  • Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

  • Возникает стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.

Воспитательные задачи:


  • Продолжать воспитывать культуру поведения.

  • Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.

  • Формировать понимание важности  воды, воздуха для всех объектов на планете.

Место проведения: помещение группы.

Обеспечение проекта: салфетки для стола; емкости с водой; трубочки для

сока; бумажные листы; подносы, кисти; стакан

граненый прозрачный; лупа, графин для воды

стеклянный, материалы для исследований – цветные камушки; платки, пакеты полиэтиленовые; воздушные шарики; фольга пищевая ножницы, расчески пластмассовые; фартуки для детей; бумажное полотенце.

Предварительная работа:


  • ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;

  • беседы о воде, воздухе, электричестве;

  • рассматривание и чтение детских энциклопедий.

Предполагаемый результат:


  • создание условий для организации экспериментальной деятельности в группе;

  • возросшая заинтересованность в познании окружающего мира; поиск нового;

  • стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;

  • удачное проведение экспериментов.

Выполнение проекта.


Проведение экспериментов.

Опыты с воздухом.

1.Воздух в человеке. 

Мы дышим воздухом – пузырьки в воде – воздух из легких. Подуть в трубочку, опущенную в емкость с водой.

Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Выходят пузырьки.


Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Без воздуха мы задохнёмся. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.


^ 2. Ловим воздух. Взять платок за четыре конца. Платком взмахиваем, поднимая его вверх и опуская концы вниз - получается купол, заполненный воздухом. Платок похож на парашют, который спускается плавно. Воздух под куполом распирается и поддерживает его.

Ловим воздух пакетом. В пустом новом пакете воздуха нет, пакет плоский. Расправляем его и «ловим» им воздух. Пакет надувается, его можно завязать. Мы поймали воздух.


Эксперименты с давлением воздуха.

3. Вода в перевернутом стакане.

Наполняем стакан водой до самых краев, накрываем его листом бумаги, и придерживая его рукой аккуратно перевертываем стакан. Убираем руку. Вода из стакана не будет выливаться.
Давление атмосферного воздуха на бумагу больше давления воды на нее. Вот почему бумага не отпадает а вода не выливается.


Опыты с водой.

1. Можно ли склеить бумагу водой?

Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.

А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду. Сдвинуть листы невозможно. Вывод: вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.

2. Вода или лупа? Предметы в воде кажутся больше, чем на самом деле. Это  можно  заметить, посмотрев, как увеличивается размер камушка. А может быть, это стекло увеличивает?  Нет,  ведь  рыбки  в  аквариуме  тоже кажутся больше, если смотреть только через воду. 

Из-за преломления света между водой и воздухом расстояния и размеры кажутся нам не такими, как на самом деле – далекое кажется ближе на 25%, предметы становятся больше на 33% – на целую треть!


Понятие об электрических зарядах.
Статическое электричество можно заметить при расчесывании волос. Пластмассовые расчески заряжены отрицательно, а волосы - положительно. Это является причиной отталкивания зарядов, что объясняет тот факт, что наэлектризованные волосы торчат в разные стороны. 


1. Танцующая фольга.
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды. 


2.Воздушные шарики. 

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами

происходит разделение электрических разрядов. Если потереть такой шарик об одежду или другую ткань, или даже об стену - он приобретает электростатический заряд (намагничивается) и становится способным прилипать к различным предметам.


Наэлектризуйте шарик, потерев его о волосы. Приподнимая шарик над головой, вы почувствуете, как за ним тянутся волосы.


Наэлектризованный шарик прислоните к вертикальной стенке, к потолку, к своей одежде или голове – он будет долго висеть в таком положении.


Работа с родителями:


  • Представление видео презентации об экспериментальной деятельности детей в группе; демонстрация экспериментов.