«Сюжетно-ролевая игра - средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной программы по ранней профориентации»
статья (старшая группа)

Беляева Галина Викторовна

 

 «Сюжетно-ролевая игра - средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной программы по ранней профориентации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_proforientatsiya_v_doklad.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детского сада №27 «Берёзка»

                                                Доклад  на тему:

 «Сюжетно-ролевая игра - средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной программы по ранней профориентации»

                                                  Воспитатель: Беляева Г.В.

                                               Ноябрь 2022г.

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Актуальность ранней профориентации:

Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Верный выбор профессии. Результаты профессиональной деятельности приносят человеку моральное, эмоциональное и материальное удовлетворение. Результаты профессиональной деятельности приносят пользу обществу и стране.

Цель ранней профориентации :

*социализация дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых

*Расширение представлений о труде взрослых и его значении

*Бережное отношение к результатам труда

*Возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности

*Расширение знаний о мире профессий

*Формирование эмоционального отношения к профессиональному миру

В сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни  и реализовать собственный потенциал .Родители и педагоги , как никогда раньше, обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок , входящий во  взрослый мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Чем ярче и насыщенней игра, тем больше у ребёнка возможности  впитать и пропустить через свой  внутренний мир информацию об общественной жизни  и о мире профессий, их ценности и значимости  и тем легче ему будет в будущем сделать свой решающий  выбор, который и определит его жизнь. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображают врача, принимающего больных у себя в кабинете.Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом я даю детям свободу в выборе средств , для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» они могут стать учителями в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступно.Свою работа по ранней профориентации дошкольников я строю с учетом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

3. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

4. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

5. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности.

Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата  саморегуляции поведения. Для реализации профориентационной деятельности , необходимо взаимодействие детей и взрослых. Она включает сотрудничество детей не только педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий. Для этого на занятия я приглашаю родителей, которые рассказывают о своих профессиях. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения .Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

• словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

• наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

• практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

• игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Информацию о профессиях мои дети получают на экскурсиях, если, нет возможности выехать за пределы  ДОУ например провожу экскурсию по детскому саду, для того, чтобы дети наглядно увидели в практике работу персонала детского сада, так же для того, чтобы ввести в курс профессий я использую возможности ИКТ.

В своей работе я так же использую инновационный метод для достижения поставленных мной целей по теме ранней профориентации, это современные сюжетно-ролевые игры. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. А это означает что, тематика сюжетно-ролевых игр должна дополнятся с изменением социума.

Мною были разработаны следующие современные сюжетно-ролевые игры :

  • Садоводы
  • Конструкторы
  • Пожарники
  • Супермаркет
  • Больница
  • Сбербанк
  • Салон красоты
  • Морской порт
  • Аптека
  • Школа

В ходе непрерывной образовательной деятельности я продолжала знакомить детей с современными профессиями.

Созданные мной дидактические игры, сюжетные альбомы так же способствуют знакомству с современными профессиями.

Свои опытом работы регулярно делюсь с коллегами, публикую авторские статьи на своём персональном сайте, участвую в конференциях, провожу открытые показы НОД, успешно представляла на Фестивале образования свой проект, «В мире современных профессий –как инновационный метод реализации задач ФГОС».

Результаты моего опыта работы свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых понимание ценности труда людей современных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда) .

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

Мой опыт работы показывает большую заинтересованность детей в в выборе интересующего их вида деятельности, получив представления о мире профессий они осознали ценностное отношение к труду взрослых, проявили самостоятельность, активность и творчество, а это всё поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела!