статья ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ РЕБЕНКА ИЗ ДЕТСКОГО САДА В ШКОЛУ
статья (подготовительная группа)

Ким Лариса Витальевна

Описание психологических аспектов преемственности при переходе ребёнка из детского сада в школу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_aspekty_preemstvennosti.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

ПРИ ПЕРЕХОДЕ РЕБЕНКА ИЗ ДЕТСКОГО САДА В ШКОЛУ

    Перед каждым родителем будущего первоклассника встает сразу несколько вопросов:

- Какую школу для своего ребенка лучше выбрать?

- Готов ли ребенок к школьному обучению?

- Как, по-возможности, избежать трудностей, с которыми ребенок неизбежно столкнется в школе, а также вопросы местоположения, режима работы школы, возможности посещать ребенком кружки и секции, необходимость привлекать дополнительных людей, в качестве нянь, автонянь, репетиторов.

    Для большинства родителей учеников начальных классов отдельной неразрешимой проблемой может стать необходимость выполнения совместно с ребенком домашних заданий в позднее вечернее время.

    Осуществляя работу в едином учебном комплексе детский сад-школа, мы имеем возможность более эффективного решения этих вопросов по сравнению с обычными детскими садами и школами, которые работают автономно.

    Мы проводим активную работу с родителями дошкольников, чтобы их интерес к школам города, как месту, где ребенок продолжит обучение, формировался не в момент выпуска ребенка из детского сада, а намного раньше, когда ребенок посещает среднюю группу детского сада.

    Специфика работы нашего учреждения такова, что старшая группа детского сада является выпускной.  Дети шести с половиной лет, как и их родители, должны быть готовы к выбору школы для дальнейшего обучения детей данной возрастной группы. С другой стороны, выбранная школа должна соответствовать   ожиданиям родителей и способствовать развитию природных задатков конкретного ребенка.

   Мы активно предлагаем родителям посещать дни открытых дверей различных школ и гимназий города, чтобы у родителей будущих первоклассников сложилось собственное представление о разных школах, которое может не совпадать с общепринятой репутацией данной конкретной школы.

   Немаловажным фактором является то, что потенциальная школа должна прежде всего способствовать развитию природных задатков ребенка, а уже потом быть удобной для родителей с точки зрения удовлетворения их личных амбиций. Не секрет, что в престижные школы и гимназии города родители зачастую привозят детей из других районов города и это напрямую связано с переутомлением детей и не всегда оправданно.  Для решения транспортной проблемы в нашем учебном заведении существует утренняя развозка детей (от дома до школы).

Организация работы по преемственности детского сада и начальной школы в нашем образовательном учреждении охватывает всех участников образовательного процесса. Педагоги детского сада и школы, службы сопровождения, родители и дети, - все включены в этот сложный процесс.  

   Психологическая служба проводит диагностику всех выпускников детского сада на предмет школьной зрелости: диагностику эмоционально-волевой сферы и диагностику развития познавательной сферы ребенка.  Данная диагностическая работа с ребенком и последующая консультационная работа с родителями позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка при выборе школы, а также подготовить родителей к возможным трудностям, с которыми ребёнок столкнется в школе и выработать стратегию поведения.  Кроме того, на основе данной диагностической работы и предшествующих наблюдений за ребенком (включая особенности адаптации к детскому саду) мы имеем возможность составить прогноз адаптации ребенка к конкретной школе или нескольким школам по запросу родителей.

    Поскольку наша школа является школой полного дня, мы имеем возможность обеспечить более эффективное усвоение ребенком образовательных программ, когда основной учитель занимается закреплением пройденного материала и организует подготовку домашнего задания детьми во второй половине дня. Это более актуально для детей, начиная со второго класса школы, когда у ребенка появляется необходимость систематически выполнять домашние задания.

   Родители, не единственные, кто может столкнуться с серьёзными трудностями при переходе ребенка из детского сада в школу. Главной фигурой в данном процессе, безусловно, является сам ребенок.

   Ни для кого не секрет, что дети шести с половиной лет более мотивированы к обучению в школе, чем дети семи лет. Парадокс заключается в том, что у шестилетних детей в большинстве своём ведущей является игровая, а не учебная деятельность, поэтому многие из них воспринимают школу как "взрослую" игру. Если не противиться естественному процессу и не навязывать ребенку насильственно учебную деятельность, то многих трудностей первого года обучения в школе можно избежать.

   Например, наличие в выпускной группе детского сада учебной зоны с несколькими настоящими партами и школьной доской, позволяет дошкольнику привыкнуть к этим обязательным атрибутам будущей школьной жизни и помогает сформировать мотивацию к обучению. Подобно другим излюбленным ролевым играм (в магазин, в парикмахерскую, в больницу), игра в школу становится очень важной для будущих первоклассников.  Особенно ревностно многие дети относятся к тому, кому выпадет в игре роль учителя. Такие игры являются важной профилактикой школьного невроза, и особенно важны для детей тревожных и неуверенных в себе.  Здесь важно, чтобы воспитатели сами не увлеклись ролью учителя.

   Другим аспектом развития ребенка шести-семи лет является то, что самому ребенку намного важнее чувствовать себя комфортно в среде сверстников, найти своё место в детском коллективе (классе), нежели начать во всём соответствовать ожиданиям от него родителей в его новой роли ученика. Другими словами, первокласснику важнее найти новых друзей в новом классе, нежели стать образцовым учеником.

   Родителям будущих первоклассников нужно понимать, что изменятся их собственные представления и ожидания от ребенка, как только у него появится новая роль - роль ученика. Если в детском саду родителям важно, чтобы прежде всего их ребенку было хорошо и комфортно, то при переходе ребенка в школу, на первое место для родителей, осознают они это или нет, будут выступать учебные успехи и достижения ребенка, и связанные с этими успехами родительские ожидания.  Осознание этого приходит не сразу. Чаще всего родители начинают понимать данную проблему после того, как уже успели "наломать дров".

    Поэтому я, как психолог, уделяю особое внимание работе с родителями над тем, чтобы их ожидания и требования от собственного ребёнка не превратились в непрерывный моральный и интеллектуальный прессинг, который точно не будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе, а может стать причиной страхов, неуверенности ребёнка в своих силах, непринятия своей новой роли ученика.

    Очень важно, чтобы родительские ожидания от ребёнка не были оторваны от реальности, а требования, предъявляемые к ребенку, были адекватными, которым ребёнок может соответствовать. В своём стремлении сделать жизнь для своего ребёнка хорошей и достойной родители часто не учитывают точку зрения самого ребёнка. Попытка родителей предоставить ребёнку максимальные возможности для получения хорошего образования и хорошие условия, с учётом только своей родительской точки зрения, может привести к полной апатии со стороны ребёнка, который изо всех сил стремится быть хорошим, но так и не может порадовать родителей высокими достижениями, в то время как его интересы попросту не замечаются и не учитываются. (Пример: Родители второклассницы жалуются на полное отсутствие мотивации у ребенка к любому виду деятельности. Девочка учится на тройки в школе с математическим уклоном, занимается фигурным катанием и музыкой, часто болеет. На вопрос родителям, что, по их мнению, лучше всего получается и больше всего нравится их ребенку, оказалось, что девочка с легкостью запоминает иностранные слова и очень любит лепить из пластилина.)

   Какую бы школу ни выбрали родители для своего ребёнка, для осознания ребенком его новой роли ученика, важно, чтобы такие организационные моменты, как покупка портфеля, школьной формы, пенала, учебников и т.п. не прошли формально. Если родители не пожалеют своего времени, и сделают так, чтобы ребенок почувствовал себя полноправным участником этого процесса, то купленные новые вещи будут иметь для ребенка особое значение и всякий раз будут напоминать ребенку о его новой взрослой роли.

   Чтобы первоклассник не оказался наедине со своими проблемами, очень важно, чтобы в школе его окружали знакомые люди. Прежде всего это дети, с которыми он был знаком ещё до школы: друзья и знакомые по детскому саду, соседские дети, с которыми ребенок играл во дворе. Если есть возможность, то в первый класс нужно идти со своим лучшим другом, с которым ребёнка связывают тесные дружеские отношения. Присутствие такого друга даст ребенку ощущение безопасности, так необходимое особенно в самом начале школьного обучения во время адаптации к новым стенам, новым требованиям, новым взрослым и детям в новой школе.

   Потребность растущего организма ребенка в двигательной активности с одной стороны и необходимость статично сидеть за партой в течении всего учебного дня, с другой, часто становятся причиной неусидчивости, плохой концентрации внимания, быстрой утомляемости учеников начальной школы, особенно первоклассников.  Для решения этой проблемы в нашем образовательном учреждении большое внимание уделяется удовлетворению потребностей детей в отдыхе и двигательной активности: это и дневной сон для первоклассников, и специально оборудованные спортивные комплексы, и организация прогулок, и возможность заниматься спортом и танцами во внеурочное время. Все эти мероприятия отражают требования ФГОС и прежде всего нацелены на сохранение здоровья детей и, несомненно, очень нужны.  

 Но, пожалуй, самым важным фактором успешной адаптации ребенка к школе и успешного обучения в дальнейшем, без преувеличения самой важной фигурой, с которой сталкивается первоклассник является его первый учитель. От того насколько сложатся у ребенка отношения с его первым педагогом зависит отношение ребенка к школе в целом. Это может быть, как любовь на всю жизнь, так и непримиримая борьба, или же апатия и стойкое нежелание учиться.

 В нашем образовательном учреждении мы стараемся сделать всё возможное, чтобы и дети, и педагог принимали, понимали друг друга и были настроены на долгосрочное сотрудничество.

   Важным этапом в этой работе является то, что уже в выпускной группе детского сада учитель ведет занятия по подготовке к школе именно с теми детьми, которые придут к нему в класс 1 сентября. За год общения дети и педагог имеют возможность лучше узнать друг друга: дети привыкают к требованиям педагога, стилю преподавания, а педагог имеет возможность выстроить свои требования с учетом личностных особенностей детей.

   Особое внимание, которое уделяется в нашем образовательном учреждении соответствию и согласованности учебных программ детского сада и начальной школы, позволяет сохранить преемственность в обучении ребенка и избежать ситуации, когда ребёнок должен забыть всё то, чему его учили в детском саду, чтобы затем начать с чистого листа обучение в школе.

    Всё описанное выше представляет прежде всего многолетний опыт работы нашего образовательного учреждения. Многие мои коллеги строят свою работу в других условиях.  Я надеюсь, что опыт нашей работы, находки, которые появились не сразу и были проверены временем, будут полезны   и, возможно, подтолкнут коллег к поиску других интересных форм взаимодействия детского сада и школы в вопросах преемственности в условиях реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Статья на тему: Игровые упражнения на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в детском саду

Даны упражнения на обеспечение положительного эмоционального фона , коммуникативных способностей....

Статья на тему: "Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"

Статья на тему:«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»...

Статья «Эколого-валеологические аспекты сопровождения одаренных детей в детском саду»

О проблемах выявления и сопровождения одаренных детей в ДОУ....

Статья «Советы родителям по подготовке ребенка к детскому саду»

Из статьи вы узнаете, какими навыками должен обладать малыш перед поступлением в детский сад. Что нужно сделать родителям, чтобы адаптация прошла успешно....