Семинар-практикум "Пальчиками играем-речь развиваем"
методическая разработка

Петрова Наталья Сергеевна

Семинар-практикум для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_avtosohranennyy.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Пальчиками играем – речь развиваем»

Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых. 
Задачи: 

1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.

  3.Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).

  4. Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: Столики, поднос с манкой, ёмкость с горохом и фасолью, карандаши, прищепки.

Ход мероприятия:

Слайд 1

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня я хочу предложить вам принять участие в семинаре – практикуме «Наши пальчики играют, говорить нам помогают». Наверное, каждый из вас хорошо помнит своё детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве…

Предлагаю вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…

Но сначала мы немного с вами поговорим по нашей теме.

Сегодня я предлагаю поговорить о развитии речи ваших малышей. Точнее об одном из средств развития речи детей.

Самым эффективным средством для развития речи детей 2-3 лет является пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Пальчиковую гимнастику можно делать с 6-7 месяцев. В течении 2-3 минут поглаживать и разминать ладошки и пальчики. А вот пальчиковые игры начинаем использовать в общении с 2 лет. Почему же одним из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте являются пальчиковые игры? Потому что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (Игра «Семья», «Сорока-белобока) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.

Слайд 2

Чтобы настроить вас на дальнейшую работу, предлагаю провести небольшую игру.

Разминка «Карандаши»

Задачи: снять эмоциональную напряженность, содействовать построению доверительных отношений, приобретению навыков межличностного общения на невербальном уровне.

Материал: по 2 карандаша на каждую пару участников.

(Упражнение выполняется под медленную музыку. Родители стоят друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.)

Задание: Не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад; сделать шаг вперед, назад; присесть, встать.

Слайд 3

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

 Например,

 мизинец – сердце,

 безымянный – печень,

средний – кишечник,

указательный – желудок,

большой палец – голова.

Следовательно,  воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

Слайд 4

Пальчиковая игры решают множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Поэтому можно сделать предварительный вывод: пока ребенок мал, не следует требовать от него слишком многого. Давайте вместе учить и развивать его в игровой форме.

Слайд 5

Что же такое пальчиковые игры?

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.

Доказано, что чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее познает кроха окружающий мир. Разумеется, сила, ловкость, активность приходят к маленьким пальчикам не сами по себе, это – результат их повседневной тренировки. И чем раньше такие тренировки начнутся, тем быстрее будут «умнеть» пальчики! 

Слайд 6-11

С вашими детками мы каждый день проводим разнообразные пальчиковые гимнастики и игры. Дети с удовольствием выполняют все движения. Пальчиковые игры проводим в музыкальной и стихотворной форме. Так же на занятиях мы рисуем не только кисточкой, но и нашими маленькими пальчиками.

Слайд 12

Вопросы к родителям:

- занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Приведите примеры.

- играли ли вы сами с вашими пальчиками в детстве? Приведите примеры.

- как вы играете с пальчиками вашего ребенка?

Игротренинг

Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем…

«Домик»

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).

Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять.

«Капустка»

Выставка - презентация демонстрационного материала

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы. В своей работе с детьми я применяю пальчиковый игро-тренинг с использованием подручного материала. Это может быть перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе; игры с пробками и горохом; нанизывание бус.

1) Игры с сыпучими материалами

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

2) Игры с прищепками.

3) Игры с бусинами.

Но есть одно правило: ВСЕ ИГРЫ С МЕЛКИМИ  ПРЕДМЕТАМИ  ДОЛЖНЫ ПРОИГРЫВАТЬСЯ  ПОД ПРИСМОТРОМ  СО ВЗРОСЛОГО.

Все перечисленные  развивающие игры  широко применяются  в играх с детьми.  Это – разнообразные шнуровки, игры на застёгивание и расстёгивание, дидактические кубы, разнообразные вкладыши, матрёшки, пирамидки, кубики, конструкторы, мозаики и т.п.
Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?
Все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т.к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребёнка процессу шнурования, пристёгивания и т.п. если ребёнок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна. Любые упражнения будут эффективнее, если они будут регулярны.

Ещё раз хочу напомнить о том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Будем рады вашему участию в групповом  конкурсе по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики у детей.

Большое спасибо за активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг с участием родителей и детей старшей коррекционной группы «К» «С пальчиками мы играем – речь детишек развиваем»

В данном тренинге представлена подборка игр, направленных на развитие мелкой моторики детей старшей группы с диагнозом "Задержка психического развития"...

Пальчиковый игро-тренинг "Пальчики играют, речь нам развивают"

тренинг для детей и родителей (открытое занятие)...

Презентация: родительское собрание тема: «Мы играем, мы играем , речь ребёнка развиваем»

- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье и ДОУ; - Повышение педагогической культуры родителей....

В игры с пальцами играем, речь ребенка развиваем.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальцы, мелкую моторику. Упражнения, по тренировке пальцев рук, являются мощны...

Мастер-класс для родителей «В игры играем – речь детей развиваем».

Почему важно развивать речь детей? Потому что речь, по сути, - основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А ...