«Золотые правила взаимоотношений внуков с дедушками и бабушками»
методическая разработка (старшая группа)

Пищаева Наталья Валерьевна

Методические рекомендации для родителей

«Золотые правила взаимоотношений внуков с дедушками и бабушками»

Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышение их активности в вопросах воспитания.

Мы живем в период, когда в обществе все более назревают проблемы, возникшие как следствие глубоких изменений в политико-экономической системе нашего государства. Эти изменения в той, или иной степени затронули духовные, нравственные, морально-бытовые стороны общественного устройства. Но, пожалуй, наиболее тяжело они отразились на людях пенсионного возраста. Пожилые люди, особенно одинокие, постоянно чувствуют свою оторванность от общества.

В наше время люди преклонного возраста чувствуют себя забывчивыми, невостребованными, а мизерные пенсии обрекают их на однообразную и безрадостную жизнь.

Как изменить сложившееся поколение? Как способствовать формированию у детей уважения и любви к людям старшего поколения?

Уважение к старшим воспитывается в семье. И уж, конечно же, уважение к собственным бабушкам и дедушкам также прививается детям в семейном кругу. Главным примером здесь должны стать родители, ведь только в семье, где взрослые уважительно относятся к своим собственным родителям, можно воспитать детей, которые будут уважать не только бабушек и дедушек, но маму с папой.

Психологи и педагоги едины во мнении, что главным способом привить уважение к бабушкам и дедушкам является почтительное уважение к ним со стороны родителей. Видя, как родители заботятся, вежливо разговаривают, беспокоятся о родных, дети перенимают нормы поведения и отношения к бабушкам, дедушкам, родителям и в целом к близким людям.

Почтительное отношение к бабушкам и дедушкам должно проявляться постоянно, а не только в их присутствии. Даже если бабушки нет в комнате, говорить о ней неуважительно или комментировать в негативном ключе ее поведение, выражать неприязнь к ней ни в коем случае нельзя. Если у родителей возникает необходимость не совсем хорошо отзываться о бабушке или дедушке, то этот разговор должен состояться наедине, когда дети не слышат.

Большое значение имеет воспитание в детях уважения не только к бабушкам и дедушкам, но и собственному наследию, истории, культурным ценностям. Именно в семье дети должны получить первые уроки истории и эти уроки обычно им преподают бабушки и дедушки, рассказывая о своем детстве и молодости. Удивительно, как отличается мир, в котором жили они, от современного мира. К тому же, такие рассказы сблизят детей с бабушками и дедушками, ведь именно они помогут внукам понять, что все взрослые когда-то были детьми.

Но надо помнить о том, что каждый человек станет пожилым и беспомощным. Ухаживая за стариками, родители подают пример своим детям и могут надеяться на то, что не окажутся в пожилом возрасте на пороге дома престарелых. Делая добро, уважая старшее поколение, каждый может надеяться на счастливую старость. педагоги в школах, родители и общество в целом обязаны задуматься над проблемой. Следует создавать проекты, проводить внеклассные занятия, читать литературные произведения с детьми, используя тезисы на тему уважения к пожилым людям. Правильным воспитанием детей, собственным примером, каждый человек в обществе, прежде всего должен думать о своей старости, которая может прийти очень скоро.

В нашей культуре бабушка всегда была важным человеком в жизни ребёнка, особенно дошкольника. Контролируют и воспитывают бабушки, как правило, меньше, чем родители, при этом времени для общения с внуками у них гораздо больше. Так образуются крепкие и нежные детско-бабушкинские дружбы, а порой выстраиваются и целые секретные миры.

В нашем мини-обзоре бабушки летают, падают с неба, превращаются, — находятся в каком-то загадочном состоянии и явно обладают суперсилой, а то и несколькими. Кажется, именно они знают секрет страны, в которой живёт нестареющий Питер Пэн.

 

Правило первое.

Принимать бабушку и дедушку такими, какие они есть

Если бабушка или дедушка постоянно критикуют вашу одежду или увлечения, старайтесь реагировать спокойно, подключайте чувство юмора: “Да, согласен, прикид у меня странный для вас, но по-моему мне идет”,  «да в ваше время все девочки ходили в платьях и туфельках, а я ношу платье с кедами, что поделать, сейчас такая мода», «да знаю, что вас бесит мой наряд, но мне нравится, и кстати, сейчас это даже называется ЛУК» или просто промолчите и переключитесь на другую тему. Но есть шанс, чтобы бабушке и дедушке будет интересно, что такое «лук» и как это слово вообще может быть связано с одеждой.

Правило второе:

Создавать совместные традиции

Подумайте, как можно регулярно проводить с ними время. Например, раз в неделю или реже вы могли бы устраивать совместные посиделки: играть в настольные игры, вместе готовить, смотреть старые фильмы, ходить в музеи или театры, ездить на рыбалку или просто гулять в парке. Рождественские посиделки, - собраться всей семьей. Налепить всей семьей пельмени и вместе их съесть. Можно разрешить детям придумать начинки для пельменей.

Правило третье:

Интересоваться жизнью бабушки и дедушки

Бабушке и дедушке будет очень приятно, если вы проявите интерес к их жизни. Попросите их рассказать о том, как они жили, чем занимались и увлекались, когда были в вашем возрасте.

«Чехарда». Когда я задал вопрос дедушке с бабушкой, во что они играли в детстве, было названо много игр, в которые играем и мы сейчас: скакалка, снежки, футбол, прятки, ляпы. Но были и те игры, о которых я слышал в первый раз. Игра «Чехарда» – где прыгают через спину товарища. Мы с папой попробовали. Было очень весело!

Игра «Городки». Это игра, где из коротких брёвнышек строили разные фигуры, которые нужно было сбить палкой, кто больше сбил тот и победил. Дедушка любил играть в «Городки», он был чемпион двора.

Концерт». Долгими морозными вечерами моя бабушка со своей сестрой устраивала домашние концерты. Они наряжались, пели песни, читали стихи, а родители внимательно слушали и аплодировали. 

«Секретики». Нужно собрать всё «самое ценное»: золотинки, фантики, бусинки, красивые камушки. Потом всё это аккуратно разложить в земле и накрыть стёклышком. Всё это делалось тайно. О «секретике» можно было рассказать только самым верным друзьям.

«Тише едешь - дальше будешь». Водящий и играющие находились по разные стороны двух линий, которые были прочерчены на расстоянии 5-6 м друг от друга. Задача играющих: как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становился водящим. Играющие двигались только по словам водящего: «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!». На слово «стоп» все замирали. Если водящий замечал, что кто-то зашевелился, он посылал играющего за черту. 

 

Правило четвертое:

Помогать

У вас есть шанс проявить заботу о своих пожилых родственниках. Если вы не живете вместе, приходите к бабушке или дедушке в гости не только на блины, но и чтобы помочь с уборкой, наладить работу компьютера и научить их вести беседы по zoom и skype, а если они заядлые дачники, то и – да-да, крепитесь! — помочь на огороде. Даже если они отлично справляются со своими домашними делами самостоятельно и в помощи, казалось бы, не нуждаются, им будут приятны ваша забота и внимание.

Правило пятое:

Использовать технику “Я-высказывание”

Эту технику психологи всегда рекомендуют для успешного выхода из конфликтов. Если вы не выдерживаете напора критики, вспоминайте про данную технику и применяйте ее — говорите о своих чувствах. Например, “мне обидно, когда ты критикуешь мой внешний вид. Я и так постоянно сомневаюсь в том, хорошо ли выгляжу, что думают обо мне друзья, поэтому от тебя, бабуль, хотелось бы поддержки или хотя бы не резкой критики”.

Помните, что бабушки и дедушки критикуют, желая вам добра. Но, к сожалению, часто их способы помочь обижают и раздражают, поэтому говорите им об этом, просто в приемлемой форме, не обижая в ответ.

Правило шестое:

Делать сюрпризы

Приятные мелочи и подарки любят все, поэтому попробуйте внедрить эту традицию в ваши отношения. Подумайте, что может порадовать ваших стариков. Это могут быть записки или звонки с пожеланием хорошего дня, приглашение сходить куда-нибудь, милая открытка или фото-книга о вашей семье или о молодости бабушки и дедушки, сделанные своими руками. А может быть, вы снимете видео или даже клип о них, не только же рэперам записывать треки про мам и бабушек.

Правило седьмое:

Просить чему-то научить

Бабушкам и дедушкам очень важно, чтобы внуки признавали их авторитет и опыт, поэтому обращение за помощью и просьба научить вас какому-то конкретному навыку — это беспроигрышный вариант расположить их к себе, а вам приобрести полезное и нужное умение. С бабушкой или дедушкой вы сможете научиться печь любимый пирог, чинить протекший кран, водить машину, собирать грибы, рыбачить — только вы знаете, в чем они настоящие эксперты. Подумайте, чему бы вы действительно хотели у них научиться и договоритесь о первом уроке.

Правило восьмое:

Проявлять любовь и благодарность

Каждому человеку хочется быть уверенным, что его любят. Особенно пожилым людям, даже если они сами при этом  не привыкли открыто говорить о своих чувствах и демонстрировать любовь. Вы можете проявить инициативу и сказать своим бабушке и дедушке, что любите их и признательны им за заботу. Это можно сказать лично или отправить сообщение, написать пост о них или разместить видео в своем блоге.

И главное — чаще звоните им, если живете далеко друг от друга, и, конечно же, приезжайте в гости.

Заключение

Уважение к старшему поколению воспитывается с детства и прежде всего начинается с уважения к самому себе. Человек не идеален. Осознание и принятие этого факта помогает воспитать в себе чувство самоуважения. Человек, уважающий себя, принимает и любит себя таким какой он есть со всеми достоинствами и недостатками, и так же будет относиться к окружающим людям.

Со временем именно бабушки и дедушки становятся для подрастающего ребенка источником семейных историй и традиций и становятся одними из самых близких малышу людей.

 

«Золотые правила взаимоотношений внуков с дедушками и бабушками в нашем доме»

 

Правило первое
Принимать бабушку и дедушку такими, какие они есть
Правило второе:
Создавать совместные традиции
Правило третье:
Интересоваться жизнью бабушки и дедушки
Правило четвертое:
Помогать
Правило пятое
Использовать технику “Я-высказывание”
Правило шестое:
Делать сюрпризы
Правило седьмое:
Просить чему-то научить
Правило восьмое:
Проявлять любовь и благодарность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvazhenie_k_starshim_vospityvaetsya_v_seme.docx298.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25

Методические рекомендации для родителей

«Золотые правила взаимоотношений внуков с дедушками и бабушками»

Воспитатель 1 квал.кат.: Пищаева Н.В.

г. Заволжье

2022 год


Помните, что ваши дети будут обходиться с вами,

так же, как вы обходитесь со своими родителями

Фалес

Пояснительная записка.

Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышение их активности в вопросах воспитания.

Мы живем в период, когда в обществе все более назревают проблемы, возникшие как следствие глубоких изменений в политико-экономической системе нашего государства. Эти изменения в той, или иной степени затронули духовные, нравственные, морально-бытовые стороны общественного устройства. Но, пожалуй, наиболее тяжело они отразились на людях пенсионного возраста. Пожилые люди, особенно одинокие, постоянно чувствуют свою оторванность от общества.

В наше время люди преклонного возраста чувствуют себя забывчивыми, невостребованными, а мизерные пенсии обрекают их на однообразную и безрадостную жизнь.

Как изменить сложившееся поколение? Как способствовать формированию у детей уважения и любви к людям старшего поколения?

Уважение к старшим воспитывается в семье. И уж, конечно же, уважение к собственным бабушкам и дедушкам также прививается детям в семейном кругу. Главным примером здесь должны стать родители, ведь только в семье, где взрослые уважительно относятся к своим собственным родителям, можно воспитать детей, которые будут уважать не только бабушек и дедушек, но маму с папой.

Психологи и педагоги едины во мнении, что главным способом привить уважение к бабушкам и дедушкам является почтительное уважение к ним со стороны родителей. Видя, как родители заботятся, вежливо разговаривают, беспокоятся о родных, дети перенимают нормы поведения и отношения к бабушкам, дедушкам, родителям и в целом к близким людям.

Почтительное отношение к бабушкам и дедушкам должно проявляться постоянно, а не только в их присутствии. Даже если бабушки нет в комнате, говорить о ней неуважительно или комментировать в негативном ключе ее поведение, выражать неприязнь к ней ни в коем случае нельзя. Если у родителей возникает необходимость не совсем хорошо отзываться о бабушке или дедушке, то этот разговор должен состояться наедине, когда дети не слышат.

Большое значение имеет воспитание в детях уважения не только к бабушкам и дедушкам, но и собственному наследию, истории, культурным ценностям. Именно в семье дети должны получить первые уроки истории и эти уроки обычно им преподают бабушки и дедушки, рассказывая о своем детстве и молодости. Удивительно, как отличается мир, в котором жили они, от современного мира. К тому же, такие рассказы сблизят детей с бабушками и дедушками, ведь именно они помогут внукам понять, что все взрослые когда-то были детьми.

Но надо помнить о том, что каждый человек станет пожилым и беспомощным. Ухаживая за стариками, родители подают пример своим детям и могут надеяться на то, что не окажутся в пожилом возрасте на пороге дома престарелых. Делая добро, уважая старшее поколение, каждый может надеяться на счастливую старость. педагоги в школах, родители и общество в целом обязаны задуматься над проблемой. Следует создавать проекты, проводить внеклассные занятия, читать литературные произведения с детьми, используя тезисы на тему уважения к пожилым людям. Правильным воспитанием детей, собственным примером, каждый человек в обществе, прежде всего должен думать о своей старости, которая может прийти очень скоро.

Поездка в гости к бабушке и дедушке — это настоящее приключение. Книга Носова «Шурик в гостях у дедушки» с иллюстрациями чудесного художника Ивана Семенова — как раз об этом. Шурик отдыхает в деревне и каждый день изобретает что-нибудь новенькое: вешает калошу вместо почтового ящика, например, или заколдовывает рыб. Но и дед, и бабушка всегда готовы посмеяться вместе с ним. Подробнее: https://www.labirint.ru/child-now/grandma/

Суп в кастрюле: «буль-буль-буль» — 

Варится и булькает,

А внучок: «Бабуль, бабуль!» —

Ходит и бабулькает.

Надежда Шемякина

В нашей культуре бабушка всегда была важным человеком в жизни ребёнка, особенно дошкольника. Контролируют и воспитывают бабушки, как правило, меньше, чем родители, при этом времени для общения с внуками у них гораздо больше. Так образуются крепкие и нежные детско-бабушкинские дружбы, а порой выстраиваются и целые секретные миры.

В нашем мини-обзоре бабушки летают, падают с неба, превращаются, — находятся в каком-то загадочном состоянии и явно обладают суперсилой, а то и несколькими. Кажется, именно они знают секрет страны, в которой живёт нестареющий Питер Пэн.

Правило первое.

Принимать бабушку и дедушку такими, какие они есть

Если бабушка или дедушка постоянно критикуют вашу одежду или увлечения, старайтесь реагировать спокойно, подключайте чувство юмора: “Да, согласен, прикид у меня странный для вас, но по-моему мне идет”,  «да в ваше время все девочки ходили в платьях и туфельках, а я ношу платье с кедами, что поделать, сейчас такая мода», «да знаю, что вас бесит мой наряд, но мне нравится, и кстати, сейчас это даже называется ЛУК» или просто промолчите и переключитесь на другую тему. Но есть шанс, чтобы бабушке и дедушке будет интересно, что такое «лук» и как это слово вообще может быть связано с одеждой.

Правило второе:

Создавать совместные традиции

Подумайте, как можно регулярно проводить с ними время. Например, раз в неделю или реже вы могли бы устраивать совместные посиделки: играть в настольные игры, вместе готовить, смотреть старые фильмы, ходить в музеи или театры, ездить на рыбалку или просто гулять в парке. Рождественские посиделки, - собраться всей семьей. Налепить всей семьей пельмени и вместе их съесть. Можно разрешить детям придумать начинки для пельменей.

Правило третье:

Интересоваться жизнью бабушки и дедушки

Бабушке и дедушке будет очень приятно, если вы проявите интерес к их жизни. Попросите их рассказать о том, как они жили, чем занимались и увлекались, когда были в вашем возрасте.

«Чехарда». Когда я задал вопрос дедушке с бабушкой, во что они играли в детстве, было названо много игр, в которые играем и мы сейчас: скакалка, снежки, футбол, прятки, ляпы. Но были и те игры, о которых я слышал в первый раз. Игра «Чехарда» – где прыгают через спину товарища. Мы с папой попробовали. Было очень весело!

Игра «Городки». Это игра, где из коротких брёвнышек строили разные фигуры, которые нужно было сбить палкой, кто больше сбил тот и победил. Дедушка любил играть в «Городки», он был чемпион двора.

Концерт». Долгими морозными вечерами моя бабушка со своей сестрой устраивала домашние концерты. Они наряжались, пели песни, читали стихи, а родители внимательно слушали и аплодировали. 

«Секретики». Нужно собрать всё «самое ценное»: золотинки, фантики, бусинки, красивые камушки. Потом всё это аккуратно разложить в земле и накрыть стёклышком. Всё это делалось тайно. О «секретике» можно было рассказать только самым верным друзьям.

«Тише едешь - дальше будешь». Водящий и играющие находились по разные стороны двух линий, которые были прочерчены на расстоянии 5-6 м друг от друга. Задача играющих: как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становился водящим. Играющие двигались только по словам водящего: «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!». На слово «стоп» все замирали. Если водящий замечал, что кто-то зашевелился, он посылал играющего за черту. 

Правило четвертое:

Помогать

У вас есть шанс проявить заботу о своих пожилых родственниках. Если вы не живете вместе, приходите к бабушке или дедушке в гости не только на блины, но и чтобы помочь с уборкой, наладить работу компьютера и научить их вести беседы по zoom и skype, а если они заядлые дачники, то и – да-да, крепитесь! — помочь на огороде. Даже если они отлично справляются со своими домашними делами самостоятельно и в помощи, казалось бы, не нуждаются, им будут приятны ваша забота и внимание.

Правило пятое:

Использовать технику “Я-высказывание”

Эту технику психологи всегда рекомендуют для успешного выхода из конфликтов. Если вы не выдерживаете напора критики, вспоминайте про данную технику и применяйте ее — говорите о своих чувствах. Например, “мне обидно, когда ты критикуешь мой внешний вид. Я и так постоянно сомневаюсь в том, хорошо ли выгляжу, что думают обо мне друзья, поэтому от тебя, бабуль, хотелось бы поддержки или хотя бы не резкой критики”.

Помните, что бабушки и дедушки критикуют, желая вам добра. Но, к сожалению, часто их способы помочь обижают и раздражают, поэтому говорите им об этом, просто в приемлемой форме, не обижая в ответ.

Правило шестое:

Делать сюрпризы

Приятные мелочи и подарки любят все, поэтому попробуйте внедрить эту традицию в ваши отношения. Подумайте, что может порадовать ваших стариков. Это могут быть записки или звонки с пожеланием хорошего дня, приглашение сходить куда-нибудь, милая открытка или фото-книга о вашей семье или о молодости бабушки и дедушки, сделанные своими руками. А может быть, вы снимете видео или даже клип о них, не только же рэперам записывать треки про мам и бабушек.

Правило седьмое:

Просить чему-то научить

Бабушкам и дедушкам очень важно, чтобы внуки признавали их авторитет и опыт, поэтому обращение за помощью и просьба научить вас какому-то конкретному навыку — это беспроигрышный вариант расположить их к себе, а вам приобрести полезное и нужное умение. С бабушкой или дедушкой вы сможете научиться печь любимый пирог, чинить протекший кран, водить машину, собирать грибы, рыбачить — только вы знаете, в чем они настоящие эксперты. Подумайте, чему бы вы действительно хотели у них научиться и договоритесь о первом уроке.

Правило восьмое:

Проявлять любовь и благодарность

Каждому человеку хочется быть уверенным, что его любят. Особенно пожилым людям, даже если они сами при этом  не привыкли открыто говорить о своих чувствах и демонстрировать любовь. Вы можете проявить инициативу и сказать своим бабушке и дедушке, что любите их и признательны им за заботу. Это можно сказать лично или отправить сообщение, написать пост о них или разместить видео в своем блоге.

И главное — чаще звоните им, если живете далеко друг от друга, и, конечно же, приезжайте в гости.

Заключение

Уважение к старшему поколению воспитывается с детства и прежде всего начинается с уважения к самому себе. Человек не идеален. Осознание и принятие этого факта помогает воспитать в себе чувство самоуважения. Человек, уважающий себя, принимает и любит себя таким какой он есть со всеми достоинствами и недостатками, и так же будет относиться к окружающим людям.

Со временем именно бабушки и дедушки становятся для подрастающего ребенка источником семейных историй и традиций и становятся одними из самых близких малышу людей.


«Золотые правила взаимоотношений внуков с дедушками и бабушками в нашем доме»

Правило первое

Принимать бабушку и дедушку такими, какие они есть

Правило второе: 

Создавать совместные традиции

Правило третье: 

Интересоваться жизнью бабушки и дедушки

Правило четвертое: 

Помогать

Правило пятое

Использовать технику “Я-высказывание”

Правило шестое: 

Делать сюрпризы

Правило седьмое: 

Просить чему-то научить

Правило восьмое: 

Проявлять любовь и благодарность        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг ко Дню пожилого человека "Дедушки и бабушки- самые родные!"

Этот сценарий был применен на празднике бабушек и дедушек в старшей и средней группах. Поскольку наши дедушки и бабушки- совсем не пожилые люди, мы назвали этот день- День Почтенного человека....

"В гостях у дедушки с бабушкой" занятие по обучению русскому языку

Занятие посвящено систематизации знаний детей о домашних животных. Игровой замысел помогает увлечь детей. загадываются загадки о домашних животных....

Открытое логопедическое занятие по звукопроизношению "В гостях у дедушки с бабушкой"

В занятии использованы нетрадиционные приёмы: релакс, ароматерапия....

Конспект занятия по развитию речи в ясельной группе на тему: «Утешем дедушку и бабушку»

Это конспект занятия по развитию речи. Дети на занятии слушают сказку:"Курочка-ряба". После того, как они послушают сказку они лепят золотые яички. В конце занятия делают выводы....

День пожилого человека "Дедушки и бабушки самые родные"

Сценарий праздничного мероприятия, посвященного Международному Дню Пожилого человека...

Утренник "Ведь когда-то тоже вы были молодые, Дедушки и бабушки-милые, родные!" в подготовительной группе

Утренник в подготовительной группе, посвященный Дню пожилого человека....

Во что играли наши дедушки и бабушки

Сценарий спортивного развлечения для детей старшей и подготовительной группы...