ТРИЗ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка

Куприяшкина Ольга Васильевна

пособие для воспитателей дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_triz.docx56.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №1 «УЛЫБКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЗАКРЫТОГО  АДМИНИСТРАТИВНО – ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЕЛОК СОЛНЕЧНЫЙ  КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


ТРИЗ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

(пособие для воспитателей дошкольных учреждений)

Воспитатель: Куприяшкина О.В.

Содержание.

  1. Введение
  2. Цель, преимущества и дидактические принципы использования  ТРИЗ-технологии в ДОУТехнология ТРИЗ-технология развития творчество
  3. Методы и приемы ТРИЗ
  4. Метод «Мозговой штурм» (МШ): 
  5.  Игры ТРИЗ…
  6. Список используемой литературы

Введение

Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника?

Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Не секрет, что традиционное образование основывается на обычной и ёмкой схеме "знания - умения - навыки". Дидактика, каноны которой были сформулированы ещё в XVII веке Я.А. Коменским, функционирует до сегодняшнего дня по старым правилам: услышал - запомнил - повторил - применил. В результате уже в д/с у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Возникает так называемая психологическая инерция. Психологическая инерция - это привычка мыслить по устоявшимся канонам, на основе уже опробованного опыта. Психологическая инерция блокирует уже имеющийся запас знаний, если они не были задействованы в формировании определённого стереотипа. Действительно, в результате многократного повторения бытовых или учебных ситуаций вырабатывается условный рефлекс поведения, когда задача выступает как раздражитель. До тех пор, пока деятельность человека ограничивается набором воспроизводимых действий (например, при формировании КГН, действий по определённым правилам и формулам), психологическая инерция выступает как благо, избавляя ребёнка от необходимости решать проблемы там, где их нет. Но если условия и обстоятельства меняются, психологическая инерция мешает, тормозит, ставит в тупик. Всё в мире меняется, и появление новых условий или проблем обязательно потребует иных способов действия, тогда как психологическая инерция заставляет действовать по-старому до тех пор, пока не сформируется новый рефлекс.

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки-трансформеры, занятия-путешествия…). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?

Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. К таким технологиям относится технология ТРИЗ.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

  1. Цель, преимущества и дидактические принципы использования  ТРИЗ-технологии в ДОУ

Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого направления.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:

  • в активизации познавательной деятельности детей;
  • в создании мотивационных установок на проявление творчества;
  • в создании условий для развития образной стороны речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
  • повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;
  • формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

-развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной

деятельности.

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

  • Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
  • Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
  • Принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
  • Принцип обратной связи – педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
  • Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

        

Как использовать ТРИЗ:

- в воспитании у детей качеств творческой личности;

- в коррекции правильного звукопроизношения;

- в формировании словаря;

- в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;

- в развитии элементарных математических представлений;

- в развитии конструктивной деятельности.

Основные методы ТРИЗ используемые в работе с детьми :

- Мозговой штурм,

-Метод фокальных объектов,

-Орфологический анализ,

-Метод эмпатии,

-Метод проб и ошибок,

-Тризовские игры.

Методы и приемы ТРИЗ

1) Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей.

Задачи:

  • Развивать коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы воспитателя и т.п.
  • Развивать у детей способность к анализу.
  • Стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы.
  • Формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.

Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Темами мозгового штурма могут быть:

- как уберечь продукты от мышей;

- как не намокнуть под дождем;

- как потушить пожар, если в доме нет воды;

- как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;

- как оставить кусочек лета в зиму.

Правила мозгового штурма:

1) исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо - плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.

1..ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПОГОДЕ

      

Цели  активизировать интерес детей к окружающему миру;   систематизировать знания детей о явлениях природы

Оборудование   «черный ящик»;    полотенце.

1. ЗНАКОМСТВО С ПОМОЩНИКОМ ВОСПИТАТЕЛЯ        Воспитатель (в дальнейшем — В.) предлагает отгадать, что лежит в сундучке (черном ящике, под платком и т. д.), а потом достает и представляет детям «помощника воспитателя» — Игрушку (в дальнейшем — И.), которая будет помогать вести занятия.    Желательно Игрушку пустить по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и познакомиться с ней.

2. ДИАЛОГ С ИГРУШКОЙ О ПОГОДЕ      Игрушка приходит на занятие мокрая. Воспитатель ее вытирает и разговаривает с ней:

В.: Почему ты такая мокрая? 
И.: А я очень дождь люблю! 
В.: Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть! 
И.: Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистое становится! 
В.: Нет, это солнышко хорошее, а не дождь. 
И.: Нет, солнышко плохое! Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут... 
В.: А нашим ребятам солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть…   Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.

3. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СОЛНЫШКО И ДОЖДЬ»

Правила игры     Когда воспитатель говорит «солнце», дети играют, бегают; когда «дождь» — приседают, «прячутся под зонтиками».       Воспитатель может вносить усложнения, добавлять слова «теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «сильная-сильная жара» (нужно прятаться под зонтиками, чтобы не обгореть).

4. ОБСУЖДЕНИЕ С ДЕТЬМИ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПОГОДЕ

В.: Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой? 
В.: Что хорошего в дожде? 
(Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…) 
В.: А что плохого в дожде? 
В.: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда … 
И.: А солнце какое, хорошее или плохое? 
В.: Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце? 
(Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…) 
В.: А что плохого может быть в солнце? 
В.: Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ        — Что понравилось сегодня на занятии? Что не понравилось? Что узнали нового? Что было самым интересным?     Воспитатель обращает внимание на типичную ошибку детей: смешивать содержание занятие (понравилось солнце и не понравился дождь) и форму, организационные моменты (понравились знакомство с Игрушкой, подвижная игра...).

  

        

2.  ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПРЕДМЕТАХ

Цели   систематизировать навык классификации предметов по внешним признакам;    систематизировать знания о свойствах предметов.

Оборудование    мешок;    игрушки небольшого размера;    две коробки;    мячик;   дудочка (свисток).

1. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРУШЕК ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ

Игрушка приходит на занятие с большим мешком. Она очень любит играть и принесла с собой разные игрушки (7-8 штук).  Все предметы выкладываются на стол (можно предложить детям хором их называть), Игрушка немного играет, а потом собирается уходить — «наигралась».

В.: Ты куда идешь? Нужно же вначале игрушки сложить. Вот тебе две коробочки, собери игрушки. Игрушка не просто собирает, а раскладывает предметы в две коробки по разным признакам.                

И.: В эту коробочку положу все большие игрушки, а в эту — маленькие… Нет, лучше в эту все красные, а сюда — все зеленые… Нет, в одну коробку все деревянные, а в другую — все мягкие… и т. д.

Затем Игрушка начинает «ошибаться», проводя неправильные классификации: «В эту коробку положу все зеленые, а в эту все деревянные; нет лучше сюда — мягкие, а сюда — большие игрушки…»

В.: Что-то ты совсем запуталась! Игрушки можно разделять или по цвету — на красные, зеленые, синие, или по размеру — большие и маленькие, или по материалу — пластмассовые, деревянные или бумажные… А разделять их на зеленые и деревянные — неправильно, иначе куда ты положишь вот это деревянный грузовик зеленого цвета? 
И.: Я уже устала… 
В.: Ну тогда иди отдохни, а потом продолжишь, хорошо?

2. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «РАЗБЕЖАЛИСЬ!»

Правила игры

Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбегаться дети. Например: мальчики направо, девочки налево; у кого есть красный цвет в одежде — к двери, у кого нет — к окну и др.

Желательно называть признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами — без карманов; длинные рукава — короткие; в сандаликах — не в сандаликах; кто летал на самолете — кто не летал, кого в детский сад привел папа — кого не папа и др. 
Не рекомендуются называть ситуации, требующие сравнений (высокие — направо, низкие — налево), предполагающие вариативность ответа («Кто любит конфеты, кто нет» — а если шоколадные любит, а леденцы нет?), делящие детей на число групп больше двух («Любит собак — любит кошек» — а если любит других животных?).

Игрушка тоже принимает участи в игре и выполняет соответствующие команды. Игра может проводиться в быстром темпе на выбывание.

3. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПРЕДМЕТАХ

Пока дети играли, кто-то убрал со стола почти все игрушки, осталось только две: мячик и свисток (дудочка).

И.: Осталось только две игрушки, я их быстро уберу: в эту коробочку положу хорошую игрушку, а в эту — плохую. 
В.: А мячик какой? Что в нем хорошего? 
И.: Можно в игры разные играть. 
В.: А что плохого? 
В.: А свисток хороший или плохой? Чем он хороший? 
В.: А что в нем плохого? 
И.: Что же мне делать, куда их положить? И в мячике есть и хорошее и плохое, и в свистке тоже… 
В.: А ты их можешь пока не убирать, а пойти поиграть с ними, только не забывай, что когда играешь с мячиком, то нужно..., 
а когда со свистком — будь внимательной, чтобы ... (Дети дополняют советы воспитателя.)

Желательно после занятия организовать игры с мячиком и свистком (дудочкой).

        3. ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПРЕДМЕТАХ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Цели     систематизировать знания детей о профессиях;     обучать выделять противоположные признаки объектов;     развивать внимание, эмпатию.                                                        

Оборудование    мяч;    конфета;   нож;   будильник.

1. БЕСЕДА О ПРОФЕССИЯХ

Игрушка приходит и спрашивает детей:                                                                                                   — Вы пришли в детский сад, а ваши родители пошли на работу. А чем они на работе занимаются, что делают?

Воспитатель выслушивает ответы детей (в виде игры с мячом или по цепочке), затем задает вопросы о профессиях на расширение кругозора (Кто лечит людей? Чем занимается шофер? и др.).

2. ИГРА «ДРЕССИРОВЩИКИ»      

Вопросы для вступительной беседы

  • Вы любите ходить в цирк?
  • А что в цирке хорошего и плохого?
  • Какие цирковые профессии вы знаете?                                                                                Давайте поиграем в дрессировщика. Вы будете понарошку зверятами, которым я буду давать разные команды. Но вы еще зверята маленькие, не очень послушные, и поэтому выполняете только те команды, которые произносятся вместе со словом «Пожалуйста...». Если этого слова нет, то команды вы не выполняете, а делаете, что хотите. 
    — Зверята, подпрыгните, пожалуйста! Воспитатель произносит команды в произвольном порядке и темпе.

3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МАГАЗИН»

В.: Пока мы с вами играли в цирк, наша Игрушка решила поиграть в «Магазин». 
И.: Только это магазин будет не простой, а сказочный. И покупателями в нем будут сказочные герои, а я буду продавцом.
В.: Наши ребята будут тебе помогать, согласна? 
И.: Согласна, только в своем магазине я хочу продавать товары только хорошим сказочным героям, а плохим — не хочу. 
В.: Давай попробуем, посмотрим, что получится.

Сюжет игры основан на том, что один и тот же предмет (товар) вначале предлагается «плохому» герою с указанием отрицательных сторон предмета, а затем положительному герою рассказывается о положительных сторонах. Игра наглядно демонстрирует вывод, что в каждом предмете есть и хорошее и плохое.

Вариант игры     

Входит в магазин Бармалей.     

Б.: Я хочу купить краски. 
И.: Зачем тебе краски, они плохие! Ты ими испачкаться можешь!
Б.: Не буду покупать.

Затем входит Золушка.      

И.: Золушка, купи краски! Смотри, какие они хорошие, разноцветные, яркие. Ты ими любую картину нарисовать сможешь! 
З.: Хорошо, покупаю. В процессе игры «продаются» конфеты, ножик, будильник, причем воспитатель обеспечивает организационную сторону игры, а аргументы «за» и «против» покупки высказывают дети. 
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ       В конце занятия звенит будильник, и Игрушка вспоминает, что ей пора уходить.

        4.  ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИТУАЦИЯХ

Цели     обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях;    ориентировать детей на здоровый образ жизни.                                                                                            

Оборудование    бинт;   шарф.

1. ПРОТИВОРЕЧИЯ В БОЛЕЗНИ

Приходит Игрушка с завязанным горлом — «заболела». Дети начинают ей сочувствовать (болеть плохо), а Игрушка начинает доказывать, что хорошего есть в болезни (все любят, жалеют, можно телевизор весь день смотреть, мама всегда рядом и др.).   Воспитатель предлагает назвать, что же плохого в болезни.В результате анализа выясняется, что хотя в болезни есть и хорошее и плохое, лучше все-таки не болеть.

2. ИГРА «ПРОСТУДА»

Сюжет игры — аналогично игре «Кошки-мышки».

Отличие в том, что вместо кошки вводится роль «Простуды» (ребенок, обвязанный шарфом), которая гоняется за детьми (хочет, чтобы они заболели).

В конце игры желательно обсудить, что нужно делать, чтобы настоящая простуда никогда тебя не «догнала» (чтобы не заболеть).

3. АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ

У здорового человека жизнь гораздо более разнообразная и интересная, чем у больного. Игрушка называет различные ситуации (смотреть телевизор, купаться, играть на улице, рисовать и др.), а дети анализируют, что хорошего и что плохого в них. В конце делается вывод, что в каждой ситуации есть что-то хорошее и что-то плохое.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

5. ПРОТИВОРЕЧИЯ В РАЗМЕРАХ

Цели    активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации;       формировать понимание относительности размера;  систематизировать знания детей о размерах животных.

Оборудование   кубики разного цвета и размера;   карточки с изображением животных.

1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ          Приходит Игрушка и рассказывает:

И.: Вчера меня пригласили в гости. Сказали, что нужно прийти в маленький красный домик. Я пришла на улицу (выставляет разноцветные кубики), зашла в один красный домик — не тот, в другой — не тот... Так я в гости и не попала… 
В.: Ребята, давайте поможем найти Игрушке нужный дом. Ваши предложения? 
В.: А в этот ты заходила (показывает на большой красный кубик)? 
И.: Так ведь это большой дом, а мне сказали, надо в маленький... 
В.: А кто тебя приглашал? 
И.: Слоненок… 
В.: Так ведь это для тебя этот домик большой, а для слоненка он — маленький. 
И.: Ой, точно! 
В.: А этот красный домик (показывает) тебе кажется маленьким, а для муравья, который там живет, он очень большой. 
И.: Значит, получается, что одно и тоже может быть и большим и маленьким? 
В.: Конечно, смотря для кого. 
И.: Как интересно! А сама я какая: большая или маленькая? 
В.: И большая, и маленькая. Ребята, для кого наша Игрушка большая? 
И.: А для кого маленькая? 
И.: А вы сами какие: большие или маленькие?

2. ИГРА «БОЛЬШИЕ — МАЛЕНЬКИЕ»

Правила игры

Дети идут по кругу. На команду «Большие!» поднимают руки вверх и идут на носочках, на команду «Маленькие!» — приседают и идут на корточках. 
Воспитатель называет команды в произвольном порядке и темпе. Можно указывать сравнение с другими объектами (для цыпленка, для динозавра и др.).

3. УПРАЖНЕНИЕ «РАССТАВЬ ПО ПОРЯДКУ»

Воспитатель показывает детям 5-6 карточек с изображением разных животных (например: мышка, кошка, собака, конь, слон), нужно их расставить по росту, начиная с самого маленького. 
После этого — обсуждение каждой карточки.

Например

Кошка — большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая?.

При ответах дети могут использовать содержание рядом стоящих карточек. При анализе ситуаций «Для кого мышка большая?», «Для кого слон маленький?», дети используют знания из личного опыта.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

                                  6.  ПРОТИВОРЕЧИЯ В КОЛИЧЕСТВЕ

Цели    активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации;      формировать понимание относительности количества.

Оборудование      конфета.

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ      

Приходит Игрушка с конфетой.

И.: Вот конфету принесла, хочу ребят угостить. 
В.: Но ведь у тебя только одна конфета, а у нас ребят, посмотри, как много! 
И.: Разве это много? Вот в цирке действительно детей много, а у вас мало! 
В.: Нет, мало, это когда дома: один или два, а у нас их двадцать — это много! 
И.: Ребята, а как вы сами думаете: вас много или мало?

В процессе обсуждения дети формулируют вывод: и много и мало, смотря в сравнении с чем: по сравнению с количеством детей в одних ситуациях (указываются) детей в группе много, по сравнению с другими ситуациями (указывается) — мало.

В.: И конфеты нам одной на всех, конечно, мало! 
И.: А может ли быть такое, что этой конфеты для кого-то будет много? 
В.: Конечно, может! Ребята, поможем Игрушке. Для кого одна конфета — это много? 
И.: А один арбуз — это много или мало? 
В.: И много и мало. Смотря для кого. Выручайте снова, ребята! 
И.: А целая бочка воды? 
Д.: И много и мало. Для ..... много, а для ... ….— мало.

2. ИГРА «МНОГО — МАЛО»

Правила игры

Дети сидят на ковре. Воспитатель называет различные ситуации, дети должны соответственно реагировать. Если много — руки развести широко в стороны, мало — ладони сблизить, достаточно — рука на руку. 
Желательно вначале отработать сами жесты.

Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия): одно ведро воды для муравья? одно ведро воды для слона? одно солнце в небе? один самолет в небе? одна мама у ребенка? один ребенок у мамы? один дом для всех людей? одна нога у человека? одна ножка у гриба? одна змея в квартире? одна змея в лесу? и др.

3. ПРОТИВОРЕЧИЯ В КОЛИЧЕСТВЕ

И.: Одна конфета для всех детей — это мало, потому что на всех не хватит. Если будет конфет много — хватит всем. Выходит, когда чего-то мало — это плохо, а когда много — то хорошо… 
В.: Интересный вывод... А еще другие примеры такие есть? 
И.: А еще игрушки, подарки, сладости... 
В.: Но если ты съешь очень много сладостей, то ведь можно и заболеть... Получается так: мало — плохо, много — хорошо, а если очень много — то опять плохо... 
И.: А бывает ли наоборот: что чего-то мало, и это хорошо, лучше, чем если бы было много? ударишься, или много, сильно? 
И.: Конечно, если мало — лучше! 
В.: А если тебе что-нибудь невкусное дают, что лучше: много или мало? 
И.: Мало, мало! А если совсем не дают — еще лучше! 
В.: Ребята, а вы знаете примеры, когда чего-то мало — и это хорошо? 
И.: А я, кажется, поняла: если что-то нам нравится, приятно — то когда его мало — это плохо, а когда много — хорошо. А если что-то неприятное, плохое — то хорошо, когда его поменьше. 
В.: Умница, все правильно. А чтобы и ребята это хорошо поняли, сейчас я буду называть разные ситуации, а вы должны будете сказать, если этого будет мало — это хорошо или плохо?

Примеры ситуаций

Хвалят, ругают, дают мороженое, дают горькое лекарство, ведут в цирк, ведут в гости, оставляют дома одного и др.

Примечание

Желательно обратить внимание детей на то, что могут быть разные реакции на одну и ту же ситуацию.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Цели      систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе;      активизировать использование антонимов в речи;    активизировать мышление детей;    обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».

Оборудование     пакет от подарка.

1. ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЗИМЕ   Игрушка приходит на занятие с пустым большим пакетом от подарка.

И.: Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник — Новый год, и елку надо украшать, и Дед Мороз подарки дарит! Вот этот пакет я сохранила на память с прошлого праздника и жду — не дождусь нового! А еще можно и на санках и на лыжах кататься, и в снежки играть и крепость строить! Зима — мое самое любимое время года, она такая хорошая… 
В.: И не только ты любишь зиму. Думаю, нашим ребятам она тоже нравится. За что вы любите зиму? 
В.: Согласна с вами, что Новый год и подарки — это хорошо. Но ведь зимой можно замерзнуть или поскользнуться на льду, а это плохо. 
И.: Значит выходит, что и в зиме тоже есть и хорошее и плохое? 
И.: Это вы уже знаете, а вот вы сможете ответить, чем зима отличается от лета? 
В.: А давай, Игрушка, ты с нашими детьми сейчас поиграешь: ты будешь говорить, что бывает летом, а ребята — что бывает зимой. 
И.: Хорошо. Я начинаю. Летом жарко, а зимой — ... 
Д.: Холодно. 
И.: Летом на деревьях листья, а зимой — ... 
Д.: Листьев нет (или лежит снег).

Примечание

Воспитатель подбирает вопросы так, чтобы дети при ответе могли использовать антонимы.

Примеры вопросов

  • Летом день длинный, а зимой — ...
  • Зимой солнце низко, а летом — …
  • Летом гуляют на улице много, а зимой — ...
  • Зимой рябина сладкая, а летом — …
  • Зимой птицам голодно, а летом — …
  • Зимой земля покрыта снегом, а летом — ... и др.

Можно предложить детям самостоятельно придумать аналогичные вопросы.

2. ИГРА НА ВНИМАНИЕ

В.: А сейчас давайте поиграем в игру «Зима-лето» (дети стоят на ковре.) Когда я говорю зима — вы должны сесть на корточки и хлопать себя — «греться». Когда лето — вы встаете и бегаете.

Воспитатель называет не только слова «зима» и «лето», но и характерные признаки времен года (снег, гроза, холодно, лужи и др.), дети должны соответственно реагировать.

3. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

И.: Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега. А дедушка живет на крайнем севере, там снег никогда не тает. Что бы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка — траву и деревья (только переезжать никуда они не хотят)?..

Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма»: сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируются и выбираются наиболее удачные.

И.: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! А сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это будет для них мой новогодний подарок! А вы придумали подарки для своих близких к Новому году?.. Если еще нет, то я вам тоже обязательно помогу!

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

        

8.   ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПРОТИВОРЕЧИЯМ

Цели     систематизировать представления детей о противоречиях;     оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей.

Занятие проводится по индивидуальным планам воспитателей.

Желательно рассмотреть основные темы: противоречия в предмете, противоречия в ситуации, противоречия в размере и количестве.

Рекомендуется рассматривать объекты, которые не обсуждались на предыдущих занятиях.

        

9.  ПОДСИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

Цели    систематизировать знания о строении человека;     развивать внимание, умение сравнивать, обобщать;   развивать воображение.

Оборудование    бумажные части тела робота.

1. «СБОРКА РОБОТА»     Игрушка приходит на занятие с различными частями тела, вырезанными из бумаги: голова, руки, туловище, ноги, шея.

И.: Вот я дома нашла какие-то круги, палочки; даже не знаю, что это такое... 
В.: А ты давай разложи это на ковре, чтоб было удобно, и тогда посмотрим.                               Игрушка выкладывает на ковре в произвольном порядке все части.

В.: Ребята, а вы тоже не знаете, что это такое? 
В.: Правильно, части тела. Если их правильно разложить, то может получиться робот. 
И.: Давайте я, я умею!

Начинает раскладывать неправильно: ноги к голове, две руки с одной стороны и др. Дети советуют, как сделать правильно.

И.: Вот теперь все как надо. И оказывается, что робот очень похож на человека… 
В.: Мне кажется, что настоящий человек отличается от этого робота. Как вы думаете, ребята? 
В.: А можно ли его «превратить» в человека?

Детские ответы по возможности «воплощаются в жизнь»: части тела робота соединяются между собой, дорисовываются черты лица, волосы; рисуется одежда и т. д.

2. ИГРА «РУКИ, НОГИ, ГОЛОВА»

Правила игры

Воспитатель называет различные части тела, нужно до них дотронуться. Кто ошибся — выбывает из игры.

3. ОБСУЖДЕНИЕ «ЧТО — ДЛЯ ЧЕГО?»

Воспитатель называет различные части тела человека и задает вопросы, зачем они нужны. Желательно вначале рассмотреть более крупные подсистемы (голова, руки, ноги и т. д.), потом более мелкого, когда подсистема становится рассматриваемой системой (зачем на голове глаза, нос, рот и др.; на руках пальцы, ладони, локти и др.).

В конце проводится обсуждение: что, какие части не нужны человеку, являются лишними? По желанию можно проанализировать последствия фантастических допущений: что произошло, если бы глаза были на затылке, уши на коленях, пальцы вместо носа и т. п.

Вывод: все, что есть у человека, ему необходимо и находится там, где нужно.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

 

        10.    ПОДСИСТЕМЫ ПРЕДМЕТОВ: ОБЪЕКТ «ЧАЙНИК»

Цели     систематизировать знания о посуде;     обучить функциональному подходу восприятия подсистем;       развивать диалектическое мышление;      развивать умение прогнозировать.

Оборудование       настоящий и игрушечный чайники.

1. ОБСУЖДЕНИЕ «КАКОЙ ЧАЙНИК ЛУЧШЕ?»

Игрушка приходит на занятие вся замерзшая, хочет согреться и просит вскипятить чайник. Пока чайник греется, предлагается обсудить вопросы:

  • Зачем вообще нужен чайник?
  • Можно ли его заменить другим предметом (кастрюлей, чашкой и др.), почему? Чем это будет неудобно?
  • Что хорошего, что плохого в чайнике?
  • Из чего сделан чайник?
  • Бывают ли стеклянные чайники, почему?
  • Что хорошего и что плохого в стеклянном (бумажном, из ткани, деревянном, пластмассовом) чайнике?

2. ИГРА-ЭСТАФЕТА «НАПОЛНИ ЧАЙНИК»      Группа делится на несколько команд. Нужно наполнить водой чайник, находящийся на расстоянии. 
Каждый участник команды ложкой зачерпывает воду из стаканчика и бежит, чтобы перелить ее в чайник. 
Побеждает команда, которая первой выполнит задание.

3. АНАЛИЗ ПОДСИСТЕМ     

 Предлагается проанализировать все подсистемы чайника в последовательности:

  • название подсистемы;
  • для чего нужна;
  • что в ней хорошего и что плохого;
  • что произойдет, если этой подсистемы не будет;
  • что произойдет, если таких подсистем будет несколько.                                                   Пример обсуждения
  • Из каких частей состоит чайник? 
    — Носик, ручка, стенки, дно... 
    — Зачем носик нужен? 
    — Чтобы воду из него наливать. 
    — Что хорошего и что плохого в носике? 
    — Хорошо, что через него вода льется точно струей, а плохо, что за него можно зацепиться и чайник опрокинуть. 
    — А если не будет носика? 
    — Это плохо, потому что вода из дырки будет сразу выливаться, неудобно будет наливать. 
    — А если несколько носиков и сразу три чашки наливать? 
    — Когда гости пришли — так удобнее будет, а если один дома, то через другие носики будет вода выливаться, их придется закрывать… 
    — Для чего нужна ручка? И т. д.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ    Желательно организовать в виде чаепития (чайник — «герой» занятия — посередине стола).

Список используемой литературы

  1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.
  2. Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2
  3. Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.
  4. Гин С.И. Мир человека. М., 1993.
  5. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Минск: ИВЦ Минфина, 2008г. 
  6. Дидактические игры для развития творческого воображения детей /Сост. А.И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ для дошкольников

ТРИЗ для дошкольников.Воспитатель НРМ ДОБУ ЦРР детский сад «Теремок» Решульская Ю.Ш. Он взрослых изводил вопросом «Почему»....

Буклет для родителей "ТРИЗ для дошкольников"

Буклет для родителей "ТРИЗ  для дошкольников"...

ТРИЗ для дошкольников- буклет

Игры на формирование основ системного мышления детей метод "Системный оператор"Игры на выделение надсистемных связейИгры на выделение подсистемных связейИгры по сравнению системы...

ТРИЗ для дошкольников

ТРИЗ для дошкольников...

Авторское занятие из серии "Интегративные технологии ТРИЗ" для дошкольников "Как Ваня с ребятами чудо-инструмент искал"

Данный материал получил Диплом призера Шестого Всероссийского конкурса инновационных образовательных  технологий "Современная школа" научно-методического элекстронного журнала "Концепт" Конц...

Презентация НОД Авторское занятие из серии "Интегративные технологии ТРИЗ" для дошкольников "Как Ваня с ребятами чудо-инструмент искал"

Представлен практический опыт реализации инновационных ТРИЗ-технологий с театрализованным музыкальным участием родителей детей в непосредственной образовательной деятельности на материалах русск...

ТРИЗ для дошкольников

ТРИЗ для дошкольников...