Консультация для педагогов "Рассуждения о руссках сказках"
консультация

Вершинина Наталия Николаевна
«Русская народная сказка — как цвет незаметных и неведомых полевых цветов; а духовный смысл ее — как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естество родной природы — и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое вечно юное и вечно древнее, — все в сочетаниях неописуемого вкуса и аромата». И.А.Ильин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_skazka.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка в жизни ребенка

«Русская народная сказка — как цвет незаметных и неведомых полевых цветов; а духовный смысл ее — как тонкий и благоуханный мед:

попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естество родной природы — и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое вечно юное и вечно древнее, —

все в сочетаниях неописуемого вкуса и аромата».

 И.А.Ильин

                                                                                                                             

Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений и формирование у детей основ нравственных представлений. Именно в этот период формируются дружеские взаимоотношения между сверстниками, уважение к старшим, трудолюбие и любовь к Родине.

Нет, наверное, ребёнка, который не любил бы сказок. Причём с величайшим удовольствием их слушает малыш 2-3 лет и школьник пятого шестого класса.  Значение сказки в воспитании ребёнка неоценимо. Сказка раскрывает перед ребёнком всё богатство родного языка, ярко, выразительно сказка способствует развитию детского воображения, фантазии, приобщает к творчеству.

   Обратите внимание, с каким удовольствием дети рисуют на тему сказок: домик для бабы-яги, саму бабу-ягу в ступе и тому подобное. Но ведь персонажи в сказках редко описываются, то есть изображая сказочный персонаж на бумаге, ребёнок обязательно домысливает.

  Сказка формирует представления о добре и зле она с детства закладывает  в душу человека заряд оптимизма, ведь в сказке всегда побеждает добро, а зло наказывается. Нравственные идеалы облечены в ней в художественную форму, а это усиливает воздействие.

Звери в сказках говорят, рассуждают, хитрят, обманывают, враждуют, дружат.

Михаил Васильевич Ломоносов признал у сказочного вымысла серьёзное значение. По словам ученого, издавна в сказках всех народов ведётся правило придавать «бессловесным животным слово».  Ломоносов обратил внимание на то, что фантастика может быть самой невероятной:  Змей Горыныч, русалки, баба-яга, Кощей, морской царь и т.д.  В сказках всегда повествуется о чём-то невероятном,  невозможном в реальной жизни, но вместе с тем фантастический вымысел заключает в себе, как говорил Ломоносов, « идею обыкновенную и натуральную» то есть в вымысле есть и правда.

  Сказки говорят нам больше, чем непосредственно заключено в их выдумке. История волка и лисы, кота и лисы, петушка, козы дерезы, козла, журавля, вороны и рака тетерева, лягушки, мышки и десятка других зверей и птиц с которыми случаются удивительные приключения,- это все истории, в которых есть место не только для забавы, но и для выражения серьёзного смысла

Выросла репка такая большая, что дед один не смог выдернуть её.  Позвал на помощь бабку - опять никак не вытянуть. Позвали  внучку, потом собачку, потом кошку, но всё никак не вытянуть репку. Позвала кошка мышку. Потянули – вытянули. Конечно, всё это одна забавная выдумка, но и у этой истории есть смысл: не хватало только мышкиной силы, чтобы вытянуть репку. Оказалось, что никакая, даже самая малая сила в деле не лишняя, а случается что её - то и не хватает, чтобы добиться результата. Сказки о зверях и птицах долгие годы были своего рода социально - бытовой энциклопедией. Тут осуждены хитрецы, лжецы, лентяи, воры грубияны. Людские пороки выставлены на позор и смех.

  Сказка учит добру, дружбе, взаимовыручке, а когда добрым расположением пренебрегают, то дело оборачивается теми отношениями, про которые пословица говорит: « Как аукнется, так и откликнется»

 О чём бы не заходила речь в сказке, она рассказывается так, как будто сами мы стали свидетелями этих событий, вместе со сказкой мы уносимся в воображаемый мир подземного царства, поднебесную высь, говорим с солнцем, месяцем, достигаем звёзд, попадаем в дремучий лес, переплываем через огненные реки, видим, как гибнет Кощей.

  Мир сказки - мир необычный, удивительный его красота волнует.

 Первое знакомство с миром сказки оставляет неизгладимый след в душе на долгие годы и на всю жизнь.

  В сказке, как бы, даётся пример правильного поведения ребёнка в трудной обстановке. Находчивость, смелость даёт возможность мальчику Ивашечке победить страшную ведьму и благополучно вернуться домой.

Оказавшаяся в дремучем лесу падчерица, не только остаётся живой, но ещё и награждается за свою доброту и отзывчивость. В сказке нет прямо высказанной морали, как в баснях.     Сказка учит примером.

   Хотя большинство сказок заканчивается торжеством добра и справедливости, ребёнок до счастливой развязки успевает поволноваться: разделить чьё то горе, посочувствовать обиженному, выразить свои эмоции к обидчику. Отзывчивое детское сердце способно сопереживать, даже если сказка знакома и конец давно известен. Некоторые дети, слушая сказки, даже плачут. Не стоит бояться этих слёз и уберегать ребенка от благородного чувства сострадания. Только очень  впечатлительным детям, лучше не рассказывать на ночь страшные сказки.

 Не нужно взрослым жалеть времени для того, чтобы побыть вместе с ребёнком в мире сказок.

  Сказки лучше детям не читать, а рассказывать.

   Рассказывать сказки лучше перед сном, когда ничто не отвлекает внимание ребенка, и он погружается в сказку.

  Он живёт и действует вместе с её героями. Под сказку он засыпает. И в такой обстановке нравственные идеалы воздействуют не только на сознание маленького человечка, но, можно надеяться, откладываются и в подсознании, постепенно формируя душу.

Сказка воспитывает ненавязчиво и незаметно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА!"

этот материал я использовала, при проведении родительского собрания...

Консультация для родителей Влияние русской народной сказки на развитие ребенка

«Увлекаясь простодушною фантазией народной детской прозой, сказкой, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым на...

Консультация на тему "Русская сказка и гендерное воспитание"

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми.Сказки-сильное средство воспитания любви к ближнему.В них отражены не тольк...

Консультация для родителей «Какие русские народные сказки читать детям?»

В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой?    На самом деле, сказка должна входить в жизнь ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».Цель. Познакоми...